Снижать ставки банкам не выгодно
Конкуренция между кредитными организациями продолжает расти. На рынок выходят новые игроки. Остальные стремятся закрепить свои позиции. Кто станет лидером на ипотечном рынке в дальнейшем?
По мнению экспертов, определяющим фактором для заемщиков является процентная ставка. На прошлой неделе совет директоров ЦБ РФ принял решение снизить ставку рефинансирования с 10,5 до 10% годовых. Теперь банки могут выдавать кредиты в рублях под 7,5%. До снижения ставки рефинансирования у заемщиков возникали определенные налоговые обязательства.
Однако, как отмечают эксперты, на сегодняшний день ставки по ипотеке (как в рублях, так и в долларах) достигли своего минимума - снижать их и дальше для банков нерентабельно. "По мере развития ипотечного рынка небольшим банкам будет все сложнее конкурировать с крупными, - уверен Николай Корчагин, генеральный директор компании "Кредитмарт". - Лидером станет тот, кто привлечет наиболее дешевые ресурсы. Поскольку кредитный рейтинг выше у крупных организаций, у них больше возможности получить дешевое финансирование".
"Снижать ставки в дальнейшем банкам не выгодно, поскольку сам процесс фондирования - привлечения денежных средств в банки - недешевый", - подчеркивает Алексей Аксенов, генеральный управляющий по розничным продуктам ММБ. "7,5% в рублях? Наблюдать такие ставки на российском рынке мы сможем как минимум лет через семь", - уверен Василий Белов, генеральный директор компании "Фосборн Хоум".
Не имея возможности снижать процентную ставку, банки в погоне за клиентами разрабатывают инновационные программы кредитования, пытаясь убедить потенциальных заемщиков, что факторы, сдерживающие их от покупки недвижимости в кредит, проблемой не являются. Так, неуверенность в стабильности своего финансового положения заставляет многих потенциальных заемщиков отказаться от покупки квартиры в кредит. "ДжиИ Мани Банк" на днях объявил о запуске своих ипотечных проектов, во время презентации которых представители банка успокоили заемщиков, что банк действует по принципу ориентированности на клиента и сможет войти в финансовые ситуации своих заемщиков. "Стандарты экстренных ситуаций, когда банк может войти в финансовое положение заемщика, прописать очень сложно, - объясняет Екатерина Тутон, директор по внешним связям "ДжиИ Мани Банка". - Но с уверенностью можно сказать, что это будут исключительные ситуации".
Стремясь упрочить свои позиции на рынке, банки привлекают клиентов через посредников, подкрепляя сотрудничество с партнерами разного рода преференциями. Так, два дня назад компания "Фосборн Хоум" объявила о новом принципе своей работы, по которому ипотечный брокер выплачивает премию за каждого клиента риелтору, а сам получает вознаграждение от банка. В результате заемщик не платит брокеру комиссий. "Банк фактически берет на себя расходы клиента. Данный принцип давно работает на Западе", - подчеркнул Василий Белов.
Помимо инновационных программ и подходов к обслуживанию клиентов, одним из наиболее эффективных способов привлечения заемщиков является реклама. "Сегодня существует элемент недоверия к услугам кредитования, поэтому банкам необходимо делать в рекламе акцент на своей надежности и открытости", - говорит Наум Рикшпун, президент Inmotion Group. "Банк, который сумеет снять тревожность при покупке квартиры в кредит, выйдет в лидеры", - считает Николай Корчагин.
28.06.2007
http://credit.rbc.ru/recommendation/ipoteka/2007/06/28/25773.shtml