Югорские экологи и нефтяники никак не могут придти к единому мнению - первые считают, что компания "Сургутнефтегаз" загрязняет окружающую среду, тем самым нарушая федеральное законодательство, вторые уверены в обратном.
Напомним, конфликт разгорелся после обнародования итогов проверки 175 скважин "Сургутнефтегаза", проведенной в августе 2003 года специалистами управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.
По ее итогам, жидкие отходы многих месторождений "Сургутнефтегаза" относятся к четвертому, а в некоторых скважинах и к третьему классу опасности(см. справку).
С этим не согласилась начальник отдела охраны природы "Сургутнефтегаза" Любовь Малышкина - по ее словам, еще четыре года назад компания стала работать над новыми технологиями строительства скважин на кустах, системой очистки отходов и использованием их наиболее оптимальным способом. "Применение этой технологии привело к значительному снижению влияния процесса строительства скважин на окружающую среду (при этом объемы отходов бурения снизились в два раза), но увеличила стоимость более чем в 1, 5 раза", - подчеркнула она.
По мнению Любови Малышкиной, полный переход на новые экологически безопасные технологии "неудобен" для Ханты-Мансийского окружного управления охраны окружающей природной среды - до применения технологии очистки и использования шлама плата за размещение отходов бурения составляла 52, 3 млн. рублей в год, теперь - 14, 8 млн. Она подчеркнула, что "чем больше мы будем загрязнять окружающую среду, тем больше они смогут получить денег".
У начальника управления по охране окружающей природной среды ХМАО Сергея Пикунова другое мнение - он считает, что "Сургутнефтегаз" не только нарушает федеральные законы, но и отказывается предпринимать какие-либо шаги в направлении улучшения ситуации. "А то, что у них четырехступенчатая система очистки, не имеет значения - все компании работают по ней" - заметил сегодня Пикунов в беседе с корреспондентом интернет-издания "NewsProm.Ru".
"Сургутнефтегаз", как всегда, идет напролом, - прокомментировал Сергей Пикунов действия нефтяной компании. - Они заявляют, что управление не хочет принимать их регламент на бурение в водоохранных зонах. Но это не наше желание - закон не позволяет проводить бурение теми способами, которыми пользуется "Сургутнефтегаз". Если компания не согласна - пусть меняет законы".
Что касается возможного закрытия буровых скважин "Сургутнефтегаза", Сергей Пикунов отметил, что на данном этапе их закрытие не имеет смысла. А вот бурение новых скважин может быть приостановлено.
"По технологиям, по которым работает сегодня "Сургутнефтегаз", мы можем добиваться запрета на открытие новых скважин. Технологическая документация на бурение водоохранных зон, представленная компанией, получило отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы МПР. Закон требует от нас следить за исполнением законодательства в качестве надзорного органа. А наказывать нарушителей должна природоохранная прокуратура. Сейчас по этому поводу идут дебаты, возможно, что в это дело прокуратура все же вмешается", - подчеркнул Сергей Пикунов
Справка "Newsprom":
согласно приказу МПР РФ N 511, четвертый класс опасности отходов для окружающей природной среды определяется как малоопасный, при котором нарушается экологическая система, а период восстановления длится не менее трех лет. Третий класс опасности определяется как умеренно опасный и характеризуется нарушенной экологической системой, а период восстановления составляет не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
Территория деятельности компании "Сургутнефтегаз" на 75% состоит из водоохранных зон, на которых находятся озера рыбохозяйственного значения. Река Обь и ее притоки относятся к водоемам высшей категории, на этих поймах водится ряд ценнейших пород рыб. Известно, что в составе уловов на внутренних водоемах Российской Федерации от 30 до 80% составляют бентосоядные рыбы, объекты питания которых обитают в донных осадках, депонирующих токсические, мутагенные и канцерогенные компоненты, среди которых на одном из первых мест находится нефть.
Загрязненные грунты водоемов, с одной стороны, могут быть прямо токсичны для гидробионтов, с другой - содержащиеся в них токсиканты могут накапливаться в бентосных организмах и передаваться по трофическим сетям, аккумулируясь в конечном звене (в рыбах, рыбоядных птицах, морских млекопитающих), тем самым создавая непосредственную угрозу здоровью человека. Таким образом, загрязнение грунтов играет решающую роль в снижении рыбопродуктивности водоемов и ухудшении качества рыбопродукции, а также создании хронического канцерогенно-токсического фона. Это особенно актуально для Тюменской области, где на долю нефти приходится 80% общего загрязнения водоемов, и где рыба занимает существенное место в питании населения.
www.newsprom.ru
10.11.2003