23 июня 2003
2393

Валерий Лощинин: `Никакой войны быть не может`

Первый заместитель министра иностранных дел РФ Валерий Лощинин считает, что присутствие США в странах СНГ - не повод для ухудшения отношений

С начала 2003 г. Россия предприняла ряд попыток, чтобы заметным образом оживить взаимодействие со странами ближнего зарубежья. За этот период прошли не только два саммита глав-государств СНГ, но и состоялись значительные мероприятия в рамках ЕврАзЭС, Договора о коллективной безопасности, была инициирована "четверка", состоялись памятные двусторонние встречи Владимира Путина с Леонидом Кучмой, Нурсултаном Назарбаевым, Сапармуратом Ниязовым, Эдуардом Шевардназде. Однако, несмотря на все это, каких-либо прорывов ни на экономическом, ни на политическом поприще ни внутри Содружества, ни в индивидуальных контактах России с бывшими союзными республиками наблюдать пока не приходится. Официальную точку зрения на это положение вещей "НГ" попросила высказать статс-секретаря - первого заместителя министра иностранных дел России Валерия Лощинина.

- Валерий Васильевич, вчера истек срок, данный президентом Сапармуратом Ниязовым гражданам Туркмении определиться с выбором гражданства. Каким образом будет защищать Россия права тех, кто оставил за собой право считаться россиянином?

- Россия должна и будет защищать и обеспечивать права и интересы своих граждан, где бы они ни находились... Практически сразу после достигнутых в Санкт-Петербурге президентами Путиным и Ниязовым договоренностей в Ашхабад вылетала делегация МИД России. В результате переговоров была снята напряженность вокруг многих аспектов этой проблемы, хотя полного взаимопонимания мы не достигли. Напряженность же возникает главным образом из-за острой реакции общественности на происходящее.

Работа с нашими туркменскими коллегами продолжается, создается совместная российско-туркменская комиссия по урегулированию проблемы двойного гражданства. Принципиальная позиция России до сведения Ашхабада доведена. Она состоит в том, что правовой статус тех людей, которые получили двойное гражданство в период действия Соглашения 1993 года, не должен ухудшиться после того, как соглашение утратит свою силу. Более того, мы считаем, что Протокол о прекращении действия этого соглашения не имеет обратной силы. Следовательно, в нашем понимании граждане, которые имеют двойное гражданство и получили его до того, как протокол вступил в силу, могут сохранить его, если того пожелают. Это, кстати сказать, международный принцип. Буквально на днях у меня состоялся телефонный разговор с министром иностранных дел Туркменистана Мередовым, который еще раз заверил меня, что никаких изменений в плане статуса, положения лиц, имеющих двойное гражданство, после 22 июня не будет.

- Некоторые российские политики открыто заявляют о том о том, что Кремль целенаправленно делает все для того, чтобы российские граждане из стран СНГ не могли вернуться на Родину, держа их там как некую силу, способную влиять на политику России в отношении той или иной страны Содружества.

- Я бы оставил это на совести тех, кто делает такие заявления. У самих же соотечественников существует в этом смысле полная свобода выбора. Более того, государство оказывало и продолжает оказывать возможную материальную поддержку переселенцам вплоть до того, что предоставляет им жилье в отдельных субъектах Федерации.

- Какова точка зрения МИДа на расширение американского военного присутствия в странах СНГ, в частности, в Центральной Азии?

- Мы отрицательно смотрим на любые попытки строить региональную безопасность без учета законных интересов России. Это относится не только к некоторым странам Центральной Азии, но и, скажем, к Грузии. Нельзя допускать, чтобы военное присутствие в странах СНГ - США или других стран - превращалось в источник подозрительности или трений. А если речь идет о борьбе с терроризмом, то тем более логично прорабатывать все эти вопросы с участием России как активного члена антитеррористической коалиции.

- Но очевидно военное заигрывание ряда стран СНГ как с США, так и с НАТО. А Армения, как утверждают некоторые наблюдатели, и вовсе ведет двойную игру: с одной стороны, она вроде бы развивает военное сотрудничество с Россией, с другой - все более активно выстраивает отношения с НАТО. Не получится ли в итоге так, что Ереван "попросит" Москву удалиться, как это в свое время сделала Грузия?

- В отношении Армении подобные подозрения совершенно необоснованны. Военное сотрудничество Еревана с НАТО является транспарентным и осуществляется на тех же основных принципах взаимодействия с альянсом, главным образом в рамках программы "Партнерство ради мира", которые свойственны и России. В настоящий момент в Армении в рамках этой программы проходят военные учения, в которых принимают участие 19 стран, в том числе и Россия. Военное же сотрудничество России и Армении, на мой взгляд, вообще является образцовым. Напомню, что на территории республики дислоцируется 102-я российская военная база. Армения - член ОДКБ. А в ближайшем будущем там будет создан штаб по оперативному руководству силами быстрого реагировании ОДКБ на кавказском направлении.

- Почему так долго продолжается политическое противостояние между Россией и Грузией, ведь в прошлом году чуть до войны не дошло?

- Ну, это вы явно перегнули. Никакой войны и быть не может! Возникло обострение, связанное с деятельностью чеченских бандитов с территории Грузии, в Панкисском ущелье. Были предприняты действенные шаги. Специалисты и силовые министерства России и Грузии провели серьезную работу. В результате кризис удалось преодолеть.

В этом стороны продемонстрировали, что обладают и политической волей, и готовностью учитывать интересы друг друга в решении подчас весьма сложных проблем российско-грузинских взаимоотношений. Достаточно вспомнить договоренности в Киеве в начале года и особенно сочинскую встречу президентов Путина и Шеварднадзе и, что принципиально важно, с участием премьер-министра Абхазии.

- А Абхазия? В Тбилиси, похоже, искренне убеждены в том, что Москва должна повлиять на Сухуми.

- Действительно, в свое время именно с помощью России удалось прекратить кровопролитие между грузинами и абхазами. Но сейчас ключ к урегулированию этой проблемы находится не в Москве, а в Тбилиси. Мы же только содействуем урегулированию этого конфликта, причем сегодня - на совершенно новой платформе сочинских договоренностей. Найдены такие проекты, которые отвечают интересам и одной и другой стороны. И прежде всего - в области экономики. Мы подходим к открытию сквозного железнодорожного движения Сочи-Тбилиси. Кроме этого, ведется работа по реабилитации каскада "Ингури-ГЭС", в чем обе стороны особенно заинтересованы. Наконец, на прошлой неделе в Москве прошли грузино-абхазские консультации по вопросу возвращения беженцев в самый южный, Гальский район. В дальнейшем практическое взаимодействие Грузии и Абхазии можно будет расширить, это и создаст предпосылки для решения проблемы политического статуса Абхазии. Следует помнить, что во всем этом активно и конструктивно участвуют представители ООН.

- Но как быть с тем, что сама Абхазия видит себя в составе России? Да и в Тбилиси время от времени возникают истерики по поводу того, что Москва хочет сделать Абхазию 90-м субъектом Российской Федерации.

- Что бы ни говорили в Тбилиси, каких-либо шагов по присоединению Абхазии к России Москва не предпринимает и предпринимать не намерена. Решение абхазской проблемы нам видится на путях сохранения территориальной целостности Грузии, но, как должно быть понятно, при обеспечении законных прав многонациональной Абхазии и ее государственности.

- И все же бытует мнение, что раз за 10 лет Сухуми и Тбилиси (так же, как, кстати, и Тирасполь и Кишинев) не нашли взаимопонимания, то не начать ли консультации по поводу предоставления этим непризнанным странам статуса суверенных государств? Более того, говорят, что, если бы у России не было "своей Чечни", Москва бы уже давно инициировала такие консультации.

- Не думаю, что это правильная оценка ситуации. Исчезновение с политической карты мира Советского Союза - это явление огромного масштаба, вызвавшее определенные катаклизмы и обострившее давно назревавшие проблемы, поэтому 10 лет для локализации конфликтов, возникших в момент распада этой огромной страны, наверное, все же не очень большой срок. Важно не допустить кровопролития. Эта задача реализуется с помощью России, российских миротворцев.

Что же касается Чечни, то никакой аналогии с Абхазией тут быть не может, это совершенно разные вещи, что, кстати, понимают и в Грузии. И потом, Чечня некоторое время назад практически получила статус самостоятельного государства, и, что из этого получилось, известно всем. Сейчас же в Чечне ведется большая работа, чтобы население получило возможность приобщиться к мирной жизни. Кстати сказать, то, что Россия делает в Чечне, Грузия могла бы проводить в отношении Абхазии. Нельзя изолировать Абхазию, ставить ее в едва ли не санкционное положение, ущемлять и без того сложную жизнь абхазов, вместо того, чтобы оказывать им необходимую поддержку.

- Недавно госсекретарь Союза Белоруссии и России Павел Бородин заявил о том, что уже в ближайшие дни Путин и Лукашенко встретятся для определения срока референдума по проекту Конституционного акта Союзного государства. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Я затрудняюсь говорить что-либо о ближайших сроках. Хотя могу подтвердить, что процесс подготовки Конституционного акта находится в завершающей стадии. Идет планомерная, настойчивая, целенаправленная работа.

- Значит ли столь длительная работа, что Кремль все же не оставляет надежд "убедить" Минск в том, что Белоруссия должна войти в состав России шестью областями?

- Вопрос так не стоит и не стоял. Это было предложение, которое сопровождалось двумя другими вариантами. Один из них - объединения на основе Договора 1997 года о Союзном государстве - и был выбран..

- Вы можете обозначить какие-то временные рамки этого объединения?

- Работу над Конституционным актом предполагается завершить до конца этого года. Очевидно, что о сроках выборов в Парламент и Суд Союзного государства с определенной точностью можно будет говорить, отталкиваясь уже от времени принятия Конституционного акта.

Но должен заметить, что при всем при том Союзное государство существует де-факто на основе упомянутого Договора и более того - действует и прежде всего - в экономической сфере. Достаточно сказать, что в прошлом году товарооборот между нашими странами приблизился к рекордной за последнее десятилетие отметки в 10 миллиардов долларов, а в течение четырех месяцев этого года увеличился более чем на 30%. А, скажем, транзит и перевозка некоторых белорусских грузов за тот же период по некоторым позициям возросли от 20 до 50%. Произошло это благодаря реализации нового "пакета" мер по дальнейшему формированию единого экономического пространства, в частности, подписанных соглашений о равных условиях в области ценовой политики и о расширении сотрудничества в газовой отрасли.

- Известно, что "под" упомянутый референдум президент Лукашенко собирается подверстать и вопрос об изменениях в Конституции Белоруссии, чтобы в 2006 году переизбраться на третий президентский срок. Поддержит ли его Россия эту его "внутриполитическую инициативу"?

- Это внутреннее дело Белоруссии. Никакой информаций на этот счет мы не располагаем. Могу лишь сказать, что, по опросам общественного мнения, президент Лукашенко является признанным лидером, заметно опережающим любых своих оппонентов.

- Насколько сложно с ним работать в рамках строительства Союзного государства?

- Никаких сложностей в этом смысле нет, и проблема такого рода не возникала, особенно в последние три года. Я начинал работать по данной проблематике еще в бытность свою послом в Белоруссии и хочу сказать, что Александр Григорьевич всегда был очень ответственен и конструктивен и сейчас он также очень близко к сердцу воспринимает все дела, которые происходят на российско-белорусском направлении. Он искренне заинтересован - я в этом глубоко убежден - в укреплении взаимодействия и сотрудничестве в строительстве Союзного государства.

- По оценкам ряда экспертов, инициированная Россией в феврале "четверка" уже в ближайшее время развалится, не родившись: из нее, тяготея больше к Западу, чем к СНГ, может выйти Украина. Насколько все это очевидно в данный момент?

- Я не разделяю столь пессимистических прогнозов, хотя переговорный процесс по созданию единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках известного заявления президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины продвигается непросто. Стороны ищут взаимоприемлемые компромиссы, тщательно взвешивая свои шаги по ряду чувствительных для них позиций, в частности по условиям вступления в ВТО. Однако политическая воля лидеров четырех государств в отношении того, чтобы выйти на позитивный результат в намеченные сроки, остается в силе. На сегодняшний день было проведено четыре заседания Группы высокого уровня, в ходе которых велась интенсивная проработка концепции ЕЭП и были определены основные параметры соглашения. Будущее соглашение предполагается разработать на базе уже прижившихся критериев региональной экономической интеграции и с учетом взаимодействия в рамках СНГ. При этом оно будет открыто для присоединения всех стран, входящих в ЕврАзЭС и СНГ, при условии их соответствия установленным в рамках "четверки" макроэкономическим и институциональным принципам.

- А что же тогда ждет само СНГ? Уже сейчас говорят о том, что это какая-то нежизнеспособная организация, хотя бы потому, что стоит как бы на опорах таких возникших внутри нее структур, как ЕврАзЭС, Союз Белоруссии и России, ОДКБ, теперь вот еще и "четверка" будет его подпирать...

- Это представление о нынешней ситуации в СНГ представляется мне не только однобоким, но и просто неправильным по существу. Потому что при всех имеющихся сложностях динамика межгосударственных отношений в СНГ - позитивная. И тому есть конкретные подтверждения. Например, за последние четыре месяца российский товарооборот с Молдавией увеличился на 7%, с Казахстаном - на 10%, с Белоруссией и Украиной - почти на 30%. Мы сотрудничаем в различных сферах и вырабатываем новые формы сотрудничества, скажем взаимопомощь в развитии демократических институтов, в том числе путем направления наблюдателей от СНГ на парламентские и президентские выборы в наших странах. Главное - удается отрешаться от многого наносного, ненужного, того, что мешает нашей работе, а работа нацелена на создание благоприятных условий для налаживания взаимоотношений как в рамках СНГ, так и в рамках двусторонних отношений, причем на самом высоком уровне. Так что Содружество движется по пути своего укрепления.

Что же касается создания различных структур внутри СНГ, то все это деятельность, которая и нацелена на то, чтобы укреплять механизмы как в рамках Содружества в целом, так и в отношениях между отдельными странами - участниками этого процесса. Задача заключается в том, чтобы подтягивать государства СНГ к тому уровню отношений, который мы имеем, скажем, с Белоруссией - а это высший уровень интеграции. Мы исходим из того, что в перспективе достигнем уровня подобного взаимодействия со всеми другими бывшими союзными республиками и построим в СНГ единое экономическое пространство.


23.06.2003

Игорь Плугатарев
Опубликовано в Независимой Газете от 23.06.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован