06 июня 2005
1198

Вадим Венедиктов: Славяне и Церковь

Церковь была и остается этнообъединяющим центром и основной движущей силой, способной руководить общественным и массовым сознанием славянских народностей

Православная Церковь во всей своей полноте существует у многих славянских народов. Русские, болгары, сербы, чехи, словаки и поляки имеют свои Патриархаты или Автокефальные Церкви, возглавляемые своими Предстоятелями. Но существует большая разница в самом отношении славян к церковной жизни и ее выразителю - Церкви.

Для примера, возьмем и сравним две крупные Поместные Церкви: Русскую и Болгарскую. У тех и других достаточно интересная и богатая событиями история. Существенная разница между ними в понимании церковной структуры, точнее, в том, какое значение и авторитет имеет для русских и болгар их Церковь. Дело в том, что для большинства русских людей, прошедшим закваску марксистско-ленинской идеологией, Церковь является каким-то отсталым и неприспособленным к жизни социальным институтом. Во многом этому взгляду способствуют информационные потоки российских СМИ, показывающих Церковь лишь с обрядо-культовой и бытовой стороны.

Если у нас в советской России немыслимо было в юбилей Русского Православия (950-летие Крещение Руси выпало весьма символично на 1938 год) даже проводить научные конференции по церковной тематике, то в Болгарии в XX столетии публиковались и выходили в свет многочисленные научные сборники и работы исследователей, приуроченные к той или иной церковной дате. Например, по случаю 50-летия и 75-летия основания Болгарского Экзархата (в 1870 году султанским указом болгары получили церковную независимость от Константинопольской патриархии). И для каждого болгарина это важная дата, т. к. перед тем, как последовало распоряжение Высокой Порты, шла жесткая церковно-национальная борьба между болгарами и греками. Кстати, на Константинопольском Соборе 1872 года греки отлучили болгар от Церкви, обвинив их в этнофилетизме и предав схизме. Снять соборное проклятие болгарам удалось лишь в очередной церковный 75-летний юбилей в 1945 году, благодаря поддержке Русской Церкви. Последствия греко-славянского раскола в XIX веке сказываются и в наши дни. В современной Греции существует один очень едкий афоризм, этимологически восходящий его к византийским временам: "Всякий не эллин - варвар".

У нас после свержения монархии и последовавшей гражданской войны, после которой в стране установилась диктатура пролетариата, проводимая партией большевиков, отношение к Церкви было неприятельски враждебным. В первую очередь, потому, что Церковь олицетворялась с "прогнившим" царским режимом - некий анахронизм в стране советов. Надо сказать, что и сама по себе русская церковная структура, сложившаяся у нас со времен Петра I напоминала больше чиновничье-бюрократический аппарат, всецело служивший интересам государства. Но для Русской Церкви, во многом осознавшей свои собственные ошибки лучше, чем кто-либо из внецерковной ограды, исправление сложившейся внутренней церковной ситуации было делом наиважнейшим. Не случайным оказалось то, что во время общероссийской смуты 1917-1918 гг. Русская Православная Церковь восстановила Патриаршество в России, т. е. привела институт церковной иерархии в нормальный канонический строй.

Когда пришла новая партия, ее идеологией стал девиз: "мы новый мир построим!"; политически было неверно строить "новый мир" с "устаревшим и отжившим" церковным институтом. Его исключили из жизни людей, хотя морального права на исключение Церкви от общества у новой власти не было. Последующий семидесятилетний богоборческий проект потомков распинатилей Христа на российской почве обернулся для них катастрофой, и, начиная примерно с 1988 года (1000-летнего юбилея Крещения Руси), в России очевиден духовный подъем Русской Церкви.

В Болгарии ситуация была иная. Здесь Церковь являлась главным революционером и двигателем к национальному освобождению болгарского народа от ненавистного всем османского ига.

Сложилась парадоксальная ситуация: если в России в начале XX века Церковь сделалась объектом нападок со стороны революционеров и оппозиции, то в Болгарии, наоборот, с 60-х гг. XIX столетия Церковь представляла собой революционную оппозицию, способную захватить и объединить все социальные слои населения и открыто выступить против сложившегося государственного устройства. То, что у нас удалось партии большевиков - в Болгарии свершила Церковь. Большевики в России объявили атеизм и богоборчество; болгарские церковники сокрушили богомерзкую для балканских христиан магометанскую власть.

Отсюда и отношение в Болгарии к Церкви было как к прогрессивному общественному институту, а у нас в России, как к застойной, регрессивной церковной рутине.

Ведь удивительно от болгарских марксистов слышать подобные вещи: "борьба за независимую Церковь стала поистине народной борьбой, в которой принимал участие весь народ - крестьяне, ремесленники, что придавало движению действительно массовый характер". Это пишет крупный болгарский историк марксист середины XX-го столетия, Жак Натан.

На Балканах, территориях бывшего византийского пространства функцию "прислуживания" турецким властям выполняла лишь Греческая (Константинопольская) Церковь. Константинопольский Патриарх являлся не только духовным пастырем для всех христиан, но и светским владыкой. В его руки и в руки греческой иерархии после падения Византийской империи перешла не только церковная, но и гражданская, и судебная власть над всем христианским населением империи. Ведению Патриарха (и архиереев) подлежали судебные дела, в особенности по вопросам семейного, наследственного и брачного права, со всеми вытекающими из семейно-брачных отношений имущественными делами, дела школьные и др. Правительственные власти обязаны были содействовать исполнению приговоров Патриарха (и архиереев).

Но для болгар смысл церковной деятельности сводился к восстановлению церковной независимости, а затем и политической. В условиях турецкого господства главными церковными противниками болгар были константинопольские греки-христиане (фанариоты), стеснявшие болгар в их естественных церковных правах. Греко-болгарская церковная распря первоначально выразилась в стремлении болгар освободиться от иерархической подчиненности грекам, которым невыгодно было терять иерархическую власть над болгарами. На первых порах греко-болгарская распря имела чисто церковный характер. Этот же характер она удерживала и в последующее время и остановилась на объявлении Цареградскою Патриархиею болгар схизматиками и отлучении их от Церкви в 1872 году. Но со времени политического освобождения болгарского народа в 1878 году и образования болгарского княжества и восточной Румелии церковный характер греко-болгарской распри начинает мало-помалу затихать, и из него выдвигается политическая сторона этой распри.

По большому счету, церковная независимость Болгарской Церкви и само политическое освобождение Болгарии от османского ига после русско-турецкой войны 1877-78 гг. осуществились, благодаря дипломатической и военной силам России. Как видно, церковная политика России на Православном Востоке являлась важным элементом политики государственной.

В конце XIX столетия у Болгарии был выбор: либо остаться в группе восточных государств и Церквей, либо присоединиться к западным державам и стать их верным союзником. Насколько удалось болгарам сохранить свою церковную и политическую свободу, можно судить уже из событий XX столетия.

Несмотря на все тяжкие испытания, постигшие славянский мир в XX веке, для большинства славян духовным центром остается именно Русская Православная Церковь. Хотя, формально, по диптиху (списку Церквей) Русская Церковь лишь на 5-м месте, но по своей численности и по своему влиянию в православном мире Русская Церковь, безусловно, сохраняет свои главенствующие позиции.

От Русской Церкви зависели и зависят во многом настроения славянских народов других Поместных Церквей. К мнению Русской Церкви всегда прислушивались на Балканах и считали его весьма авторитетным.

Поэтому и сегодня, проделав работу в духовном просвещении и образовании русской национальности, избавив народ от лишних предрассудков и предубеждений - Русская Церковь и сама Россия, исторически неотделимые друг от друга, вполне могут выйти на уровень мировой державы и снова возобновить свою миротворческую миссию не в качестве "международного арбитра" и "судии народов", а в виде верного помощника в вопросах самоопределения маленьких славянских государств.

Церковь же была и остается этнообъединяющим центром и основной движущей силой, способной руководить общественным и массовым сознанием славянских народностей.


www.pravaya.ru

06.06.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован