Предстоящий съезд будет рассматривать наиболее важные, наболевшие вопросы, связанные с лесным хозяйством. Это, прежде всего, потребность в серьезных концептуальных политических решениях в стране в целом, без которых невозможно решение частных проблем.
Совершенно очевидно, что лесному хозяйству нужны инвестиции.
Вторая проблема, на мой взгляд, связана с необходимостью юридического разграничения понятий - "земли сельскохозяйственного назначения" и "земли лесного фонда". На сегодняшний день крайне сложен перевод из одной категории в другую. Этими проблемами необходимо заниматься в связи с развитием фермерского хозяйства. В лесной зоне в России фермер должен иметь не только поля, не только выпасы, желательно, чтобы еще были фермерские леса, то есть, фермерский тип лесного хозяйства. Я здесь, конечно, забегаю немножко вперед, но для того, чтобы создавать фермерские хозяйства, нужно менять контуры полей и менять соотношение и расположение леса и пашни. Затрудненность перевода земель из категории в категорию закреплена Лесным кодексом, и она уже является серьезным препятствием для развития фермерского хозяйства.
Органы федеральной лесной службы или уполномоченные органы на ведение лесного хозяйства, имеют двоякий статус. Они, с одной стороны, являются хозяйствующими субъектами, а с другой стороны, они являются госорганами. В принципе это недопустимая ситуация. Этого быть не может. Лесхозы должны превратиться в унитарные предприятия, в акционерные общества с государственным капиталом.
Необходимо провести лесной аудит. Но не финансовый, хотя лесоустроитель проверяет и все документы по учету лесного фонда и материалы по отводам, всю документацию, которая касается управления вот этим довольно специфическим и довольно большим массивом имущества государства.
Дальше требует рассмотрения вопрос статуса лесхозов. Они должны стать государственными предприятиями. И далее последует проблема, связанная с выбором организационно-правовых форм.
Властные функции должны быть переданы лесным инспекциям, с небольшим количеством инспекторов - наиболее квалифицированных специалистов.
Также требует реформирования лесоустройство, поскольку государственное лесоустройство неэффективно. Очень большие затраты, очень большие предприятия. Они нерентабельны. Нужно создать один орган общероссийский, который будет лицензировать лесоустроителей и при нем, допустим, будет создана топографическая мастерская, решающая вопросы стандартизации. Тогда лесное устройство будет развиваться.
Лесной кодекс написан так, что в нем заложено множество бюрократических процедур по распоряжению лесным фондом, поэтому эффективно управлять этой собственностью в принципе невозможно. Лесной кодекс надо менять кардинально, его надо переписывать, он просто никакой. Но это опять же политическое решение.
И, наконец, еще один очень важный вопрос. Российская Федерация должна взять на себя, раз это ее собственность, всю ответственность за леса.
Все доходы от леса должны быть неналоговыми. Однако у нас получается очень интересно: за счет того, что даже лесной доход превращен в налог, который выплачивает лесопользователь, получается, что огромный массив имущества, недвижимое имущество, не облагается налогом.
Если это федеральная собственность, то управлять ею нужно как объектом хозяйствования. Нужно строить дороги лесовозные и развивать инфраструктуру таким образом, чтобы расширять зону доходных лесов, и субъектами хозяйствования должны быть федеральные государственные предприятия.
22 Февраль 2003
Валерий Подмаско, Президент Фонда природоресурсного права
"Кремль.ORG".