Не так давно основной куратор приоритетных национальных проектов Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев на одном из совещаний по реализации нацпроекта "Образование" выразил твердую уверенность в том, что одно из его направлений, а именно подключение к сети Интернет всех российских школ, будет успешно завершено к концу 2007 года.
На заседании межведомственной рабочей группы по нацпроекту "Образование", состоявшегося 28 мая в Министерстве образования и науки РФ, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование) Ольга Волжина рассказала, что по данным на 17 мая 2007 года, к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование" подключено уже 33 319 российских школ. Из них городских - 14 191, сельских - 19 128.
Ольга Волжина напомнила, что в рамках данного направления национального проекта до конца 2007 года к сети Интернет должны быть подключены все российские школы - 52 572 образовательных учреждения. Это делается с целью выравнивания стартовых возможностей во всех школах России, для устранения "цифрового" и социального неравенства. "В результате реализации проекта в национальном масштабе будет сформирована необходимая техническая основа для внедрения современных образовательных технологий обучения", - подчеркнула заместитель руководителя Рособразования.
Она также сообщила, что в 2007 году началось активное подключение с помощью технологий спутниковой связи тех школ, которые расположены в труднодоступных районах страны. Так, открытым акционерным обществом "РТКомм.Ру" - исполнителем государственного контракта - смонтировано 1500 станций для подключения к Интернету образовательных учреждений в 40 регионах страны. Наибольшее количество таких подключений на первом этапе пришлось на Республику Дагестан - 115, Чеченскую Республику - 107, Якутию - 101, Волгоградскую и Архангельскую области - 93 и 78 соответственно.
Всего к 1 сентября 2007 года более 7000 школ в 53 регионах будут подключены по этой технологии с применением земных станций спутниковой связи типа VSAT-Ku при их работе через отечественные космические аппараты "Экспресс" или "Ямал".
На решение этих задач из федерального бюджета в 2006 году был выделен 1 млрд. рублей, в 2007 году - 2 млрд. рублей. Об этом рассказал официальный сайт Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики www.rost.ru.
На этом же совещании Ольга Вьюжина привела некоторые интересные данные из анализа использования ресурсов Интернета образовательными учреждениями, подключенными к Сети в 2006-м и первом квартале 2007 года, который показывает, что частота обращений к электронным образовательным ресурсам значительно возросла. При этом школьники их используют чаще всего для подготовки к единому государственному экзамену, а учителя - для отработки учебных навыков и для создания мультимедийных презентаций.
В частности, по её информации, в Калининградской области доля использования интернет-ресурсов для подготовки к единому госэкзамену увеличилась в общей сложности на 37%, по Республике Коми - на 18%, по Орловской области - на 4%.
Согласно данным мониторинга, для отработки учебных навыков наиболее активно пользуются ресурсами сети Интернет следующие субъекты РФ: Республика Алтай (38%), Читинская область (34,7%), Корякский автономный округ (33,7%), город Санкт-Петербург (23,3%). А для создания мультимедиа-презентаций чаще других регионов используют сеть Интернет образовательные учреждения Нижегородской области (28%), Оренбургской (24%), Новосибирской (23%), Белгородской (22%) областей.
Ольга Волжина рассказала, что на основе опыта работы учителей с ресурсами Интернета на федеральном уровне был разработан каталог образовательных интернет-ресурсов, а также методические рекомендации и примерные правила использования Сети. Эти материалы размещены на сайтах Рособразования и Национального фонда подготовки кадров (НФПК), ответственного на информационное и методическое сопровождение проекта.
Кроме того, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО) идет разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР), обеспечивающих реализацию образовательных программ по физике, химии, биологии, английскому языку, географии, мировой художественной культуре и искусству, истории, русскому языку, естествознанию, математике. По словам Ольги Волжиной, все создаваемые образовательные ресурсы ориентированны на работу через сеть Интернет.
В качестве поставщика новых методик и ресурсов вводится в эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР). Его основные задачи - это формирование единого образовательного пространства на всей территории страны и обеспечение онлайн-доступа педагогов и школьников к современным технологиям обучения, научно-методическим материалам и источникам знаний из сферы не только национального образования, но и мирового.
Таким образом, в рамках национального проекта в настоящее время создается национальная общедоступная коллекция цифровых образовательных ресурсов, в которой уже сейчас можно найти материалы по всем общеобразовательным предметам: репродукции, яркие иллюстрации, даже фрагменты музыкальных произведений в формате mp3.
Кроме того, как рассказала замруководителя Рособразования, к настоящему моменту сформированы и утверждены региональные регламенты доступа общеобразовательных учреждений в сеть Интернет более чем в 71 субъекте Российской Федерации.
Ольга Волжина отметила, что пока все школьные запросы к сети Интернет проходят через специализированный интернет-сервер, что необходимо еще и с точки зрения анализа школьного трафика на начальном этапе, но ведется работа по локализации региональных сетей. Так, осуществляется настройка и формирование дистрибутива программного обеспечения системы для каждого субъекта РФ. Рассматривается вопрос установки дополнительных серверов фильтрации в семи столицах федеральных округов: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске.
В целом же созданным специализированным интернет-сервером обработано уже более 1,5 млрд. запросов, из которых 51 млн. запросов был отфильтрован как несоответствующий задачам образования и воспитания.
Что касается перспектив развития проекта, Ольга Волжина рассказала, что планируется рассмотреть вопросы подключения в сети Интернет также и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и вопрос оплаты трафика без учета объемов потребления в течение двух лет с момента подключения для всех образовательных учреждений.
Кроме того, предполагается внедрить единую, постоянно обновляемую систему, исключающую доступ с учебных рабочих мест к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания, и обеспечить лицензионную поддержку программного обеспечения, используемого во всех общеобразовательных учреждениях России.
Из всего вышеприведенного видно, что в результате подключения российских школ к сети Интернет в рамках нацпроекта "Образование", который курирует Дмитрий Медведев, обеспечивается качественный рывок в модернизации всего процесса обучения школьников на самом современном уровне. Пусть теперь критиканствующие недоброжелатели, кричащие на каждом углу о провале национального проекта "Образование", попробуют оспорить этот тезис. Врать то легко, работать трудно. Но Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев не зря сказал: "Опыт работы всех уровней власти "на результат", опыт взаимодействия с бизнесом, профессиональными сообществами, обществом в целом может и должен использоваться для решения широкого круга задач в экономике и социальной сфере. Тем самым, обеспечивая общую эффективную работу в интересах каждого человека.
В целях развития и процветания России. В интересах каждого из нас".
Лев Иванов.
30 мая 2007 года.
www.nasledie.ru