17 июля 2004
3634

Валерий Кадохов: Не кусать бы локти...

Как разрешить конфликт вокруг Южной Осетии


Обострение ситуации вокруг Южной Осетии, спровоцированное новым руководством Грузии, вновь поставило в повестку дня вопрос о возможных путях разрешения этого конфликта.

Сегодня руководство Грузии вновь наступает на те же грабли, что и прежде, искушая соседей то броней, то розами, то гуманитарными жестами. Но Цхинвал как никто другой на себе ощущает выдавливание России из Закавказья, поэтому не приемлет политику кнута и пряника, не принимает "дары данайцев" в виде минеральных удобрений и прочих подачек.

Между прочим, осетин совершенно не затронул националистический угар, который столь сильно проявился в Грузии. На территориях, контролируемых осетинами, не было никаких антигрузинских выходок. И хотя в Тбилиси не осталось ни одной улицы с русским наименованием, во Владикавказе как были, так и сохранились грузинские наименования улиц и площадей: Орджоникидзе, Церетели, Казбеги, Тбилисская, Батумская, Кутаисская. Действуют грузинская школа N 19, церковь и многое другое.

К противостоянию в Южной Осетии нельзя применять никаких аджарских аналогий хотя бы потому, что никакого правящего квазифеодального клана здесь не существует. Югоосетинская республика существует уже полтора десятилетия, за это время там на легальной и демократической основе сменилось несколько руководителей: путем голосования высшего представительного органа власти или всенародных выборов. В этом отношении Южная Осетия гораздо больше похожа на нормальное государство, чем Грузия, где всех избранных президентов свергали, а постоянные манипуляции списков почти четверти избирателей страны, позволяют устроителям выборов получить какие хочешь их результаты.

Вообще никакой демократии и, даже более, никакого сколько-нибудь прочного и стабильного государства, хотя бы с элементарным полицейским порядком, из Грузии не получается. А получается провинциальный авторитаризм в центральноамериканском стиле, имеющий постоянную и сильную тенденцию скатываться к ультранационалистической диктатуре.

К слову, нигде на постсоветском пространстве не практикуют столько военных парадов, как в Грузии, по поводу и без повода, и эта милитаристская "болезнь маршировок" под литавры отдаленно чем-то напоминает Германию 30-х годов. Но этот режим - с сильнейшим компрадорским душком, с элитой, которая направо и налево продает интересы страны. Вплоть до продажи грузинского пушечного мяса для участия в колониальных войнах своих заокеанских покровителей. И неудивительно, что эти особенности грузинской государственности не вызывают у южных осетин желания сосуществовать с этим режимом в рамках одного государства, а вызывают только решительное отторжение.

Нужно отметить, что к конфликту в Южной Осетии лишь условно применима квалификация его как проявления сепаратизма. Сепаратистски настроенная элита, как правило, из властных побуждений пытается создать отдельное государство. Как мы уже видели, южные осетины, с тех пор как добились национального самоопределения хоть в какой-то форме, всегда видели себя в составе России (в форме Советского Союза). И это обстоятельство в определенной мере компенсировало разделение осетинского народа по разным административным единицам общего государства. И, кстати сказать, если произошло определенное "привыкание" общественного мнения к разделенному существованию осетин по обе стороны Большого Кавказского хребта, но все же нужно отчетливо сознавать такое положение как вопиющую историческую несправедливость, как неудачный опыт, поставленный над единым народом в ХХ веке, которая нуждается в исправлении.

Это необходимо иметь в виду при определении вариантов будущего развития событий вокруг Южной Осетии (независимость; присоединение к России; федерализация Грузии; утрата любых форм национального самоопределения).

В настоящее время любым формам сотрудничества южных осетин с грузинскими властями мешает трагический опыт начала 90-х годов, который еще не преодолен. И не будет преодолен, пока явные проявления политики геноцида в отношении осетин, которую проводило грузинское государство и молчаливо поощряли его западные покровители, пока эти проявления не будут осуждены нынешними правителями Грузии. А ведь они и не думают отказываться от исторического наследства Гамсахурдиа-Шеварднадзе, включающего в себя попрание прав народов на национальное самоопределение, вооруженную осаду мирных городов, массовые убийства мирных жителей, массовые депортации и выдавливание по этническому признаку, сотрудничество с бандами международных террористов и многое другое.

Несмотря на громкие "добрососедские" заявления правящей элиты, в бюджете Грузии за эти годы не было ни строки для Южной Осетии, как, впрочем, и Абхазии, хотя на эмигрантское правительство последней, размещенное на проспекте Руставели, есть все же некоторые затраты. А грузинские депутаты из Абхазии вот уже 12 лет восседают с пролонгированным с первого созыва мандатом в парламенте страны. Для Южной же Осетии даже в этой чести отказано, наоборот, их изгнали.

Неплохо бы и западным государствам и межправительственным организациям, на содержании которых находится Грузия, отказаться от моральных и политических двойных стандартов в отношении политики притеснения национальных меньшинств, проводимой грузинским государством. Например, оказать давление на Грузию в целях выполнения ее обязательств перед Советом Европы по возвращению турок-месхетинцев, создающих немало проблем Кубани, на историческую родину, как это делают на Балканах, и т. д.

А пока, поощряемые своей безнаказанностью и попустительством западных стран, грузинские спецслужбы и грузинская пропаганда избрали метод провокаций в отношении народа Южной Осетии, занявшись поиском или конструированием высосанных из пальца поводов к началу агрессии против Южной Осетии.

Вообще же провокация межнациональных конфликтов является, вероятно, настоятельной внутриполитической потребностью грузинского руководства. В Грузии, как нигде в мире, есть должность госминистра по урегулированию конфликтов. Ее нынче возглавляет профессиональный режиссер Г. Хаиндрава, который часто сам режиссирует конфликтные ситуации, то на Кавказе, то в Москве. Несмотря на довольно продолжительное время пребывания у власти нынешнего руководства, в стране не решаются никакие экономические проблемы. Вся государственная политика свелась к установлению контроля центральной власти над глубоководным батумским портом, что отвечает интересам западных корпораций. Активные формы обрело и "государственное" вымогательство финансовых средств у представителей прежнего правящего клана.

Естественно, в таких сложных внутриполитических обстоятельствах новому режиму Грузии, популистскому по своей сути, во что бы то ни стало необходим внешний враг - Россия, осетины, контрабандисты, - кто угодно. Нужны антенны -раздражители, которые отвлекли бы внимание грузинского народа от никчемной и эгоистической социально-экономической политики его нового правительства, дабы он в очередной раз не разочаровался в своем выборе. Интересно только, как мудрый и трудолюбивый народ Грузии мог столько раз обмануться на забытых во всем мире нацлозунгах?

Но такое возможно только при игре в геополитические "поддавки", в которую играют с новым грузинским режимом. Поэтому и России пора бы от фабианской тактики и демонстрации слабости перейти к демонстрации силы и возможностей в отношениях с Грузией, устами своего министра обороны пригласившей НАТО в регион Большого Кавказа. Одновременно Грузия пытается изменить и мандат своей части Смешанной контрольной комиссии (СКК) и вновь по этническому признаку, предпринимая провокационные вылазки, вплоть до задержания российского транспорта в зоне конфликта.

Если же Россия повторит на Кавказе балканское головотяпство, то будет кусать потом локти, а свой южный фланг окончательно обнажит. Поэтому важно бы сейчас приостановить бряцание оружием вокруг ЮОР и заморозить нынешний статус-кво Южной Осетии. И если Югославию можно было расчленять во имя "прав человека и свободы народов", то почему Грузию всем миром надо спасать от извечной ее болезни - политической раздробленности? И как минимум - не вынудить грузинское руководство пойти на вариант федерализации Грузии, в которой неплохо себя чувствует половина развитых стран мира?

Да, Россия признает территориальную целостность Грузии, но здесь сложилась как бы ситуация родов, когда плод уже появился и обратно его не впихнуть, как и не остановить роды вообще.

Автор - член Совета Федерации от парламента Республики Северная Осетия-Алания, первый заместитель председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике, доктор экономических наук, профессор.


"Российская газета" - Федеральный выпуск No3529 от 17 июля 2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован