Вносится депутатом Государственной Думы
Зоркальцевым В.И.
Проект
(No97802224-2)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О порядке перевода вкладов в организациях
государственного страхования Российской Федерации
в целевые долговые обязательства Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон устанавливает порядок перевода денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в организации государственного страхования (СССР и РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования, в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
Статья 1. Денежные средства, внесенные гражданами Российской Федерации в виде платы за страхование (страховых взносов) в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) в период до 1 января 1992 года по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии, смешанного страхования жизни, страхования детей, страхования к бракосочетанию и пожизненного страхования, обязательства по которым не были прекращены страхователем, назначенным им лицом, застрахованным лицом или их провопреемниками путем принятия исполнения договоров предложенным страховщиком способом (далее для целей настоящего закона - восстанавливаемые страховые взносы), являются гарантированными сбережениями граждан, установленными Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Восстанавливаемые страховые взносы переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сберегательные обязательства Российской Федерации, установленные Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (далее для целей настоящего закона - сберегательные обязательства).
Статья 2. Потерпевшим от обесценения восстанавливаемых страховых взносов (далее для целей настоящего закона - потерпевшим) признается страхователь, а в случае смерти страхователя - лицо (лица), назначенное страхователем для получения страховой суммы в случае своей смерти, или, при отсутствии указанного лица (лиц), наследник (наследники) страхователя.
Статья 3. Перевод восстанавливаемых страховых взносов в сберегательные обязательства осуществляется указанным страховщиком отделением Государственного депозитария целевых долговых обязательств Российской Федерации, установленного Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации", (далее для целей настоящего закона - Государственного депозитария) на имя потерпевшего.
Статья 4. Государственный депозитарий осуществляет перевод восстанавливаемых страховых взносов в сберегательные обязательства на основании письменного заявления потерпевшего о его согласии на условия перевода, установленные федеральными законами, документа, удостоверяющего российское гражданство потерпевшего и копии лицевого счета по восстанавливаемым страховым взносам.
Статья 5. Лицевой счет по восстанавливаемым страховым взносам открывается страховщиком на имя потерпевшего после наступления страхового события, предусмотренного условиями договора о страховании, на основании заявления потерпевшего об отказе принять предложенную страховщиком страховую сумму в части, обусловленной восстанавливаемыми страховыми взносами. В лицевом счете по восстанавливаемым страховым взносам указываются дата заключения и вид договора о страховании, дата наступления страхового события, суммы восстанавливаемых страховых взносов и даты их внесения.
Статья 6. По требованию потерпевшего страховщик выдает копию лицевого счета по восстанавливаемым страховым взносам, внесенным по договору о страховании, заключенному ранее контрольной даты внесения восстанавливаемого вклада, установленной для текущего года в соответствии с Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
Порядок досрочной выдачи копии лицевого счета по восстанавливаемым страховым взносам для использования восстанавливаемых страховых взносов в целях обеспечения неотложных социально-необходимых нужд устанавливается федеральными законами.
Копия лицевого счета по восстанавливаемым страховым взносам выдается страховщиком бесплатно.
Статья 7. При переводе в сберегательные обязательства сумма восстанавливаемых страховых взносов, находящаяся в ведении страховщика, переходит в ведение Государственного депозитария.
Сумма восстанавливаемых страховых взносов, перешедшая в ведение Государственного депозитария, удерживается страховщиком из страховой суммы в установленном страховщиком порядке.
Статья 8. Для договоров добровольного страхования дополнительной пенсии, аннулированных страховщиком с 1 мая 1992 года, лицевой счет по восстанавливаемым страховым взносам открывается по требованию потерпевшего.
Для указанных договоров датой наступления страхового события для целей настоящего закона считается дата обращения потерпевшего к страховщику с требованием об открытии лицевого счета по восстанавливаемым страховым взносам.
Статья 9. Восстанавливаемые страховые взносы переводятся в сберегательное обязательство, номинал которого выражается в долговых рублях и устанавливается путем сложения восстанавливаемой суммы страховых взносов и дохода, начисленного на нее по правилу сложных процентов исходя из 9% за каждый полный год и 0,72% за каждый полный месяц неполного года, прошедшие с даты наступления страхового события до даты перевода восстанавливаемых страховых взносов в сберегательное обязательство.
Статья 10. Восстанавливаемая сумма страховых взносов выражается в долговых рублях и численно равна результату сложения приведенных сумм восстанавливаемых страховых взносов.
Статья 11. Для каждого внесения восстанавливаемого страхового взноса приведенная сумма восстанавливаемого страхового взноса устанавливается равной произведению внесенной денежной суммы на коэффициент деноминации, установленный в соответствии с Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" для месяца, на который приходится дата внесения восстанавливаемого страхового взноса.
Статья 12. На требования по восстанавливаемым страховым взносам исковая давность не распространяется.
Статья 13. При переводе восстанавливаемых страховых взносов в сберегательные обязательства производится учет суммы номиналов сберегательных обязательств и величины долга Российской Федерации по данным обязательствам.
Статья 14. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 15. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои указы в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 16. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О порядке перевода вкладов в организациях
государственного страхования Российской Федерации
в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" настоящий законопроект устанавливает порядок перевода внесенных до 1 января 1992 года вкладов (взносов) в организациях государственного страхования РФ по договорным ( накопительным) видам личного страхования в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
Целью этой процедуры является установление надлежащих, соответствующих требованиям Конституции РФ и ГК РФ правоотношений по восстанавливаемым сбережениям указанного вида между гражданами и государством.
Другими словами, законопроект устанавливает, кому, сколько и на основании каких документов должно государство по страховым взносам, подпадающим под действие Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Эта сумма выражается в долговых рублях и фиксируется целевым долговым обязательством РФ - сберегательным обязательством, что полностью защищает ее от инфляционного обесценения средствами, установленными Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ".
Правовой анализ показал, что государство несет ответственность за обесценение доверенных ему сбережений граждан, но не за происшедшее при участии гражданина прекращение обязательств по долгу, за исключением особых случаев. Прекращение обязательств по договору о страховании происходило либо в результате расторжения договора, либо путем принятия страхователем того способа исполнения обязательства, который предложил ему страховщик.
Следует отметить, что не только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст.408 п.1 ГК РФ). Обязательство может быть прекращено и путем его ненадлежащего исполнения (путем предоставления взамен надлежащего исполнения отступного ( ст.409 ГК РФ)), если кредитор согласен и принимает предложенное должником ненадлежащее исполнение обязательства взамен надлежащего.
Несомненно, указанные сделки, прекращающие обязательства государства перед гражданином по долгу, совершались гражданином на крайне невыгодных для себя условиях. Такие сделки могут быть аннулированы по иску гражданина в судебном порядке по основаниям ст.178 и 179 Гражданского кодекса РФ ( как сделки, совершенные под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств). В результате аннулирования сделки восстанавливаются прекращенные при участии гражданина обязательства, и вклады (взносы) на восстановленном счете в Росгосстрахе или его правопреемниках подпадают под действие Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Аннулирование федеральным законом даже крайне невыгодных сделок, совершенных гражданами или при их участии, без личного заявления граждан и иных, установленных законами, действий с их стороны формально нарушает гражданские права.
По этой причине и Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", и основанные на нем последующие законы непосредственно применимы лишь к тем сбережениям, правоотношения по которым не были прекращены самим гражданином либо при его участии.
Ст.1 настоящего законопроекта перечисляет те 5 видов договоров о страховании, страховые взносы по которым, внесенные до 1 января 1992 г., подпадают под действие Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". В соответствии с вышесказанным восстановлению подлежит покупательная способность тех страховых взносов, правоотношения по которым не были прекращены страхователем.
Обязательства государства по внутреннему госдолгу, к которому причисляются на основании закона о восстановлении и защите сбережений восстанавливаемые страховые взносы, существенно отличаются от обязательств страховщика. Сохранение, даже частичное, специфики прежних обязательств оказывается невозможным. Поэтому, согласно ст.1 законопроекта, восстанавливаемые страховые взносы переводятся в те же ЦДО РФ, в которые переводятся восстанавливаемые вклады в Сбербанке - в сберегательные обязательства РФ, установленные Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации". Порядок перевода восстанавливаемых страховых взносов в сберегательные обязательства РФ также во многом аналогичен установленному вышеназванным законом порядку перевода восстанавливаемых вкладов в Сбербанке и в дополнительных пояснениях не нуждается. Остановимся на отличиях.
Согласно законопроекту перевод гарантированных страховых взносов в ЦДО РФ осуществляется не любым, по выбору гражданина, отделением Государственного депозитария, а только тем, с которым у страховщика будет налажен необходимый документооборот.
Договоры добровольного страхования дополнительной пенсии были аннулированы страховщиком с 1 мая 1992 г. на основании не ратифицированного Верховным Советом РФ и потому не вступившего в силу Решения Глав правительств СНГ от 26.06.92г. Поскольку ни правила страхования, ни действующее законодательство не допускают происшедшего аннулирования указанных договоров, это незаконное аннулирование не может быть основанием для снятия с государства обязательств по восстановлению реальной ценности восстанавливаемых страховых взносов.
Поэтому согласно ст.8 законопроекта такие договоры для целей законопроекта считаются действующими до даты обращения гражданина к страховщику с требованием выдать необходимый документ для перевода восстанавливаемых страховых взносов в сберегательное обязательство.
С даты наступления страхового события восстанавливаемые страховые взносы считаются неправомерно удерживаемыми в пользовании должника и на них, в соответствии с требованиями ст. 395 ГК РФ, должны начисляться доходы, установленные ст.9 законопроекта из расчета 9% в год.
Согласно ст.52 и ст.53 Конституции РФ государство возмещает гражданам вред, причиненный противоправными действиями ( или бездействием) органов государственной власти. Неисполнение в отношении доверенных государству сбережений Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", признанного Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.93г. No 12-П соответствующим Конституции РФ, является именно таким незаконным бездействием.
Поскольку требования ст.52 и ст.53 Конституции РФ имеют безусловный характер, какое-либо ограничение этих требований вообще и ограничение временными рамками, в частности, недопустимо. Поэтому согласно ст.12 законопроекта на требования по восстанавливаемым страховым взносам исковая давность не распространяется.