19 декабря 2006
1191

Василий Долголев: Интеграция Беларуси и России - результаты, опыт, перспективы

Доклад на Международной научно-практической конференции "Экономика, государство и общество в XXI веке" (Москва, Российский государственный торгово-экономический университет)

Прошедшее 24 января нынешнего года в Санкт-Петербурге заседание Высшего государственного совета Союзного государства завершилось подписанием важнейших соглашений в сфере обеспечения равных прав граждан Беларуси и России. Главы наших государств продемонстрировали готовность особо укреплять практическое взаимодействие в экономической интеграции. Что же принесло за последнее десятилетие нашим народам экономическое сотрудничество в рамках Союза? Каковы на сегодня основные тенденции и перспективы нашего союзного строительства?
Ответить здесь, пожалуй, лучше всего словами Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко: "10 лет назад Беларусь и Россия сделали правильный выбор в пользу единения. Сейчас очевидно: альтернативы нашему единству просто нет. Только вместе мы можем дать грядущим поколениям белорусов и россиян уверенность в завтрашнем дне". Эти слова Президента Республики Беларусь стали весомой и справедливой оценкой той кропотливой, целеустремленной работы по углублению российско-белорусской интеграции, что велась все эти годы нашими руководителями и экономистами, политиками и учеными. Сегодня наше Союзное государство - это единое экономическое, таможенное пространство и правовое поле, общая государственная граница. В основе нашей интеграции - экономические и социальные интересы братских народов, диктующие необходимость все более активного экономического сотрудничества, которое развивается из года в год. Судите сами: если в середине 90-х годов прошлого века российско-белорусский товарооборот составлял менее 5 млрд долларов США, к 2004 году он достиг почти 18 млрд долларов США. Примеров таких отношений между государствами, когда за столь короткий срок так возросли бы экономические связи, в мировой практике просто нет.
В Договоре о создании Союзного государства четко сказано: важнейшими стратегическими задачами при соблюдении интересов двух сторон являются экономическая интеграция, обеспечение эффективного использования ресурсного и производственного потенциала обеих стран и повышение на этой основе экономического роста и уровня жизни населения. Наши люди, наши граждане, как в России, так и в Беларуси, оценивают эффективность союзного строительства по главному показателю - насколько улучшается их повседневная жизнь. Для Беларуси годы союзного строительства оказались не только временем стабильного экономического роста, но и периодом реального улучшения жизни ее граждан. Темпы роста потребительских цен в Беларуси снизились со 107,5% в 2000 году до 14,4% в 2004 году и 5,6% в 2005 году. Если в том же 2000 году девальвация белорусского рубля по отношению к российскому составила 253,6%, то в 2004 году она снизилась до 6,4%. В 2005 году в Беларуси уровень инфляции составил 8% - лучший показатель за последние пятнадцать лет.
Главное, ради чего сегодня работают масштабные союзные программы, - это экономический рост и повышение уровня жизни рядовых граждан Союзного государства. Нашу интеграцию мы проводим поэтапно, эволюционно, без рискованных "экспериментов", при наличии всех необходимых предпосылок. Исторически хозяйственные комплексы Беларуси и России давно и тесно связаны и взаимозависимы. Во многих отраслях созданные в советский период предприятия изначально представляли звенья единой технологической цепочки. И в этом - наше преимущество, причем не только экономическое. Что же касается экономики, то, приступив десятилетие назад к экономической интеграции, мы в первую очередь начали возрождать единую народнохозяйственную структуру, восстанавливать прежние и завязывать новые связи между предприятиями и отраслями.
Не первый год реально работает, принося все больший экономический эффект, целый ряд союзных программ. Среди них - "Развитие дизельного машиностроения на период до 2008 года", "Развитие и внедрение в государствах - участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем", "Создание и организация серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон на 2002-2006 годы", "Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных", и множество других программ и подпрограмм.
Один из ярких примеров эффективности нашей интеграции - уже реально работающая союзная программа "БелРосТрансген". Здесь, объединив потенциалы и затрачивая относительно небольшие союзные средства, российские и белорусские ученые, специалисты, практики и теоретики, уже создают новое поколение жизненно необходимых, эффективных и безопасных лекарств на основе белков человека. Причем лекарства эти уже сегодня стоят в десятки раз дешевле, чем зарубежные аналоги. По предварительным оценкам, в рамках этой программы, помимо спасения здоровья наших граждан, каждый вложенный союзный рубль обернется в перспективе десятками и сотнями рублей экономического эффекта.
Потенциал нашего экономического сотрудничества далеко не исчерпан. Востребованность белорусской продукции на российском рынке - важнейшая составная экономического роста Беларуси. Поэтому мы стремились и будем стремиться, расширяя круг российских торговых партнеров, максимально удовлетворять их запросы. Тем более что сегодня между нашими странами фактически уже полностью устранены таможенные барьеры, что создает дополнительные благоприятные условия для субъектов хозяйствования. Сегодня Россия - однозначный лидер по объемам инвестиций в Беларусь: 531,5 млн долларов США в 2005 году (173,4% к 2004 году). В Беларуси создано уже более 730 организаций с российским капиталом.
Между тем процесс нашей экономической интеграции не может быть простым: приходится преодолевать как объективные, так и субъективные препятствия. Прежде всего это различия в масштабах экономических и ресурсных потенциалов, структуры и специализации национальных экономик, в методах, формах и темпах проведения рыночных реформ. К сожалению, не полностью пока реализованы договоренности между нашими государствами о создании равных условий хозяйствования для наших предприятий. Все это отодвигает на более поздний срок введение единой денежной единицы Союзного государства.
Безусловно, единая денежная единица - один из ключевых вопросов для экономической интеграции наших государств. Что же нами уже сделано и какие еще вопросы необходимо урегулировать в ближайшее время, чтобы союзная валюта стала реальностью?
Межгосударственное Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра от 30 ноября 2000 года предусматривало, что с 1 января 2005 года единой денежной единицей Союзного государства станет российский рубль. С 1 января 2008 года намечено ввести единую денежную единицу Союзного государства, одновременно с формированием его единого эмиссионного центра. Для реализации соглашения был принят План совместных действий Правительства, Национального банка Республики Беларусь, Правительства и Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001-2005 годы. Предусматривалось более ста мероприятий в макроэкономической, налогово-бюджетной, структурной, внешнеэкономической областях, денежно-кредитной политике, направленных на создание единого экономического пространства Беларуси и России, выравнивание экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран. Совместная работа наших Правительств и Центральных банков позволила выйти на единый курс белорусского рубля, добиться его конвертируемости по текущим операциям платежного баланса, значительно сблизить важнейшие показатели кредитно-денежной политики - темпы инфляции и девальвации национальных валют, процентные ставки, другие показатели. Подготовлен и парафирован проект Соглашения об использовании российского рубля в качестве единого платежного средства на территории Республики Беларусь, согласован также ряд межбанковских договоренностей, регулирующих организационно-технические вопросы введения в обращение в Беларуси рубля Российской Федерации.
Тем не менее до сих пор не реализованы отдельные важнейшие мероприятия Плана совместных действий по унификации налогово-бюджетной политики и структурных преобразований, а это не позволяет пока создать равные условия для субъектов хозяйствования. Не согласованы предложения по Единому эмиссионному центру Союзного государства, и, что особенно важно, не завершена работа по подготовке Конституционного Акта Союзного государства, где должны быть четко обозначены статус, задачи и функции этого центра. Мы готовы выполнить вытекающие из Договора о создании Союзного государства обязательства по введению на своей территории российского рубля, но при этом обязательна реализация в полном объеме всех совместно намеченных мероприятий. Нам, белорусам и россиянам, нужно идти дальше, делать совместные шаги в ценовой, налогово-бюджетной, таможенной политике, чтобы переход на единую валюту отвечал интересам обеих сторон. Здесь необходима строгая последовательность действий: сначала тщательная, всесторонняя подготовка экономик, и только потом введение единой валюты как закономерное завершение, окончательное оформление экономической интеграции наших государств.
Теперь - несколько слов по поводу возможного вступления России в ВТО. Сегодня многих волнует вопрос: если такой односторонний шаг произойдет, будут ли соблюдаться действующие между Россией и Беларусью договоренности, и прежде всего Договор о создании Союзного государства? Ответить здесь можно совершенно однозначно: наши договоренности будут в полной мере применяться и после присоединения одной из стран к ВТО. Соответствующие гарантии содержатся в совместном заявлении Президентов Беларуси и России о взаимопонимании по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию, принятом по итогам заседания Высшего государственного совета Союзного государства в Санкт-Петербурге. Гарантируется неухудшение условий торговли в отношении субъектов хозяйствования Беларуси и России после вступления одной или обеих стран в ВТО, отказ от требований друг к другу в переговорном процессе по вступлении в ВТО. Мы договорились и о том, что будем принимать меры по установлению во взаимной торговле друг с другом такого режима, который был бы не менее благоприятен, чем тот, который каждая из наших стран предоставляет третьим государствам.
Союз Беларуси и России не является противопоставлением другим межгосударственным объединениям - наоборот, он способен стать катализатором новых интеграционных процессов. Пример - активное участие Беларуси и России в укреплении и расширении ЕврАзЭС. 25 января в Санкт-Петербурге на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, выступая в качестве его председателя, Президент Беларуси Александр Лукашенко обратился к коллегам по объединению с целым рядом актуальных, конкретных инициатив - по формированию Таможенного союза, реализации транзитного потенциала государств - членов объединения, наполнению интеграционных процессов экономическими и социальными программами и проектами, повышению роли ЕврАзЭС в мировом экономическом сообществе.
Выступая на заседании Совета, Президент Беларуси заявил: "Время диктует необходимость постановки более масштабных, чем ранее, задач. Теперь важно разработать стратегию дальнейшего развития сообщества, обозначить наши приоритеты, конкретными действиями доказать, что ЕврАзЭС - действительно мощная, открытая интеграционная структура, имеющая серьезные перспективы. Поэтому нужно с нею считаться и уважать ее. Сообщество должно стать сильным и надежным партнером для других государств в процессе глобализации".
Сегодня, когда политическая и экономическая ситуация в мире стремительно меняется, особенно необходимо предпринять шаги, которые поднимут жизнь стран - партнеров по ЕврАзЭС на новый уровень благосостояния. Создав общий рынок, мы сделаем себя привлекательным партнером в мировом экономическом сообществе.
Оглядывая пройденное нами, россиянами и белорусами, первое десятилетие союзного строительства, задумываешься о том, что наш Союз чем дальше, тем больше становится притягательным примером для других постсоветских республик, и не только. Примером того, насколько положительным, благотворным для экономики государства, для насущных интересов его людей могут быть как восстановление утерянных связей, так и новые интеграционные процессы.
Выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, председатель Государственной Думы Федерального Собрания России Борис Грызлов подчеркнул, что союз Беларуси и России - одно из безусловных достижений на постсоветском пространстве. Наши экономики растут, наши граждане не чувствуют себя чужими в России и в Беларуси. Наши страны внимательно изучают и учитывают чужой опыт, но решают собственные общие задачи в интересах белорусского и российского народов.
Участвуя в третьем Всебелорусском народном собрании, Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин подчеркнул, что благодаря принятым на высшем уровне решениям белорусы имеют возможность трудиться в России, россияне - в Беларуси. В текущем году Беларуси и России также предстоит принять ряд важных политических решений на последующих заседаниях своего Высшего государственного совета.
Говоря об успехах, достигнутых нашей страной за пять лет после проведения предыдущего Всебелорусского народного собрания, депутат Госдумы России Геннадий Селезнев сказал: "Я не узнаю Беларусь. Не узнаю в хорошем смысле этого слова. То большое количество проблем, которое было пять лет назад, практически исчезло. И главное, что люди нацелены на работу".
Высоко оценил глава белорусского государства дружеские связи, сложившиеся между Беларусью и Москвой. "У нас огромнейший товарооборот. У нас нет никаких проблем с Москвой. Российская столица делает для Беларуси больше, чем любой другой регион. Мы друзья, я никогда этого не скрываю", - подчеркнул Президент Беларуси 13 марта на встрече с мэром Москвы Юрием Лужковым, поблагодарив его также за поддержку, оказываемую посольству Беларуси в России. "В подходах к решению главных проблем мы единомышленники, мы также единомышленники в жизненной философии. Это сразу делает простым все, что складывается в отношениях Беларуси и Москвы", - ответил Юрий Лужков.
Все десятилетие строительства Союзного государства его участниками самое пристальное внимание уделялось социальным вопросам. И это отнюдь не дань моде, а действительно главный приоритет наших общих усилий.
Согласованная и взвешенная социальная политика, направленная на обеспечение достойных условий жизни и свободное развитие человека, - главная цель Союзного государства. За прошедшее десятилетие разработаны проекты основ законодательства о труде Союзного государства, унифицированных законов "Об охране труда", "О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О занятости населения". В социально-трудовой сфере на сегодня подготовлено более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, многие из которых уже приняты.
Действительно судьбоносным с точки зрения решения самых животрепещущих социальных вопросов для наших народов можно назвать прошедшее 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге заседание Высшего государственного совета Союзного государства. Оно завершилось принятием важнейших решений, обеспечивающих равенство прав наших граждан. Президентами Беларуси и России подписаны Совместное заявление глав двух государств о взаимопонимании по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию, Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства, а также соглашение, регулирующее вопросы союзной собственности. Премьер-министры наших государств подписали Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, межправительственное Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам России в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь. Министром финансов России и министром по налогам и сборам Беларуси подписан протокол к межправительственному Соглашению об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года.
На заседании ВГС Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подчеркнул: "Вывод один: с принятием этих документов мы окончательно определились - белорусы и россияне не являются иностранцами в наших государствах. Это дорогого стоит". К вопросам обеспечения равных прав для граждан Беларуси и России стороны подошли еще семь лет назад, и с того времени велась кропотливая работа. "Она завершилась подписанием документов. Союз Беларуси и России - это реальность, и мы уверены: это надолго и бесповоротно. Мы полны решимости добавить в интеграции двух государств. Убежден, что в 2006 году сделаем немало", - сказал Александр Лукашенко.
Эти слова подтверждаются делом. Фактически продолжением заседания Высшего госсовета Союзного государства стало минское заседание союзного правительства 7 марта 2006 года - таково мнение Премьер-министра Российской Федерации Михаила Фрадкова. Рассмотрев 15 вопросов, стороны конкретизировали поручения, данные Президентами двух стран в ходе ВГС, и определили порядок их выполнения.
Все более согласованной становится и инвестиционная политика наших государств. Собственно, проблема привлечения иностранных инвестиций для Беларуси, как и для России, на сегодня не стоит настолько остро. Желающих вложить средства, скажем, в прогнозируемую и стабильную белорусскую экономику хватает. Но возникает вопрос: что можно назвать инвестицией? Мы никогда не были против честных, прозрачных инвестиций в производство, в сферу услуг, в наши инновационные разработки, когда приносящий в республику деньги инвестор получает свою прибыль за счет реальной работы своего проекта, а не за счет широкомасштабной приватизации государственной собственности.
Руководство Беларуси изначально не пошло и никогда не пойдет по пути стран, где инвестиции подразумевают продажу своих ведущих предприятий, а в итоге практически уничтожение целых отраслей. Промышленно развитые страны не заинтересованы в расширении круга государств, обладающих развитой, конкурентоспособной экономикой. Нельзя забывать, что интеграция Беларуси и России, объединение их народнохозяйственных комплексов в единое союзное пространство происходит в период активной европейской интеграции, когда растет взаимозависимость государств и ужесточается конкурентная борьба. Поэтому требования к интеграции сегодня особенно высоки. В кратчайшие сроки нам нужно достичь высокого уровня эффективности экономики, сделать ее конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, повысить роль Союзного государства в международном разделении труда, чтобы Беларусь и Россия могли успешно конкурировать на мировом рынке. Для этого, конечно, необходимо формирование единой экономической политики Союзного государства, улучшение делового и инвестиционного климата, гармонизация налоговой и ценовой политики.
Если мы мыслим не одним днем, а на перспективу, то нам нужны не субсидии, а реально работающие союзные программы. Не денежная "помощь", за которую придется расплачиваться достоянием своих детей, а конкретные экономические механизмы, которые могут оживить наши хозяйственные связи - и те, что были утеряны с развалом прежнего Союза, и те, что можно установить на более высоком, современном научном, организационном, технологическом уровне. Наши союзные экономические программы подобны катализатору при химическом процессе, когда малое по сравнению с инертной массой количество другого вещества вызывает бурную реакцию. Здесь миллионы рублей финансирования из союзного бюджета не просто оборачиваются в итоге миллиардами чистой экономической выгоды - они оказываются тем толчком, который придает ускорение на будущее, ложится в основу активного, поступательного экономического движения.
Таких проектов, перспективных направлений и разработок сегодня десятки и сотни. В наших экономиках есть масса нереализованных возможностей, огромный количественный и качественный потенциал для расширения сотрудничества, чтобы наши предприятия и целые отрасли работали эффективнее. Чтобы не отдавать наши рынки зарубежным конкурентам, а производить свою, качественную продукцию, сохранять и создавать новые рабочие места, пополнять свой, а не чужой бюджет.
Поэтому, говоря о средствах, выделяемых на союзные экономические программы, следует понимать, что это деньги, которые не растрачиваются на сиюминутные нужды, а закладываются в качестве основы для длительных, высокоэффективных процессов. С 1998 года бюджет Союзного государства увеличился более чем в пять раз, из него уже профинансировано 32 масштабные союзные программы. Тенденция эта сохраняется и в нынешнем году: по сравнению с прошлым годом взносы сторон выросли более чем на 10%, а сам бюджет Союзного государства, составивший 3,1 млрд российских рублей, предусматривает на 2006 год финансирование 13 основных совместных программ и подпрограмм и 27 мероприятий, на реализацию которых планируется направить более 2,5 млрд российских рублей. Всего же за 1998-2005 годы в союзном бюджете было аккумулировано и направлено на решение общих проблем Беларуси и России свыше 14 млрд российских рублей.
И в заключение - что касается зарубежных "субсидий". Здесь ведь есть и другая "сторона медали". Это, по сути, завуалированная плата, своеобразная компенсация за сворачиваемые производства, за растущую безработицу - за то, что еще один потенциальный конкурент уходит с рынка. Легче всего за годы эфемерного благополучия отдать свой потенциал, который будет потом так трудно опять наработать. Нам, белорусам и россиянам, надо смотреть не только на годы и даже десятилетия вперед - надо думать о том, в каком государстве, в каком будущем будут жить наши дети и внуки, что мы сегодня можем сделать для того, чтобы они жили счастливо - ни от кого не завися, не расплачиваясь за долги отцов и дедов, в достатке и мире.

2006 г.
www.ni-journal.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован