3 февраля в Московской городской думе состоялись депутатские слушания по теме: "Методология установления арендной платы за землю и направления ее совершенствования".
Участники слушаний обсудили вопросы периодичности пересмотра кадастровой стоимости земли и причин ее роста, а также проблему неравных экономических условий, в которые попадут промышленные предприятия, часть из которых будет платить арендную плату по старым договорам, а другие по новым ставкам аренды. Как заметил депутат Игорь Протопопов, в результате принятия документа получится, что одновременно будут действовать две формы арендной платы.
По словам депутата Ивана Новицкого, необходимо провести ряд депутатских слушаний на злободневные темы, касающиеся экономики города, имущественно-земельных отношений, градостроительной деятельности и другие. Тема же нынешних депутатских слушаний вызвана рассмотрением на заседании Правительства Москвы 24 января этого года проекта постановления "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".
Эта тема, как заметил депутат, готовилась достаточно долго. Несколько лет проводился процесс установления кадастрового деления Москвы. Раньше в городе существовали территориально-экономические оценочные зоны, которых насчитывалось около 80. Потом начался переход к кадастровой оценке территории, как это и положено по федеральному законодательству. Кадастровая оценка земли позволит сделать методику определения ставок арендной платы ясной и прозрачной. Еще 8 лет назад по инициативе комиссии Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений в городской Закон "Об основах платного землепользования в городе Москве" было внесено положение о взаимосвязи величины ставок земельного налога и арендной платы в соответствующих экономических зонах, но впоследствии это положение было исключено.
Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-центре Мосгордумы, проектом постановления "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" предлагается базовую ставку арендной платы приравнять к ставке земельного налога и установить ее в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Тем самым ликвидируется существующая много лет разница в ставках налога и аренды и связанные с этим проблемы и сложности.
Единая ставка арендной платы, зависящая только от кадастровой стоимости земли и независящая от вида деятельности, будет способствовать прекращению практики административного неаргументированного расчета рентабельности частного бизнеса в целях установления ставок аренды. Эти новации ставят хозяйствующие субъекты в равные условия, что является достоинством документа.
Иван Новицкий предложил участникам слушаний обсудить ситуацию с наработанной практикой взимания арендной платы за землю на территории Москвы, рассмотреть предложения по переработке системы арендных платежей при обязательном условии исключения предоставления отдельным землепользователям особых персональных льгот, а также обсудить предложения по разработке единого методологического комплексного подхода к проблеме установления льготной платы за землю в отношении различных категорий землепользователей.
Как заметил начальник отдела по вопросам взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Департамента земельных ресурсов города Москвы Владимир Лукашев, проект постановления, который рассматривался на заседании Правительства Москвы, был доработан в соответствии с теми решениями, которые были приняты участниками заседания. По его словам, создана достаточно прозрачная система, позволяющая каждому арендатору самостоятельно рассчитать размер арендной платы за занимаемый земельный участок. Никаких персональных льгот не предполагается.
Установлен фиксированный процент от кадастровой стоимости земельных участков для расчетов арендной платы по основным значимым для города с экономической и социальной точки зрения категориям арендаторов. Предполагается, что в дальнейшем при выходе распорядительного документа о предоставлении земельного участка в него будут включаться сведения об отнесении землепользователя к той или иной категории арендаторов. Расчет арендной платы будет производиться на основании таблиц, приложенных к постановлению, причем только на вновь заключаемые договоры аренды.
Однако в ходе обсуждения проекта постановления было высказано немало замечаний. Так, по словам заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Владимира Стрельбицкого, в проекте постановления отсутствуют расчеты экономической и бюджетной эффективности. От этого документа во многом зависит судьба строительного комплекса города.
Объем строительства в столице составляет ежегодно 5 млн. кв. метров. Строительный комплекс включает сегодня 183 предприятия, в нем трудится 35 тысяч москвичей, при этом строительная промышленность не учтена в таблицах по расчету ставок арендной платы за землю.
Руководитель юридического сектора Ассоциации инвесторов Москвы Владимир Кривошеев возмутился тем, что ставка арендной платы за земельные участки, предоставляемые для размещения объектов здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения определена в размере 0,3, а за землю, предоставляемую религиозным организациям - в размере 0,01. По его мнению, "документ имеет большой объем коррупционной составляющей".
По итогам депутатских слушаний было решено направить запросы в Департамент экономической политики и развития города Москвы и в Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей для получения экономического анализа и статистики, после чего будут подготовлены предложения к проекту постановления.
03.02.2006
www.regions.ru