Нефтедобыча ассоциируется у рядовых граждан с мощными предприятиями-гигантами, имеющими огромные доходы и нежеланием платить налоги сполна.
Да есть и такие, но вместе с тем, в отрасли работает сегодня более 150 предприятий малого и среднего бизнеса, на их долю приходится более 10% от общероссийских объемов добычи. Какие условия нужно создать, чтобы сделать их деятельность более эффективной? Об этом беседа с заместителем председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Василием Тарасюком.
- Василий Михайлович, надолго ли сохранится зависимость экономики страны от экспорта сырьевых ресурсов и, прежде всего, нефти?
- Сейчас меняется в корне ситуация. И хотя до сих пор нам не удалось уйти от инерционного энергосырьевого развития экономики, тем не менее, власть реально приступила к модернизации ряда её секторов. А пока сегодня топливно-энергетический комплекс - важнейшая составляющая нашей экономики. Именно ТЭК производит более четверти российской промышленной продукции, во-многом определяет бюджет страны и обеспечивает более половины её экспортного потенциала.
Так уже сложилось, что доходы от ТЭК и, прежде всего, от экспорта нефти и газа, всегда были и остаются своего рода "спасательным кругом" сначала советской, а потом - и российской экономики. В прежние времена они часто использовались для решения сиюминутных задач - экстренных закупок продовольствия, предметов быта, изделий лёгкой промышленности. Хотя, на мой взгляд, значительную часть этих доходов следовало бы направлять на радикальное изменение структуры производства в пользу высоких технологий и конкурентоспособного экспорта.
- О работе малого бизнеса в нефтедобывающей отрасли известно не так много. С какими проблемами ему приходится сталкиваться?
- Их возможности не столь так велики, как у гигантов. Но сами по себе они чрезвычайно эффективны. Работа малых и средних недропользователей всегда приносит огромную пользу. Скажем, в нефтегазовой отрасли США и Канады, где уже давно существует статус независимой (неинтегрированной) компании, они обеспечивают добычу около 40% извлекаемой в этих странах нефти.
Опыт российского бизнеса в этой сфере
говорит о том, что при должной законодательной
поддержке малые предприятия могут стать важным звеном экономической структуры, обеспечить сбалансированное и всестороннее развитие производительных сил регионов, способствовать росту занятости населения. Их наличие гарантирует многоукладность экономики, защиту от возможной монополизации, более полное и рациональное использование минерально-сырьевого потенциала.
За последние годы малое и среднее предпринимательство в нефтегазодобыче сложилось в устойчивую институциональную структуру, играющую заметную роль в этом секторе. Однако дальнейшее его развитие требует от государства содействия в решении накопившихся проблем. В том числе - на законодательном уровне.
- Какие законодательные инициативы должны быть подготовлены?
- Думаю, что необходимо разработать и принять пакет антимонопольных законодательных и других нормативно-правовых актов, которые бы обеспечивали успешную деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций. В частности, это относится к их взаимоотношениям с гигантами, которые создают дискриминационные условия доступа малых структур к магистральным трубопроводам. Они также регламентируют порядок доступа мелких и средних предприятий к элементам производственной инфраструктуры крупных компаний и мощностям по переработке добываемого сырья.
Замечу, что отсутствие необходимой правовой базы создаёт предпосылки для использования сомнительных механизмов. Так, например, привлечение некоторыми нашими нефтегазовыми компаниями западных сервисных подрядчиков приобрело уродливые формы, которые в корне отличаются от принятых в мировой практике. Что имеется в виду? Вместо того чтобы объявить конкурсы на геологоразведочные, геофизические и другие работы, компании заключают корпоративные соглашения с западными подрядчиками: ТНК - с "Халлибартоном", ЮКОС, Газпром с "Шлюмберже". Затем заказчик с подрядчиком (например, ТНК с "Халлибартоном") направляются в международный банк, где берут кредиты на выполнение сервисных работ. И полученные средства подрядчик успешно тратит. Хотя коррупция в этой компании давно обсуждается в мировой прессе, так работает "Халлибартон".
Думается, что сервисный рынок необходимо сделать прозрачным. В первую очередь, для отечественных компаний, поскольку практически всё, что есть в мире для сервиса в добывающем комплексе, есть и у наших подрядчиков.
Конечно, использование опыта нефтедобывающих стран, как США, Канада, Норвегия, Франция и др., весьма полезно. Прежде всего потому, что там функционирует простой и надежный механизм государственного регулирования, который обеспечивает рациональное использование ресурсов.
Поэтому, если мы сейчас же не приступим к формированию такого механизма в России, то экономические последствия для страны могут быть весьма серьёзными. И, наоборот, если законодательная и исполнительная власти начнут над этими идеями немедленно и конструктивно работать, то успех, процветание нам обеспеченны. Ведь по величине ресурсов наша страна самая богатая страна в мире: около 60% мировых запасов различных полезных ископаемых сосредоточены на её территории.
- Ясно одно - надо помочь не только выжить, но и развиваться малому бизнесу нефтяной отрасли. Об этом говорит и внимание государства к назревшей проблеме. На заседании президиума Госсовета, который прошёл в Тобольске как раз были обсуждены злободневные вопросы малого и среднего предпринимательства. Как выяснилось их не мало. На Ваш взгляд, чем нужно и можно помочь?
- Работы много. Первая и главная проблема - малый бизнес сегодня практически на 90% зависит от политики региональных властей. Несмотря на то, что на его развитие выделяются огромные суммы, (сейчас до 3 млрд. рублей), часть из них пока не освоена. А сами регионы не имеют программ развития по поддержке малого и среднего предпринимательства. Их имеют только Москва и Санкт-Петербург.
Со своей стороны Госдума в помощь малому предпринимательству в период с 2001 по 2007 год, приняла основополагающие и важные законопроекты, но всё сейчас все упирается в то, что в большей части регионов не сформирована правовая база.
Вторая причина - в 2007 году был принят важный Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства". Но он уже нуждается в корректировке. К тому же заработает этот акт в полную силу тогда, когда будет создан пакет нормативно-правовых документов. Пока же стратегической программы развития малого предпринимательства нет.
Думаю, что для выживания и развития этого бизнеса необходим ряд мер. В частности, сохранить в определенном объёме государственные регулирование, увеличить квоты для малых предприятий по переработке нефти в виде давальческого сырья. А также надо принять закон "О малом и среднем предпринимательстве в нефтяной и газовой промышленности". Для дальнейшего развития старых нефтедобывающих районов - дать свободу регионам в проведении фундаментальных научных исследований по повышению извлечения углеводородов.
Нужно такое законодательство, чтобы при проектировании разработки месторождений, содержащих в основном трудноизвлекаемые запасы, предусматривалось полномасштабное применение методов увеличения нефтедобычи, а также методов интенсификации разработки и стимуляции скважин, обеспечивающих в комплексе продление периода их рентабельной эксплуатации. Требуются также налоговые стимулы для добычи по принципу "до конца".
Сейчас брошенные, недоиспользованные скважины есть в Татарстане, Башкирии, Поволжье. Правда, нефть в них не очень высокого качества, но и ее надо добывать. Считаю, что эта задача привлечёт малые и средние предприятия, если отработать механизм, который бы позволил ввести дифференцированное налогообложение для старых и выработанных месторождений.
Вот эти проблемы можно и необходимо решить. Сегодня Правительство РФ приняло за основу долгосрочный план по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. От бесконтрольного, хищнического отношения к природным ресурса мы переходим к сбалансированному равновесие между добычей ископаемых и приростом ископаемых. Это - новая политика. Она весьма перспективна и найдёт поддержку в обществе.
- А как обстоят дела с малым предпринимательством в других странах, скажем, в Польше, Германии?
- Там есть традиция и своя история. Например, в Польше именно представители малого бизнеса владеют частными магазинами, ресторанами, кафе. Много их и в сфере услуг. Однако, как и в России, они постоянно испытывают налоговый пресс. Плюс новые обстоятельства, возникшие после того, как Польша вступила в Евросоюз.
В Болгарии, например, есть программа поддержки государством малого бизнеса. В стране практически 90% предприятий - малые и средние. Наибольший интерес у нас вызывает Германия, где процветает так называемый малый семейный бизнес. Число занятых в этой сфере превысило 19 млн. человек. Это 70% всего активного населения.
Способствовала развитию и принятая еще в конце 70-х годов прошлого века правительственная программа "Стимулирование населения для открытия собственного дела". Условия были льготными. Желающим предоставлялась возможность брать кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. Принятые меры дали свои положительные результаты. В итоге Германию обгоняет только США, сегодня 19300 тыс. малых предприятий.
Считаю, что как только наше Правительство РФ выработает чёткую программу по развитию малого и среднего предпринимательства, сделает ее национальным приоритетом, придаст ей ведущую роль - то и у нас дело сдвинется.
Журнал "Финансовый контроль" No 5
2008 г
http://www.ldpr.ru/press/slovo_deputata/2989/