Валерий Шанцев: Нужна система, которая не позволит мухлевать
Московские власти объявили поход за снижением цен в городе. Правда, сами цены этого словно не замечают. Что ни возьми - продукты питания, стоимость аренды нежилых помещений, проезд в городском транспорте, - кажется, выше некуда. На что же рассчитывает правительство столицы? Об этом корреспондент "РГ" беседует с вице-мэром Москвы Валерием Шанцевым.
Способ первый: больше зарабатывать
- Валерий Павлинович, правда, что у Москвы в этом году полная катастрофа с бюджетом?
- Скорее отставание в поступлении доходов за первый квартал. Из 80 миллиардов рублей, которые должны за это время поступить в городскую казну, не доберем примерно 2-3 миллиарда. Причин тому много. Но главное в том, что поменялись правила и условия игры. Например, раньше дорожный фонд формировался из четко контролируемых источников. А теперь из акцизов, которые надо взять не с производителя, а со всех торгующих в рыночной системе. В Москве это 240 организаций, да еще десятки тысяч бензозаправок... Меньше пока сборы и по налогу на прибыль от имущества... К концу года, уверен, отставание будет ликвидировано.
- Но для этого структуры правительства Москвы вынуждены думать над тем, как больше заработать денег! Цены в таких случаях, как правило, поднимают, а не снижают. Что, собственно, и попытался недавно сделать комплекс по имущественно-земельным отношениям, возглавляемый Олегом Толкачевым, подняв плату на аренду нежилых помещений. Хотя даже их прежняя цена - в среднем по 67 долларов за квадратный фут - обеспечила российской столице место в пятерке самых дорогих городов мира. Мэр своей волей где-то остановил последнее повышение, где-то придержал его. Надолго ли, вот вопрос?
- У Москвы есть реальная возможность повысить доходы не за счет вздувания платы, а благодаря более эффективному управлению имеющейся собственностью. Дело в том, что из 56 миллионов квадратных метров, которыми, по данным БТИ, она владеет, сдаются в аренду лишь 8,6 миллиона квадратных метров. Остальные площади находятся либо в хозяйственном ведении, либо в процессе оформления, либо это памятники культуры и архитектуры, и так далее. Но еще как минимум 4 миллиона квадратных метров - смело утверждаю - можно сдавать в аренду. В итоге бюджет получит от нежилых помещений в полтора раза больше денег, чем имеет сейчас, не трогая цен.
- Что же мешает это сделать? Вопрос-то неновый. Еще два года назад правительство Москвы поставило комплексу "неуд" за управление собственностью.
- Тормозом оказался механизм оценки его деятельности. Задание по арендной плате всегда доводилось комплексу безотносительно к площади, с которой собирается "урожай". Это невольно подталкивало чиновников занижать количество имеющихся у них в распоряжении помещений по вполне понятной причине. Ведь чем меньше числится метров, тем легче выполнить план. В итоге возникал парадокс. Например, по налогам, собираемым по гораздо более строгим правилам, у города всегда недоимки, а по арендной плате - перевыполнение! Но зададимся простым вопросом: какой доход город "снимает" с одного квадратного метра? Если поделить 7,8 млрд. рублей (план арендной платы на 2002 год) на 8,6 млн. квадратных метров, получается 820 рублей! Не нагрузка - слезы! При том, что меньше чем по 200 долларов за метр (риэлтеры это подтвердят) в Москве конуру не снимешь. А в центре (где расположена почти половина сдаваемых в аренду нежилых площадей) берут по 1,5 тысячи долларов за метр и выше. Вот каким никудышным игроком выглядит на рынке правительство столицы!
- Что же вы намерены изменить?
- Я настаиваю на том, чтобы отчет Департамента государственного и муниципального имущества города строился не на задании - оно может быть любым, - а на реальном положении дел. Чтобы представлять себе его, данные обо всех без исключения нежилых помещениях нужно занести в электронную базу с указанием площади, цены, по которой она сдана, и срока договора аренды. Отчетность простая: сколько арендной платы начислено и сколько собрано. И так - по каждому округу и по каждому району. Когда придет время подводить итоги - а из начисленной суммы будет собрано всего 80 процентов, - обязательно спросят, где остальные 20.
Создание такой электронной версии отчетности и поручил мне мэр. Разрабатывает ее вычислительный центр мэрии. "Мосимуществу" останется лишь время от времени обновлять данные. Месяца через два-три эта работа будет завершена, и тогда картина станет прозрачной. Хотя уже сейчас очевидно то, что для увеличения доходов города от арендной платы с 7,8 млрд. рублей в 2002 году до 14 млрд. рублей в 2003 году не требовалось поднимать цены не то что на порядок, даже в два раза, как утверждалось. Хватило бы 60 процентов. А пойди мы на необоснованный рост, многие малые предприятия могли бы разориться, да и те, кто выстоял, оказались бы в сложном положении. Это немедленно отразилось бы на уменьшении налогооблагаемой базы столицы.
Способ второй: экономить заработанное
- Московские власти не раз подчеркивали, что их задача - не только как можно больше получать доходов, но и оптимизировать расходы...
- Что такое город? Это обезличенное понятие. На самом деле от его имени ежедневно действуют тысячи людей. Покупают, например, цемент на строительство жилья, хлеб для школьных столовых, лекарства для больниц... У кого, по какой цене - сколько людей, столько и решений.
- Недавно вы прямо обвинили городских чиновников в том, что они зачастую проявляют даже большую заинтересованность в высоких ценах, чем продавцы!
- И это правда. Как это происходит? Товар, скажем, на рынке стоит 100 рублей. Но покупатель (читай чиновник! - Л.П.) приходит к продавцу и говорит: я куплю у тебя его за 150 рублей. 25 тебе, а 25 мне...
- Знаем, знаем, "откат" называется. Хоть одного корыстолюбца уличили в этом? Посадили в тюрьму?
- К каждому же милиционера не приставишь. Да и за что сажать? Немало у нас и таких, кто от покупки по завышенной цене ничего не имеет. Но кому от этого легче? А тот, кто даже поимел свой интерес, скажет: вот товар, вот на него накладная... Выговор - и то не объявишь. Убедился в этом, обнаружив, например, однажды, что в столицу везут металл из Череповца, хотя Магнитка вместе с доставкой продает на 20 процентов дешевле. Собрал всех, кто отвечает за закупки, и спрашиваю: почему? Соглашаются: да, на Магнитке было бы выгоднее покупать... Через месяца три проверяю: перезаключили договоры? Нет, как брали в Череповце, так и берут... Нужна система, которая не позволит мухлевать. А еще - верхняя планка цен, которую никто не имеет права переступать, а тот, кто переступит, заплатит из своего кармана.
- Кто же установит эту планку?
- В строительстве теперь "Мосгорэкспертиза" - орган, укомплектованный высококвалифицированными маркетологами, экономистами, бухгалтерами. Недавно мэр наделил его всеми полномочиями, которые позволят предупреждать необоснованное удорожание объектов еще на уровне подготовки проектно-сметной документации. Заложили, к примеру, заказчики цемент дороже, чем он продается на рынке, - проект завернут. И строительный комплекс ничего не поделает, так как подчиняется "Мосгорэкспертиза" не ему, а правительству Москвы.
- Но ведь экономика есть и в других комплексах - социальной защиты, городского хозяйства... Там цены будут по-прежнему пущены на самотек?
- Нет. И там должен появиться такой же независимый орган по регулированию цен и тарифов. Я уверен в этом. Сейчас эта идея обсуждается. Много еще вопросов: каким этот орган должен быть? Кому подчиняться?
- Противников много?
- Много. Но в течение месяца проект будет подготовлен.
- В общем, снова сплошной диктат. Вот тебе и рынок?
- Столица действует в строгом соответствии с федеральным законом, который позволяет устанавливать цены на электроэнергию, газ, холодную и горячую воду, тепло, ритуальные услуги и так далее. В нашем праве регулировать и все то, что город закупает по городскому заказу.
- Когда же от этого появятся реальные результаты? Вот, говорят, при Сталине цены чуть не каждый год снижались, а у нас они пухнут и пухнут!
- Не сдерживай мы их, еще стремительнее бы росли. Взять хотя бы тарифы на электроэнергию, которые с 1 марта поднялись на 14,8 процента. А ведь "Мосэнерго" намеревалось увеличить их на 38 процентов! Почти 2 миллиарда рублей сэкономлено в городском бюджете и сотни миллионов - в кошельках москвичей. Я считаю, что это прежде всего заслуга региональной энергетической комиссии, которая, проанализировав обоснованность предложений энергетиков, сумела доказать их несостоятельность. И в прошлом году так было. Когда энергетикам не дали поднять цены до заоблачных высот, они начали угрожать заморозить город, якобы не подготовленный из-за этого к зиме. Но никто, как видим, не замерз, а у Мосэнерго рентабельность - более 30 процентов.
Такой же действенности будем добиваться от "Мосгорэкспертизы" и создаваемого комитета по ценам и тарифам.
Способ третий: дорогу конкурентам
- Валерий Павлинович! Хоть вы и говорили не раз, что диктовать цены на пирожки - не дело властей, но, согласитесь, для москвичей стоимость продуктов питания - на первом месте. Что, впрочем, объяснимо, так как у большинства горожан свыше 40 процентов доходов уходит на еду. Есть у правительства Москвы рычаги влияния на эти цены?
- И не один! Прежде всего мы стремимся избавиться от множества посредников. Каждый продукт, прежде чем попадает на столичный прилавок, проходит через 6-7 рук, и все хотят иметь на бедном горожанине свою долю. Вот почему так важны прямые связи с регионами. В этом году многие московские мясоперерабатывающие предприятия впервые создают свои филиалы прямо в хозяйствах, где выращивают бычков, свиней, птицу: в Мордовии, Иванове, Пензенской, Псковской и других областях. Выработанную там колбасу прямиком поставляют в столичные магазины. Чем заметнее станет поток этой продукции, тем дешевле она будет.
Да и в самой торговле нужно развивать конкуренцию. То, что она уже есть, - обманчивое впечатление. На самом деле у нас жуткий недостаток торговых площадей и в опте, и в рознице: в 2-3 раза меньше на тысячу жителей, чем, скажем, в Праге или Варшаве, не говоря уже о Париже и Лондоне. Если бы у каждого москвича рядом с домом был недорогой магазин с качественной продукцией вроде зеленоградского "Утконоса", то в супермаркет типа "Седьмой континент" пошли бы только те, кому некуда деньги девать. Самый "крутой" магазин вынужден был бы снизить цены, чтобы не разориться. А если покупают по нынешним ценам, какой дурак их будет снижать?
Любовь Пятилетова
Как у них?
Москву принято считать одним из самых дорогих городов мира. При этом обычно ссылаются на индекс стоимости жизни в столицах стран ООН, который эта организация публикует раз в квартал.
Но не многие знают, что речь идет вовсе не о стоимости жизни для населения этих городов, а о расходах, которые несут командируемые туда высокопоставленные чиновники ООН. А они, чтобы соблюсти статус, останавливаются в лучших отелях, посещают высококлассные рестораны и т. д. Их расходы, разумеется, никак не соотносятся с расходами среднего москвича.
Зато выпить и закусить в Москве гораздо дешевле, чем, к примеру, в Нью-Йорке - убедитесь в этом сами (цены - в $). Правда, и зарплата среднего американца почти в 15 раз выше нашей. Но это уже другой разговор.
http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0324/3.shtm