01 июня 2001
995

В своих фильмах он создал мир....

В своих фильмах он создал мир, населенный нервными филологическими барышнями, длинноволосыми философствующими юношами и нищими влюбленными поэтами с тетрадями своих стихотворений. С такими же тетрадями пришел в кино из литературы и сам Андрей Черных. Он дебютировал в Мастерской первого фильма у Алексея Германа при активном содействии Александра Сокурова в конце восьмидесятых: совершенно очевидно, что ни до, ни после у него не было решительно никакого шанса запечатлеть свои, на любой вкус престранные, эксперименты на кинопленке. За небольшой киноновеллой Фа минор последовали Австрийское поле и Секрет виноделия. Создавая картины ирреальной жизни на рубеже искусств, он пытается и законы киноязыка подчинить ее общему беззаконию. А. Ч. не боится манерности (она как будто входит в его правила игры), но пытается преодолеть монотонность повествования звуко-зрительными сдвигами.

Эти фильмы красивы и изысканны, но смотреть их трудно. Наверное, потому, что они сами про себя знают, как они красивы и как изысканны. Ими естественно восхищаться, но они могут вызывать столь же объяснимое и понятное раздражение. В литературных сочинениях А. Ч. исповедует принцип бесконечного нагромождения придаточных предложений - с многообразной пунктуацией, в которой одна лишь точка как будто не имеет права на существование. Он отказывает искусству в праве на этот знак препинания, так как любому результату предпочитает процесс, любому утверждению - вопрос, любому финалу - его отсутствие. Жизнь непознаваема, считает А. Ч., она может лишь причинять счастье или дарить боль, она может предоставить человеку возможность биться над своими загадками, но никогда не позволит разгадать ни одну из них.

На кинопленке А. Ч. осуществил собственный проект, любезный сердцу визуальных гурманов и абсолютно бессмысленный для любителей традиционного (социального, психологического, сюжетного) кино. В серию натюрмортов и иных живописных композиций он закомпоновал экзотические предметы и несуществующих героев, а также саму реальность, на которую у него, А. Ч., ответ один - отказ.

Любовь Аркус



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001


http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1031
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован