09 апреля 2007
1780

`В ПРОКУРАТУРЕ Я СТАРОЖИЛ` (Интервью первого заместителя прокурора Читинской области В.Кандакова газете `Забайкальский рабочий` 9.04.2007 г.)




Некогда читать
--"Российская газета" на столе... День, значит, начинаете с прочтения центральной прессы?
--К сожалению, читать газеты приходится, что называется, урывками, когда выдается парочка свободных минут. А утро у меня начинается несколько иначе: смотрю сводку происшествий за сутки, изучаю жалобы граждан. В принципе, день расписан от и до: вот мы сейчас разговариваем с вами, а за дверью уже ждут люди.
--Это признак востребованности. Однако так было не всегда?
--Когда-то у меня и своего кабинета не было. Вообще, начало моей профессиональной деятельности выглядело достаточно скромно. В 1974 году окончил среднюю школу в городе Междуреченске Кемеровской области и, как многие, попытался поступить в университет. Метаний по поводу будущей специальности, к счастью, не было. Я с раннего детства хотел быть следователем. Поэтому подал документы на юрфак Иркутского государственного университета. Но прорваться с первого раза не получилось, не набрал нужного балла...
--Но для службы в армии этого балла, наверняка, вполне хватало?
--Да, но в армию попал не сразу. Сначала пару месяцев отработал слесарем в депо по ремонту подвижного состава, и только потом оказался в строю. Служил в группе советских войск в Германии, получается, практически на границе с НАТО.
--Пограничник?
--Радиотелеграфист в системе ПВО. Кстати, эти два года службы сейчас вспоминаю с теплом. Рядом были хорошие ребята, со многими мы были дружны. К сожалению, сегодня поддерживать связь с ними не удается...
--После армии, выходит, не потеряли интереса к работе следователя?
--Ни в коем случае. Подал документы и со второго раза поступил-таки на юридический факультет. Добросовестно отучился пять лет и в 82-ом выпустился дипломированным специалистом. Руки, честное слово, "чесались": так хотелось начать работать. И вот по распределению направляют меня следователем в прокуратуру Нерчинского района Читинской области...
--Вы ведь коренной оренбуржец. Какие первые впечатления от Нерчинска?
--Восторга, прямо скажем, я не испытал. Однако долго анализировать свое отношение "нравится - не нравится" не пришлось: работы было очень много. По крайней мере, тогда мне, молодому, неопытному, казалось именно так.
Не давал повода
--Владимир Витальевич, к разговору о молодости: не секрет, что чаще всего подкупить пытаются "зеленых" сотрудников. Только следователь "накопал" что-то, а к нему уже идут с дарами...
--Дело, я так думаю, даже не в возрасте человека, а в том, какая слава за человеком закрепилась. Ведь если ты никогда не давал повода, предлагать деньги тебе не будут. Еще в пору, когда работал следователем в Нерчинской прокуратуре, со мной приключилась такая история. Занимался я делом об изнасиловании. Все доказательства на руках, осталось только передать материалы в суд. И вдруг в кабинете появляется женщина, местная жительница. Как выяснилось, - мать преступника. Помялась она, помялась, и начала неуклюже предлагать мне деньги. Пришлось попросить ее выйти из кабинета.
Честное слово, от этой истории у меня до сих пор внутри какой-то неприятный осадок. Ведь если люди предлагают тебе подобную "сделку", значит, ты производишь впечатление человека, который может взять. А я не могу.
--Никогда не пытались сравнивать себя 30 лет назад с теми молодыми ребятами, которые сегодня устраиваются в прокуратуру?
--Сравнивал, конечно, и могу сказать: мы разные.
--Отличается профессиональная подготовка?
--Отчасти. Сейчас некоторые выпускники частных вузов, имея юридическую специальность, не имеют того багажа знаний, каким, скажем, обладали мы. Однако вины ученика в том, что его учитель слабо преподает, нет. Чего скрывать: некоторых приходится доучивать на месте. Были бы интерес к профессии и стремление работать.
--Вы ведь и сами в Нерчинск приехали только с теорией в голове...
--Да. И мне, кстати, всегда очень везло с учителями, старшими коллегами. В Нерчинской прокуратуре мне помогала прокурор Раиса Дученко, профессионал своего дела, замечательная женщина. В Чите довелось "учиться" у Михаила Дружинина, Владимира Сохатюка, Виталия Попова. Этим людям я искренне благодарен. Как благодарен и тем людям, с которыми работаю сейчас.
--Нерчинский период, если не ошибаюсь, длился не долго. Через два года вы уже жили и работали в Чите. Причем, переезд сопровождался еще и карьерным ростом?
--Действительно, в 1984 году меня перевели в прокуратуру области на должность старшего следователя. Еще через четыре года я стал следователем по особо важным делам. Потом, спустя несколько лет, возглавил отдел по расследованию особо важных дел прокуратуры Читинской области.
Не вширь, а ввысь
--А в 1999-ом - очередная ступень на служебной лестнице - вы становитесь заместителем прокурора области. Сегодня - та же должность, только уже с приставкой "первый заместитель". Медленно, но верно идете к вершине. Откройте секрет: как удается не засиживаться подолгу в одном кабинете?
--Тут, на самом деле, нет никакого секрета. Нужно просто много и добросовестно работать. Не допускать ошибок и всегда помнить о том, какой мундир ты носишь.
--Владимир Витальевич, за что получили свою первую государственную награду - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством II степени"?
--Эта давняя история, связанная с нашумевшим тогда делом Иконникова. Расследование продолжалось достаточно долго, много людей было задействовано. Но банду, как известно, удалось поймать, доказать вину всех участников, привлечь их к уголовной ответственности. На счету у преступников было шесть убийств и масса разбойных нападений, совершенных как на территории Читинской области, так и за ее пределами.
--90-е считаются годами разгула преступных банд, наша сегодняшняя действительность - неконтролируемые вырубки леса и суррогат. С чем боролась прокуратура лет, скажем, 20-25 назад?
--С кражей овец. Почти каждый день то там, то здесь пропадали овцы, а мы, соответственно, занимались расследованием этих случаев. Между прочим, моя первая премия связана как раз с "овцеводческим делом". В селе жила семья, по отзывам - нормальные люди. Но, видимо, что-то случилось с главой семейства, и в один прекрасный день он пропил всю отару овец.
Возбудили уголовное дело, нужно было как можно скорее возместить ущерб государству. К счастью, удалось: часть овец мы нашли в соседнем районе, при обыске в доме чабана была обнаружена крупная сумма денег. Потом выяснилось, что мужчина давал в займы своим соседям - и у них забрали "нечестные деньги".
--В прокуратуре Читинской области вы сторожил: в разные годы доводилось работать при разных руководителях. Как оцениваете деятельность нового прокурора?
--Вообще, подчиненному о начальнике говорить всегда сложно. Но это, наверное, не мой случай. С Владимиром Александровичем (В.А. Фалилеев, прокурор Читинской области, М. М.) мы знакомы очень давно, еще с университета. И как руководитель он у меня вызывает только симпатию. С его назначением работа прокуратуры заметно активизировалась.
--Приходилось расследовать дела, связанные с риском для жизни?
--Риск вообще-то в любом деле присутствует. Все-таки мы имеем дело с преступниками, и предугадать их поведение не всегда возможно.
--Говорят, вы были первым прокурорским работником, которому в целях безопасности разрешили иметь табельное оружие?
--У этого разрешения, как вы понимаете, была своя предыстория. Я расследовал одно серьезное дело, в котором опять-таки была замешана банда. Вооруженные преступники нападали на появившихся тогда кооператоров, отбирали деньги, убивали. Действовали достаточно нагло, напористо.
И мне, как человеку, занимавшемуся расследованием данной серии преступлений, начальник УВД выдал оружие. На свой страх и риск: тогда, действительно, сотрудники прокуратуры не имели право ходить с оружием.
А бандитов мы все-таки изобличили: один отбывает пожизненный срок, другой уже отбыл и где-то "сложил голову", третий в бегах - сбежал из колонии.
Отдыхаю только дома
--Как "спасаетесь" от такой нервной работы?
--Не спасаюсь, а отдыхаю. Отдыхаю обычно с любимой супругой, дочерьми, а теперь уже и внуками-близнецами. К сожалению, дачи у нас нет: некогда заботиться о ней. И у меня, и у жены рабочий график очень плотный.
--Супруга с пониманием относится к вашей работе?
--Еще бы. Она и сама достаточно долго работала в прокуратуре. Сейчас трудится в суде Железнодорожного района. Так что конфликтов на профессиональной почве не возникает. Мы с ней и познакомились-то в университете, на юрфаке. Пять лет дружили, а перед выпуском решили пожениться. И все это время - вместе, идем, как говорится, рука об руку уже 30 лет!
--Вы никогда не замечали: нет анекдотов про работников прокуратуры?
--Замечал. Причем, нет ни добрых анекдотов, ни злых. Это, я полагаю, говорит об отношении людей к сотрудникам прокуратуры. Если ты стал героем анекдотов, особенно негативных, - пиши пропало. Над нами до сих пор не шутили, и вряд ли будут шутить.
--Боятся?
--Хотелось, чтобы уважали. А бояться нужно закона.
--Похоже на тост. Как, если не секрет, планируете отметить юбилей?
--В кругу родных, друзей, коллег. 50-летие, говорят, следует отмечать широко. Так что...
--Так что с праздником! И спасибо за беседу.



www.prokuratura.chita.ru
09 апреля 2007 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован