25 сентября 2005
4512

Валерий Драганов: Будущее рождается сегодня.

На вопросы редакции отвечает депутат Государственной Думы от фракции "Единая Россия", председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий ДРАГАНОВ



- Валерий Гаврилович, что будет с социальными проектами, в частности, с обещанным увеличением пенсий и дальнейшей монетизацией льгот? Какие шаги для блокирования неблагоприятного развития ситуации предпринимает ваш Комитет и Государственная Дума в целом?

- Даже если это не прибавит мне популярности, я не изменю своего мнения, что льготы - это вчерашний день. Некоторые процедуры их получения просто унизительны. Больные и пожилые люди вынуждены выстаивать в очередях за льготными рецептами, получая в итоге не то лекарство, которое им нужно, а то, которое выгодно страховой компании. Я уже не говорю о том, что пользоваться в полном объеме существующими ранее льготами могли не более десяти процентов населения страны. Так что необходимость монетизации льгот не вызывает у меня сомнения.

Другое дело, что просчеты правительства не позволили реализовать реформу, как задумывалось. Сейчас наша задача - не допустить ухудшения условий жизни людей. Из того, что произошло, всем нам необходимо извлечь уроки, чтобы не повторять допущенных ошибок, не доводить конфликт между властью и народом до точки кипения, и не давать в руки некоторых политиканов козырей для достижения своих, не имеющих ничего общего с интересами страны, узкопартийных целей.

На второй ваш вопрос отвечу, что комитет не занимается блокированием неблагоприятной ситуации. Если неблагоприятной ситуацией вы называете падение цен на нефть, то могу вам сказать, что депутаты - члены комитета по экономической политике никогда не ориентировались на "экономику трубы". Мы работаем над законами, которые позволят развивать производство, внедрять новые технологии, создавать новые рабочие места, обеспечивать достойные условия жизни гражданам.



- Внушают ли вам оптимизм перспективы экономической политики в стране? И в этой связи такой вопрос: как выглядит в программных установках партии "Единая Россия" экономическая концепция, насколько внятно сформулирована сама партийная программа?

- По поводу оптимизма всегда вспоминаю эпизод из "Записных книжек" Сергея Довлатова. На конференции писателей на тему: "Оптимизм советской литературы" один из слушателей вдруг начинает задавать докладчику вопросы про Байрона. Спрашивает, был ли поэт молод, талантлив, красив, богат... Получив на все вопросы положительные ответы, человек в зале констатирует: "Вот видите, величайший английский поэт, лорд Джордж Байрон был молод, красив, богат, а все же оставался пессимистом. А вы старый, нищий, бездарный, и вы - оптимист!"

Так вот, я предпочитаю оптимистическим точные прогнозы экономического развития. И главное, пора начинать разработку долгосрочных программ. Может быть, не на триста лет, как делает Китай, но хотя бы лет на 20 вперед. Среднесрочные и долгосрочные прогнозы важны не только для успешной хозяйственной деятельности, но и для того, чтобы привлечь в экономику иностранных инвесторов, которые перестанут сомневаться в стабильности ситуации в стране. Да и вообще, люди станут с большей уверенностью смотреть в будущее.

Безусловно, у партии "Единая Россия" есть четкая программа. Дабы не заниматься провозглашением деклараций, назову лишь некоторые законопроекты, которые рассматриваются фракцией "Единая Россия" в качестве приоритетных: Жилищный кодекс, "О защите конкуренции", "О правовом регулировании и защите интеллектуальной собственности", "О рекламе", "О концессиях", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"... Все эти законопроекты служат инструментами выполнения заявленной "Единой России" программы.



- Валерий Гаврилович, какие угрозы, на ваш взгляд, могут возникнуть в наступившем году внутри России? Понятно, остается угроза терроризма. А что будет с российской экономикой? Нет ли у вас, Валерий Гаврилович, ощущения, что некоторое замедление роста экономических показателей в 2004 году - пусть и небольшое, может отразиться на темпах развития страны в нынешнем году?

- Вообще-то прогноз - дело неблагодарное и рискованное. Давайте заботится о том, чтобы у нас было как можно меньше поводов для техногенных и экономических потрясений.

Что касается внутренних угроз, по-прежнему развитию страны, продвижению малого и среднего бизнеса больше всего мешают монополизация экономики и отсутствие конкурентной среды. Все попытки изменить ситуацию к лучшему встречают мощное сопротивление со стороны отечественных монополистов и их лобби во властных структурах. Не секрет, что "монопольная рента" сплошь и рядом выступает частью "чиновничьей ренты", когда предоставляются преференции "своим" и возводятся административные барьеры для "чужих" компаний. В результате, коммерческий успех обеспечивает не лучшее рыночное предложение по критерию "цена-качество", а лучший доступ в начальственные кабинеты. Расплачивается же за это опять потребитель. В настоящее время свыше половины всех дел, рассматриваемых антимонопольными органами, связаны с предоставлением на федеральном и региональном уровне незаконных льгот и оказанием прочей государственной поддержки частным фирмам. Так, значительный рост осенью 2004 года внутрироссийских цен на топливные ресурсы объяснялся не только сезонным фактором и ценовой конъюнктурой на внешнем рынке, но и, в немалой степени - "ценовым сговором" между крупными вертикально-интегрированными компаниями и региональными администрациями.

Другая беда - бюрократические препоны, которые просто непреодолимы для предприятий малого и среднего бизнеса из-за монополизации региональных рынков. В передовых экономиках на долю таких предприятий приходится до 70 процентов валового продукта. Кроме того, именно через небольшие фирмы реализуется большинство венчурных проектов, направленных на мощный технологический прорыв.

Решить эти проблемы можно, только приняв новый закон "О защите конкуренции", его проект в настоящее время активно продвигает Комитет по экономической политике. В целом, требуется законодательное разграничение конкурентных и монопольных секторов экономики. Необходимо, в частности, обеспечить недискриминационный доступ к услугам естественных монополистов, транспарентность ценообразования на их товары и услуги, прежде всего, на топливно-энергетические ресурсы. Нужны рычаги (в том числе финансовые и административные) для создания конкурентной среды и эффективного воздействия на монополистов. Следует усилить роль государства в сфере защиты и стимулирования конкуренции, и ужесточить наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Но для этого, повторю еще раз, необходима модернизация существующей нормативно-правовой базы, и без принятия нового закона о конкуренции здесь не обойтись.

Уверен, что законопроект ждет непростая судьба. Но, не сомневаюсь, правительство и депутаты проявят политическую волю и будут действовать в интересах народа.



- Валерий Гаврилович, прошлый год показал, что кроме угроз, уже ставших, к сожалению, привычными - терроризма и крупных техногенных аварий, существует опасность природных катастроф. Отголосок цунами, унесшего жизни стольких людей, докатился и до России: на курортах Юго-Восточной Азии отдыхало множество наших туристов. Незадолго до этого в результате террористического акта пострадали россияне в Египте. Скажите, какие уроки вынес отечественный турбизнес из ситуации в Египте и Юго-Восточной Азии? Защищен ли сейчас в полной мере россиянин за границей, неважно от чего - от природных катастроф, от политической нестабильности в стране пребывания или от террористического акта?

- Стихийные бедствия в Юго-Восточной Азии действительно выявили целый ряд организационных, финансовых и правовых проблем, связанных с туристской деятельностью в России. Прежде всего, недостаточно эффективным оказалось взаимодействие органов государственной власти с авиаперевозчиками, туроператорами, турагентами, дипломатическими представительствами иностранных государств, на которые обрушилась беда.

Печально, что нашлись компании, которые и во время гуманитарной катастрофы продолжали отправлять россиян в зону бедствия, игнорируя рекомендации МИДа. Люди не имели возможности оперативно получить достоверную информацию о реальной обстановке в странах, куда они направлялись на отдых.

До сих пор окончательно не определен порядок выплаты денежных компенсаций туристам. Это объясняется тем, что у нас в стране нет системы обязательного страхования рисков, связанных с поездками россиян за границу, в том числе - в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, террористическими актами. Отсутствует механизм финансовой ответственности туристических фирм за нарушение условий договоров. Не разработана схема своевременного предупреждения граждан о возможной опасности поездки в ту или иную страну.

Учитывая эти и другие пробелы законодательства, по инициативе Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственная Дума приняла обращение к правительству Российской Федерации с предложением включить своих представителей в рабочую группу, которая должна подготовить ряд законопроектов по защите прав и законных интересов российских туристов за рубежом.



- Вы много лет проработали в таможенных органах, были заместителем председателя Таможенного комитета СССР, руководили Государственным таможенным комитетом России. Вас знают и как разработчика нового Таможенного кодекса. В одном интервью вы сказали, что старый кодекс за десять лет превратился в бетон и только мешал работать. А как служит новый кодекс? Вы удовлетворены нынешней таможенной ситуацией на наших границах, учитывая возрастающие деловые международные связи страны?

- Первое в этом году заседание комитета по экономической политике было посвящено именно обсуждению Таможенного кодекса. Как вы знаете, в результате проводимой административной реформы Государственный таможенный комитет был преобразован в Федеральную таможенную службу. Теперь ФТС России подведомственна Министерству экономического развития и торговли, что само по себе свидетельствует о превращении таможни из фискального органа в действенный инструмент экономической политики.

Работая над Кодексом, мы ставили перед собой задачу сделать его законом прямого действия, инструментом экономической политики, который максимально упростит таможенные процедуры.

Достижений в этом направлении немало. В то же время на повестке дня остаются вопросы состояния таможенной и приграничной инфраструктуры, совершенствования таможенно-тарифной политики, проблемы определения таможенной стоимости.

Уверен, что в нынешних условиях необходимо вырабатывать принципиально новый подход к работе таможни и новые критерии оценки деятельности этой службы: не по увеличению таможенных сборов, а по созданию благоприятного климата для внешней торговли. Взвешенная таможенно-тарифная политика, которая позволит одновременно защитить отечественного производителя и обеспечить пополнение рынка товарами, не производимыми в России, должна стать одним из инструментов проведения экономической реформы в стране и способствовать интеграции России в мировое экономическое пространство. Естественно, совершенствование Таможенного кодекса убирает барьеры и на пути вступления России в ВТО.



- Какие стратегические направления вы видите в случае вступления России в ВТО?

- Прежде всего, надо учесть, что перед нами остро встанет вопрос защиты отечественной легкой промышленности, поскольку текстиль из азиатских стран завоевывает все более прочные позиции не только у нас, но и в западных странах. Появится необходимость в кратчайшие сроки и самым кардинальным образом улучшить качество российского автопрома. Через пять лет вступления России в ВТО по договоренности с западными партнерами начнут снижаться пошлины на импортные машины, что может привести к неминуемому падению спроса на российские автомобили на внутреннем рынке. Очень жаль, что некоторая передышка не была использована нашими заводами для улучшения качества. Надо успеть вскочить в отъезжающий поезд.

Сложные проблемы встанут и перед нашей пищевой промышленностью, поскольку мы должны будем беспрепятственно допускать на свой рынок продовольствие из европейских государств, которые по качеству и ассортименту опережают российские.

Необходимо будет тщательно отслеживать, чтобы строго соблюдались договоренности, достигнутые с Евросоюзом по ценам на энергоносители, пока наша ослабленная индустрия не в состоянии использовать на внутреннем рынке энергоресурсы по мировым ценам. Последствия срыва упомянутых договоренностей аукнутся в конечном счете российскому потребителю.



- Валерий Гаврилович, во многих средствах массовой информации регулярно публикуются материалы о том, как мешают чиновники предпринимателям. Долго ли, по-вашему, будет продолжаться чиновничий произвол по отношению к бизнесменам? Поскольку вы много лет были государственным служащим очень высокого уровня, то, конечно же, можете сказать: как сделать, чтобы бюрократия начала, наконец, служить обществу и когда это произойдет?

- К сожалению, точной даты я вам не назову. И подозреваю, что пока есть власть, всегда найдутся те, кто ею злоупотребляет. Начатая в стране административная реформа по дебюрократизации органов власти подразумевает более широкий взгляд на проблему. Помимо реорганизации властных структур предстоит совершенствовать законодательство, убрать лазейки, позволяющие трактовать закон по своему усмотрению, четко прописать механизмы взаимодействия государства с бизнесом и бизнес-структур друг с другом. Значительно сузит поле действия для коррупционеров и законопроект о конкуренции, о котором я говорил выше.

Кроме того, у нас должно появиться такое понятие, как неотвратимость наказания за совершенное преступление, к которым безусловно относится и злоупотребление властью.



- Вы много занимались и занимаетесь отношениями с нашими соседями по СНГ. Какой вы видите геополитическую ситуацию на постсоветском пространстве, скажем, до 2008 года?

- Конечно же, государства, входившие в состав СССР, продолжают оставаться в центре российской внешнеполитической да и внешнеэкономической деятельности. Ведь наши сложившиеся связи настолько тесно переплетены, что разорвать их очень сложно, хотя за последние пятнадцать лет сделано в этом смысле не так уж и мало.

Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос: как поднять наши добрососедские отношения до прежнего уровня? Уверен, это возможно. Главное, что взаимное притяжение наших народов обуславливается их коренными интересами, соображениями безопасности и общими задачами противостояния международному терроризму.

Не скрою, проблем у СНГ немало, сложно идет и становление единого экономического пространства. Но иного пути у нас нет. Надо последовательно двигаться в этом направлении. Тем более что уже есть определенные достижения. Достаточно в связи с этим вспомнить создание военного форпоста России в Киргизии.

Однако должен сказать, что защищать геополитические интересы на просторах бывших братских республик следует все-таки более активно. В этом залог безопасности России и ее будущего экономического процветания.



- Валерий Гаврилович, вы президент Института международного права и экономики имени Грибоедова. Много времени отдаете преподавательской работе. Не секрет, что многие из числа наиболее успешных наших студентов, получив хорошее образование, уезжают на работу за границу и, кстати сказать, вполне успешно конкурируют с выпускниками зарубежных университетов. Как прекратить этот отток мозгов? Есть ли у "Единой России" реальная программа закрепления молодежи в российском производстве и науке? Могут ли сегодняшние юноши и девушки рассчитывать на то, что они будут востребованы своей страной в будущем?

- Не могу согласиться с тем, что вся талантливая молодежь непременно стремится покинуть страну. Что касается вашего вопроса о "Единой России", то мы не можем не связывать реализацию наших планов с поколением XXI века, а поэтому просто не имеем права равнодушно относиться к молодежным проблемам. Но перспективы молодежи тесно взаимосвязаны с результатами экономической реформы, которая предполагает возрождение конкурентоспособной науки и производства. А значит, и приток туда свежих сил, которые не будут смотреть "за бугор" в поисках достойного их способностям заработка.



Интервью вел Вячеслав СУХНЕВ




http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован