04 июня 2004
2604

VI съезд кинематографистов СССР подводит итоги....

VI съезд кинематографистов СССР подводит итоги четырех революционных лет и решает преобразовать СК СССР в Федерацию Союзов кинематографистов. Ее председателем становится таджикский кинорежиссер Давлат Худоназаров

VI съезд Союза кинематографистов СССР, созванный с нарушением устава из-за возросших амбиций национальных союзов[1], имеет статус внеочередного, так как проходит на год раньше намеченного срока. Кинематографисты подводят итоги четырех революционных лет, сверяя наличную реальность с романтическим планом 1986 г. Оглядываясь на Пятый съезд, нынешний руководитель СК Андрей Смирнов и отошедший от дел Элем Климов в своих выступлениях признают, что он, съезд, жил "святой, наивной верой в то, что стоит лишь освободить талант от крепостного гнета, и сам собой остановится поток серятины и расцветет искусство". Теперь, когда с крепостным правом в кинематографе покончено, выясняется, что "перестроить отдельно взятую отрасль (...) не проще, чем создать земной рай в отдельно взятой стране, поскольку каждая перемена рождает новые проблемы". Климов и Смирнов равно чужды унынию, в каковом пребывают одни, и панике, охватившей других. "Главным на Пятом съезде было дать культуре свободу, главное сейчас - дать свободе культуру", - цитирует Климов слова Александра Гельмана. А его преемник очерчивает круг проблем, которые рождены переменами и которые должно решить профессиональное сообщество, желающее извлечь из полученной свободы толк.

Они таковы. Ситуация в производстве похожа на "войну всех против всех": студии конфликтуют с Госкино СССР, студийная администрация конфликтует с режиссерами, съемочные группы - с производственными цехами. Поскольку наш кинематограф "так же далек от рынка, как четыре года назад", то центральным становится вопрос проката, решить который в условиях существующего политико-экономического строя можно одним путем - постановлением правительства о перестройке кинопроката, столь же фундаментальным, как постановление N 1003. Необходима государственная система защиты отечественного киноискусства, и эту систему невозможно построить без преобразования Госкино, решительных мер по защите авторских прав кинематографистов и жесткой борьбы с пиратством. Наконец, структура самого СК как зачинателя преобразований, их идеолога и локомотива - морально устарела, не соответствует положению дел в отрасли и стране, а потому требует реформ.

Вопрос о взаимоотношениях кинематографа с государством - ключевой. Смирнов радикален, он призывает к скорейшему, в течение полутора лет, упразднению союзного Госкино[2] - и полному освобождению кинематографа от государственных пут. Но спустя четыре года после революции этот радикализм уже не может найти прежней опоры в массах. Большее сочувствие вызывает выступление первого секретаря недавно образованного СК России Игоря Масленникова, который от лица вверенного ему Союза заявляет о необходимости создания собственного российского Кинокомитета. Концепцию общественно-государственного развития отрасли защищает в своем докладе председатель Госкино Александр Камшалов. Ту же концепцию - с поправками - отстаивает Вадим Абдрашитов в письме, присланном на адрес съезда из экспедиции. Аргументы радикальных рыночников, которые видят в тотальной приватизации кинодела залог светлого завтрашнего дня, побиваются консерваторами различной степени умеренности. Те в своих построениях апеллируют к безрадостному настоящему с его серым кинопотоком, отмеченным апокалиптическими настроениями. По словам Камшалова, во многих отечественных фильмах "концентрация мерзостей и патологии достигает критического уровня, а настроение полной безысходности превалирует"[3]. И только в оценке Закона о прогрессивном налогообложении, принятого накануне Верховным Советом СССР, приватизаторы и государственники едины: этот Закон - удавка, способная задушить кинематографистов.

Помимо выяснения отношений с государством, СК занимается собственным внутренним устройством. Прелюдией стали заявления нескольких республик о желании обрести государственную самостоятельность. Соответственно, в свете очевидно скорых изменений политической карты Союза ССР основы жизни кинематографического сообщества тоже должны быть пересмотрены. Обсуждается преобразование централизованного СК в Федерацию Союзов кинематографистов и закрепление статуса новых структурных единиц - профессиональных гильдий - в уставе. Единодушия нет и здесь. Предложенная концепция федерации находит оппонентов в лице тех, кто видит будущий СК как Союз свободных кинематографистов с двухпалатным советом (палата федерации и палата гильдий), и тех, для кого наиболее приемлема ассоциация гильдий. В результате большинство голосует за создание федерации. Выборы ее председателя проходят на третий день работы съезда. Делегаты выдвигают 18 кандидатур, из которых двое (Глеб Панфилов и Александр Сокуров) на съезде отсутствуют, а 14 - в том числе Смирнов, Абдрашитов, Масленников, Станислав Говорухин, Эльдар Рязанов, Владимир Мотыль, Эльдар Шенгелая - берут самоотвод. В избирательный список вносят четыре имени: Булат Мансуров, Виктор Мережко, Давлат Худоназаров, Карен Шахназаров. 400 "за", 80 "против" - с таким результатом побеждает Худоназаров, который в качестве народного депутата СССР и члена межрегиональной депутатской группы известен присутствующим куда больше, чем как кинорежиссер[4].

Съезд принимает запутанное и противоречивое постановление о преобразовании СК СССР "в Федерацию[5] суверенных национальных и территориальных организаций кинематографистов" и поручает представителям суверенов доработать и на очередном пленуме подписать соответствующие учредительные документы. Последнее приводит к уставному кризису[6].

Согласно новым нормам представительства[7], российские кинематографисты, численность которых значительно больше, чем численность всех остальных, остаются в руководстве федерации в меньшинстве, что возымеет серьезные и скорые последствия для СК России. Недалекое будущее уценит и смысл съездовских дебатов о налогах и предстоящем переделе собственности СК, о роли гильдий и диктате технической базы: за этими дебатами стоят нешуточные эмоции, но не сколько-нибудь долгосрочный расчет. И потому в общем гуле не получает должного резонанса внятное предупреждение, звучащее в речи директора "Ленфильма" Александра Голутвы: нас ждет страшный период, и мы можем столкнуться с тем, что не обеспечим те объемы производства, за которые сейчас боремся.

Этот период не заставит себя долго ждать: новое "малокартинье" наступит уже в середине 1990-х гг. Тогда же доля выручки от отечественных фильмов в прокате упадет в четыре раза и составит 10 %.

Виктор МАТИЗЕН

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004

[1] Согласно уставу СК СССР, на съезд полагалось избирать одного делегата от 10 членов союза. Республиканские союзы (отделения) потребовали увеличения представительства, и их делегации были расширены: каждый национальный и территориальный СК избирал на съезд одно и то же количество человек плюс некоторое число делегатов, пропорциональное числу его членов. Всего на съезд избрано 660 кинематографистов.

[2] Вместо него, по мысли Андрея Смирнова, нужно создать Фонд кинематографии, куда будут отчисляться 10-15 % с каждого проданного билета и видеокассеты.

[3] В частности, именно в этом Александр Камшалов видит главную причину катастрофически низких прокатных результатов: за один только 1989 г. аудитория советских картин сократилась на треть, и лишь 45 % проданных билетов приходятся на их долю.

[4] "Это было мгновенное решение, вызванное настроением зала. Только в Давлате чувствовался искренний порыв, в остальных кандидатах - игра или надменность. Он верил в перемены, и мы верили вместе с ним. Он годился для открытой и честной политики, но, конечно, не для той шахматной игры, которую предполагала его должность" (из интервью с Марией Зверевой, бывшим заместителем председателя СК СССР).

[5] "На следующий день Горбачев позвонил Климову и сказал: "Что вы там творите! Какая еще федерация, какая конфедерация! Мы душим Грузию за то, что они пытаются поставить эти вопросы, а вы тут..." (из интервью с Рустамом Ибрагимбековым).

[6] "Рассмотрев проект устава, съезд его не принимает. "Если национальные и территориальные союзы признаны суверенными, то никто, в том числе и съезд, не может действовать от их имени: суверенные общественные организации объединяются только на основании подписанного между ними договора" (из выступления Владимира Пастухова на III пленуме Совета ФСК в мае 1991 г.).

[7] Представительство субъектов Федерации в ее руководстве становится предметом дискуссии. Малочисленные союзы возражают против пропорционального представительства, поскольку их голоса утонут в общей массе. Москву, в свою очередь, не устраивает положение, при котором полсотни членов национального или территориального СК уравнены с несколькими тысячами кинематографистов столицы. В результате от каждого республиканского, а также от московского и ленинградского СК в Совет Федерации делегируется по 7 человек, от Свердловского отделения - 5, от Одесского - 4, от остальных территориальных отделений - по 2


http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1014
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован