06 июня 2013
5037

Ведущие российские эксперты о политике США в Афганистане и Центральной Азии

Россия является естественным историческим союзником и партнером стран Центральной Азии, способна оказать важное влияние на процессы как в самом регионе, так и вокруг него, в том числе Афганистане. В этой связи, завершая обсуждение первого блока вопросов в рамках продолжающегося виртуального экспертного форума, проект "Центральная Евразия" организовал отдельную часть дискуссии с участием ряда авторитетных российских экспертов: Дмитрия Попова, Геннадия Чуфрина, Александра Князева и Алексея Дундич.

Владимир Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия": дорогие коллеги, Вы знаете основные вопросы дискуссии. Прошу Вас ответить на них с точки зрения Вашей компетенции.

Дмитрий Попов, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований: на мой взгляд, официально провозглашенная и реальная цель вторжения США в Афганистан не совпадают. Официальная цель - борьба с международным терроризмом, который на практике Вашингтон использует в своих интересах в Ливии и Сирии. Реальная цель - военно-политическое закрепление в центральной части Евразийского континента вблизи границ Ирана, Китая, Индии и стран ОДКБ, т.е. нескольких потенциальных полюсов силы в зарождающемся многополярном порядке, и их ослабление.
Понятно, что эта реальная цель полностью не достигнута, хотя Вашингтон значительно продвинулся в направлении реализации своих планов: ведутся переговоры о сохранении в Афганистане девяти крупных военных баз, не исключено появление здесь объектов ПРО, военная инфраструктура выносится в страны Центральной Азии. Россия (где от афганских наркотиков ежегодно умирает, по экспертным оценкам, около 100 тыс. в основном молодых людей) и другие соседи Афганистана подверглись наркоагрессии. Затруднено развитие торговли и экономических связей в Центральной Евразии. Негативные прогнозы предполагают также распространение из региона террористической и экстремистской активности.
Вместе с тем, американцы сталкиваются в Афганистане с серьезными трудностями, что не позволяет однозначно говорить об успешности их кампании и сохранении военного присутствия США в Афганистане в будущем. Так, не удалось поставить под контроль повстанческое движение, создать самодостаточное, устойчивое и лояльное правительство в Кабуле, Соединенные Штаты несут серьезные материальные и репутационные потери на фоне проблем в экономике и падения авторитета в мире.

Геннадий Чуфрин, доктор экономических наук, член Дирекции Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН: направив свои вооруженные силы в Афганистан в 2001 году, Соединенные Штаты руководствовались отнюдь не только задачами борьбы с исламскими радикалами и террористами, но преследовали гораздо более широкие цели, связанные с укреплением своего политического влияния на Среднем Востоке, в странах Центральной и Южной Азии. Создавая в ходе интервенции военно-политический плацдарм на территории Афганистана, США стремились также укрепить свои геостратегические позиции в центре азиатского континента и в назревавшем глобальном противостоянии с Китаем.
Отсутствие спустя почти полтора десятилетия после начала интервенции в Афганистане сколько-нибудь убедительной военной победы в борьбе с радикальными исламистами и принятие по существу вынужденного решения о выводе большей части воинского контингента из этой страны к концу 2014 года не означает, тем не менее, отказа США от достижения вышеупомянутых геополитических целей.
И в современных условиях США продолжают рассматривать Афганистан как зону своих жизненно важных интересов, которые они намерены отстаивать различными методами и средствами. Соответственно они будут стремиться сохранить свое политическое и военное присутствие в Афганистане и регионе и после 2014 года. За последние полтора десятилетия ими были затрачены огромные политические, военные и экономические усилия для того, чтобы закрепиться в этом стратегически важном регионе, и просто так они уходить отсюда не намерены.
Поэтому, даже если в случае возврата к власти в Афганистане талибов и их союзников США будут все же вытеснены из этой страны, они предпримут все меры, чтобы компенсировать свои потери за счет получения или расширения позиций в других странах региона, в первую очередь в странах Центральной Азии.
Определенные возможности для этого открываются перед Соединенными Штатами в ходе согласования условий вывода войск и вооружений из Афганистана со странами-транзитерами в Центральной Азии. С одной стороны, США демонстрируют явную заинтересованность в сохранении на постоянной основе своих военных объектов в государствах региона, где они уже имеются (как, например, в Киргизии), а с другой - в получении права на создание новых, как бы они при этом не назывались - либо центры транзитных перевозок, либо учебные центры по подготовке местного военного персонала, либо склады хранения вывозимых из Афганистана оборудования и материалов двойного назначения, либо еще как-нибудь столь же "нейтрально"...

Александр Князев, доктор исторических наук, профессор, действительный член Русского географического общества, старший научный сотрудник (координатор Центра региональных программ Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья) Института востоковедения Российской академии наук: так называемая "антитеррористическая кампания" изначально ставила целью решение геополитических задач внешней политики США, а не борьбу с терроризмом.
Это было ясно с самого начала и это особенно ярко видно по результатам. Афганистан остается в состоянии войны, во многом еще более усугубившейся. Тем не менее, существует возможность американского военного закрепления в стране, да и в регионе в целом. Хаотизация региона, исходящая с афганского направления, является инструментом перманентного давления на геополитических конкурентов - Китай и Россию. Через управление региональными конфликтами осуществляется консервация китайских и российских проектов, противоречащих целям США.
Объединение в единую зону конфликта Афганистана и Пакистана - процесс, возобновившийся с возвращением к власти в Исламабаде Наваза Шарифа - делает союзником США Индию, что служит дополнительным антикитайским фактором. Попытки создания военной инфраструктуры на каспийском направлении (порт Актау в Казахстане) создают конфликтное напряжение в одном из наиболее чувствительных для России регионов - на Кавказе. Каспий становится соединяющим звеном между двумя хаотизируемыми регионами - Средней Азией и Казахстаном с одной стороны, и Кавказом - с другой.
Отдельной строкой идет американская политика в отношении Ирана. Ей подчинено в значительной степени и сохранение баз в Афганистане (Шинданд, Мазар-и-Шариф), сориентированных помимо иных задач на иранское направление. Антииранскую составляющую имеет и попытка военного закрепления на Каспии, сформировав мост "Актау-Баку".
Перманентная нестабильность в регионе дает возможность его уверенно контролировать, особенно путем создания широкой инфраструктурной военной сети: от крупных военных баз типа аэропорта "Манас" в Киргизии (разговоры о ее выводе - пока только декларации, да и сохранение надолго нынешней власти в Бишкеке и, соответственно, приоритетов внешней политики - пока под вопросом), до мелких пунктов связи, антитеррористических учебных центров и т.д. Ресурсные возможности Средней Азии и Казахстана, равно как и Афганистана, зачастую преувеличиваются, более важную роль играет география этого пространства. Это "Хартланд", позволяющий влиять на евразийскую периферию.
Основные точки опоры США - характер политических режимов стран Средней Азии и Казахстана, не имеющих долгосрочных стратегий развития, прорабатывающих свою политику, включая внешнюю, и связанный с ней выбор партнеров, сиюминутно (Таджикистан, Киргизия) или, в лучшем случае, на среднесрочную перспективу (Казахстан, Узбекистан). Продолжающиеся игры региональных властвующих элит в т.н. "многовекторность" плюс коррумпированность и имманентная слабость государственных институтов позволяют манипулировать ими в интересах США и их союзников.
В сугубо военном плане узловыми пунктами создаваемой сети могут быть (остаться, стать) авиабаза в аэропорту "Манас" в Киргизии, аэродром "Айни" (через аренду Индией и последующую субаренду США) в Таджикистане, аэропорт Шымкента и порт Актау в Казахстане, военные аэродромы в Узбекистане и Туркмении. Дополнительно, важную роль будут играть менее масштабные точки по периметру границ региона с Китаем: Мургаб, Сары-Таш, Кеген. Это направление передано под контроль основному союзнику США - Великобритании. Именно под это уже около года в афганском Файзабаде (северо-восток страны) действует стационарная резидентура Ми-6, курирующая исламистские террористические организации (ИДУ, ГИД). Под это уже заключены соглашения между Таджикистаном и Великобританией о "транзите". В случае успешной реализации такого сценария, могут быть также использованы киргизские Ош и Баткен.
Касательно ползучей экспансии - деятельности различных экстремистских сил, в том числе ИДУ. Все эти организации и движения не действуют отдельно от связи со спецслужбами тех или иных стран: напрямую, косвенно, через отдельные персоналии и т.д. Страны-кураторы, в свою очередь, действуя иногда сообща под общим патронажем Ми-6 и ЦРУ, зачастую работают и на свои частные интересы. Это относится к пакистанской ISI, саудовской службе общей разведки (Аль-Мухабарат Аль-амма, General Intelligence Presidency), турецким спецслужбам (Milli Istihbarat Teskilati), катарским спецслужбам (Mubahith и военная служба разведки Mukhabarat). Свои интересы есть и у германской БНД, французских DRM и DGSE (генеральная дирекция внешней безопасности), некоторых других.
Более высокий уровень нестабильности на севере Афганистана, который уже начинает чувствоваться, будет способствовать и их активности на северном направлении. Состав того же ИДУ не случайно представлен разными этносами бывшего СССР и не только. В последние пару лет последовательно этнизируется сама структура организации - в ней действуют раздельно уйгурские, чечено-северокавказские, казахские, узбекские, киргизские, таджикские отряды. Думаю, что цель такой реструктуризации - последующее использование на территории "своих" стран. Мотивация, о которой, естественно, и не подозревают рядовые боевики и даже большинство командиров - давление на власти той или иной страны с точки зрения лояльности к интересам США и их союзников. Это мы уже проходили в Чечне и Дагестане, проявления подобного знакомы в Узбекистане, Киргизии, есть симптомы в Казахстане.
Сами афганские и пакистанские талибы играют здесь непрямую роль. Будучи объединены с отрядами выходцев из других стран идеологически, они не обязательно координируются из общих центров, а где-то и конкурируют между собой: например, за контроль над участком наркотрафика... Можно вспомнить множество боестолкновений и всю гамму противоречий на протяжении нескольких лет между ИДУ и талибами-пуштунами в Зоне племен. Сами талибы, конечно, не представляют и никогда не представляли никакой прямой военной угрозы нашему региону, это мифологемы, внедренные еще в 1990-х в общественное сознание и используемые самыми разными силами и странами.
Теперь к вопросу о военно-техническом сотрудничестве США и НАТО с центральноазиатскими государствами. Военно-техническое сотрудничество всех, без исключения, стран региона в высокой степени диверсифицировано. Думаю, что говорить о монополии на такое сотрудничество для любой из стран со стороны любого из внешних акторов неправомочно. Особенно это относится к "бедным" - Киргизии, Таджикистану: там просто берут все, что дают, от кого угодно - США, Турции, России, Китая... Пока это скорее стадия выбора приоритетов на будущее. Рынок вооружений - один из прибыльных и постепенно борьба за его среднеазиатский сегмент обострится. Другое дело, что борьба эта будет относиться к платежеспособным странам, каковы не все. Некоторым так и придется удовлетворяться нынешним положением.

Алексей Дундич, преподаватель кафедры востоковедения МГИМО(У): США удалось стабилизировать Афганистан в том варианте, который им удобен. По крайней мере, талибское сопротивление на данный момент не угрожает системе, созданной в Афганистане уже более 10 лет назад. Будет ли система существовать после вывода войск - большой вопрос.
Иракский опыт позволяет американцам надеяться на то, что будет. Да и режим М.Наджибуллы держался 3 года и пал только после того, как помощь из России перестала поступать. Вашингтон явно на такие грабли наступать не собирается. Но стабилизировать не значит обезопасить, поскольку безопасность - это наивысшая точка стабильности.
Иметь дружественный режим на Среднем Востоке для американцев важно стратегически, это еще госсекретарь Х.Клинтон отмечала. Действительно, геополитическое значение Афганистана для США трудно переоценить. Даже с натяжкой макрорегион Среднего Востока и Центральной Евразии не назовешь дружественным для Америки, тогда как приобретением Афганистана США если не разворачивают в свою сторону маккиндеровский "Хартленд", то, по крайней мере, участвуют в региональных трендах настолько, насколько им нужно. А от вбитого в стекло гвоздя расходятся трещины...
Колеблющиеся в выборе между великими державами (согласно концепции "отложенного нейтралитета" А.Д.Богатурова) государства Центральной Азии с приходом в Афганистан международной коалиции начинают активно вовлекаться в американские стратегии: сначала в госдепе создается бюро по Центральной и Южной Азии (при этом Р. Баучер называет Афганистан "мостом" между двумя регионами), затем Ф.Старр начинает разрабатывать концепцию участия соседей в экономической стабилизации Афганистана, направляемой США. В итоге, все это вырастает в официальную концепцию "Нового шелкового пути", только идет он уже не с Востока на Запад, а из Центральной Азии в Южную, а "новый шелк" - это, по-видимому, энергоносители...
До Каспийского моря из Афганистана недалеко, т.е. прикаспийским государствам придется "держать в уме" близость "дружественного Афганистана". США становятся ближе и к Кавказу. Персидский залив тоже рядом. Есть возможность влиять на Пакистан, Кашмир и недемократичный Тибет. Но хуже всего, конечно, Ирану, который напоминает приговоренного под нависающим ножом гильотины...
Понять США можно. Обеспечение национальных интересов - вещь хлопотная. И чем сильнее держава, тем больше на это нужно тратить. Если Россия обеспокоена тем, что происходит в Центральной Азии и Афганистане, то США обеспокоены тем, что происходит ВЕЗДЕ. Но США стремятся к обеспечению в регионе собственных интересов, которые часто расходятся с интересами соседей Афганистана. Десятилетняя вялотекущая наркоборьба тому свидетельство.
Америка далеко, а мы, Россия, близко. Голословных американских заверений в том, что в Кабуле, как и в Багдаде, "все спокойно", нам недостаточно. Вариант со стабильным Афганистаном не подойдет, нам нужен Афганистан безопасный. Разделенный на "Исламский эмират" и зону Северного альянса Афганистан был стабильным и до США. Вашингтон такая стабильность до поры до времени устраивала, но достаточной ли она была для нас?
А пока американцы и союзники готовятся к выводу своего "ограниченного контингента", нам нужно готовиться к возможному вакууму власти. В этой связи не лишними будут и продление срока пребывания базы в Таджикистане, и договоренности с Киргизией, и реформа ОДКБ, и создание Государственной корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии (по инициативе главы ФСКН). Безопасность стоит денег, и если мы хотим ее достичь, нельзя надеяться на США, либо кого-то еще. Слабая Россия позволила себе уйти из Афганистана и Центральной Азии. Сильная Россия такого позволить себе не может. Не должна...

Владимир Парамонов: спасибо дорогие коллеги. Мне представляется, что экспертные мнения из России принципиально значимы для стран Центральной Азии. Они не только должны быть "услышаны" в столицах государств региона, но и приняты во внимание, серьезно проанализированы и учтены.

Виртуальный экспертный форум "Советы Бараку Обаме". Часть 10.

В.Парамонов

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом "Время Востока" (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/, при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован