25 декабря 2005
1077

Василий Лихачев. Россия и Евросоюз: к рубежу 2007 г.

В Потсдаме (Германия) 5-6 декабря 2005 года прошла третья международная конференция, организованная Фондом "Единство во имя России" и Фондом имени Фридриха Эберта. Ее тема - "Будущее отношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией: существует ли необходимость заключения нового соглашения?". В работе конференции участвовали эксперты, дипломаты, депутаты Европарламента, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ и германского Бундестага, представители Европейского Союза.



В атмосфере перманентного спора между еврооптимистами и евроскептиками стратегическое партнерство Российской Федерации и Евросоюза состоялось - при всех издержках и проблемах. Оно завершает первый официальный десятилетний цикл своего существования. Декабрь 2007 года будет тем политическим и международно-правовым рубежом, когда России и ЕС предстоит определиться с дальнейшей интеграцией.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, было подписано 24 июня 1994 года на острове Корфу. 1 декабря 1997 года оно вступило в юридическую силу. В соответствии со ст.106 "Соглашение заключено на первоначальный период в десять лет. Соглашение автоматически возобновляется из года в год при условии, что ни одна из Сторон не направит другой Стороне письменного извещения о денонсации настоящего Соглашения как минимум за шесть месяцев до его истечения".

С юридической точки зрения, это положение безупречно. Оно отвечает соответствующим нормам Венской конвенции о праве международных договоров, Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" и внутреннему правопорядку ЕС. Таким образом, технически выбор юридической перспективы в регулировании отношений РФ - ЕС особых сложностей не представляет: СПС либо прекращает свое действие, либо оно ежегодно пролонгируется по взаимному соглашению.

Однако за годы действия Соглашения часть его договоренностей сыграли свою роль, а часть - отстали от жизни, от накопленного Россией и Евросоюзом опыта интеграционного взаимодействия. Понятно, что нужны их коррективы и модификация по форме и содержанию. И такая задача носит по своей сути политико-правовой, политико-дипломатический характер. Ее решение предполагает два варианта: внести необходимые дополнения в действующий текст Соглашения 1994 года или разработать новый международно-правовой акт. В любом случае, юридическая база взаимоотношений Сторон не может оставаться вне современных реалий, в том числе вне сложившегося диалога Россия-Евросоюз.

Каковы его основные итоги и достижения? Следует подчеркнуть правильность и прагматизм выбора идеи стратегического партнерства между Россией, Европейскими Сообществами (Европейское Сообщество, Европейское объединение угля и стали, Европейское Сообщество по атомной энергии) и их государствами-членами. Сама идея и созданный на ее основе специфический институт международного сотрудничества были и остаются под влиянием совокупности разнообразных, объективных и субъективных, детерминантов. Среди них исторические связи сторон партнерства и общие ценности -демократия, верховенство права и уважение прав человека, экономический либерализм, рыночная экономика, многопартийная система. Среди них международное разделение труда, научно-техническая революция и, конечно, международные и международно-правовые обязательства сторон в рамках Организации Объединенных Наций, ОБСЕ и других международных институтов. Особую и самостоятельную группу воздействия составляют глобальные проблемы, требующие системного, интеграционно-управляемого сближения России и ЕС, объединения их ресурсов и воли на пути обеспечения персональных, общих и корпоративных интересов.

Итогом процесса детерминации, своего рода самоопределения сторон становится формирование стратегического партнерства и сотрудничества высокого уровня. И Россия, и Евросоюз на этом пути прошли значительную часть, которая на экономическом, политологическом, юридическом языке может быть охарактеризована как построение системы интеграционного взаимодействия, имеющей значительные перспективы развития в качестве комплекса полноценной интеграции.

Ее участники обладают международной правосубъектностью, суверенны, а также признают тенденции наднациональности в управлении миропорядком. Это важный аспект в общении России и ЕС опирается на принципы и нормы международного права. Но оно не может не учитывать права ЕС, а также национальные (внутригосударственные) правопорядки России и государств-членов Евросоюза.

С количественной и с качественной точки зрения персональный состав партнерства РФ - ЕС находится в состоянии эволюции. Этого нельзя не замечать. В 1994 году с европейской стороны насчитывалось 12 стран, изъявивших желание содействовать партнерству с Россией. Сегодня их 25. Тем самым изменилась география партнерства, увеличилась общая граница ЕС с Россией, произошла универсализация нормативных обязательств, заложенных в СПС. Естественно, возрос объем работы на российском направлении у многих структур самого Евросоюза. В частности, возросла их функция координатора воли государств, которые в рамках ЕС сохранили в ряде случаев свои приоритеты и свои (не всегда, к сожалению, позитивные) взгляды в отношении Российской Федерации. Подтверждение тому - поведение Польши, Латвии, Эстонии, Литвы и других стран, нередко демонстрирующих при решении экономических и особенно гуманитарных проблем "антироссийский" синдром. Евросоюзу как выразителю коллективной ответственности при соблюдении международно-правовых обязательств, установленных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве РФ - ЕС, приходится сейчас затрачивать дополнительные дипломатические усилия и ресурсы для поиска баланса интересов, выработки общих директив и проведения их в жизнь как совместно принятых всеми "25" в диалоге с Россией.

Изменения, конечно, затронули и сферу субъектности Российской Федерации. Сегодня она занимает 10 процентов территории планеты с 2,4 процентами ее населения, обладает более 21 процента мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45 процентами запасов природного газа, 13 процентами нефти, 23 процентами угля. Россия сохраняет значительный научный потенциал в освоении космоса, в ракетостроении, информационных системах, атомной энергетике. Поэтому наша страна имеет уникальное географическое и геополитическое положение. Россия - одна из опор современного правопорядка и миростроительства. Все это определяет ее внешнюю политику, в том числе применительно к реформируемому Европейскому Союзу.

Безусловным достижением России и ЕС за эти годы стало выполнение многих целей и задач, сформулированных в документе, подписанном на Корфу. Отсюда - принципиальная проблема выработки нового целеполагания в диалоге сторон перед вызовами и угрозами XXI века.

Сделаем краткий обзор отдельных статей и разделов СПС 1994 года, практики их реализации.

Главная и общая констатация связана со ст. 1, которая провозгласила учреждение партнерства между Россией, Сообществом и его государствами-членами. Целями этого во многом уникального проекта были объявлены следующие ориентиры:

- обеспечение соответствующих рамок для политического диалога между Сторонами, способствующего развитию тесных отношений между ними в этой области;

- содействие торговле, инвестициям и гармонии экономических отношений между Сторонами, базирующимся на принципах рыночной экономики и, таким образом, поощрение устойчивого развития Сторон;

- укрепление политических и экономических свобод;

- поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике;

- обеспечение основы для экономического, социального, финансового и культурного сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки;

- поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес;

- обеспечение соответствующих рамок для постоянной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе;

- создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

Можно утверждать, что из восьми заявленных целей семь практически выполнены или имеют перспективу к тому. Нет лишь зоны свободной торговли между Россией и Евросоюзом, которая, судя по всему, будет увязана со вступлением в 2006 году Российской Федерации в ВТО, а также с созданием общего европейского экономического пространства.

Значительных результатов достигли Стороны в реализации второго раздела СПС "Политический диалог" (ст. 6-9). По фактическому объему они вышли за границы первоначальных договоренностей, которые, в принципе, больше относились к вопросам организационного плана. Встречи на высшем уровне (саммиты), заседания Совета и Комитета сотрудничества, работа Комитета парламентского сотрудничества и других подобных структур стали реальностью европейской жизни. Более того, новые задачи, стоящие перед партнерством, потребовали не только обновления повестки дня, но и формирования иных организационных механизмов.

В 2003 году было принято решение о преобразовании Совета сотрудничества в Постоянный совет партнерства. В системе органов РФ - ЕС заметное место заняли с 2001 года встречи в формате "Постпред РФ при ЕС -тройка КОПС". Начиная с 2002 года становятся важным явлением встречи Председателя Правительства России с Комиссией ЕС. Первые итоги получены в области военно-дипломатического сотрудничества, взаимодействия структур правоохранительного блока. Устойчиво взаимодействуют внешнеполитические структуры Сторон. МИД РФ официально является координирующим органом сотрудничества с ЕС. К каждому председательству Евросоюза принимается план прагматичного сотрудничества (консультации политдиректоров, встречи министра иностранных дел России в формате "25+1", общение в рамках ООН, ОБСЕ, "восьмерки" и т.д.).

Несмотря на уже существующую динамику общения, РФ и Евросоюз имеют также значительные перспективы интенсификации публичной дипломатии в области парламентских, межрегиональных, бизнес-контактов. В активе сторон - общие или близкие позиции по многим вопросам международных отношений. Это борьба с терроризмом, наркотрафиком, организованной преступностью. Это кризисное урегулирование, ядерное разоружение, мирное использование атомной энергии, борьба со СПИДом. А также прогрессивное развитие международного права, укрепление и реформирование ООН, универсализация режима нераспространения, охрана памятников мировой и европейской культуры, межцивилизационный диалог, соблюдение общепризнанных прав человека. Однако по ряду позиций мнения Сторон отличаются, что не мешает им оставаться и здесь в диалоговом режиме. Среди них - оценки гуманитарной ситуации в Прибалтике, урегулирование в Приднестровье, политические процессы в Грузии, Украине, Узбекистане, других регионах СНГ.

Раздел III "Торговля товарами" (ст. 10-22) посвящен важным, ключевым вопросам Соглашения. Не случайно он идет сразу после политического блока и как бы открывает экономическую тематику регулирования отношений РФ - ЕС. Его анализ оставляет двойственное чувство.

С одной стороны, динамично развиваются торгово-экономические связи. Товарооборот между Россией и Евросоюзом достиг в 2004 году 125 млрд. долларов. На долю ЕС приходится более половины российского внешнеторгового оборота и около 70 процентов накопленного иностранного капитала в экономике России. РФ занимает 5 место (после США, Швейцарии, Китая и Японии) в списке стран-экспортеров в ЕС, с объемом экспорта в 2004 году 91 млрд. долларов, и 6 место среди покупателей европейской продукции, с импортом из ЕС в Россию в 2004 году на 34 млрд. долларов. Россия возглавляет список стран-поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов. С другой стороны, озабоченность вызывают антидемпинговые процедуры (их сегодня 14 со стороны Евросоюза), противоречивое отношение Брюсселя к рыночному статусу российской экономики, признанному таковым ЕС в 2001 году, упрощенная структура российского экспорта, в котором долгие годы преобладает сырьевая ориентация, пассивность европейской стороны в решении проблем торговли ядерными материалами.

Многие вопросы можно снять повышением конкурентоспособности экономики России, ее вступлением в ВТО на традиционных легитимных условиях и при поддержке самого Евросоюза, строительством на принципах взаимной выгоды и равноправия общего экономического и энергетического пространств РФ и ЕС.

Аналогичный подход будет актуальным и при оценке выполнения Сторонами раздела IV "Положение о предпринимательской деятельности и инвестициях" (ст. 23-51) и раздела V "Платежи и капиталы" (ст. 52). В следующем VI разделе "Конкуренция, охрана интеллектуальной собственности, сотрудничество в области законодательства" (ст. 53-55) содержится немало положений, которые остаются актуальными до сих пор, составляя важное направление взаимодействия России и Европейского Союза и в будущем. Отдельные элементы раздела, в частности ст. 54, явились заметным стимулом во внутригосударственной законодательной деятельности. Содержание этой статьи, например, оказало заметное влияние на разработку в России ряда законов и практику их применения. Кроме того, сформулированные здесь обязательства Сторон (п. 2) стали основой их общей позиции по обеспечению многих многосторонних конвенций: Парижской Конвенции по охране промышленной собственности (Стокгольмский Акт 1967 года с дополнениями 1979 года), Ниццского Соглашения о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (Женева, 1977 год, с дополнениями 1979 года), Протокола к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989 год) и др.

Особо надо сказать о роли ст. 55 (Сотрудничество в области законодательства) для юридического обеспечения интеграции России и Евросоюза и становления общего европейского правового пространства. В ней заложена стратегическая для современного процесса глобализации идея сближения и совместимости законодательства России и ЕС. Более того, указаны отрасли права, на которые этот процесс распространяется. Их 15. В течение восьми лет действия СПС в этом направлении сделаны лишь первые, но очень важные шаги. Другой аспект - формирование гармонизированных норм - также взят сторонами в практическую работу. Подчеркнем, что по своему характеру возникающие вследствие этой деятельности нормы и комплексы норм отраслевой ориентации должны быть, на уровне синтеза, международно-правовыми.

Раздел VII "Экономическое сотрудничество" (ст. 56-83) - самый большой по количеству объектов регулирования. Он затрагивает практические сферы сотрудничества России и Евросоюза: промышленность, поощрение и защита инвестиций, государственные закупки, наука и техника, образование и профессиональная подготовка, сельское хозяйство и агропромышленный сектор, строительство, окружающая среда, транспорт, региональное развитие и другие. Подход Сторон был масштабным, но по многим причинам не все удалось выполнить.

К числу значимых фактов следует отнести признание ЕС рыночного статуса российской экономики, заключение ряда важных международных соглашений - по торговле некоторыми изделиями из стали, о сотрудничестве в области науки и технологий, а также принятие многолетней программы ядерно-экологической безопасности. Сюда же относятся участие Европейского инвестиционного банка в финансировании проектов строительства очистных сооружений в Калининграде и Санкт-Петербурге, открытие в Москве в 2003 году Центра энергетических исследований.

Объективная критическая оценка состояния дел в этой сфере привела стороны к выводу о необходимости формирования общего европейского экономического и энергетического пространств. Работа по этому вектору уже началась. Только в сфере энергетики подготовлено шесть обобщающих докладов. Плодотворно в целом работает группа высокого уровня по ОЕЭП. Коррективы в диалог по экономической проблематике, другим направлениям сотрудничества РФ и ЕС вносятся, в частности, в целях сближения и обеспечения результативности переговорных процессов по вступлению России в ВТО, в которых участвует и Брюссель.

Следующий VIII раздел СПС посвящен сотрудничеству по предотвращению противоправной деятельности. Он намечает такие сферы взаимодействия Сторон, как борьба с нелегальной миграцией, коррупцией, подделками, незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Предусматривается оказание друг другу технического и административного содействия, в том числе и по разработке национального законодательства. Значительными результатами сотрудничества РФ и Евросоюза стало принятие в 2000 году Плана совместных действий по борьбе с организованной преступностью, подписание в 2003 году Соглашения о сотрудничестве России и Европола, выделение России в рамках различных программ более 100 млн. евро, создание оперативных и политических каналов связи между правоохранительными структурами.

Раздел IX "Культурное сотрудничество" охватывает лишь три области -архитектурное наследие, культурный обмен, перевод литературных произведений. Совершенно очевидно, что его объем, представленный одной (85 ст.) статьей, не отвечает масштабу фактического потенциала сторон и реальной практике взаимоотношений, которая идет главным образом по двусторонним каналам. Эти возможности для объединения ресурсов в общеевропейском измерении, подготовки совместных инициатив, например, для ЮНЕСКО, существуют реально. Поэтому в будущем данный раздел сотрудничества будет кардинально переработан.

Одна из важных и достаточно развитых сфер отношений РФ и Евросоюза представлена X разделом "Финансовое сотрудничество". В нем, в частности, констатируется значение программы финансового и технического содействия - ТАСИС. После ее запуска в 1991 году Россия, став крупнейшим бенефициаром Программы, получила помощь на сумму более 2,7 млрд. евро. Основные области применения - поддержка институциональной, правовой и административной реформы; частного сектора и экономического развития; мер по смягчению социальных последствий переходного периода (поддержка социальной реформы и муниципальных служб); ядерная безопасность. Россия и Евросоюз сотрудничают и в рамках ряда межгосударственных программ с участием нескольких стран. Среди них - развитие приграничной инфраструктуры, включая транспортные, энергетические и телекоммуникационные сети; трансграничные экологические инициативы, включая борьбу с загрязнением воды и воздуха; действие в области юстиции и внутренних дел, в частности, борьба с торговлей наркотиками, отмыванием денег и торговлей людьми.

Наряду с ними запущена Программа малых проектов, которая объединяет три группы направлений, - институциональное строительство, поддержка инвестиций, развитие людских ресурсов ("Темпус" и Программа подготовки менеджеров). Стороны исходят из возможности дальнейшей оптимизации этого вектора.

XI раздел "Институциональные, общие и заключительные положения" посвящен как политическим, так и техническим аспектам организации диалога. Многие его положения выполнены (например, по учреждению органов сотрудничества РФ - ЕС). Реализация ряда обязательств предполагает, с учетом актуальных задач, дополнительные импульсы. Так, большего внимания требует работа в рамках сотрудничества между Федеральным Собранием РФ и Европейским парламентом (ст. 95-97).

Таким образом, даже краткий обзор нормативного содержания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве дает весьма противоречивую картину: часть положений (обязательств) выполнена, другие - устарели, документ совершенно объективно содержит пробелы, обусловленные динамикой развития мировой политики и экономики. Стороны как ответственные субъекты не могли не замечать эту политико-правовую и социологическую дисгармонию. Как результат - стремление России и Евросоюза использовать другие, не только юридические, инструменты и механизмы для оптимизации их взаимодействия.

Таковыми средствами, в том числе и в идеологическом смысле, стали решения и договоренности саммитов РФ - ЕС на высшем уровне, которых уже состоялось шестнадцать. В повестке дня каждого из них - важнейшие вопросы двустороннего и международного характера. Итоги обсуждения оформляются в решения и рекомендации, которые, безусловно, содержат политические обязательства. Их специфика состоит в том, что они, во-первых, связаны со многими международно-правовыми обязанностями России, Евросоюза, государств-членов ЕС, во-вторых, коррелируются с установками СПС 1994 года, актуализируют его положения, в том числе целевые, и, в-третьих, влекут за собой политико-моральную ответственность сторон за исполнение.

Новаторский для сотрудничества РФ - ЕС характер имели такие документы, как Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе, Совместное Заявление по международному сотрудничеству, Совместное Заявление по энергетическому диалогу, Совместное Заявление по борьбе с терроризмом, Совместное Заявление о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, Совместное Заявление "Трехсотлетие Санкт-Петербурга - три века общности европейской истории и культуры" и ряд других.

К этому высокому уровню документов следует отнести и Совместное Заявление о расширении Евросоюза и отношениях Россия - ЕС, подписанное министром иностранных дел Российской Федерации и официальными представителями Евросоюза 27 апреля 2004 года в Люксембурге. В регулировании отношений РФ - ЕС, в дополнении и конкретизации СПС особую роль сыграли еще два политических акта - Общая стратегия по отношению к России (Кельн, 3-4 июня 1999 года) и Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы), принятая в Хельсинки 22 октября 1999 года. Отвечая в конкретное время на проблемы полноты и эффективности Соглашения, эти Стратегии внесли ясность в цели и векторы сотрудничества РФ и ЕС на перспективу и, совершенно определенно, проложили путь к концепции "четырех общих пространств", принятой сторонами в 2004 году, практически через десять лет после подписания Соглашения на Корфу.

Такого рода диалектика партнерства, развития его нормативных приоритетов подчеркивается и европейской, и российской декларациями. Причем обе они демонстрируют уважительное, политкорректное отношение к теме реализации СПС. Например, в тексте Евросоюза отмечается: "настоящая Общая стратегия содержит как цели, так и средства, которые Союз предполагает использовать ради продвижения вперед по пути такого партнерства". Основой отношений между Евросоюзом и Россией сохраняется Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ставящее своей целью содействие интеграции России в более широкую сферу сотрудничества в Европе, а также обеспечение необходимых условий для создания в будущем зоны свободной торговли между Европейским сообществом и Россией.

Российская стратегия, которая в отличие от версии ЕС продолжает действовать, проблеме совершенствования договорной базы партнерства с Евросоюзом уделила специальное внимание. Документ исходит из того, что СПС в среднесрочной перспективе остается "главной правовой и организационной базой" диалога России и Евросоюза. Он допускает внесение в него "определенной корректировки" после вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Стратегия занимает в отношении Соглашения 1994 года предельно прагматичную позицию. Согласно п.1.4., "партнерство России и Европейского Союза должно исходить из максимального использования преимуществ, создаваемых Соглашением, более полной реализации его положений и согласованных сторонами задач по его дальнейшему развитию". В качестве одного из важных направлений повышения его эффективности предлагается (п. 9.1.) "подкреплять и развивать Соглашение путем заключения отдельных Соглашений в различных областях сотрудничества с Европейским Союзом". Этот факт говорит о позитивном и ответственном отношении Российской Федерации к использованию современного международно-правового наследия и инструментария.

Этим же юридическим, вкупе с политическим, прагматизмом продиктовано российское предложение о поиске и конструировании нового фундамента российско-европейской интеграции. В п. 9.2. Стратегии четко зафиксировано следующее положение: "Вести дело к достижению договоренности с Европейским Союзом о совместной разработке и заключении нового широкоформатного соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в XXI веке, призванного прийти на смену Соглашению. Продвигаться к нему постепенно, по мере выполнения Соглашения на базе достигнутых конкретных результатов, а также общих моментов в стратегиях развития партнерства и сотрудничества между Россией и Европейским Союзом".

Сегодня тема модернизации СПС 1994 года включена в политическую и дипломатическую дискуссию между Россией и Европейским Союзом. Она была предметом обсуждения на Гаагском (2004) и Лондонском (2005) саммитах Российская Федерация - Евросоюз. Она войдет в повестку 17-й встречи на высшем уровне (Сочи, май 2006), к ее анализу подключены экспертные и научные круги многих европейских стран.

Исследование темы, однако, предполагает одновременное акцентирование внимания к другому важному процессу, набирающему силу в отношениях РФ - ЕС и связанному принципиальными и содержательными моментами с подготовкой нового Соглашения о партнерстве. Речь идет о ходе реализации четырех "дорожных карт", согласованном проекте России и ЕС, который запущен Московским саммитом (2005) и касается строительства общих пространств - экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. Подобного проекта в дипломатической и внешнеполитической практике ни России, ни Евросоюза еще не было. Это действительно новое слово в современных международных отношениях.

Несмотря на собственно политическую природу, все утвержденные в его рамках документы обладают нормативным характером. Они, с одной стороны, увеличили объем политических договоренностей, что вписывается в логику и традиции российско-европейского сотрудничества вообще, а с другой, органично увязаны с правовым полем партнерства Россия - ЕС и с его главной частью - Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Следует подчеркнуть, что эта связь носит реформаторский, детализирующий, конкретизирующий и пробеловосполнительный по отношению к тексту СПС характер. Конечно, она выполняет, прежде всего, политическую роль и функцию, хотя и нормативно-регулирующую. Благодаря этому, СПС актуализируется в современных условиях, уточняются его цели и задачи. Но в то же время оттеняется необходимость разработки нового Соглашения между Россией и Евросоюзом - договора, пакта, декларации - о стратегическом партнерстве.

В любом случае, принятие в существующей редакции "дорожных карт" - движение в правильном направлении, правильном исторически, политико-экономически и юридически. Содержание этих документов, практика реализации делают задачу разработки и принятия "СПС-2" реальной, концептуально понятной и обоснованной. Вот первые позитивные результаты практики - согласование проекта соглашения между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о реадмиссии, проект соглашения между РФ и ЕС об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза, а также подготовка России к вступлению в ВТО.

Если говорить более предметно о существе поставленной задачи, ее материальных и процессуальных аспектах, то надо, в качестве методологии выполнения этого международно-правового проекта, учитывать многие факторы и реалии. Среди них - демократизация, рыночная экономика, приоритет прав и свобод человека, многопартийная система, федерализм и регионализм, признание основных принципов международного права и Устава ООН, высокий образовательный и культурный потенциал, сложная демографическая и экологическая ситуация, утилизация химического и ядерного оружия, универсализм внешней политики и дипломатии, проблема миграции, вопросы защиты соотечественников, наличие передовых научных технологий, курс реформ, поддержанных политической элитой и большинством населения России и другие.

Важно учесть реформирование ЕС на базе Конституции Евросоюза, расширение до 25 государств-членов, включение в этот процесс Болгарии, Румынии, Хорватии, Турции и других государств, рост противоречий расширения между "старыми" и "новыми" странами, возникновение субрегиональных союзов, сложности действия евро. Сюда же относятся вопросы социального и межнационального согласия, миграции, трудности формирования общей внешней политики и политики безопасности, эволюция отношений ЕС с США, Китаем, Индией, арабским и латиноамериканским миром. Нужно иметь в виду эгоцентризм ЕС, экспансию в границах постсоветского пространства, демографические сложности, кризис европейской идентичности, экономическое и научное отставание от США. К весьма важным реалиям относятся глобализация, рост значения многосторонней дипломатии, кризисные явления ООН, борьба с терроризмом, наркотрафиком, голодом, СПИДом и другими вызовами XXI века, размыв международного права, гиперболизация роли отдельных стран (США), отход от многополярности, столкновение цивилизаций, ослабление межконфессионального и межнационального диалога, проблемы толерантности.

Как видим, в процессе согласования воль, в преддверии разработки будущего общего нормативного документа России и ЕС, приходится учитывать многие, не только совпадающие, но и противоречащие друг другу факторы и реалии. Кроме того, в полной степени следует обозначить (в целях оптимального прогноза) баланс плюсов и минусов, достигнутого и упущенного. Например, интенсификация объемов торговли и превалирование сырьевой составляющей, необходимость глубокого уважения, доверия друг к другу в ходе решения глобальных проблем и антироссийская риторика отдельных европейских столиц и структур (например, Европарламента).

Таким образом, в стадии подготовки к переговорам по Соглашению РФ - ЕС, в самом переговорном процессе стороны будут оперировать реальным соотношением различных факторов, балансом интересов и итогов сотрудничества, как центробежных, так и центростремительных. Сегодня можно утверждать, что, несмотря на все особенности и нюансы достигнутого в партнерстве, существующие в нем проблемы и трудности, стратегия прогресса, движение от простого в интеграции к более сложному, в смысле объема и структуры отношений, является выверенной, признанной сторонами и обусловленной задачами начала века. Поэтому нет сомнений и в том, что юридический инструментарий, которым регулируется партнерство и сотрудничество России и ЕС, или будет регулироваться, также, во-первых, необходим, а, во-вторых, должен в целях соответствия быть подвержен систематической и эффективной модернизации.

Сомнений в необходимости нового Соглашения, нового СПС-2 у РФ и Евросоюза не существует. Другое дело, каким оно должно быть? Какие цели будет преследовать? Надо иметь в виду наличие различных исторических, правовых, организационных форм и решений, существующих сегодня в мировой практике и международном праве. Среди них - партнерство, ассоциация, зона свободной торговли, таможенный союз и т.д. Собственные наработки есть и у России. Например, в рамках СНГ, отношений с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. И у ЕС есть такие наработки - отношения со странами Средиземноморья, США, Мексикой, Норвегией, Швейцарией. Очевидно, что будущая российско-европейская концепция должна принимать этот позитивный накопленный опыт.

Логично предположить, что в отношениях двух сторон, двух заметных субъектов интеграционного взаимодействия в мире будет существовать определенный период перестройки, гармонизации целей, задач и правовых установлений с учетом опыта, наработанного в прошлом, а также приобретенного от реализации четырех "дорожных карт", иных договоренностей. Таким образом, эффективная управленческая схема в отношениях РФ и ЕС в ближайшей после 2007 года перспективе будет состоять из комплекса источников регулирования и системы политических, правовых, организационных, прямого действия и отсылочных норм.

Принимая во внимание реальную картину в диалоге России и Евросоюза, можно полагать полифункциональным инструментом и базой отношений РФ и ЕС следующую формулу: Декларация о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в XXI веке; СПС 1994 года (за изъятием отдельных и прекращенных статей и разделов), пролонгированный в соответствии с правом международных договоров; международные соглашения Российской Федерации и Европейского Союза; "дорожные карты", утвержденные в 2005 году, а также планы практических действий в согласованных сторонами сферах взаимного общения. Конечно, к этому блоку будут примыкать и иные регулятивы, в частности, политические договоренности РФ и ЕС, которые, как показывает история их отношений, в принципе играют значительную роль в качестве нормативных (функционально-целевых) инструментов.

Предлагаемая формула весьма прагматична, она обеспечивает полноту, эффективность и регулятивность российско-европейских отношений, позволяет избежать в их упорядочивании застоя, пробелов, преград юридического и политического свойства. Она, в то же время, создает предпосылки для начала и завершения дипломатических переговоров по тексту и форме будущего Соглашения между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Конечно, с учетом желаний и воли сторон, итоговый документ может и будет, скорее всего, иметь и иной вид, чем СПС 1994 года. Но важно, чтобы стороны сохранили и преумножили своей творческой работой желание создать фундаментальное международно-правовое соглашение. Такое состояние сегодня выкристаллизовывается не без трудностей. Но линия движения обозначена. Конечно, собственно международное право не может быть универсальным средством решения всего блока проблем в отношениях РФ и ЕС, но и без его применения эти отношения не могут быть эффективными, полезными для России и Евросоюза, для мира, в котором они живут.

И последнее. Время запуска прагматичного международно-правового проекта - будущего фундамента отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом - уже наступило. Определяются его контуры, принципы, структуры. Становится ясной главная цель - стратегическое (углубленное, продвинутое, интеграционное и т.д.) партнерство. Также понятно, что эволюция в XXI веке современного миропорядка, задачи, которые возникают перед его субъектами, не позволяют затягивать период принятия решений по проблеме многовекторного регулирования российско-европейских отношений. Это - серьезная политическая, юридическая и идеологическая задача, которая выдвигается в качестве приоритетной для властных структур России и Евросоюза.



ЛИХАЧЕВ Василий Николаевич,

заместитель председателя Комитета

по международным делам Совета Федерации,

чрезвычайный и полномочный посол,

доктор юридических наук, профессор





http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован