Эксклюзив
05 августа 2014
2205

Василий Михеев и Кристина Вода: Китай - США: экономический и стратегический диалог, ядерное сотрудничество, реакция Японии

В июле 2014 г. в Пекине прошел шестой раунд американо-китайского стратегического и экономического диалога - главного канала согласования внешнеполитических позиций Пекина и Вашингтона на высоком уровне (министры иностранных дел, обороны и т.д.).

Консультации состоялись на фоне усиления критики в отношении военно-морской деятельности КНР в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях со стороны региональных держав, являющихся союзниками США (Япония, Филиппины).

Целями нынешнего раунда стратегического и экономического диалога стали повышение взаимного доверия, урегулирование разногласий, поиск и имплементация практического сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес.

Стратегическая составляющая диалога 2014 г. включила дискуссии по ключевым направлениям двусторонних отношений: военные обмены и взаимодействие; нераспространение и антитеррористическая деятельность; морская безопасность; совместная деятельность в региональных институтах; энергетическое и экологическое сотрудничество; реакция на изменения климата; научно-техническое сотрудничество; здравоохранение.

Среди наиболее значимых результатов стратегической части диалога:
договоренность о разработке совместной системы предупреждения и правил поведения, относящихся к военно-морской и военно-воздушной активности стран.

установка "горячей линии" между службой береговой охраны США и морским правоохранительным управлением КНР - что, предполагается, станет важным механизмом превентивной дипломатии и позволит США более активно реагировать на возникающие ситуации с участием китайских кораблей.
В экономической части диалога 2014 г. были достигнуты договоренности об ускорении работы над инвестиционным соглашением и подготовке к концу 2014 г. основных положений будущего договора. По своей сути Соглашение направлено на выравнивание правил и практики инвестирования в экономиках Китая и США и, таким образом, предполагает серьезное реформирование китайской инвестиционной практики. В этом смысле подписание данного соглашения отчасти может компенсировать для США сегодняшнее нежелание Пекина идти на переговоры по Транстихоокеанскому партнерству, также нацеленному на изменение условий ведения бизнеса под американские стандарты в странах-участницах.

В этом контексте подготовка Соглашения связана с обсуждением экономических реформ в КНР и США, а также перспектив экономического роста двух стран.

В фокус консультаций попала также проблема курса китайской валюты. Власти КНР в ответ на американское давление в очередной раз согласились снизить объем интервенций на валютном рынке - с тем, чтобы способствовать дальнейшей ревальвации юаня.

Стороны затронули вопросы регулирования двусторонней торговли, гармонизации финансовой отчетности, большое внимание было уделено проблемам энергетического и экологического взаимодействия.

В то же время по ключевым международным вопросам прорывов и сближения позиций в ходе шестого раунда диалога США и КНР не произошло.

Стороны подтвердили стремление к денуклеаризации Корейского полуострова и призвали к возобновлению шестисторонних переговоров. Однако не смогли договориться о конкретных механизмах ядерного разоружения Пхеньяна.

Позиция КНР по проблемам Восточно-Китайского и Южно-Китайского моря также осталась неизменной: переговоры возможны только с вовлеченными в спор сторонами, вмешательство третьих сторон, включая США, не допускается.

Диалог высветил готовность Пекина и Вашингтона идти на более широкое сотрудничество в ядерной сфере.

До сих пор американо-китайское ядерное взаимодействие происходило преимущественно в гражданском секторе. Со времени окончания "холодной войны" можно выделить три основных этапа двустороннего сотрудничества в этой сфере.

Первый этап (с 1991 по 2000 гг.) характеризовался стремлением США повысить безопасность китайских ядерных объектов посредством создания "программы обмена лабораториями" (U.S. - China Lab-to-Lab Technical Exchange Program) в 1994 г. Целью этого формата было увеличение транспарентности и взаимного доверия в отношении ядреных программ двух стран по мере укрепления их ядерной безопасности. Однако после обвинений в шпионаже на американских ядерных объектах, предъявленных Китаю в т.н. "докладе Кокса" (U.S. National Security and Military/Commercial Concerns with the People`s Republic of China), программа обмена была полностью свернута.

Начало второго этапа (с 2002 по 2015 г.) двустороннего сотрудничества было связано с повышением внимания американского истэблишмента к безопасности ядерных объектов за рубежом после террористического акта 11 сентября 2001 г. Опасения, что плохо защищенные ядерные материалы могут оказаться добычей террористических групп, стали побудительным мотивом для возобновления ядерного взаимодействия с КНР. Основными координационными органами выступили Управление по атомной энергии КНР и Министерство энергетики США.

В этот период произошла интенсификация обменов специалистами и экспертами; взаимных посещений атомных станций и других невоенных объектов; совместных тренировок по противодействию угрозам безопасности объектов; мероприятий, направленных на повышение культуры безопасности и др. Кроме того, стороны начали совместную работу по совершенствованию технологий по физической защите, контролю и учету ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Кульминацией данного этапа двустороннего сотрудничества стал проект создания Центра передового опыта в сфере ядерной безопасности (Center of Exellence on Nuclear Security), открытие которого намечено на 2015 год. Задачами новой площадки станут обмен информацией и передовыми знаниями; разработка технологий подготовки специалистов и экспертов; техническое сотрудничество, направленное на укрепление безопасности ядерных объектов в Китае и в других азиатских странах.
Создание нового, более углубленного координационного механизма позволяет предположить возможность включения в двусторонние программы ядерного взаимодействия некоторых военных объектов в Китае.

Третий этап (с 2015 г.) будет, вероятно характеризоваться постепенным вовлечением военных в процесс двустороннего ядерного сотрудничества. Основными предпосылками развития взаимодействия в этом направлении, по мнению китайских экспертов, служат: успехи второго этапа сотрудничества; увеличение форматов и программ, а также углубление механизмов двустороннего взаимодействия; повышение взаимного доверия; участие военных специалистов и экспертов в существующих программах в гражданском секторе.

Китайцы предполагают использовать опыт по взаимному мониторингу и инспектированию ядерных объектов, наработанный в ходе многолетнего взаимодействия США и РФ.

Реакция Японии.

В условиях ухудшения политических отношений Японии и Китая позицию японского политического истэблишмента по развитию поступательно расширяющегося китайско-американского сотрудничества определяют две тенденции. С одной стороны, очевидна заинтересованность Токио в усилении предсказуемости действий Китая в военной сфере и прозрачности его ядерного сектора. В этой связи развитие американо-китайского диалога приветствуется японской элитой.

С другой стороны, растет подозрительность в отношении сотрудничества США и КНР. Американская не достаточно жесткая, по мнению японцев, позиция по островам Сэнкаку/Дяоюйдао, нежелание США идти на конфронтацию с Китаем ради "защиты суверенитета Японии" не удовлетворяют японское руководство, которое опасается того, что США могут оставить Японию один на один в противостоянии с Китаем.

При этом происходящий рост военно-морской активности КНР в Восточно-китайском море вынуждает японский политический класс требовать дополнительных гарантий безопасности от американского союзника. А когда Токио не получает таких гарантий, то начинает предпринимать шаги в оборонной и внешней политике, направленные на укрепление собственной обороноспособности и повышение международной роли Японии в Тихоокеанской Азии.

В ответ на японскую военную активность растет военная активность Китая, провоцируя подключение и других стран АТР к начавшемуся новому витку региональной "гонки вооружений".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован