Валерий Иосифович Денисов - доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России.
ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА Корейского полуострова является сегодня серьезным вызовом безопасности в Северо-Восточной Азии. На протяжении почти двух десятилетий предпринимаются усилия по урегулированию корейского ядерного кризиса, однако добиться решительного поворота в улучшении ситуации пока не удается. Попытки КНДР разрешить ядерную проблему в начале 1990-х годов непосредственно с Соединенными Штатами Америки окончились провалом. Заключенное между Пхеньяном и Вашингтоном в октябре 1994 года в Женеве Рамочное соглашение открывало возможность для политического разрешения кризиса. Прямо скажем, что документ был достаточно сбалансированным и мог быть вполне реализуем, если бы новая американская администрация, пришедшая в Белый дом в 2001 году, сохранила преемственность политической линии в отношении мирного урегулирования северокорейского ядерного вопроса. Пхеньян был тогда готов отказаться от своей ядерной программы взамен на сооружение в КНДР двух атомных станций на легкой воде и нормализацию отношений с США. Однако Президент Дж.Буш-младший и его правительство отбросило в сторону Рамочное соглашение 1994 года и приступило к осуществлению военно-политического прессинга на Северную Корею, что вызвало резкое обострение кризиса, пиком которого стало испытание Пхеньяном 9 октября 2006 года ядерного устройства. Де-факто 9 октября 2006 года на мировой арене появилось еще одно государство - обладатель ядерного оружия.
Возникает вопрос, насколько серьезно и глубоко просчитывали в Вашингтоне возможные последствия своей политики в отношении КНДР, приведшие к новому витку ядерной напряженности на полуострове. Ряд экспертов, в том числе американских, считает, что администрация Дж.Буша продемонстрировала отсутствие продуманной политики на Корейском полуострове. Бывший министр обороны США У.Перри в этой связи пишет, что проведенное Пхеньяном ядерное испытание - "это полный провал американской политики в отношении Северной Кореи". По словам У.Перри, отказ Дж.Буша от выполнения договоренностей 1994 года был "недальновидным шагом".
По мнению Питера Бека, руководителя корейского филиала Международной кризисной группы, Вашингтон не желает реальных договоренностей и компромиссов с Северной Кореей. Судя по всему, в американских правящих кругах продолжается борьба между двумя группировками - "ястребами" и "голубями". Первые, как очевидно, являются сторонниками жесткого военно-политического давления на КНДР, они хотели бы поставить на колени эту страну, в том числе и с использованием военного варианта. Что стоит, например, высказывание вице-президента США Дика Чейни о том, что "мы (американцы. - Прим. автора) с дьяволом (КНДР. - Прим. автора) переговоры не ведем, мы с ним боремся и побеждаем". Так называемые "голуби" выступают за политическое урегулирование ядерной проблемы Северной Кореи, но при этом перед Пхеньяном выдвигаются весьма жесткие требования (например, отказ от использования атомной энергии в мирных целях и др.)
Естественно, в условиях продолжающейся и периодически обостряющейся борьбы в правящих кругах США по поводу северокорейской ядерной проблемы решать ее очень и очень непросто. А после произведенного Пхеньяном ядерного взрыва делать это стало гораздо сложнее. Глубокое недоверие, существующее между главными акторами переговорного процесса, а именно между КНДР и США, сильно затрудняет поиск компромиссов. Сейчас складывается впечатление, что администрация США под давлением внутренних (рост антивоенных настроений в американском обществе, поражение республиканцев на выборах в Конгресс) и внешних (неспособность "успокоить" Ирак, неуспехи в Афганистане и др.) обстоятельств выстраивает линию на поиск политического урегулирования ядерного кризиса на Корейском полуострове.
В связи со сложной ситуацией на Корейском полуострове возникает также и другой естественный вопрос, насколько адекватно и разумно действовала и продолжает действовать Северная Корея. Если проанализировать практические шаги Пхеньяна в ответ на жесткую риторику и военно-политическое давление США, то северокорейская позиция базируется на симметричном принципе. КНДР последовательно дает понять, что ее следующим шагом будет резкий отпор. Так оно и произошло. В ответ на отказ США от выполнения Рамочного соглашения 1994 года Пхеньян в январе 2003 года покинул ДНЯО и возобновил осуществление военной ядерной программы.
В феврале 2005 года ядерный кризис на полуострове вновь обострился. Американская сторона на шестисторонних переговорах в Пекине выступила категорически против права КНДР на мирную ядерную деятельность. Пхеньян ответил официальным заявлением о том, что он обладает ядерным оружием. При этом в мировые СМИ просочилась информация о встрече Ким Чен Ира с заведующим международным отделом ЦК КПК Ван Цзяжуем, в ходе которой руководитель КНДР якобы заявил, что ядерное оружие у КНДР появилось не вчера и не сегодня.
Шестисторонний переговорный процесс тем не менее удалось сохранить. Заслуга в этом принадлежит прежде всего России и КНР, которые продолжают конструктивную работу с участниками переговоров на предмет поиска компромиссных решений. Несмотря на серьезные противоречия между главными акторами шестисторонних переговоров, КНДР и США к 19 сентября 2005 года удалось выйти на договоренности, которые были зафиксированы в Совместном заявлении "шестерки". В своих основных аспектах этот документ носит "пакетный характер", в нем отражены многие идеи, заложенные в российской "пакетной инициативе" (январь 2003 г.)
Сентябрьское заявление стало тем отправным пунктом, который давал еще один шанс для постепенного движения по пути ликвидации ядерного кризиса на Корейском полуострове. Основные договоренности шести стран сводились к следующему:
- процесс денуклеаризации Корейского полуострова будет осуществляться исключительно мирными средствами;
- КНДР отказывается от ядерного оружия, сворачивает все ядерные программы, возвращается в ДНЯО, осуществляет сотрудничество с МАГАТЭ;
- США подтверждают отсутствие ядерного оружия на Корейском полуострове и заявляют о том, что не намерены нападать на КНДР;
- созывается специальный форум с целью создания постоянного мирного механизма на Корейском полуострове;
- согласован принцип реализации достигнутых договоренностей - "обязательство в ответ на обязательство, действие в ответ на действие".
Наиболее слабым в Заявлении "шестерки" является положение о мирной ядерной деятельности КНДР. Вопрос о предоставлении Северной Корее легководных реакторов планируется "обсудить в подходящее время". Представитель МИД КНДР на следующий день после подписания Совместного заявления (20 сентября 2005 г.) выступил с жестким напоминанием о законном праве Пхеньяна на мирный атом и потребовал от США выполнить обязательства (по Рамочному соглашению 1994 г.) и построить в КНДР АЭС на легкой воде. "Сперва реактор - потом разоружение" - таково северокорейское требование.
Новый виток напряженности на Корейском полуострове последовал после того, как США заморозили северокорейские счета в банке "Дельта Азия" (Макао) на сумму 25 млн. долларов, и после ракетных пусков, осуществленных КНДР в начале июля 2006 года. Естественно, реакция международного сообщества на испытания северокорейских баллистических ракет была негативной. Причем пуски ракет были осуществлены накануне встречи "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1695, которая осуждает действия Пхеньяна, вводит в отношении КНДР санкции и призывает Северную Корею к сотрудничеству в реализации Совместного заявления от 19 сентября 2005 года.
Продолжая линию на жесткое противоборство, 9 октября 2006 года КНДР произвела испытание ядерного устройства. Международное сообщество высказало на это свое негативное отношение. Совет Безопасности ООН 14 октября 2006 года принял резолюцию 1718 с резким осуждением действий Пхеньяна. Против КНДР были введены новые санкции и создан специальный Санкционный комитет, в задачу которого входит контроль за осуществлением резолюции 1718. Резолюция требует от всех государств не поставлять и не продавать КНДР танки, БМП, боевые самолеты и вертолеты, военные корабли, ракеты и ракетные технологии. Резолюция призывает Пхеньян без каких-либо условий возвратиться за стол переговоров и содействовать выполнению положения Совместного заявления "шестерки". Документ Совбеза ООН однозначно и недвусмысленно потребовал полного и безусловного закрытия северокорейских ракетно-ядерных программ.
Особо жесткий санкционный режим в отношении КНДР ввела Япония. В частности, запрещен импорт всех северокорейских товаров, заход судов КНДР в японские порты и их проход через территориальные воды Японии. Запрещен также въезд в Японию северокорейских чиновников, введены финансовые санкции против юридических лиц КНДР. Им не разрешается открывать счета в японских банках.
Санкционные меры против КНДР введены также США, Евросоюзом, Китаем, Россией и другими странами. По данным японской газеты "Иомиури", 68 государств (на 1 марта 2007 г.) соблюдают резолюцию СБ ООН 1718 в отношении КНДР. Южнокорейское правительство также существенно ограничило политические контакты и экономические связи с КНДР, однако оно отказалось прекратить реализацию Кымгансанского туристического проекта и совместное предпринимательство в Кэсоне, в которое вовлечено более 20 южнокорейских компаний и инвестировано свыше 300 млн. долларов. На совместных предприятиях трудится 15 тыс. северокорейских рабочих.
Достаточно жесткую позицию в отношении ядерного взрыва, произведенного КНДР, занял ее единственный союзник - Китайская Народная Республика. Пекину, несмотря на предпринятые усилия, не удалось убедить Пхеньян отказаться от испытания ядерного устройства. Представитель МИД КНР весьма резко отреагировал на ядерный взрыв в Северной Корее. "Проигнорировав протесты международного сообщества, - подчеркнул китайский дипломат, - КНДР нагло провела ядерное испытание. Китайская сторона решительно требует от КНДР безусловного соблюдения режима нераспространения, прекращения подобных действий, способных привести к ухудшению ситуации, и незамедлительного возвращения в процесс шестисторонних переговоров".
Пекин не ограничился только политическим осуждением Северной Кореи. Им были предприняты практические шаги по сокращению связей с КНДР. Китайские таможенные власти усилили контроль за въездом северокорейцев в КНР. Некоторые банки КНР ввели ограничения на денежные переводы в КНДР.
После первой весьма резкой реакции Китай некоторое время спустя смягчил свою публичную позицию в отношении Пхеньяна. Призывая КНДР не предпринимать действий, ухудшающих ситуацию в регионе, Пекин стал настаивать на том, чтобы все заинтересованные государства проявляли выдержку и стремились к мирному урегулированию. Вместе с тем Китай, как подчеркивал министр иностранных дел Ли Чжаосин, против наличия ядерного оружия у Северной Кореи. Китайское правительство занимает жесткую позицию в отношении ядерной программы Пхеньяна и намерено добиваться предотвращения повторных ядерных испытаний в КНДР.
В отличие от официальной, резко негативной реакции на ядерный взрыв в КНДР определенная часть научных кругов Китая исповедует иную точку зрения на этот счет. Так, профессор Фуданьского университета Шэнь Динли в этой связи пишет: "Развитие ядерной программы является внутренним делом Северной Кореи... С началом разработки ядерной программы Северная Корея стала пользоваться большим уважением в мировом сообществе и отвела от себя угрозу агрессии со стороны США...
Китай получил настоящую уверенность в своей безопасности только после того, как в 1964 году против воли ООН получил собственную ядерную бомбу... Нынешнее положение Северной Кореи немногим отличается от тогдашней ситуации в Китае"1.
Трудно согласиться с китайским профессором. Если встать на его позицию, то получается, что любое государство может обзавестись ядерным оружием, игнорируя ДНЯО и другие международно-правовые документы в области ядерного нераспространения.
Ядерный взрыв в Северной Корее вызвал негативную реакцию в Москве. Президент России В.В.Путин заявил, что "эти действия наносят ущерб нашим отношениям с КНДР". Действительно, ядерный взрыв проведен в 170 км от российской границы и был зафиксирован нашими техническими средствами. По словам министра обороны России С.Б.Иванова, "проведенное Пхеньяном испытание - это колоссальный удар по режиму нераспространения оружия массового поражения. Факт испытания вызывает опасения и негодования". И хотя в Пхеньяне поспешили заверить, что взрыв не несет радиоактивного заражения, о чем подтвердили контрольные замеры в Приморском крае России, тем не менее северокорейское ядерное испытание представляет большую опасность, прежде всего для соседей КНДР. Нельзя допустить повторения подобных действий со стороны Пхеньяна.
Россия как постоянный член СБ ООН приняла активное участие в выработке резолюции 1718, внеся в первоначальный проект ряд важных дополнений, которые были направлены на обуздание военного потенциала Северной Кореи и одновременно на мирное урегулирование ядерного кризиса. В резолюции содержится очень важное указание на то, что в случае невыполнения КНДР предъявленных ей требований будет задействована статья 41 Устава ООН, предусматривающая введение еще более жесткого санкционного режима.
В соответствии с резолюцией СБ ООН 1718 Россия в конце мая 2007 года ввела санкции в отношении КНДР, которые предусматривают запрет поставок в Северную Корею ракетно-ядерных технологий, самолетов и вертолетов, военных кораблей и другой тяжелой военной техники. Запрещается также экспорт в эту страну предметов роскоши, въезд в Россию официальных лиц КНДР, связанных с разработкой и осуществлением ракетно-ядерных программ2.
Проведенные после ядерного испытания КНДР интенсивные дипломатические контакты в рамках шестистороннего процесса привели к возобновлению пекинских переговоров. В январе 2007 года в Берлине состоялись двусторонние северокорейско-американские переговоры, которые, по оценке Пхеньяна, "завершились достижением определенных договоренностей"3. В Вашингтоне также позитивно оценили итоги берлинских переговоров. Однако ни американская, ни северокорейская стороны не раскрывают детали достигнутых договоренностей. На очередной встрече в Пекине участники шестисторонних переговоров 13 февраля 2007 года согласовали План первоначальных действий по реализации Совместного заявления от 19 сентября 2005 года, а также создали пять рабочих групп по различным направлениям: денуклеаризация Корейского полуострова (координатор КНР), оказание экономического и энергетического содействия КНДР (координатор РК), создание механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии (координатор Россия), нормализация отношений КНДР - США и КНДР - Япония.
План первоначальных действий подтверждает главный смысл и задачу шестисторонних переговоров - достижение скорейшей денуклеаризации Корейского полуострова мирными, политическими средствами. В Плане зафиксирована очередность действий КНДР, США, других участников переговоров по ликвидации ядерного кризиса. В частности, Северная Корея должна остановить и опечатать ядерные объекты в Нёнбёне, пригласить инспекторов МАГАТЭ для проведения необходимого мониторинга. Кроме того, Северная Корея должна представить список всех своих ядерных программ. КНДР и США начнут продвижение к установлению дипломатических отношений. Со своей стороны США запустят процесс исключения КНДР из списка стран - спонсоров терроризма и ускорят отмену акта "О торговле с врагом". КНДР и Япония возобновят переговоры о нормализации отношений.
Стороны согласились оказать КНДР экономическую, энергетическую и гуманитарную помощь. Поставки первой партии срочной энергетической помощи - 50 тыс. тонн мазута - должны быть осуществлены в течение двух месяцев после остановки и опечатывания ядерного реактора в Нёнбёне4. Однако реализация Плана затянулась из-за того, что КНДР не могла в течение двух месяцев получить разблокированные американцами в банке "Дельта Азия" (Макао) свои финансовые средства (25 млн. долл.). Процесс передачи денег оказался настолько сложным, что грозил сорвать осуществление февральских (2007 г.) договоренностей "шестерки". При посредничестве российской стороны удалось решить эту проблему.
Северокорейские деньги были переведены из банка "Дельта Азия" в российский коммерческий банк в Хабаровске, что открыло возможность для начала выполнения согласованного Плана действий. На последних этапах разрешения финансового кризиса ряд сенаторов американского Конгресса обратился с письмом к К.Райс, в котором конгрессмены настойчиво требовали не исключать КНДР из списка стран - спонсоров терроризма. В 2007 году Госдепартамент США не включил Северную Корею в так называемый "террористический список", однако назвал КНДР страной, "активно не противодействующей международному терроризму". Вполне очевидно, что силы, выступающие против политического решения корейского ядерного кризиса, достаточно активно действуют в США, что, естественно, не может не отражаться на выполнении достигнутых договоренностей.
Осуществленные в 2007 году в КНДР поставки первой партии энергоносителей (50 тыс. т) вызвали ответные позитивные шаги Пхеньяна. КНДР остановила работу атомного реактора и других объектов ядерного комплекса в Нёнбёне (всего пять), пригласила инспекторов МАГАТЭ, которые проверили действия северокорейцев, опечатали объекты и установили мониторинговое оборудование. Таким образом, был завершен первый этап свертывания северокорейской программы.
На втором этапе предстоит проделать еще более сложную работу. КНДР должна будет представить полный список своих ядерных объектов, в том числе тех, которые задействованы в программе создания ядерного оружия. Эти объекты затем должны быть демонтированы под контролем специалистов МАГАТЭ. В обмен Северная Корея получит 950 тыс. тонн топлива или адекватную экономическую помощь
КНДР выразила готовность продолжать урегулирование ядерной проблемы на основе принципа "действие в обмен на действие". Глава северокорейской делегации на шестисторонних переговорах заместитель министра иностранных дел Ким Ге Гван заявил, что "КНДР готова демонтировать все свои ядерные объекты без возможности восстановления, если ей будут предоставлены реакторы на легкой воде".
После завершившегося в начале сентября этого года в Женеве заседания северокорейско-американской рабочей группы представитель МИД КНДР заявил, что достигнута договоренность, что США исключают КНДР из списка стран - спонсоров терроризма и отменяют в отношении Пхеньяна действие акта "О торговле с врагом".
С американской стороны последовали комментарии в том смысле, что Северная Корея до конца 2007 года предоставит информацию о своих военных ядерных программах и свернет их реализацию.
Хотелось бы надеяться, что Пхеньян и Вашингтон в конце концов найдут компромисс и урегулирование ядерного кризиса на Корейском полуострове выйдет на новый уровень.
Первоочередная задача - разработать "Дорожную карту" денуклеаризации Корейского полуострова. Состоявшаяся в конце сентября этого года очередная встреча в рамках "пекинской шестерки" еще несколько продвинула ядерную проблему КНДР. Как сообщили иностранные информагентства, достигнута договоренность о том, что Пхеньян к концу 2007 года полностью выведет из строя ядерный реактор в Нёнбёне. Предполагается провести встречу руководителей внешнеполитических ведомств стран "шестерки", с тем чтобы утвердить согласованные решения, а также рассмотреть пути укрепления сотрудничества в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии.
ПЕРВЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ ПОДВИЖКИ в разрешении корейского ядерного кризиса, достигнутые в ходе многотрудных шестисторонних переговоров, показывают, что этот переговорный механизм является наиболее реальным средством урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. На пути мирного разрешения кризиса стоит немало серьезных преград и трудностей. Всем участникам переговорного процесса предстоит пройти долгий путь, чтобы выйти на взаимоприемлемое урегулирование. Однако иной альтернативы кроме переговоров просто не существует. Как подчеркивал Президент России В.В.Путин, "нельзя прерывать переговорный процесс, нужно любой ценой сохранить его...". Российская сторона последовательно работает в пользу наращивания усилий всех государств "шестерки" по мирному разрешению ядерной проблемы, превращению Корейского полуострова в зону, свободную от оружия массового уничтожения, в регион прочного мира и конструктивного сотрудничества.
________
1 Миру придется смириться с ядерной Северной Кореей. http//www.strana.ru 7 июня 2007.
2 Россия присоединилась к санкциям против КНДР. http//www.strana.ru 7 июня 2007.
3 Нодон синмун, 19 января 2007.
4 Сеульский вестник, 14 февраля 2007.
www.mezhizn.ru
22.10.2007