Поставки осуществляются по долгосрочным контрактам, и практически весь газ Катара уже продан на 20 лет вперед. И если проанализировать нижнюю таблицу, то объемы добычи газа не превышают 60 млрд. тонн. И основной потребитель Катарского газа - это Индия. Она с удовольствием бы удвоила закупки, но в Катаре для нее газа уже не хватает. Как и для всех стран Европы. И попытка получить газовую независимость Европы от России с помощью Катарского газа - это покерный блеф. Так же как и поставки сланцевого газа из США. Это будет очень далеко, и очень дорого. Следует также отметить, что основным покупателем катарского газа в Европе является Англия.
Транспортировка осуществляется вот такими газовыми рефрижераторами, которые способны за один рейс перевезти примерно 150 тыс. тонн газа. И стоимость одной загрузки равна примерно 100-120 млн. долл. В мире уже построено около 326 таких параходиков. И полное количество газа, которое способны перевезти эти танкеры - это примерно 330-500 млрд. тонн. При условии осуществления 10 рейсов в год. Но кроме танкеров в Европе должны быть еще и газовые терминалы. Пока их только 9, и желающие могут ознакомиться с их техническими характеристиками и местами размещения.
http://www.gie.eu.com/download/maps/2013/GLE_LNG_MAY2013.pdf
Интересная деталь, приемная мощность этих терминалов не превышает 1-2 млрд. тонн в год. И возникает вопрос. Как с их помощью Европа собирается принять 25 млрд. тонн в год газа из Катара. И почему стоимость катарского газа в Европе гораздо ниже, чем в Китае и Японии. Для этого полезно проанализировать хронологическую таблицу поставок газа основными газовыми кампаниями Европы. И это очень познавательно интересно.
Следует отметить, что на протяжении этих лет в Европе упорно внедрялись энергосберегающие технологии, альтернативные энерго источники и энерго экономичные производства. И многие страны в Европе объявили, что им удалось компенсировать потребление энергоносителей на 10-20%.
Видно, что именно поэтому объем поставок у честных газовых компаний на протяжении 5 лет практически не менялся. Алжирская компания начала постепенно снижать объем поставок. Это естественный процесс для страны, у которой снижается объем ввода новых скважин и месторождений, а старые скважины начинают постепенно иссякать. То же самое должно происходить с добычей природного газа в Европе и в Норвегии. И Европа вынуждена увеличивать экспортные поставки. И кто же увеличивал эти поставки. Это Статойл и Катар газ. В 2007 году Статойл добавил 15 млрд. куб. м3, и в 2008 году еще столько же. Откуда Статойл взял этот газ. Для этого ему надо было бы построить или два новых газопровода из Норвегии в Европу, или 15 новых терминалов для сжиженного газа. Но их как было 9 по всей Европе, так и осталось. Новых газопроводов не строилось, и новых месторождений не открывалось. Попробую объяснить. Газопроводы России рассчитаны на потребление газа в странах Европы в зимнее время, и летом не прекращают свою работу. Но в летнее время потребление газа в Европе снижается. Кроме того некоторые зимы бывают не очень холодные, т.е. происходит небольшая экономия газа. И во всех странах - клиентов Газпрома ежегодно имеются такие дополнительные объемы неизрасходованного газа. Именно такие остатки скупались Статойлом, выдавались за свои и перепродавались в Западную Европу. И клиенты Газпрома имели свою долю прибыли от продажи этого газа. Газ в Западной Европе продавался по цене выше, чем устанавливал Газпром. И никто не отказывался от избыточного газа в летнее время. А Статойл своими увеличенными фиктивными поставками сдерживал повышение цен на газ из России. Газ из Катара доплывал до 2008 года до Италии и Франции. В 2008 году после аварии на Фукусиме Япония закрыла свои атомные станции, и в Ливии произошел переворот. Цены на газ из Катара возросли, так как выросли цены на нефть. И часть избытка газа Газпрома, который начал сжижаться стал продаваться под видом катарского газа. Сам же катарский газ доплывал по-прежнему до Италии и Франции, которые стали покупать и газ Статойла. Статойл свой газ туда не возил, а замещал его контрактным газом с Катар газом в основном для Англии. А свой сжиженный газ под видом катарского продавал в Европе и в основном в Англии и Бельгии. И его стоимость была значительно ниже из-за сокращения расстояния транспортировки. Именно этим Статойл существенно сдерживал рост цен в Европе, угрожая России увеличением поставок из Катара и прочих мест. И имел весьма высокие прибыли от продажи Газпромовского газа под видом газа из Катара. Судя по этой таблице в 2011 году, Европа имела примерно 50 млрд. избыточного газа в год и манипулировала ими, чтобы удержать уровень цен под постоянной угрозой деверсификацией поставок газа. И если бы Газпром снизил уровень поставок газа в Европу до 100 млрд. куб. м. и увеличил стоимость газа до 600-650 долл. за тыс. кубов, то Европа бы это спокойно пережила, но ее прибыли на перепродаже газа сильно просели. У Статойла объем поставок сразу бы упал до 60-70 млрд. куб. м, и с европейского рынка бы исчезла примерно половина катарского газа. Итого - 50 млрд. куб. И стоимость нефти должна была сразу увеличиться до 150 долл. за баррель. Именно это и должно произойти в следующем году после украинских событий. Частично это смоделировано на Украине. Отключение ей газа позволило спокойно прожить 6 месяцев на избыточных запасах газа и реверсных поставках от соседей, т.е. только на Украине и у ее ближайших соседей было примерно 30 млрд. куб. избыточного газа, что и удалось подтвердить в результате натурного эксперимента. Так что частично изъятие избыточного газа в странах Восточной Европы уже проведена. И весьма интересно, как это скажется на объемах поставок газа Статойла и Катар газа в Европе. А процедуру ликвидации избытков следует вводить в два этапа. Сначала снизить объем поставок, а потом спокойно увеличивать цены на газ. Он станет очень нужен на Европейском рынке после этой зимы. И если этого не получиться сделать зимой, то по весне это сделать просто необходимо. К этому времени и стоимость нефти увеличиться до 150 долл. за баррель, и автоматически увеличиться цена на газ до 600 долл. за тыс. куб. Россия просто будет вынуждена ввести эти санкции против стран НАТО и Евросоюза в ответ на их экономические санкции. Именно этого и ожидают от России в Вашингтоне.
В ближайшие месяцы Литва откроет новый сезон "мыльной оперы" под названием "обретение энергонезависимости от России". Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс уже заявил, что осенью состоится новый виток переговоров о Висагинской АЭС с японской корпорацией "Hitachi", а также - после провальной попытки сотрудничества с американской компанией "Chevron" - будет объявлен ещё один конкурс на разработку сланцев в стране. Кроме того, до конца года в Клайпеде должно быть завершено строительство терминала сжиженного природного газа, поставщик для которого, правда, все ещё не найден. Чего ждать от новых эпизодов литовской энергетической эпопеи, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у патриарха литовской энергетики, почётного члена литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдаса СТУМБРАСА:
- Господин Стумбрас, Литва не оставляет попыток разработки сланцевой энергетики. Недавно премьер А.Буткявичюс заявил, что уход американской компании "Chevron" из страны не меняет планов правительства и что осенью будет объявлен новый конкурс. Как бы Вы могли прокомментировать данную инициативу?
- Насколько мне известно, запасы сланцев находятся по большей части в Польше. Поскольку данная страна в экономическом плане сильнее, думаю, было разумнее подождать и посмотреть, каких результатов она добьётся в добыче этого ресурса. Какова будет себестоимость и цена продажи, с какими проблемами они столкнутся и т. д.
Стоит отметить, что дешевле рыночной стоимости этот газ продаваться не будет. Разница заключается лишь в том, что покупать его будем у "Chevron", а не у "Газпрома". В экономическом плане получается то же самое.
Но почему-то мы всегда везде хотим быть первыми, хотя наша экономика этого не позволяет. Поэтому я предлагаю подождать и осмотреться повнимательнее - что происходит вокруг?
В Европе существуют разные мнения по этому вопросу. Многие считают, что добыча сланцев не окупится, некоторые уверены в противоположном. Куда же мы так спешим? Неужели все вопросы непременно должны решаться за четырёхлетнюю каденцию Сейма? Ведь энергетические объекты невозможно построить менее чем за 20 лет. Если одни парламентарии принимают стратегию на 4 года, а затем следующий Сейм принимает уже иную стратегию - мы так никогда ничего не построим.
- Почему, на Ваш взгляд, "Chevron" ушёл из Литвы?
- Я думаю, они увидели, что данные территории не очень перспективны. Они работали у нас и в Польше и, видимо, решили, что там это более выгодно. Когда закончится разработка более перспективных площадей, то, может быть, вернутся и к нам.
- Об этом уже много раз говорили, но всё-таки - какие риски ожидают Литву в случае разработки сланцевых месторождений?
- Геологи говорят, что в недрах Литвы находится не сланцевый газ, а нефть.
Запасы и сланцевой, и простой нефти очень незначительны, и их добыча финансово невыгодна - экономику они нам не поднимут.
До 1990-х годов у нас существовала энергетическая стратегия: треть мы производили на АЭС, треть составлял мазут, и треть - газ. Когда существует такого рода конъюнктура, можно манипулировать. Скажем, появится сланцевый газ и составит около 2% в общем балансе. И что будет в результате? Поднимется политический шум, а на уровне экономики это никак не отразится.
- Насколько, как Вы считаете, Литве выгодно и перспективно использование сжиженного природного газа?
- Конечно, выгоднее взаимодействовать с соседями. Можно было бы сотрудничать с Латвией, но мы обвинили их в том, что газохранилище принадлежит "Газпрому"! А от россиян мы хотим оградиться.
А ведь на деле терминал будет принадлежать латвийской компании "Latvenergo", а не российской компании "Газпром". Но Литва упряма в своем желании иметь и собственный терминал. Латыши упёрлись, эстонцы отказываются вкладывать миллиарды в литовский проект, аргументируя это тем, что лучше уже построить у себя блок по добыче сланцев.
Мы со всеми перегрызлись в итоге. Литва желает всем диктовать свою моду. "Слушайте лишь нас - только мы поступаем верно". А ведь так не делается.
- Получается, из-за такого поведения и недальновидности литовского руководства энергетическая сфера Литвы может окончательно деградиривать?
- Один известный американский учёный сказал, что энергетика - слишком ответственная область, чтобы её можно было доверять политикам. Ведь они отвечают лишь за 4 года своей каденции, а любой энергетический объект строится гораздо дольше. Со временем люди поймут, что нельзя быстро сделать карьеру в сфере энергетики. Лучше и не пытаться.
А сейчас все ещё хотят быть независимыми от России. Вот строим терминал сжиженного природного газа в Клайпеде. Хотя, по логике вещей, его следовало бы строить в Латвии. Ведь у них есть газохранилище. Просто надо было бы достроить терминал. А сейчас, чтобы "хранить" там газ из Клайпедского терминала, мы должны его арендовать, платить немалые деньги. Плюс придётся строить дополнительный газопровод, чтобы переправить газ из Клайпедского терминала в латвийское газохранилище.
- Но ведь и это только полбеды - до сих пор не решён вопрос с поставщиком газа. Кто может выступить в такой роли, на Ваш взгляд?
- Кто-кто.
Россия будет его перевозить. Между Россией и Кувейтом существует договорённость. К примеру, Италия купила газ у России. Кто его повезёт? Кувейт - ему там ближе. Мы будем покупать у Кувейта, а транспортировать будет "Газпром". У них там свои связи.
Ведь никто не будет отправлять танкер из Кувейта - представьте, какая цена тогда будет у газа!
Точно так же, как с итальянцами. Им гораздо дороже стоила бы транспортировка из Санкт-Петербурга, чем из Кувейта. А потом уже Кувейт и Россия между собой договариваются.
Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru http://www.rubaltic.ru/article/energetika-i-transport/30072014-Klaipeda/#t20c
5 августа 2014 г газовая компания Литвы объявила об открытых рыночных консультаций.
В г. Клайпеде впоследствии будут оборудованы станции перераспределения для доставки сжиженного газа автогазовозами и по ж/д.
Также рассматривается возможность дозаправки газом судов, которые перейдут на газовое топливо.
Напомним, СПГ-терминал в Литве строится как альтернатива Газпрома.
В начале 2015 г Литва получит в аренду в Клайпеду на 10 лет рейдовый терминал по приему и регазации СПГ (FSRU) дедвейтом 170 тыс м3 газа со стоимостью аренды 154 тыс долл США/сут.
Годовая мощность терминала СПГ должна составить около 1 млрд м3/год газа, что может покрыть годовую потребность Литвы.
Проект плавучего СПГ состоит из 3 частей: FSRU - строящееся в Южной Корее , причал для швартовки - строит латвийская BMGS, а также газопровод - строит PPS Pipeline Systems.
Газ для терминала будет поставлять Statoil.
К сентябрю 2014 года должны быть построены причалы литовского терминала СПГ, который планируют построить в порту Клайпеда. Об этом накануне сообщил генеральный директор Клайпедского государственного морского порта Арвидас Вайткус. Со слов Вайткуса, в настоящий момент в стадии завершения находятся проектные работы по причалам планируемого терминала сжиженного природного газа, по окончании данных работ начнется непосредственно само строительство.
На реализацию проекта по строительству терминала СПГ дирекция Клайпедского порта была вынуждена взять кредит, который составил 151 миллионов литов (что составляет 44 млн. евро). Со слов Вайткуса, 80 млн литов (23 млн евро) из общей суммы будет потрачено на устройство емкостей по хранению сжиженного природного газа и оборотный круг.
Еще один крупный заем размером в 87 миллионов евро взят в Европейском инвестиционном банке под госгарантию работающей в Клайпедском морском порту государственной компанией "Клайпедос нафта".
Вся расчетная стоимость проекта СПГ-терминала, который распоряжением правительства поручено построить компании "Клайпедос нафта", составляет 453 млн литов (131 млн евро). Объект должен вступить в строй к концу 2014 года и обеспечить диверсификацию поставок в страну газового сырья. В настоящее время весь получаемый Литвой природный газ - российский, поставляется концерном"Газпром".
Предназначенный для строящегося в Клайпеде терминала сжиженного природного газа (СПГ) корабль "Independence" (Независимость), уже зашел в Красное море, сообщает LETA/ELTA со ссылкой на Klaipeda.
В начале июля "Independence" находился неподалеку от Персидского залива, где, возможно, заполнился природным газом. Далее он должен проплыть Суэцкий канал, Средиземное море, Атлантический океан, Северное море и достичь Балтийского моря. Корабль в середине мая покинул крупнейшую в мире Ульсанскую судоверфь в Южной Корее Hyundai Heavy Industries.
С того времени он прошел около 14 тыс. километров. До Литвы ему осталось пройти более 10 тыс. километров. Ранее сообщалось, что на пути в Клайпеду, корабль объемом в 170 тыс. куб. м. может перевезти груз, предназначенный для испытаний терминала СПГ. Информация, сколько и чьего газа доставит корабль, является коммерческой тайной, но возможно, что он будет из Катара или других стран Персидского залива.
Строящая терминал СПГ компания Klaipedos nafta, 170 тыс. куб.м. газа приобретет не более чем за 112,428 млн. литов. Столько газа потребуется для тестирования и настройки, чтобы терминал в начале декабря начал действовать. Планируется, что в Клайпеду корабль прибудет в конце октября.
Небольшой комментарий к этой заметке. Во-первых, СПГ загружается в тыс. тонн, а его стоимость на мировых рынках определяется в долларах, так вот стоимость этой партии сжиженного газа в Катаре равна примерно 656 долл. за тонну. По такой цене газ отгружается в Южную Корею. Пока он доплывет до Клайпеды, он станет стоить где-то на уровне 1000 -1200 долл. за тонну. С учетом затрат на строительство терминала стоимость газа на первую половину 2015 года для Литвы увеличиться до 2500 долл. за тонну, т.е. примерно в 2.5 раза выше, чем стоимость газа от Газпрома.
Литовская Litgas (входит в Lietuvos Energija) заключила пятилетний контракт с норвежской Statoil на поставку в Литву с 2015 г. по 540 млн куб. м газа в виде СПГ, сообщила компания. "Впервые в истории Литвы у нас будет альтернативный источник природного газа", - заявил премьер-министр страны Альгирдас Буткявичюс (цитата по Reuters).
Statoil будет поставлять газ на терминал СПГ в Клайпеде, который планируется запустить в конце 2014 - начале 2015 г. Его мощность составит 2-3 млрд куб. м газа в год с возможностью расширения до 4 млрд куб. м. Это позволит полностью обеспечить потребности Литвы в газе, сообщила Litgas.
До сих пор единственным поставщиком газа в Литву был "Газпром". В 2013 г. он поставил туда 2,7 млрд куб. м газа. Но Литва, недовольная ценами на российский газ, давно стремилась снизить зависимость от него. Ее плавучий терминал СПГ, построенный в Южной Корее, получил название "Независимость".
При средней цене газа "Газпрома" в Европе в 2013 г. на уровне $380 за 1000 куб. м Литва платила $465. В мае "Газпром" снизил для нее цену до $359, напоминает Reuters. Но она действует только до конца 2015 г., хотя может быть продлена.
Statoil станет поставлять в Литву СПГ по цене, привязанной к индексу британской биржи NBP, сообщил гендиректор Litgas Доминикас Тучкус. Сейчас эта цена составляет 900-1000 литов ($346-385) за 1000 куб. м, говорится в сообщении Litgas. Компания "выторговала конкурентные условия", уверен Буткявичюс. Предварительная общая стоимость договора со Statoil - $1-1,2 млрд, сообщил Reuters.
Спотовые цены очень волатильные, отмечает аналитик "Сбербанк СIB" Валерий Нестеров. На 20 августа цена газа на NBP составляла $242,7 за 1000 куб. м. Но зимой цены растут. Нестабильность на Украине может их подогреть, считает директор Small Letters Виталий Крюков. Они могут пробить планку в $400 и даже $500 за 1000 куб. м, не исключает Нестеров. "Это будет их плата за независимость", - заключает он.
В то же время появление в Литве СПГ со спотовым ценообразованием вынудит и сам "Газпром" ориентироваться на NBP при ценообразовании для Литвы, отмечает Крюков. Ведь помимо Statoil у Litgas могут появиться и другие поставщики СПГ. Представитель Litgas сообщил "Ведомостям", что у компании подписано 12 необязывающих соглашений купли-продажи СПГна спотовом рынке, в случае если в нем возникнет необходимость. "Работаем и с Катаром, и с другими странами. Работаем очень активно", - говорил в мае Буткявичюс. "Газпром" долгое время сопротивлялся попыткам его европейских клиентов индексировать цены долгосрочных контрактов по спотовым индексам.
Но из-за санкций в отношении России и украинского кризиса "существует вероятность активизации деятельности ряда стран Евросоюза, направленной на снижение зависимости от поставок российского газа и уменьшение доли "Газпрома" на рынке", сообщил концерн неделю назад в своей отчетности по РСБУ. Чтобы этого избежать, компания "проводит адаптацию системы контрактов путем введения спотовой составляющей в ряд контрактных формул и временного снижения уровня "бери или плати". Вчера представитель "Газпрома" не ответил на запрос "Ведомостей".
Главная опасность для "Газпрома" - это риск появления американского СПГ на европейском рынке. Тогда компании придется еще снижать цены - вплоть до $300 за 1000 куб. м, что может спровоцировать ценовую войну, заключает Нестеров.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/companies/news/32442681/litva-nashla-zamenu-gazpromu#ixzz3Gfm2oEEQ
Для чего снижается стоимость нефти и газа. Чтобы купить их подешевле оптом по долгосрочным контрактам. А потом поднять цены и продать его подороже. Как поднять цены. Устроить войну санкций между Европой и Россией. И Россия в качестве ответных санкций просто прекратит поставки газа в Европу. И стоимость и нефти и газа резко повысятся. У России уменьшаться доходы, а у Европы увеличатся расходы. И сланцевый газ из Штатов станет востребован на европейском рынке.
Если американский газ появиться на рынке, то его стоимость будет не меньше 600$ за тыс. куб. Именно тогда его будет рентабельно возить из-за океана. А это произойдет тогда, когда баррель нефти станет стоить 150 долл. Поэтому в 2015 году Газпром может смело заряжать эту стоимость и весь газ уйдет со свистом. А вся эта возня с СПГ в Литве на данном этапе имеет единственную цель - удержать цены хотя бы на этом уровне именно в 2015 году. И заключить долгосрочные контракты с Газпромом именно по этим ценам. Именно для этого и проводиться эта информационная компания с рекламой этого газового терминала. Цены на газ в Евросоюзе уже давно определены. Это 1 евро за кубометр или 1200 долл. за тыс. куб. И независимая газовая Литва скоро будет покупать газ у Статойла по ценам близким к этой цене, а если станет покупать сланцевый газ из Штатов, то стоимость газа увеличиться в полтора раза. Американскую свободу в мире по дешевке не продают.
Что касается разумного использования газового терминала Литвы, то его основное назначение - это превращение Статойлом белорусского газа в катарский с последующей его продажей его в Польше или скорее всего в Англии под видом катарского газа. А для этого необходимо, чтобы цены на газ у Газпрома остались хотя бы на уровне прежних цен. А все аргументы о деверсификации поставок газа в Литву - это информационное прикрытие газовой аферы газововых спекулянтов. Весь катарский газ в балтийском регионе - это сжиженный газ Газпрома по цене катарского газа. И назначение этого терминала увеличить объемы такого сжиженного газа.
И интересно мнение по газовому вопросу немецких экспертов.
Отключение Европы от российского газа, если оно произойдет этой зимой, больнее всего ударит по Финляндии, Польше и Турции, говорится в опубликованном в среду исследовании Института энергетики и экономики при Кельнском университете. Немецкие эксперты смоделировали различные сценарии, при которых газовое эмбарго длится от одного до девяти месяцев. В самом продолжительном (хотя и менее вероятном) случае без газа могут остаться не только Польша, Финляндия и Турция, но и Франция с Германией. Пострадает и "Газпром": каждый месяц он будет терять до EUR4,5 млрд выручки.
"Учитывая высокий уровень неопределенности, окружающей будущее развитие российско-украинского кризиса, можно вообразить дальнейшие санкции, такие как эмбарго на поставки газа в Европу - либо в виде экспортного эмбарго со стороны России, либо в виде запрета на импорт со стороны ЕС", - говорится в докладе.
Если эмбарго продлится три месяца начиная с 1 ноября, газоснабжение большинства европейских стран не будет прервано благодаря возможности нарастить импорт СПГ и запасам газа в хранилищах. Дефицит возникнет только в Финляндии, Польше и Турции, которые недосчитаются на троих 6,7 млрд куб. м газа. Шестимесячное отключение российского газа приведет к перебоям в значительной части Восточной Европы и также затронет Германию (3,4 млрд куб. м). Италия и Франция справятся с полугодовым эмбарго, поскольку обеспечены долгосрочными контрактами на импорт газа из Норвегии и Нидерландов, к тому же Апеннины выигрывают от трубопроводных поставок из Алжира и Ливии.
Если же эмбарго будет действовать девять месяцев, нехватка газа по всей Европе составит 46 млрд куб. м - около 10% от потребления за 2013 год, которое составило 503 млрд куб. м (по данным Международного энергетического агентства). В безопасности могут себя чувствовать только Норвегия, Нидерланды и Великобритания (крупные газодобывающие страны), Бельгия и Ирландия (интегрированы с Нидерландами и Великобританией), а также Испания и Португалия (в основном полагаются на алжирский газ и импортный СПГ).
Кельнский институт отмечает, что шансы Европы скомпенсировать возможную потерю российского газа во многом будут зависеть от того, сколько дополнительного импорта СПГ удастся обеспечить. Но ответить на этот вопрос практически невозможно: "контракты [на поставки СПГ] в высшей степени конфиденциальны", оценки доступных для Европы объемов крайне спекулятивны. На спотовом рынке большинство объемов забирают азиатские импортеры, и "европейским импортерам придется конкурировать с высокими ценами СПГ в Азии".
Каждый месяц газового эмбарго будет стоить "Газпрому" EUR4-4,5 млрд упущенной выручки, оценивают немецкие эксперты. В 2013 году Россия экспортировала более 160 млрд куб. м газа в страны Европы (включая Турцию, но не считая Украины) на EUR45-48 млрд. С поправкой на затраты на транзит и транспортировку продажи газа в Европу приносят "Газпрому" около EUR2,5 млрд, подсчитали авторы исследования.
Действующие санкции Евросоюза и США не коснулись "Газпрома" и экспорта российских энергоносителей, хотя введенные ограничения повлияют на возможности по привлечению финансирования и технологий в российский нефтегазовый сектор, отмечает рейтинговое агентство Moody`s в обзоре от 2 сентября. На фоне санкций новые возможности для роста открываются в Китае. В мае 2014 года "Газпром" и китайская CNPC договорились о ежегодных поставках 38 млрд куб. м российского газа в Китай в течение 30 лет. "Сделка обеспечивает "Газпрому" стартовую площадку для полноценной диверсификации в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона в тот момент, когда компания испытывает давление в Европе", - указывает Moody`s.
У Европы практически нет шансов заменить российский газ в ближайшее десятилетие, отмечало в конце августа агентство Fitch. Перспективы добычи сланцевого газа в Евросоюзе туманны, среди трубопроводных проектов, не зависимых от России, жизнеспособен только один - TANAP, а доступного для импорта СПГ недостаточно. В 2013 году Россия покрыла 27% газовых потребностей ЕС, и Европе нужно очень сильно постараться, чтобы зависимость от российского газа хотя бы не выросла, указало агентство.
Лекомцев В.А.