10 мая 2006
6577

В преддверии реформы власти Тверской области

Сейчас много говорится об оскудении человеческого потенциала Тверской области. В этом номере мы пишем о двух выдающихся тверских деятелях советской эпохи - Валентине Гагановой и Николае Корыткове - и с грустью делаем вывод, что нынешнее время не дает нам людей такого масштаба. Почему регион, давший миру столько выдающихся людей - государственных деятелей, писателей, военачальников, теперь стал неспособен даже генерировать собственные руководящие кадры?

Недавно в одной из своих аналитических статей я сравнил Дмитрия Зеленина с Николаем Корытковым. Это породило бурную общественную дискуссию среди тех, кто помнит покойного руководителя области. Конечно, большое видится на расстоянии, и о Корыткове мы уже можем судить с точки зрения его вклада в историю. Именно при нем создавалась почти вся промышленная инфраструктура области. О Зеленине пока можно судить лишь с точки зрения его потенциала.

Мы остаемся при мнении, что Дмитрий Зеленин - необычайно положительное для области явление, но пока его коэффициент полезного действия - лишь процентов 30, не больше. В 2004 году, через полгода после прихода Зеленина к руководству области, мы опубликовали статью "Тверская область инкорпорэйтед", в которой анализировали первые месяцы правления Зеленина. Именно тогда мы впервые отметили, что пришедший из большого бизнеса Дмитрий Зеленин применяет в руководстве социумом совершенно неприемлемый в данном случае стиль управления крупной корпорацией. Недопустимость такого стиля для управления регионом заключается прежде всего в том, что если из корпорации люди могут уволиться (или их можно уволить за плохую работу), то здесь, на территории области, люди жили до Зеленина и будут жить после него. И с тем, какие они, надо считаться - изменить их сразу невозможно. Можно лишь поэтапно улучшать их жизнь и тем самым улучшать самих людей (как это было при Корыткове). Или бросить людей выживать как знают - как это было при Платове.

При Дмитрии Зеленине мы наблюдаем довольно странную ситуацию. Вроде прогрессивный умный губернатор, с огромными связями, может одним звонком решать проблемы, не решавшиеся до того десятилетиями.

Но Тверская область - это огромная территория, 1,3 млн. населения, промышленность, сельское хозяйство, медицина, образование, культура, туризм... Сейчас в отличие от времен Корыткова, когда была плановая экономика, надо убеждать совершенно не связанных между собой бизнесменов-инвесторов вкладывать деньги в наш регион. В отличие от тоталитарных советских времен надо серьезно учитывать убеждения и настроения людей. Кроме того, Зеленин возглавил область после десятилетия общероссийской разрухи. Словом, чисто объективные трудности можно и нужно учитывать.

Однако удивительно, что даже при предшественнике Дмитрия Зеленина Владимире Платове в худшие годы администрация области работала более эффективно. Попробуем проанализировать, почему это происходит? "Бюрократия должна проделать свой путь от полусоветской, полукомпетентной, привыкшей к поражениям бюрократии к эффективному, конкурентоспособному сообществу государственных служащих, потому что мы проигрываем соответствующим корпорациям других государств", - заявил в своем недавнем программном выступлении заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Пытается ли стать команда тверского губернатора таким эффективным сообществом?

Мы наблюдаем команду Зеленина уже 2,5 года. Когда она только появилась на территории области, ее костяк составили люди, работающие с Зелениным еще со времен "первоначального накопления капитала". Они прошли с Зелениным его период руководства "Норильским никелем", поработали в Госкомспорте на должности "внештатных советников" и прикатили сюда вслед за шефом, которого они по-дружески называют "Дима". К этой первоначальной компании прибились остатки предвыборного штаба. Часть команды Зеленина составили люди, вовремя оставившие Платова (некоторые из этих людей были удачным приобретением, некоторые - нет).

Поначалу команда Зеленина была прелюбопытным зрелищем. Руководить внутренней политикой поставили Наталию Беленко, профессионального политтехнолога, которая начала применять в своей работе навыки предвыборных кампаний 90-х годов - весьма неудачно.

Были и натуральные искатели приключений. Вспоминается заместитель губернатора Эрнст Кочаров: впоследствии выяснилось, что в его трудовой биографии была история, как среди зимы он чуть не оставил без газа целый город в нефтедобывающем регионе Сибири.

Даже те, кто давно работал с Зелениным и основательно разбирался в финансах, поражали своей оторванностью от реальной жизни. Так, первый заместитель губернатора Михаил Бершадский в начале своей работы в Тверской области прославился фразой: "Дотировать сельское хозяйство - все равно, что делать укол в протез".

Предвыборная кампания Дмитрия Зеленина строилась на позитиве, и у тверской элиты были завышенные ожидания. Первые месяцы работы команды нового губернатора эти ожидания резко разрушились, и к осени настроения в обществе переменились. Выборы глав муниципалитетов, состоявшиеся осенью-зимой 2004 года, были по сути дела плебисцитом, на котором тверское общество выразило недоверие команде Зеленина. В принципиальных для губернатора районах - Конаковском, Зубцовском, городе Кимрах и т.д. его ставленников прокатили, причем с треском.

После этого, видимо, у команды Зеленина началось переосмысление. Говорили о грядущей реформе областной власти: все ожидали, что губернатор создаст правительство региона.

Заметной реформы не произошло, но, возможно, она все-таки случилась.

Наиболее одиозные персонажи из администрации были удалены, и параллельно Зеленин ввел институт советников губернатора. Это уже не те советники, которым за какие-то заслуги были выданы "корочки", которыми можно махать перед гаишниками. Такие номинальные советники, конечно, тоже остались, но некоторые из нынешних советников влиятельнее иных заместителей губернатора.

Например, Станислав Милованов очень эффективно координирует работу руководителей разных сфер и генерирует новые идеи. Именно Станислав Милованов - разработчик реформы алкогольной отрасли, которая уже начала давать свои положительные результаты. Спасены сотни жизней тверских мужиков и баб: за последний год Тверская область, которая была одним из лидеров по смертности от алкогольных суррогатов, заметно улучшила показатели. Законодательное Собрание Тверской области приняло новый закон о розничной торговле алкоголем, по которому количество точек, торгующих спиртным, станет меньше, а порядка в торговле спиртным будет больше. Это будет иметь и экономический, и социальный эффект и в конечном итоге отразится на демографической ситуации в регионе и том самом качестве человеческого потенциала, которым так обеспокоен губернатор Зеленин.

Опыт Милованова очень важен. Он не сделал ошибку, характерную для других прибывших из Москвы членов команды, которые относились к региону как к объекту колонизации, не считаясь с местным сообществом. Успех реформы алкогольной отрасли в активном взаимодействии с местным сообществом. Милованов содействовал объединению предпринимателей, работающих на алкогольном рынке - производителей, оптовиков и т.д., - в Алкогольную ассоциацию и в опыте, и знаниях этого сообщества нашел опору. Предприниматели, между прочим, - конкуренты, смогли выработать общие подходы к решению проблем, и оказалось, что подходы эти совпадают с интересами государства. Некоторые крупные игроки алкогольного рынка, скорее всего, по недальновидности своих консультантов не стали вступать в Алкогольную ассоциацию и в результате оказались вне общего движения в отрасли и региональной политике, создав себе массу неприятностей.

По сути, советники губернатора - это "офицеры по особым поручением", с широкими полномочиями по осуществляемому проекту. Помимо Милованова мы можем отметить деятельность Михаила Светличного, Семена Эпштейна...

Но институт советников не может полностью дублировать деятельность самой администрации. Сейчас состав заместителей губернатора очень разнопланов.

Есть фигуры, вызывающие безусловное уважение. Например, заместитель губернатора генерал Александр Мирошниченко, бывший руководитель легендарной группы "Альфа", принимавший непосредственное участие в самых знаменитых операциях группы. Одно его присутствие в Тверской области вселяет уверенность в безопасности. Кстати, первое, что сделал Мирошниченко - это тоже познакомился с местными лидерами общественного мнения.

Эффективно работает заместитель губернатора Андрей Лошаков, в чьем ведении находятся инвестиционные проекты. Он один из немногих, кто честно, не за страх, а за совесть старается что-то сделать для губернии. Сейчас практически каждую неделю приходят сообщения о подписании очередных протоколов о намерении разного рода инвесторов построить на тверской земле очередной завод, торговый или логистический центр и т.д. Ясно, что завод - это не туалет на дачном участке и чтобы его построить, надо как минимум года два. Сейчас на территории будущих предприятий пока только вбитые колышки, но когда они заработают, это сразу отразится на экономике области. Надо только дотерпеть до этого времени. Успех Лошакова тоже в активном сотрудничестве с местными элитами. Например, успех промышленной зоны, которая начинает создаваться в районе Редкина, в том, что, несмотря на разговоры о якобы имеющихся противоречиях между главой Конаковского района Михаилом Поповичем и командой Зеленина, Лошаков работает с администрацией Конаковского района в самой тесной связке. И не инвесторы бегают за чиновниками, а чиновники за инвесторами.

Взаимодействие дает блестящие результаты, а там, где его нет, наблюдаются чудеса-чудесные. Например, в курортных районах Тверской области уже стали притчей во языцех некоторые руководители администрации, заведующие туристической отраслью. Туризмом руководить приятно: знай путешествуй по базам - и везде тебе рады. Но складывается впечатление, что пока даже не ставится цели добиться успеха в этой отрасли, которую, между прочим, губернатор Зеленин считает для региона приоритетной.

Есть и другие проблемы.

Как только Дмитрий Зеленин покидает администрацию области (а он человек необычайно подвижный, и его эффективность во время встреч, проводимых в Москве, гораздо выше, чем когда он сидит в администрации или перерезает ленточки на открытии коровника в Рамешках) его заместители-москвичи садятся в машины и мчатся в Москву. В дороге они проводят половину времени, которое могли посвятить работе. Наверное, надо определиться: где они работают, в Твери или на "Кутузовском" (так на сленге новых сотрудников областной администрации называется перегон трассы Москва - Санкт-Петербург, между Мелково и Безбородово, где они проезжают по несколько раз на день).

Экономический блок администрации - заместители губернатора Михаил Бершадский, Константин Буевич, Владимир Грабарник - люди очень умные, ярко и неординарно мыслящие. Но они не создали себе опору из местного сообщества, которая бы привязывала к земле и адаптировала на местности создаваемые ими монетаристские конструкции. В результате именно от этого блока идет та негативная оценка команды Зеленина, которая так прижилась на бескрайних просторах нашей области.

По разному относятся в тверской элите к заместителю губернатора Михаилу Куржиямскому, в ведении которого находится внутренняя политика региона. Возможно, это связано с тем, что он не чиновник, а выходец из среды художественной интеллигенции. Но на своем месте Михаил Куржиямский эффективен. Единственно, что ликвидировать возможные конфликты в зародыше - не весь арсенал политика. Много проблем возникает из-за слухов, недоговоренностей, недомолвок. Интересы разных людей сталкиваются и начинают искрить. Есть различные технологии согласования позиций, усаживания людей за стол переговоров. Другое дело, что, может быть, у Куржиямского не хватает полномочий?

В целом положительный пример - Василий Толоко, курирующий финансы. Он переехал в Тверь с семьей, выстроил ровные и спокойные отношения с главами районов. Проблема в работе его аппарата. Бумаги не движутся месяцами, а порой от одной подписи зависит жизнь целой отрасли - сельского хозяйства, ипотечного строительства. К сожалению, пока в аппарате заместителя губернатора Василия Толоко не видно понимания, что речь идет не просто о деньгах, а о человеческих судьбах.

Вообще функционирование аппарата - особая проблема областной администрации. При губернаторе Платове не припомню, чтобы какая-нибудь ничтожная бумажка курсировала из кабинета в кабинет четыре месяца. Может быть, Зеленин не доверяет своим сотрудникам и выстроил такую систему коллективной безопасности, когда документы визируют все? Но есть такое непреложное правило: ответственность всегда бывает персональной, а безответственность всегда коллективная.

...Похоже, губернатор отлично видит все недостатки создавшейся ситуации, и в ближайшее время администрацию Тверской области ждут новые перетряски. Признаки есть. Так, в администрацию была приглашена Людмила Иванова, руководитель аппарата мэрии Твери при Белоусове, один из самых эффективных чиновников региона. Роль ее пока непонятна, но идут разговоры, что она получит большие полномочия. Возможно, именно Ивановой предстоит быть коммуникатором между разными группами команды Зеленина и местным сообществом.

А вообще основная кадровая проблема Дмитрия Зеленина – отсутствие человека, который оставался бы на хозяйстве и решал повседневные проблемы, в то время как Зеленин решает глобальные. Я говорил об этой проблеме с некоторыми влиятельными советниками губернатора, которые тоже осознают нехватку такого человека в администрации. Вопрос, где в принципе возможно его взять. Ведь он должен, с одной стороны, соответствовать уровню Зеленина, говорить с ним на одном языке, а с другой - быть кооптирован в местные реалии, знать их досконально (а то в администрации до сих пор встречаются руководители департаментов, которые не знают, например, что такое Сандово).

Вторая задача - наладить согласованную работу. Большинство конфликтов, сотрясающих Тверскую область, надуманно, но они создают ненужный информационный фон. Зачастую в государственных структурах думают, что у нас неблагополучно и идут непрестанные конфликты, но на самом деле это просто сор из избы, который из-за близких связей тверской и московской элит моментально попадает в столицу.

Только от согласованной работы команды губернатора зависит, появится ли на федеральном уровне устойчивый тверской брэнд, о необходимости создания которого так часто говорит губернатор Дмитрий Зеленин. Когда появляется брэнд, можно почивать на лаврах: деньги сыплются сами, обладателю брэнда платится за одно имя. Переведенный на вербальный уровень брэнд территории стоит очень дорого. Но работой над его созданием пока никто не занимается, кроме самого Дмитрия Зеленина. А усилий одного человека, кем бы он ни был, недостаточно.



Главный редактор газеты "Караван+Я" Геннадий Климов

Источник: Караван+Я

10.05.2006

http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=20090

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован