Исполняющий обязанности губернатора области убежден, что Кузбасс способен упрочить свои социально-экономические достижения
Лариса Харченко
Кемеровская область образована указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1943 г. Регион входит в Сибирский федеральный округ и Западно-Сибирский экономический район страны. Площадь области - 95,5 тыс. кв. км (0,6% территории Российской Федерации). Здесь постоянно проживают свыше трех миллионов человек (более 2% населения России), причем доля горожан превышает 90%. Среди кузбассцев - представители девяти десятков национальностей. Преобладают русские (свыше 90%), а также украинцы, татары, немцы, чуваши, белорусы, мордва, шорцы, удмурты, башкиры и др. Средний возраст населения - около 36 лет. Административное деление - 19 районов и 18 городов областного подчинения. Центр - г. Кемерово (в 1925-32 гг. - Щегловск), образован в 1918 г. из старинного с. Щеглово и с. Кемерово. В этом городе (расстояние от него до Москвы - 3482 км) на 1 января 1999 г. насчитывалось свыше 496 тыс. жителей. Из других крупных городов области выделяются Новокузнецк (562,8 тыс. человек), Прокопьевск (240,5 тыс.), Ленинск-Кузнецкий (115,6 тыс.), Киселевск (111,1 тыс.), Междуреченск (104,5 тыс.), Анжеро-Судженск (96,1 тыс.). Область располагает богатыми природными ресурсами. Немногим менее половины ее территории занято лесами (запасы древесины составляют около 600 млн. куб. метров). Здесь есть крупные залежи угля, а также железных и полиметаллических руд, марганца, фосфоритов, нефелинов, горючих сланцев и др. Основные отрасли промышленности: горнодобывающая, черная и цветная металлургия, химическая, машиностроение и металлообработка. Ведущие направления в сельском хозяйстве региона: мясо-молочное животноводство, птицеводство, пчеловодство. Сельскохозяйственные угодья области занимают 2,7 млн. га, более половины из них приходится на пашню. Кемеровская область располагает весьма развитой транспортной инфраструктурой. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 1,8 тыс. км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - около 9 тыс. км (90% от общей протяженности), внутренних судоходных путей - свыше 500 км.
Кемерово - дитя советской эпохи, о чем и напоминают названия центрального проспекта и главной площад
-Валентин Петрович, с чем вступил Кузбасс в ХХI век?
- С уверенностью, что у него есть будущее. За последние три с небольшим года удалось не только поднять из руин экономику области, но и вывести Кузбасс в ряд самых динамично развивающихся регионов страны. Объем промышленного производства за это время возрос на 22%, в том числе в угольной промышленности - на 23%, в черной металлургии - на 40%, химической промышленности - на 90%, легкой промышленности - на 75%. Остановлен кризис в сельском хозяйстве. Поднимаются из запустения здравоохранение и культура, разительные перемены произошли в сфере образования. Экономический рост напрямую сказывается на жизни людей: это стабильно выплачиваемые зарплаты и пенсии, повсеместно создающиеся новые рабочие места, расширение возможностей по дальнейшему подъему социальной сферы. И в помине нет той кричащей социальной неустроенности, что провоцировала сотрясающие еще недавно всю страну "рельсовые войны" и шахтерские забастовки. Сегодня область перечисляет в федеральный бюджет в три раза больше, чем получает отттуда, войдя в первую десятку регионов страны по объему промышленного производства. В прошлом году, по сравнению с 1999-м, более половины индустриальных предприятий вышли на уровень рентабельности, почти вдвое увеличив прибыль. А федеральное правительство уже готово вычеркнуть наш десятилетиями депрессивный регион из разряда дотационных.
- В чем, по-вашему, причины столь решительного прорыва?
- Они прежде всего - управленченского характера. Аману Тулееву, победившему осенью 1997 г. на губернаторских выборах, удалось сформировать команду не только знающих дело единомышленников-профессионалов, но еще и людей, для которых Кузбасс не просто место проживания, а живой организм. Сразу были четко определены приоритеты и пути достижения главной цели - через подъем промышленного производства повышение благосостояния и уровня жизни каждого кузбассовца.
При этом в экономике ставка была сделана прежде всего на угольную промышленность, затем - на энергетику, металлургию, химию, текстиль, сельское хозяйство. Особое внимание - гигантам: Запсибу, дающему 99% выпускаемой в странах СНГ упроченной стали и 94% сортового термически упроченного проката, и Кузнецкому металлургическому комбинату (КМК), единственному в России заводу, выпускающему трамвайные рельсы. В том же порядке - по цепочке - и стали возрождаться сектора хозяйства. Подъем произошел во всех отраслях. Итоги более чем трехлетней работы подтверждают верность выбора.
- В этой команде вы отвечали за ТЭК, ключевой сектор региональной экономики. Каковы, по-вашему, перспективы у угольной отрасли Кузбасса?
- Многообещающие. Стране нужен уголь. Топливно-энергетический кризис, накрывший минувшей зимой практически полстраны, доказал это теперь, пожалуй, всем. Кроме того, и это никто не оспаривает, нефтегазовая эра на исходе. По экспертным оценкам, запасов нефти и природного газа хватит еще от силы лет на 70. И основой тепла и энергии вновь на десятилетия вперед станет уголь - пока не найдется более эффективное и безопасное топливо. Иными словами, угольная отрасль становится стратегической, и от ее состояния уже сегодня напрямую зависит энергетическая безопасность страны. Согласно новой концепции "Энергетической стратегии России" через двадцать лет доля угля в топливно-энергетическом балансе страны увеличится с нынешних 19% до почти 30%, а это значит, что нам предстоит ежегодно добывать не менее 500 млн. т угля. Уже сегодня Кузбасс готов к реализации этой стратегии.
Кузнецкий бассейн - главная угольная кладовая страны, на долю которой приходится 46% всей добычи каменных углей, 76,5% - коксующихся, а по особо ценным маркам угля для коксования - все 100%. Кузнецкие угли отличаются высоким качеством, малым содержанием зольности и серности. Около 40% добываемого угля потребляем сами, остальное идет в различные регионы страны и на экспорт. Мы "держим" четверть внутреннего рынка по энергетическим углям, а по коксующимся - 80%. А в общероссийском экспорте этого топлива доля Кузбасса превышает 70%.
- Насколько благоприятствуют такому положению тенденции, преобладающие сегодня в угледобыче региона?
- Начиная с 1997 г. Кузбасс ее постоянно наращивает. В 1999 г., впервые за последнее десятилетие, перекрыт 100-миллионный рубеж, когда "на-гора" выдали 109 млн т угля. В минувшем году добыча составила уже 115 млн. т Мы не только перестали закрывать угольные предприятия, но и открываем новые, соответствующие современным мировым технологиям. За последние пару лет ввели в эксплуатацию 5 подобных предприятий на 1250 рабочих мест и общей годовой мощностью 5,5 млн. т угля. Одновременно заложили еще 4 шахты и 2 разреза. Суммарная годовая мощность этих предприятий - более 10 млн. т. С началом их эксплуатации область получит дополнительно еще около 2,5 тысячи рабочих мест. Активизировались поверившие в перспективы отрасли частные инвесторы: только в минувшем году они вложили в угледобычу Кузбасса свыше полутора миллиардов рублей. В нынешнем году мы намерены вывести отрасль на полную рентабельность и довести угледобычу до 120 млн. т. В перспективе же в соответствии с новой энергетической стратегией, Кузбасс будет ежегодно добывать не менее 140 млн. т угля.
- Какие первоочередные задачи стоят перед областью сегодня?
- Результаты, о которых я говорил, достигнуты, в первую очередь, за счет увеличения загрузки существующих производственных мощностей, которые, к сожалению, не смогут служить базой устойчивого развития в наступившем веке. Уровень износа основных фондов колеблется сегодня от 50 до 80 процентов по различным отраслям. Это, вы знаете, беда не только нашей области. Кроме того, так уж исторически сложилось, у экономики Кузбасса - ярко выраженная сырьевая направленность. Перерабатывающие отрасли представлены слабо. Нам крайне необходима реструктуризация промышленного сектора областной экономики. Для этого предстоит в кратчайшие сроки создать мощное ядро современных перерабатывающих производств по выпуску конкурентоспособной на мировых рынках продукции. В этом и состоят первоочередные задачи для областной администрации.
- Как вы собираетесь их решать?
- Во-первых, привлечение инвестиций, значение которых для Кузбасса сегодня как никогда велико. Во-вторых, обновление на этой основе производственных мощностей и оборудования. В-третьих, решение наболевшей проблемы эффективного управления собственностью. Без полной ясности и прозрачности в этом деле никакие инвесторы (наши ли, зарубежные) со своими деньгами в регионе не появятся. Находящийся на подъеме Кузбасс крайне заинтересован сегодня в новых деловых партнерах и инвестициях. У нас есть еще неосвоенные, неразведанные месторождения полезных ископаемых, есть огромная потребность в наукоемких, экологически чистых технологиях добычи и переработки угля. Нам как воздух нужны средства на перевооружение своих металлургических гигантов, химических предприятий. Одним словом, Кузбасс ждет честных партнеров и готов к активному взаимовыгодному сотрудничеству.
http://regions.ng.ru/club-89/2001-04-10/4_mazikin.html