Домашние собаки и послушные колониальные народы любят своих хозяев за то, что их регулярно и сильно бьют. Попробуем подтвердить это умозаключение на примере японо-американских отношений.
Как Рузвельт провоцировал нападение Японии.
На Токийском процессе лидерам побежденной Японии были предъявлены обвинения в преступлениях против мира и человечности. Одним из пунктов перечня преступлений было обвинение в агрессии против США. Семеро подсудимых были приговорены к смертной казни, двое скончались по не выясненным причинам во время процесса, остальные были приговорены к различным срокам заключения. Не все историки удовлетворились американской пропагандой в качестве объяснения причин японского нападения. Часть из них стала задавать неудобные вопросы. Под их давлением была рассекречена часть американских архивов и стали доступны некоторые документы, не укладывающиеся в официальную историю. В результате можно сделать вывод, что президент США Рузвельт сознательно провоцировал японский удар по США. А на Токийском процессе, с целью скрыть от общественного мнения эту информацию, вся вина за войну была возложена на японских военных преступников!
Американо-японские противоречия.
Американо-японские противоречия имеют давнюю историю. Япония с XVII века самоизолировалась. Торговля велась только с голландцами в Нагасаки, жителям Японии было запрещено покидать страну. В 1854 году к берегам Японии прибыла американская эскадра. Командующий эскадрой коммандор Перри предъявил Японии ультиматум. Воевать копьями и луками против корабельных пушек было безумием, и Японии пришлось подписать торговый договор с США. Но японцы не забыли «позор черных кораблей»! В 1907 году отношения Японии и США обострились из-за японского проникновения в американскую колонию — Филиппины. Япония была вынуждена уступить. В очередной раз обострились отношения между странами во время Гражданской войны в России из-за противоречий в северном Китае, и на российском Дальнем Востоке. Но до войны дело не дошло, дипломаты смогли договориться.
После Первой Мировой войны в США все большим влиянием стали пользоваться изоляционисты. США даже не вошли в Лигу наций, одним из создателей которой был президент США Вильсон! Американцы не понимали, за что простые американские парни должны умирать за океаном. Когда президентом стал Рузвельт, ситуация не изменилась. Япония создала на севере Китая никем не признанное государство Маньчжоу-го и вытесняла оттуда американские компании. Американская дипломатия оказалась бессильна, а использовать силу для поддержки американского бизнеса в Китае президент не мог. Только Конгресс мог объявить войну, а там главенствовали изоляционисты. Рузвельт не остановился перед трудностями.
Недружественные акты США против Японии.
Все началось со слов. 5 октября 1937 года Рузвельт произнес речь в Чикаго. В ней, открыто не назвав Японию, он призвал к карантину против агрессоров. Второй удар был серьезнее, без всяких причин 26 июля 1939 года США в одностороннем порядке денонсировали торговый договор с Японией, заключенный еще в 1911 году! Япония предприняла попытки заключить новый торговый договор, но США не захотели этого делать. Более того, 5 октября Рузвельт отдал приказ перебазировать часть кораблей в Перл-Харбор, ближе к Японским островам!
Затем США стали предпринимать действия, наносящие прямой ущерб Японии. 31 июля 1940 года под смехотворным предлогом дефицита был запрещен экспорт авиационного бензина в Японию. На тот момент поставки из США были основным источником топлива для японских боевых самолетов! Япония уже несколько лет вела затяжную войну в Китае. Нанеся удар по мощи японских ВВС, Рузвельт продолжил недружественные по отношению к Японии действия, переведя Китаю летом 1940 года 44 млн долларов, в сентябре еще 25 млн, а в ноябре уже 50 млн. Эти деньги были использованы китайским правительством на войну с Японией!
В 90-х годах прошлого века американский историк Р.Стайнет нашел а архиве ВМС интересный документ. Это был меморандум главы отдела Дальнего Востока военно-морской разведки США А.Р.Макколума от 7 октября 1940 года. В документе говорилось о том, что необходимо предпринять США в отношении Японии, чтобы спровоцировать ее на акт агрессии против США! В меморандуме обосновывалась необходимость для этого помогать китайскому правительству, перевести основные силы Тихоокеанского флота США в Перл-Харбор, ввести против Японии эмбарго! Этот документ доказывает, что США провоцировали японское нападение и разрабатывали для этого меры. Планы не остались на бумаге, как уже было сказано, они претворялись в жизнь!
Японию загоняли в угол, оставляя ей два выхода: капитуляция и превращение в американскую колонию или нанесение удара по США! Рузвельт продолжал давление. 16 октября 1940 года правительство США стало лицензировать экспорт металлолома. Лицензии на его экспорт в Японию не выдавались! Американский металлолом покрывал большую долю потребности японской промышленности в металле.
США толкают Японию на путь к войне.
Рузвельт перешел от экономического запугивания в прямым провокациям. В апреле 1941 года он разрешил американским военнослужащим, находящимся на службе, вербоваться в группу «летающих тигров», которая прибыла в Китай для войны с Японией. Американские летчики начали сбивать японские самолеты! В то же время США говорили о своем нейтралитете. Но Рузвельт на этом не остановился. Китай стал еще одной страной, которая стала получать военную помощь по ленд-лизу! Получалось, что США формально не были в состоянии войны, но американские военнослужащие на американских самолетах воевали на стороне Китая против Японии!
Это была не единственная провокация. В официальной истории американского флота есть информация о «визите доброй воли» крейсеров «Солт-Лейк-Сити» и «Нортемптон» 5 августа 1941 года в Австралию. О времени и месте их выхода, о маршруте официальная история умалчивает. Существует любопытный документ — протест Японии послу США, где сказано, что японский флот в своих территориальных водах в ночь на 31 июля 1941 года обнаружил два затемненных крейсера, которые после обнаружения прикрылись дымовой завесой и скрылись в южном направлении. Японцы были убеждены, что крейсера были американские. Вторжение боевых кораблей в чужие территориальные воды — серьезное нарушение международного права! Велика вероятность, что это были «Солт-Лейк-Сити» и «Нортемптон». На что рассчитывал Рузвельт? Он ждал, что японцы откроют по американским крейсерам огонь, чтобы использовать это в антияпонской компании в СМИ? Или хотел заявить, что Япония осуществила акт агрессии против США и потребовать у Конгресса объявить войну?
24 июля 1941 года японские войска вошли на территорию французских колоний в Индокитае. Они сделали это по соглашению с законным правительством Франции! Уже 26 июля Рузвельт объявил секвестр, а просто говоря, конфисковал, все японские активы в США и объявил полное торговое эмбарго. По настоянию США такое же эмбарго наложила Великобритания. Япония осталась без нефти и сырья. Купить его было негде, так как дружественные Японии страны были блокированы английским флотом, и не на что, так как основные зарубежные активы были конфискованы! Без нефти и другого сырья японская промышленность должна была через несколько месяцев потерпеть крах. Япония должна была договориться с США или захватить источники сырья силой. Японцы выбрали переговоры.
Дипломатические маневры.
Правительство Японии предложило провести встречу премьер-министра Японии и президента США, но 17 августа 1941 года Рузвельт официально от встречи на высшем уровне отказался. Японцы пытались все же организовать встречу с Рузвельтом и по неофициальным каналам, и при посредничестве англичан, но США не были заинтересованы в переговорах.
Последним шансом решить проблемы между странами мирным путем был приезд в США 15 ноября японского посла Курусу. Он привез новые японские предложения. В ответ на них госсекретать США Хэлл 26 ноября вручил встречные предложения, бывшие по своей сути ультиматумом. В них, в частности, было требование о выводе японских войск из Индокитая и Китая. Для Японии принятие подобных требований означало полную капитуляцию и потерю всех достижений последних десяти лет.
Япония не могла «потерять лицо» и добровольно согласиться стать американской колонией. Она нанесла удар по Перл-Харбору. Затем последовала череда громких побед японцев в Тихом и Индийском океанах. Но у Японии не было шансов победить США и их союзников. Ее экономический потенциал не шел ни в какое сравнение с американским и английским. На переговоры идти Союзники не желали. Не для того Рузвельт втягивал США в войну, чтобы останавливаться на полпути. Ему требовался разгром противников и ослабление союзников, чтобы США могли стать мировым гегемоном. Рузвельт добился своего. В 1945 году Германия и Япония лежали в руинах. Франция, разгромленная Гитлером, потеряла авторитет. Великобритания стала младшим партнером своей бывшей колонии. Советский Союз понес страшные потери. А США единственные обладали ядерным оружием, показательно примененным против Японии. Но поражение стран «Оси» не было последним раундом борьбы за мировое господство. СССР обладал военной мощью, а главное волей, чтобы бросить вызов американскому господству!
Об оправдании японцев ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки.
Хиросима и Нагасаки спасли миллионы жизней
("The Diplomat", Япония)
Закари Кек (Zachary Keck)
http://inosmi.ru/world/20140810/222279603.html
Показав миру ужас ядерной войны, атомные бомбежки в Японии снизили вероятность того, что подобное повторится в будущем.
Даже по жестоким меркам войны, Вторая мировая принесла с собой слишком много человеческих трагедий. Это была своего рода темная и запутанная фантазия, поэтому кажется почти уместным (но при этом не менее страшным), что война закончилась величайшей трагедией: впервые за всю историю было использовано ядерное оружие.
Вторник, 5 августа, ознаменовал 69-ю годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, а 9 августа почтят память жертв бомбежки в Нагасаки. Следуя примеру бывшего американского посла в Японии Джона Руса (JohnV. Roos), нынешний представитель Штатов в Токио Кэролайн Кеннеди (Caroline Kennedy) приняла участие в памятной церемонии в Хиросиме.
Нет ни капли сомнения в том, что атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали невероятной трагедией. Хотя точное число погибших в результате ядерных ударов никогда не будет известно, можно быть полностью уверенными в том, что в двух катастрофах погибли не менее 200 тысяч человек. Поэтому я не удивлен тем, что президент Соединенных Штатов Барак Обама, как сообщают, хотел принести Японии официальные извинения за произошедшее, и, вместе с тем, могу понять и продолжающийся гнев японцев, вызванный тем фактом, что США целых два раза использовали ядерное оружие против их страны.
Тем не менее, я считаю, что решение президента Гарри Трумэна применить против Японии атомное оружие почти наверняка спасло тысячи жизней. И это несомненно так, если принять во внимание доводы американских лидеров того времени: не сбрось США атомные бомбы, они бы начали тотальное вторжение на Японские острова, в ходе которого погибло бы гораздо больше людей, чем в Хиросиме и Нагасаки.
Невозможно даже предположить, сколько человек было бы убито, если бы союзные войска вторглись в Японию. Однако, учитывая жесткое сопротивление, с которым США и союзные войска столкнулись в ходе Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, число погибших намного превышало бы отметку в 200 тысяч жертв.
Действительно, количество погибших в результате неатомных американских стратегических бомбежек значительно превысило число жертв ядерных ударов. Одна только бомбардировка Токио в марте 1945 года унесла жизни около 120 тысяч японцев. Наземное вторжение привело бы к несоизмеримо большим потерям. Как отметил один ученый, изучавший план вооруженного вмешательства США — операцию «Даунфол»(«Downfall»): «Учитывая ожесточенность сопротивления, которое бы оказывали местные жители иностранной интервенции, счет жертв пошел бы на миллионы для войск союзников и десятки миллионов самих японцев».
Кроме того, важно принять во внимание тот факт, что в операции «Даунфол» (по крайней мере, в том виде, в каком она была запланирована) не было бы абсолютно никакой необходимости, даже если бы США не прибегли к использованию ядерного оружия. Дело в том, что решение Советского Союза вступить в Тихоокеанскую войну на стороне союзников, безусловно, ускорило бы капитуляцию Японии и тем самым спасло бы жизни многих. Действительно, многие утверждают — и это звучит вполне убедительно — «не бомбы ударили по Японии, а... Сталин».
Но даже если операция «Даунфол» в ее первоначальном виде оказалась бы не нужна, Хиросима и Нагасаки все равно спасли немало жизней. И хотя дальнейшее вступление Советского союза в войну решило судьбу Японии, это почти немыслимо, что — учитывая то, как стране восходящего солнца виделась капитуляция — японский император и другие лидеры сдались бы сразу после начала советского вторжения. Вместо этого, внутригосударственная политика и необходимость спасти свою репутацию вынудили бы японцев бороться одновременно с двумя будущими сверхдержавами в течение хоть какого-то времени, несмотря на то, что они бы и сами прекрасно понимали: все их усилия напрасны.
Бомбежка Хиросимы и Нагасаки дало нужный японским лидерам предлог для того, чтобы решиться на недопустимую ранее капитуляцию. В самом деле, ядерные взрывы неоднократно упоминались в беспрецедентном обращении императора Хирохито к народу, в котором он и объявил о капитуляции Японии. «Враг воспользовался новой и самой беспощадной бомбой, обладающей поистине неизмеримой мощью и разрушительной силой, которая унесла жизни тысяч ни в чем не повинных людей. Если мы продолжим борьбу, это не только приведет к окончательному краху и уничтожению японской нации, но и станет причиной полного исчезновения человеческой цивилизации», — заявил император своим потрясенным поданным (потрясенным с одной стороны потому, что никогда ранее не слышали, чтобы император говорил, а с другой — потому что не могли поверить в то, что Япония сдается).
Не появись такого «атомного предлога», японский лидер мог бы распорядиться, чтобы войска продолжали бороться, несмотря на объявление Советским Союзом войны. Битва, которая могла начаться еще до того, как они сдались, привела бы к гораздо большему количеству жертв, чем атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Ведь, учитывая количество смертей, с которыми Япония столкнулась во время войны, командиры могли бы не пойти на капитуляцию после гибели всего лишь 200 тысяч.
Кроме того, боевые действия привели бы к победе Советского Союза и оккупации части Японии. Это повлекло бы за собой ряд проблем, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, после окончания Второй мировой войны, миллионы японских солдат и гражданских оказались разбросаны по всей Азии. 600 тысяч несчастных японцев, взятых в плен Советским Союзом, страшно страдали в трудовых лагерях, где они умирали в ужасающих количествах (по некоторым оценкам — около 10% от общего числа заключенных). Если бы Советский Союз захватил часть японских территорий, вполне вероятно, что жителей этих районов ждала бы та же участь. Во-вторых, если бы советское вторжение все-таки имело бы место, все это могло вылиться в раскол Японии: одна часть страны оказалась бы под контролем Москвы, а другую бы оккупировали американцы. Хотя вполне возможно, что данная проблема могла быть решена относительно мирно, как это произошло в Германии. И так как даже немецкий конфликт не обошелся без напряжения между ядерными державами, второй Берлин в эпоху холодной войны вряд ли способствовал бы укреплению мира. С другой стороны, раздробленная Япония могла бы пойти по пути Кореи и Вьетнама, за разделением которых последовали жестокие войны, унесшие с собой миллионы жизней. В Корейской войне погибли от 1,1 до 1,5 миллиона людей, и нация все еще остается разделенной и до сих пор технически пребывает в состоянии войны. Северные корейцы продолжают страдать, находясь под гнетом отсталого и деспотического режима.
Однако Хиросима и Нагасаки, скорее всего, спасли большинство жизней, продемонстрировав миру ужасы атомной войны. Несмотря на то, что запрета на использование ядерного оружия пришлось ждать в течение нескольких десятилетий, такие ученые, как Нина Танненвальд (NinaTannenwald), показали, насколько серьезным было влияние атомной бомбежки Японии на первоначальные взгляды лидеров холодной войны на использование ядерного оружия. Танненвальд замечает, что даже президент Трумен, которого вполне вероятно преследовало тайное желание еще раз прибегнуть к атомной бомбе, пресекал все предложения своих советников воспользоваться ядерным оружием снова.
Если бы ужасы атомной войны не довелось увидеть Хиросиме и Нагасаки, их бы в полной мере рассмотрела холодная война. И это повлекло бы за собой еще больше смертей и разрушений по двум причинам. Прежде всего потому, что в мире было бы больше ядерных держав, каждая из которых обладала бы более богатыми арсеналами, чем Соединенные Штаты в конце Второй мировой войны. Во-вторых, разрушительная мощь ядерного оружия в послевоенные годы резко выросла. Например, в 1952 году США протестировали первое в мире термоядерное оружие, взрывная сила которого была в 700 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Вряд ли миру удалось бы оправиться после «обмена» супердержав термоядерным оружием.
Одним словом, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, безусловно, стали мировыми трагедиями (как и большая часть событий Второй мировой войны). Но что бы на этот счет ни думали люди — было это правильно или нет, но какими бы ни были мотивы американских лидеров, их решение прибегнуть к ядерному оружию спасло миллионы жизней.
«Бей своих, чтоб чужие боялись» — этот принцип пронизывает всю историю американо-японских отношений во Второй Мировой. Версия о том, что об атаке на Перл-Харбор в Белом доме знали заранее, и допустили ее, чтобы легче завлечь население на войну, имеет немало документальных подтверждений.
К тому же, волна антияпонских настроений позволила Штатам наложить лапу на собственность 120 тысяч натурализованных в США японцев. Граждан японского происхождения без малейшего зазрения совести сгоняли в концентрационные лагеря, где многие умерли.
Компенсаций за эту дикую серию внутренних репрессий почти не выплачивалось, а акты беспримерного беззакония были осуждены лишь в 1988 году.
«Второе открытие» Японии наметилось после ее поражения во Второй мировой войне и в период последовавшей за ней оккупации. «Договор безопасности», заключенный между США и Японией в 1951 году свидетельствовал о смене курса политики США в отношении Японии и фактически положил начало американо-японским отношениям на новом уровне.
В связи с наметившейся во второй половине XX века ухудшением международной обстановки, перед США встала важная задача заручиться поддержкой Японии в регионе Восточной Азии. По оценке Брукингского института, руководство США пришло к мнению о том, что борьба между СССР и США уменьшила значение усилий по изменению японского общества и что в процессе восстановления Японии гораздо важнее превратить ее в опорный пункт американской силы. Ослабленная в военном и экономическом отношении Япония, больше не обладающая способностью обороняться в условиях существования угрозы внешнего вторжения, была вынуждена принять все условия, продиктованные Вашингтоном. Такой альянс изначально фактически не мог предполагать равноправного сотрудничества между победителем и побеждённым. Японским властям пришлось идти на значительные уступки, соглашаясь со всеми требованиями, выдвигаемыми Соединёнными Штатами. Юридически двусторонний союз в сфере безопасности выразился в подписании соглашений между Токио и Вашингтоном в 1950-е годы. В 1951 году были подписаны Сан-Францисский мирный договор и «договор безопасности», а в 1952 году – Административное соглашение. Согласно этим документам США получали безоговорочное право размещать вооружённые силы на территории своего союзника, а также огромное количество баз и военных объектов. Суверенитет Японии был значительно ограничен в военно-политическом отношении, так как согласно второй статье «договора безопасности» Японии запрещалось предоставлять без предварительного согласия США какие-либо базы или разрешать транзит через ее территорию вооруженных сил третьих держав. Самым важным положением Административных соглашений были условия размещения американских баз, согласно которым США могли быть предоставлены «дополнительные средства обслуживания и территория». Иными словами это предполагало возможность расширения при необходимости отведенного под военные базы на момент подписания соглашения участка до неограниченных пределов.
С подписанием этих договоров Япония оказалась в большой зависимости от США, которые заставляли ее следовать в фарватере своей мировой стратегии. В любой момент США могли втянуть Японию в военный конфликт, к происхождению которого она не имела бы никакой причастности.
Расположение американских военных баз в Японии и их участие в Корейской войне принесло Токио немало дивидендов. Поставки военного оборудования для американской армии, произведенного по спецзаказам США, способствовали развитию промышленности Японии и подпитывали экономику солидными денежными инвестициями. В период между 1951 и 1953 гг. Япония получила заказов от своего союзника на сумму в 2200 млн. долл. для производства необходимого оружия для войны в Корее. В общем и целом 72% всех производительных сил страны в эти годы были так или иначе связаны с выпуском военной продукции. По словам государственного секретаря США Д. Ачесона, Япония превратилась в «мастерскую мира» во многом благодаря содействию США.
В 1960 году в Вашингтоне был подписан «Японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности», заменивший собой аналогичный документ 1951 г. и «повысивший роль Японии от вассала до младшего партнера». Договор 1960 г. подтвердил глубокую заинтересованность Соединенных Штатов в делах региона Восточной Азии в целом. Согласно положениям этого договора США подтвердили свои права на размещение военных баз на территории японских островов и получали в бессрочное пользование более 200 баз и объектов на их территории. В свою очередь США обязались сохранять «мир и стабильность» в АТР и обеспечить безопасность самой Японии от внешних угроз. Факт проведения военных операций американскими военными на территории Японии, а не ее собственными, полностью соответствовал известной статье 9 Конституции Японии 1947 года, которая предусматривала полную демилитаризацию Японии и отказ от применения оружия.
Статья 5 договора гласила: «Каждая из сторон признаёт, что вооружённое нападение на любую из сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасным для её собственной безопасности, и заявляет, что она предпримет действия для отражения общей опасности в соответствии со своими конституционными положениями и процедурами». Следовательно, США в любой момент могли втянуть союзника по военному альянсу в конфликт, к возникновению которого Япония не имела никакого отношения.
Впоследствии отношения Японии и США нашли отражение в подписанном совместном коммюнике 1969 г. Президент США Р.М.Никсон и премьер-министр Японии Эйсаку Сато изъявили готовность сотрудничать и в дальнейшем в сфере обеспечения безопасности в АТР.
В 1976 г. в Японии были обозначены «Основные направления национальной обороны» в рамках американо-японского сотрудничества, рассчитанный на 20 лет: военное строительство планировалось осуществить в соответствии с концепцией «базовых сил самообороны».
Принятие «основных направлений» явилось крупнейшим событием в японо-американских отношениях со времени заключения в январе 1960 г. «договора безопасности».
Характеризуя новую фазу японо-американских отношений, госсекретарь США Г. Киссинджер заявил: «Для Соединенных Штатов никакие отношения не имеют более важного значения, чем союз с Японией. Обеспечение взаимной безопасности остается основой нашего сотрудничества, но в новую эпоху мы распространяем наши партнерские отношения на широкий круг общих интересов. Мы проводим более частые, откровенные и глубокие консультации, чем в любой предшествующий период».
В течение 80-х годов в японо-американских отношениях, по сути дела, продолжался курс конца 70-х. После ввода советских войск в Афганистан администрация Рейгана взяла курс на проведение жесткой политики в отношении СССР, в результате роль Японии в реализации американских глобальных политических и военно-стратегических задач еще более возросла.
После окончания «холодной войны» на мировой арене произошли изменения глобального масштаба, которые не могли не повлиять на трансформацию законодательной базы Японии, в частности на изменение военной доктрины страны. В 1990-2000-е гг. была пересмотрена большая часть законодательной базы в области национальной безопасности. В результате изменились статус и функции сил самообороны Японии, расширившие географические рамки их действия.
В апреле 1996 г. было положено официальное начало переоценке роли и функций японо-американского союза, когда США и Япония подписали Совместную декларацию по вопросам безопасности. США подтвердили свое намерение поддерживать в АТР 100-тысячный контингент американских войск. Власти Японии выразили готовность оказывать поддержку США во время проведения совместных военных учений, а также в случае участия американских вооруженных сил в миротворческих операциях. Подписание декларации символизировало выход японо-американского сотрудничества в области безопасности на качественно новый уровень. В соответствии с этим документом было принято решение создать структуру по взаимной тыловой поддержке, которая необходима для осуществления двусторонних учений, миротворческих операций в рамках ООН или международных операций гуманитарного характера. Было подписано соглашение о взаимном тыловом обеспечении и предоставлении услуг силам самообороны и вооруженным силам США в мирное время. Позже оно было распространено и на ситуацию военного времени.
Также состоялся пересмотр основ военного сотрудничества Японии и США, которые с 1978 г. определяли параметры их взаимодействия в военной сфере. 23 сентября 1997 г. были подписаны новые «Руководящие принципы двустороннего сотрудничества в области обороны». Подписав данный документ, власти обеих стран наметили курс на расширение границ своего сотрудничества: теперь оно уже не ограничивалось целью отразить агрессию, направленную против Японии, а брало на себя обязательства обеспечения стабильности во всем АТР, предотвращения и регулирования возможных конфликтов. В случае возникновения конфликтных ситуаций в АТР Япония брала на себя ответственность по материально-техническому обеспечению и оказанию тыловой поддержки ВС США. Предусматривалось также участие ВМС Японии в экономической блокаде и принудительное инспектирование гражданских судов третьих стран, хотя Токио настоял на внесении оговорки о необходимости предварительного принятия соответствующей резолюции СБ ООН.
Со времени подписания договора 1960 г. положения обоих государств в рамках двустороннего сотрудничества стали более симметричны. Теперь военные силы Японии могли в одностороннем порядке реагировать на «чрезвычайные ситуации» в районах, прилегающих к ее территории. Учитывая резко негативную реакцию соседних государств, особенно КНР, стороны сознательно уклонялись от детализации географических рамок совместных действий, подчеркивая, что «принципы» ориентированы на ситуацию, а не на географические районы. Решение о реализации «Руководящих принципов» принимается правительством Японии по согласованию с США. В экстренной ситуации японское правительство может получить одобрение парламента на такие действия постфактум. Однако формулировки «чрезвычайных ситуаций» достаточно расплывчаты и не исключают широкого толкования в случае их применения. Отсутствие географических рамок действия закона открывает возможности для гибкого толкования понятия «районов, прилегающих к Японии». С одной стороны, повышается эффективность защиты японской территории в случае конфликтных ситуаций в регионе. С другой стороны, американские войска получают законное право вмешательства в конфликты в районах, не определенных географически, а Япония оказывается еще более вовлеченной в глобальную американскую военную стратегию.
К началу XXI века Япония прочно заняла приоритетную позицию в геополитической стратегии США, превратившись из поверженного врага в стремительно набирающего политическую и экономическую мощь союзника. Такой симбиоз двух государств, сложившийся во второй половине XX века, оказался взаимовыгоден для обоих. На рубеже веков сложились все предпосылки для дальнейшего развития альянса и укрепления позиций США в АТР.
О военных базах США в Японии.
Одним из важнейших объектов военно-политической экспансии США в послевоенный период явилась Юго-Восточная Азия. Выгодное стратегическое положение, богатые природные и людские ресурсы обусловили здесь большую активность Вашингтона. В семидесятые — восьмидесятые годы Соединенные Штаты проводили курс, направленный на усиление влияния американских военных баз и объектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное внимание уделялось и расширению сотрудничества в сфере безопасности со странами Юго-Восточной Азии. В настоящее время около 100 тыс. солдат Соединенных Штатов находится на Гаваях, Гуаме, в Южной Корее и Японии.
Но ключевую роль в деле американского военного присутствия в регионе играет Япония. Юридической основой двустороннего союза в сфере безопасности явились соглашения, подписанные между Токио и Вашингтоном в пятидесятые годы. Так, в 1951 г. были подписаны Сан-Францисский мирный договор и Договор безопасности, а в 1952 г. — Административное соглашение. Основой японо-американского Договора безопасности явилась статья I , в соответствии с которой «Япония предоставляла право США размещать свои наземные, воздушные и морские силы на своей территории и вблизи нее".
Таким образом, в соответствии с этими документами Соединенные Штаты могли размещать войска на территории своего военного «партнера» и получили в бессрочное пользование огромное количество баз и объектов на территории Японии. В обмен на это американские войска должны были обеспечивать безопасность самой Японии и поддерживать «мир и стабильность» в АТР в целом. Можно сказать, что эти соглашения поставили «партнера» США по военному союзу в подчиненное положение. Страна Восходящего Солнца была вовлечена в агрессивные планы Соединенных Штатов и превратилась в плацдарм для борьбы с коммунистическими странами Азии и Советским Союзом.
Примечательно, что в статье девять Административного соглашения отмечалось: «Личный состав Вооруженных сил США, вольнонаемный состав и их иждивенцы изъяты из-под действия японских законов». Следовательно, военные базы превратились в «государство в государстве», американские военнослужащие подчинялись законам только своей страны. И само присутствие Вооруженных сил США стало непосильным бременем для народа и экономики Японии.
В настоящее время, по данным на 1997—1996 гг. в Японии на 94 базах располагается около 47 000 солдат и офицеров США, преимущественно из состава ВМС и ВВС. Формально, цель их пребывания — обеспечение «мира и стабильности» на Дальнем Востоке, а в действительности — сохранение военного контроля в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона.
По численности войска Пентагона в Японии «являются самыми крупными в АТР, а в мире стоят на втором месте после вооруженных сил НАТО, дислоцированных в Германии», — сообщает газета «Йомиури». Штаб американских войск в Японии находится в Йокосуке, недалеко от Токио. Здесь же расположена и база седьмого флота США. На севере японского архипелага на островах Хоккайдо и Хонсю расположены военно-воздушные базы Мисава, Татикава и Ацуи. На них дислоцируются самолеты « F -16», способные нести ядерное оружие. В южной части страны, на острове Окинава на базе ВВС Кадена дислоцируются боевая авиация и самолеты-заправщики. Управление тактической ядерной авиацией, размещенной не только в Японии, но и в Южной Корее, ведется с базы Йокота. Помимо этого на японских островах находятся объекты связи стратегического командования ВВС и ВМС, обеспечивающие управление ударными подводными лодками и ракетоносцами.
Огромное стратегическое значение для поддержания военной мощи США в западной части Тихого океана играют японские острова Рюкю, в частности, Окинава. Близость последней к Корейскому полуострову и к Китаю обусловила ее стратегическое значение и способствовала превращению острова в один из основных форпостов Пентагона на Тихом океане. На Окинаве была создана целая сеть военных баз, полигонов и аэродромов. В период войны во Вьетнаме этот остров имел огромное значение для материального обеспечения армии США. Оценивая его исключительную роль для ведения войны на Индокитайском полуострове, командующий ВВС США на Тихом океане генерал Шарп отмечал, что «мы не могли бы вести войну во Вьетнаме без Окинавы». И в настоящее время этот остров продолжает оставаться одним из основных военных и стратегических объектов США в регионе. По данным 1997—98 гг. на Окинаве размещено около 27 000 американских военнослужащих, что составляет более половины всего военного контингента США в Японии. Решающую роль для поддержания американской военной мощи в ЮВА и на Дальнем Востоке играла и играет база ВВС Кадена, где размещена американская боевая авиация. Кроме того, на Окинаве на базах Кэмп Хансен, Кэмп Шваб и Кэмп Зукеран находятся около 16 000 морских пехотинцев.
Таким образом, присутствие американских войск в Юго-Восточной Азии и в Японии имеет давнюю историю. Для реализации своей военной политики в регионе Вашингтон разместил в ЮВА и на Тихом океане вооруженные силы и создал целую сеть военных баз, полигонов и аэродромов. В некоторых местах, в частности на острове Окинава, базы Соединенных Штатов являются непосильным бременем для местного населения и служат причиной многих бед.
В конце 1995 г. возник острый политический конфликт между военным командованием США и японской общественностью. Причиной этому послужило надругательство над двенадцатилетней школьницей с Окинавы со стороны военнослужащих, расквартированных на базах США на острове. Преступление солдат Соединенных Штатов явилось поводом для небывалой волны выступлений протеста со стороны японской миролюбивой общественности против американского военного присутствия на Окинаве. Это движение не ограничивалось только территорией префектуры, но охватило всю страну в целом и даже нашло отклик в Соединенных Штатах. Самое крупное выступление протеста против американских баз на Окинаве прошло в середине октября 1995 г. на юге острова, в парке Гинован. В манифестации приняли участие более 80 000 человек. По мнению газеты «Джапан Тайме», это было «крупнейшей акцией протеста жителей префектуры за все время размещения на острове американских Вооруженных сил»6. Демонстранты приняли резолюцию протеста против военного присутствия США на Окинаве. Документ призывал к усилению дисциплины среди военнослужащих и к сокращению войск США в префектуре. По мнению одного из демонстрантов, «причиной всех бед является система Договора безопасности, это соглашение должно быть расторгнуто, базы должны исчезнуть».
И это действительно так, ведь Договор безопасности ставит Японию, претендующую в настоящее время на роль одного из передовых государств, в унизительное положение. На ее территории дислоцируются иностранные войска, присутствие которых не только оскорбляет национальное достоинство японцев, но и служит непосильным бременем для некоторых районов Японии, в том числе и для Окинавы. Таким образом, выступления, проходившие по всей стране в сентябре — декабре 1995 г. еще раз подчеркнули необходимость вывода войск США с острова.
Несмотря на все акции протеста против военного присутствия Соединенных Штатов, токийское правительство не оказало решительной поддержки требованиям манифестантов пересмотреть японо-американский Договор безопасности. В результате переговоров в апреле 1996 г. представители Соединенных Штатов согласились лишь на незначительные уступки, чтобы снять напряженность ситуации. Была достигнута договоренность о пересмотре Соглашения о статусе вооруженных сил. Теперь все военнослужащие, совершившие преступление на территории Японии, будут выдаваться властям до предъявления официального обвинения. Что же касается трех военнослужащих США, изнасиловавших девочку, то был проведен, по сути, показательный процесс, в результате которого преступники были приговорены к тюремному заключению на срок от шеста до семи лет.
Итак, правительство Японии, не желая портить отношения с Вашингтоном, обошло молчанием вопрос о радикальном пересмотре Договора безопасности, затрагивающего национальное достоинство японцев. Тем самым токийские государственные деятели продемонстрировали робость в подходе к жизненно важным проблемам, волнующим как жителей Окинавы, так и население всей страны.
Тем не менее, массовые акции протеста японской общественности против военного присутствия США на Окинаве все же побудили токийское правительство встать в позу сторонника внесения незначительных изменений в условия пребывания американских баз в префектуре. Правительство Мураямы предложило Соединенным Штатам провести в середине апреля 1996 г. переговоры на высшем уровне по этому вопросу, то есть в тот момент, когда в соответствии с предварительной договоренностью в Японию должен был нанести визит президент США Билл Клинтон.
В преддверии этой встречи на совещании американо-японского консультативного комитета по вопросам двусторонней безопасности была выработана программа, в которой указывались возможные пути решения проблемы военного присутствия Соединенных Штатов в Японии. Следует отметить, что в проекте не предусматривалось сокращения численности войск США в Японии, не говоря уже об их полном выводе. То есть, с точки зрения решения проблемы американских баз на Окинаве, эта программа не вносила никаких радикальных предложений.
В середине апреля 1996 г. Японию посетил Билл Клинтон. В результате встречи на высшем уровне и переговоров между президентом Соединенных Штатов и премьер-министром Японии Хасимото Рютаро, сменившем Мураяму на этом посту, была подписана «Японо-американская декларация безопасности. Сотрудничество в двадцать первом веке». В документе говорилось о дальнейшем продолжении сотрудничества в военной сфере между двумя странами и о сохранении сорокасемитысячного корпуса США на японских островах. В ходе встречи в обмен на подписание этого договора американцы пошли на некоторые уступки в вопросе присутствия войск Пентагона на Окинаве. В частности, руководители США изъявили готовность передать острову 20% земли, использовавшейся под объекты США, и вернуть префектуре около десяти американских баз и полигонов, включая базу Футенма и полигон Гимбару в центральной Окинаве. Кроме того, Вашингтон согласился сократить количество ночных полетов и ограничить артиллерийские учения на острове.
Таким образом, документы, подписанные в ходе визита Билла Клинтона в Японию в апреле 1996 г., не предусматривали радикальных мер по решению проблемы американского военного присутствия. Японское руководство, не желая портить отношения с США, подписало декларацию о продолжении двустороннего военного сотрудничества в обмен на незначительные уступки по окинавскому вопросу. Тем самым токийские государственные деятели проигнорировали требования японской общественности расторгнуть Договор безопасности и вывести войска США из Японии.
События последних лет заставили правительство Японии по-новому взглянуть на военный союз с США. Многие государственные деятели высказываются за пересмотр некоторых документов, заложивших основу сотрудничества двух стран в сфере безопасности, но центральное правительство не предпринимает решительных шагов в этой области. В 1996 г. Токио пошел на компромисс с Вашингтоном, выработав план сокращения общего количества баз. Но численность войск в стране остается прежней. Такие меры не внесли кардинальных изменений в ситуацию.
Военные базы США в Японии являются причиной экономической отсталости, низкого уровня жизни, роста преступности на Окинаве и поводом для протеста со стороны общественности в целом. Кроме того, присутствие солдат иностранного государства в Японии, которая претендует по развитию на одно из первых мест в мире, принижает позиции официального Токио в глазах международной общественности. «Окинавский конфликт» в очередной раз напомнил центральному правительству о существовании проблемы военных баз США. Многим японским государственным деятелям ясно сегодня, что до тех пор, пока последний американский солдат не покинет Японию, будут продолжаться антивоенные выступления. Кроме того, проблемы безработицы и низкого уровня жизни на Окинаве останутся актуальными и сохранят свою остроту и в будущем,
В новой международной обстановке японо-американский союз в сфере безопасности является для населения Японии весьма обременительным. Тем не менее, официальный Токио продолжает идти по пути сохранения и даже упрочения этого союза, что не отвечает ни стремлениям японской миролюбивой общественности, ни интересам соседних с Японией стран. Так, в сентябре 1997 г. Вашингтон и Токио приняли новые «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны», касавшиеся пребывания вооруженных сил двух стран в АТР. Это соглашение заменило прежний аналогичный документ, подписанный в 1978 г. Причиной выработки нового договора послужило изменение международной обстановки и распад СССР. В отличие от «Основных положений 1978 г.», где указывалось, что Вашингтон и Токио пойдут на совместные военные действия только в случае прямого нападения на Японию, в документе 1997 года стороны отказались от чисто оборонительного характера военного союза. «Основные направления 1997 года» обязывали сотрудничать Японию и США в случае «чрезвычайных обстоятельств в прилегающих к Японии районах»8. Примечательно, что не разъясняется суть этих «чрезвычайных обстоятельств» и не обозначаются географические рамки «прилегающих районов».
Таким образом, соглашение предоставило вооруженным силам двух стран достаточно широкие полномочия в случае возникновения конфликтов, суть которых четко не обозначена в документе. Видимо, новые договоренности в военной сфере потенциально могут угрожать и безопасности России. Соединенные Штаты получили возможность контролировать Восточную Азии и вмешиваться в любые конфликты в регионе, включая и территориальные споры. В настоящее время очень остро стоит проблема китайских островов Дьяою (Сэнкаку), на которые претендует Япония, не говоря уж о четырех российских островах Курильской гряды. И поэтому невольно напрашивается вопрос, не будут ли использоваться методы силового давления с применением вооруженных сил в случае обострения так называемой «территориальной проблемы» между нашими странами? Помимо того что воды вокруг Курильской гряды богаты рыбой, эти территории имеют огромное значение для обеспечения безопасности нашей страны. В этом направлении нам не следует идти на уступки по отношению к Японии, так как в будущем отказ России от стратегически важного доступа к акватории Курил, возможно, приведет к значительному ослаблению наших позиций в сфере обороны на Дальнем Востоке. В такой ситуации вполне возможно установление в этом районе жесткого контроля ВМС США и Японии над любыми перемещениями кораблей Тихоокеанского флота России.
Однако, несмотря на ослабление нашего влияния на Дальнем Востоке и на одновременное укрепление японо-американского военного союза, российские политики и дипломаты не понимают или не хотят понимать, насколько эти тенденции нежелательны для нашей страны. Так, в ходе визита в Японию в мае 1997 г. тогдашний министр обороны Родионов беспечно заявил, что «Россия не испытывает беспокойства в связи с тесными отношениями между Соединенными Штатами и Японией в обеспечении безопасности в АТР". Однако на Дальнем Востоке, в частности у населения Сахалинской области, такое тесное сотрудничество вызывает серьезную озабоченность и настороженность. Весной 1997 г. части морской пехоты США были передислоцированы с Окинавы на север Японии на Хокайдо к нашим границам. Это, естественно, вызвало резонанс со стороны населения Сахалинской области. И по мнению губернатора Сахалина Фархутдинова, такие перемещения могут способствовать возникновению нового очага напряженности на Дальнем Востоке9. Перевод морской пехоты США, которая занимается исключительно наступательными операциями, к нашим границам, подрывает и без того хрупкую атмосферу доверия в районе Курил. На это заявление губернатора представитель Генштаба России ответил, что из-за отсутствия финансирования формируемые в России аналогичные американским силы быстрого реагирования не будут размещены на Дальнем Востоке и в Сахалинской области.
В самом деле в российской военной политике наметилась опасная тенденция к недооценке важности проблем, связанных с укреплением сотрудничества между Токио и Вашингтоном в сфере безопасности и с пребыванием войск Пентагона в Японии. Важно подчеркнуть, что этому вопросу нам следовало бы уделять больше внимания. Расширение рамок союза Соединенных Штатов с Японией нельзя рассматривать в отрыве от продвижения НАТО на Восток, к нашим западным границам. Близорукость в анализе этих процессов может привести уже в этом веке к изменению баланса сил в сторону США, в результате чего мы утратим свое влияние в качестве военной державы на международной арене. Кроме того, беспечность российских политиков и дипломатов в отношении укрепления японо-американского военного союза и их пассивность в решении вопросов национальной безопасности на Дальнем Востоке, может привести к утрате наших позиций в регионе.
Тем не менее, в последнее время подразделения ВВС США, дислоцированные в Японии и, в частности, на Окинаве стали использоваться для ведения боевых операций за пределами страны. Так, в мае 1998 г. эскадрилья из восемнадцати истребителей F -15 и нескольких авиазаправщиков КС-135 и КС-10, дислоцированных на Окинаве на базе ВВС США Кадена, поднялась в воздух и направилась на Ближний Восток для участия в военной операции «Южный Дозор» против Ирака. Кроме того, в конце апреля 1998 г. с такой же целью в Ирак вылетели двенадцать самолетов F -16 с базы Мисава, префектура Аомори10. Таким образом, в связи с расширившимися рамками военного союза между Токио и Вашингтоном Соединенные Штаты получили возможность контролировать не только Восточную Азию и АТР, но и бесцеремонно вмешиваться в дела стран, находящихся далеко от берегов Японии.
Кроме этого, Вашингтон делает определенные шаги на пути укрепления своей мощи на Окинаве. Так, в начале марта 1998 г. представители Главного финансового' управления США сделали доклад в Конгрессе о создании новой плавучей военной базы недалеко от города Наго в префектуре Окинава. В 2007-2008 гг. на этом аэродроме предполагается разместить 66 вертолетов ВВС США и новые транспортные самолеты М V -22 вертикального взлета и посадки. Эти транспортные самолеты предназначены для скорейшей передислокации морской пехоты в районы возможных конфликтов. Принимая во внимание то, что Тайвань находится в 750 км от Окинавской префектуры, а Корейский полуостров — в 1500, можно сказать, что новая плавучая база США предназначена для проведения военных операций в первую очередь в этих странах. Размещение новых транспортных самолетов MV -22 с максимальной дальностью полета 3800 км, способных передислоцировать подразделения морской пехоты в зоны возможных конфликтов в регионе, означало значительное укрепление сил быстрого реагирования в качестве основной ударной силы Пентагона.
Таким образом, наряду с расширением НАТО на Восток Вашингтон продолжает укреплять свои позиции и в АТР. Расширив рамки военного союза с Японией, Пентагон использует силы быстрого реагирования, дислоцированные на Окинаве и в других районах страны, для вмешательства в дела стран Азии и Ближнего Востока. Это не отвечает ни интересам широких слоев японской общественности, ни интересам стран, находящихся вблизи границ военного партнера США.
Система противоракетной обороны на театре военных действий
О создании системы противоракетной обороны на театре военных действий (ПРО ТВД) в сотрудничестве с США японское правительство приняло решение в декабре 2003 г. На это было запланировано выделить 1 трлн. иен ( около 8,5 млрд. долл.). Систему предусматривается сделать двухуровневой. На первом уровне будут использоваться средства ВМС США и Японии – корабли, оснащенные модернизированной в интересах ПРО системой «Иджис» для запуска противоракет SM-3 ( Standard Missile – 3 ), на втором уровне - зенитные ракетные комплексы «Пэтриот – 3» ( РАС–3 ). Японские Силы самообороны получат четыре эскадренных миноносца с системой ПВО «Иджис», противоракетами SM–3, а также 16 ракетными установками РАС–3. Будет создан единый Центр оперативного управления ПРО и ПВО на авиабазе Йокота (Токио). Вначале РАС–3 для Японии должны поступать из США, в дальнейшем ею будет налажено собственное производство на предприятиях корпорации «Мицубиси дзюкогио». Разработка усовершенствованной модели SM – 3 ведется совместно США и Японией c 1999 г., окончание разработки запланировано на 2015 г. Расходы составят до 2,7 млрд. долл., Япония возьмет на себя 1,2 млрд. долл.
Первый комплекс РАС–3 поступил в марте 2007 г. на авиабазу Ирума, в одной из центральных префектур – Сидзуока. Еще три комплекса к концу 2007 г. были размещены на авиабазах других центральных префектур – Нарасино ( преф.Тиба), Касугаура ( преф. Ибараки ), Такэяма (преф. Канагава). К 2010 г. комплексы РАС – 3 были размещены еще в семи пунктах: 2008 – авиабаза Хамамацу (преф. Сидзуока ), 2009 - авиабаза Гифу ( преф. Гифу), база подводных лодок Хакусан (преф. Миэ), база подводных лодок Аибано (преф. Сига), 2010 – три базы подводных лодок в преф. Фукуока ( о. Кюсю ). [ 22]
В июле 2005 г. японским парламентом были внесены изменения в Закон о Силах самообороны, а с 2007 г. - упрощена процедура приведения в действие средств ПРО в случае ракетного нападения на Японию. Теперь министр обороны получил право давать команду на запуск противоракет без разрешения премьер-министра. [ 8 ]
США начали размещать средства ПРО на японской территории с 2006 г. В конце 2006 г. ракетный комплекс РАС – 3 был размещен на авиабазе ВВС США Кадена ( Окинава ). На конец 2007 г. в составе сил ВМС ( база в Йокосука) в Японии имелось девять кораблей с системой «Иджис» и противоракетами SM-3. В сентябре 2006 г. США ввели в действие мощную радиолокационную станцию ( X-band) на авиабазе японских ВВС Сярики (преф. Аомори). Станция является ключевым элементом совместной системы ПРО двух стран, предназначена для слежения за траекториями полетов баллистических ракет. В 2007 США также разместили на авиабазе ВВС США Мисава ( преф. Аомори ) мобильную установку системы обработки информации (JTAGS), предназначенную для раннего предупреждения о пусках баллистических ракет. Япония в начале 2006 г. осуществила успешный вывод на околоземную орбиту четырех разведывательных ИСЗ, в результате к 2007 г. были обеспечены условия для всепогодного наблюдения в интересах союза за любой точкой планеты, в частности, за военными объектами Северной Кореи. [ 5]
Создание американо-японским альянсом системы ПРО вызывает обеспокоенность в Китае. Относительно причин этой обеспокоенности весьма точный ответ дает китайский эксперт по вопросам военной стратегии Пэн Гуанцянь: «Система ПРО только на словах предназначена для оборонительных целей, а, в действительности, это – комплекс современных вооружений, обладающий как оборонительными, так и наступательными возможностями. С помощью ПРО можно не только поражать ракеты, но и атаковать самолеты и космические объекты на орбите. …Используя возможности системы ПРО, можно решать разведывательные задачи, держать под контролем обстановку в регионах повсеместно и в любое время. Создание системы ПРО в АТР имеет важное значение для США, которые ставят перед собой глобальные цели. Она станет американским форпостом в данном регионе, составной частью национальной системы ПРО США, сети глобального слежения за обстановкой в мире. … Противоракетная система является одним из новейших способов укрепления позиций США, но она не служит интересам обеспечения безопасности и стабильности в регионе». В целом, китайское руководство расценивает активизацию американо-японского союза как «составную часть американской стратегии сдерживания Китая с очевидной целью – сохранить превосходство США над КНР, которая Вашингтоном рассматривается в качестве потенциального противника».
О коммерческих интересах США в Японии.
На первый взгляд, визит министра торговли Пенни Притцкер в Токио в рамках ее первой торговой миссии в Азию кажется обычным. В конце концов, Япония — один из крупнейших торговых партнеров Америки с ежегодным взаимным оборотом товаров и услуг почти на $400 млрд. Япония является ключевым участником продолжающихся переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП).
Но за пределами коммерческой интермедии перед визитом президента Барака Обамы в регион в следующем месяце, первая официальная поездка Притцкер в Японию выдвигает на первый план незаметную трансформацию экономических отношений США и Японии. Взаимоусиление в период коммерческого восстановления равновесия Америки и экономического оживления Японии более, чем когда-либо, приближают Вашингтон и Токио к общему подлинному видению экономических отношений.
Помимо прибытия представителей двадцати американских медицинских и энергетических компаний, у этого визита также есть специальное историческое значение. Последнее крупная американская торговая миссия побывала в Японии в январе 1992 во времена президента Джорджа Буша-старшего в разгар торговых войн между Соединенными Штатами и Японией из-за автомобильного рынка, и заявления Белого дома о “ясной и измеримой прибыли” от поездки не помогли урезонить яростный призыв Детройта к возмездию за предполагаемую недобросовестную торговую практику Токио. Тот же год стал началом “потерянных десятилетий Японии”, в течение которых рост ВВП страны составлял в среднем примерно один процент в год, а премьеры-министры менялись каждый год.
Политическое окружение и экономическая обстановка, окружающая нынешнюю торговую миссию, весьма отличается предыдущей. Тогда, за два месяца до злополучного визита бывшего президента Буша-старшего, американская экономика потеряла более полмиллиона рабочих мест; сегодня США посреди самой длинной полосы непрерывного роста числа рабочих мест, согласно отчетам. Также во время поездки Буша-старшего Япония только-только входила в свой долгий застой; при премьер-министре Синдзо Абэ у экономики, возможно, есть наилучший шанс на подлинное возрождение впервые за двадцать лет. И хотя, как и в те времена, старые споры об автомобилях и сельском хозяйстве остаются значительными препятствиями для завершения продолжающихся переговоров по ТТП, доминирующей тон американо-японских экономических отношений явно сместился к лучшему от едкого соперничества 1990-х годов.
С точки зрения Токио, торговая миссия Притцкер поддерживает программу экономической реформы администрации Абэ. Она указывает не только на то, что более сильные перспективы роста привели к возобновлению интереса американских фирм к японскому рынку, но и на то, что выбор здравоохранения и энергетики в качестве направлений работы рассматриваются как положительное отражение усилий Абэ продвинуть благоприятные для иностранных фирм структурные реформы в этих ключевых областях. Это и решение правительства в ноябре 2013 предпринять амбициозную программу по либерализации рынка электроэнергии Японии стоимостью $60 миллиардов, а также внесение поправок во внутренние законы о здравоохранении с целью повысить эффективность, снизить цены и усилить конкуренцию, позволив большее участие иностранных фирм.
Для Соединенных Штатов эта миссия — возможность помочь американским компаниям расширить свое присутствие в третьей по величине экономике в мире в двух ключевых секторах. Как указывает Министерство торговли, японский рынок лекарств и медицинского оборудования, оцениваемый в $150 миллиардов, для американских фирм “представляет луч надежды в темном облаке стареющего населения Японии”. На фоне роста абсолютной численности японцев старше 65 лет, которая, согласно прогнозам, продолжит расти в течение следующих 30 лет (даже при снижении общей численности населения), это окно возможностей будет сохраняться в долгосрочной перспективе. В энергетическом секторе закрытие ядерных установок Японии после аварии на АЭС Фукусима-1 в 2011 году вызвало крупное переосмысление японской энергетической политики. Результат — новая готовность экспериментировать и жажда передовых технологий и творческих решений, которые могут помочь Японии удовлетворить свои энергетические потребности – технологии и решения, в которых американские компании занимают хорошее положение для поставки на рынок.
В июне 1990 года Соединенные Штаты и Япония совместно представили список действий для каждого правительства для гарантии, что это приведет “к более эффективным, конкурентоспособным и открытым рынкам, поспособствует укреплению экономического роста и увеличит качество жизни и в Японии и в Соединенных Штатах”. К сожалению, положительная повестка дня, выдвинутая в этой Structural Impediments Initiative (SII), не остановила нисходящую спираль в экономических отношениях, которая обрекла торговую миссию Буша-старшего в Токио на провал всего 18 месяцев спустя.
Но спустя двадцать лет, Соединенные Штаты и Япония оказались ближе друг к другу, чем когда-либо прежде, и могут разделить совместное видение в реализации целей, изложенных в SII. Администрация Абэ активно проводит амбициозную экономическую программу, направленную на повышение внутреннего спроса, реализацию структурной реформы и, что очень важно, на укрепление международной открытости. Несмотря на неприятности в Вашингтоне, в ходе переговоров по ТТП администрация Обамы заложила основу для реализации амбициозной торговой программы, которая имеет потенциал сформировать правила мировой торговли для целого поколения. Япония и США рассчитывают на помощь друг друга.
Об инициировании цунами 11 марта 2011 года взрывом американской ядерной бомбы.
Проведенное расследование материалов интернета позволило сделать вывод о искусственной природе самого разрушительного цунами в истории Японии. Подробные материалы этого расследования приведены в моих публикациях
О КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА ЯПОНИИ
Здесь приводится лишь краткая информация об этих событиях.
9 марта 2011 года где-то в 18 часов японцы решили испытать свою ядерную бомбу под прикрытием этих небольших землетрясений в районе северной активной зоны, и таки сделали это на глубине 2 км, и организовали искусственное небольшое землетрясение силой в 6.3 балла. 10 марта спутником был зафиксирован тепловой выброс этого взрыва. На это откликнулась южная активная зона, и немного увеличила свою активность и излучение из недр. Видно, что проведение этих испытаний для сейсмического состояния Японии было даже полезно. Небольшой взрыв сбрасывал напряжение в земной коре в виде серии сравнительно слабых толчков с быстрой релаксацией напряжений. И все бы закончилось хорошо, если бы 10 марта в где-то в 16.54 не произошел второй ядерный взрыв в самой опасной тройной точке соединения плит на глубине 4.7 км, который инициировал землетрясение силой всего 5.2 балла. Почему это взрыв, а не подвижка земной коры. Да потому, что в этой точке, на этой глубине земной коры нет. Там находится вода. И в этом районе в это время дежурил американский ударный авианосец “Роналд Рейган”. А вот это земная кора уже не выдержала и треснула по линии соединения этих двух взрывов с организацией землетрясения силой в 8.9 баллов, которое инициировало самое сильное цунами в истории Японии. А цунами снесло все побережье Японии между этими двумя точками взрывов. 11 марта было зафиксировано повышение активности в эпицентре этого землетрясения, а 12 марта место теплового выброса 2-го ядерного взрыва. Можно провести сравнительный анализ выделения тепла из эпицентра очень сильного землетрясения и небольшого ядерного взрыва. 12 марта все бывшие активные точки уже успокоились, т.е. сбросили свою энергию, но вместо них образовались 2 новые активные точки по поперечному разлому. В трещину, которая инициировала цунами хлынула вода , и это привело к серии толчков, которые продолжались еще целый месяц. Японцы побежали устраивать аварию на Фукусиме, чтобы скрыть факт проведения ядерных испытаний и ликвидировать технологическую линию изготовления ядерных зарядов. А американцы на своем авианосце приступили к дезактивации палубы, хотя по нашим данным особых выбросов из реакторов не было. И в это же время началась наземная операция в Ливии по свержению режима Каддафи. Это был последний самый дорогой подарок Японии от США. В результате этой операции японцы свернули производство ядерного оружия и позакрывали свои ядерные электростанции. И поэтому утроили объемы закупок сжиженного природного газа из Катара и других стран. А американские компании получили весьма прибыльный рынок сбыта своего сланцевого газа, и прилично заработали на перепродаже СПГ от всех мировых поставщиков газа, в том, числе и от Газпрома. И я полагаю это еще не последний выгодный «подарок» Японии от дяди Сэма.
В.А. Лекомцев.