В Миассе собрались крупнейшие исследователи русской фантастики из России, Франции и Германии
На Южном Урале собрались крупнейшие ученые-исследователи русской фантастики из России, Франции и Германии. Цель - изучать эволюцию этого литературного жанра на рубеже тысячелетий: от фантазий Пушкина и Гоголя через эпоху братьев Стругацких к современным жанрам фантастической литературы.
Двадцать лет назад немец Маттиас Швартц впервые приехал в Советский Союз. Эпоха перестройки и почти фантастических перемен научила его мечтать. Русский язык Маттиас выучил только за то, что на нем писали братья Стругацкие. Неизгладимое впечатление на берлинского мальчика произвел роман "Трудно быть богом". Маттиас Швартц, научный сотрудник Свободного университета (Берлин), читает: "Фантастика была связана с надеждой на светлое будущее, на научный прогресс". Славист Маттиас и еще несколько десятков людей со всего мира не просто читаю - изучают русскую фантастику. И выслушивают изумленные реплики коллег по науке. Елена Ковтун, председатель Ассоциации исследователей фантастики (Москва), смеется: "Мы все в детстве читали фантастику, но почему вы собираетесь заниматься этим до старости?"
Такие - во всех смыслах фантастические - конференции уже проводились в Москве и Самаре. Но сегодняшний форум в Миассе едва ли ни самый авторитетный, ведь в нем принимают участие представители Государственного ракетного центра имени Макеева и Федерального ядерного центра. Как напоминание о том, что именно советская научная фантастика многих людей научила мечтать и указала дорогу в научные институты. Но в 90-х годах прошлого века все переменилось. Борис Литвинов, академик РАН, представитель Федерального ядерного центра, (Снежинск), пояснил: "Интерес к технической фантастике пропал, потому что техническая фантастика стала убогой".
На рубеже веков профессия ученого в России потеряла престиж, отечественная фантастика превратилась в развлекательное чтиво. Фантасты уже не пытаются вести за собой в будущее - они мирно уживаются с настоящим. Литературоведы ностальгируют: раньше писали немногие, но читали все - сейчас пишут все, но читают немногие. Что будет с российской фантастикой в будущем - даже они не могут предсказать.
20.05.2008
chelyabinsk.rfn.ru