В нескольких регионах РФ основы православной культуры уже введены как обязательный или факультативный школьный предмет. Введение уроков православия в школах Твери и области пока только обсуждается. Споры по этой теме прошли в помещении Тверской епархиальной школы.
Круглый стол по вопросам введения уроков православия в Тверском регионе собрал многих представителей духовенства, образовательных структур, общественных деятелей. Заместитель губернатора Василий Толоко, он же председатель правления общественно-экономического совета по поддержке социальной деятельности Русской Православной Церкви в Тверской области призвал всех собравшихся четко обозначить свою позицию, чтобы совместными усилиями внести некую ясность в этот вопрос. Никакой ясности внести пока, к сожалению, так и не удалось. Как выяснилось, ярых противников этого предмета, в общем-то, нет. Есть скептики, полагающие, что спешить пока не стоит по целому ряду причин.
Во-первых, введение православия в тверских школах сразу всколыхнет проблему национальной дискриминации, считают многие. Россия - страна многоконфессиональная, и как же быть с представителями других вероисповеданий, права которых окажутся в таком случае ущемленными?
- У нас в школе многонациональный состав учеников: грузины, узбеки, азербайджанцы, чеченцы, армяне. Дети не против изучать православную культуру, но при этом они не хотят забывать свою, - заявляет учитель одной из средних школ города. На что сразу получает ответ отца Георгия Белодурова, ярого сторонника православного воспитания школьников: - ОПК - это не религиозный, а культурологический урок, он никоим образом не может посеять межнациональную рознь. Наоборот, дети из других стран получат возможность адаптации к той культуре и среде, в которой они теперь живут, ощутят то культурное богатство, коим они теперь обладают. ОПК не может стимулировать рост национализма. Православие учит любви, милосердию, добру.
А то, что люди ведут себя как варвары, становятся скинхедами - это как раз результат того, что они так и не смогли вступить в то наследие, в которое могли вступить. Задача этого курса - преподнести богатство нашей культуры. Почему общество никак не может привыкнуть к тому, что православие - это такое же богатство России, как нефть и газ? Почему мы должны отказываться от этого богатства? Такая позиция вполне справедлива. Никто ведь не заставляет детей из мусульманских и других семей забывать о своем происхождении.
Знания о своей культуре и религии они вполне могут получить дома с родителями. А то, что люди приехали жить в другую страну, - это в большинстве случаев их осознанный шаг и выбор, поэтому мириться и приобщаться к той культуре, в которой они оказались, вполне естественно. Другая проблема, с которой могут столкнуться учителя на уроках православия, - это реакция учеников. Ведь не исключено, что разговор о Боге может вызвать смех у детей, а особенно у подростков. С какого возраста стоит приобщать детей к православию, также обсуждалось в этот день. Опыт тех школ (в основном специализированных), где преподавание основ православной культуры уже ведется, подсказывает, что начинать нужно уже с начальных классов. Русская национальная школа No30 соединяет светское и религиозное образование и является начальной.
- Дети покидают нашу школу со слезами на глазах, а это говорит о многом. Чистоту и духовность надо прививать детям с младших классов, чтобы в дальнейшем они были готовы к постижению глубоких православных истин, - заявляет педагог школы.
То, кто будет преподавать этот курс и по каким учебным пособиям, тоже вызывает большое недоумение у скептиков. Сторонники православного обучения уверяют, что с педагогами проблем не возникнет. Масса выпускников ТвГУ, специализирующихся на кафедре теологии, с удовольствием нашли бы себе применение в этой области, а что касается учебных пособий по предмету, то разработаны и выпускаются целые комплексы учебных материалов. Нет ясности и по поводу названия предмета. Многие считают его некорректным. В словосочетание "основы православной культуры" так или иначе закрадывается термин "богословие". Неоднократно заявлялось, что ОПК поможет детям понять родную культуру, искусство, разобраться в творческих исканиях Достоевского, Толстого, ощутить глубину содержания живописных полотен и т.д. Почему бы тогда не обозначить курс как "Основы национальной культуры"?
Кроме этого, сторонники введения нового предмета так и не смогли прояснить, что, собственно, будет изучать этот предмет? В чем его содержание и отличие от уже существующего предмета "Мировая художественная культура"? Очевидно, что пока тема вызывает больше вопросов, чем ответов. В результате дискуссия свелась к противостоянию двух точек зрения, сообщает ИА eTver.ru.
Известный в Твери историк, политолог и тележурналист Андрей Чернышев признал, что тот, кто хочет получить православное воспитание, должен его получить. По его словам, существует два варианта решения этого вопроса. В первом случае решение принимают родители, и сами лично воспитывают своего ребенка в духе православия дома, в храме. Во втором случае решение принимает общество, и обучение происходит повсеместно в школе. "Серьезных аргументов в пользу второго варианта, - заявил Чернышев, - сегодня не прозвучало".
В ходе обсуждения стало очевидно только одно - торопиться с принятием решения однозначно не стоит. Необходимо сформулировать четкую картину по этому поводу и показать обществу то, как будет выглядеть этот предмет: его содержание, название, смысл, методология, возраст аудитории. Технические вопросы, связанные с преподавательскими кадрами, учебниками - это не проблема. Нужно определить ту форму религиозного воспитания, которая приемлема для современного общества, - заявил Василий Толоко.
21.11.2006
http://www.regions.ru/news/2029315/