15 октября 2004
3213

Виктор Геращенко - ГАЗЕТЕ: `Люди думают, а не просто пакуют чемоданы`

ЮКОС наконец получил оценку своего главного добывающего актива - `Юганскнефтегаза`. Пока компания не комментирует выводы, сделанные инвестбанком Dresdner Kleinwort Wasserstein, считая, что продавать `Юганск` вообще глупо. О том, что компания собирается предпринять в ближайшее время, корреспонденту ГАЗЕТЫ Николаю Макееву рассказал председатель совета директоров нефтяной компании `ЮКОС` Виктор Геращенко.

- Как вы оцениваете отчет Dresdner Kleinwort Wasserstein и те выводы, которые сделал из него Минюст?
- Итоги оценки нам прислали только в среду вечером. Поэтому комментировать этот аудит, не ознакомившись с его подробностями, не имеет смысла. Понятно, власть стремится занизить цены. Это происходит потому, что таких денег, которых стоит `Юганскнефтегаз`, нет ни у одной российской компании. Пожалуй, кроме `Сургутнефтегаза`. Я бы подождал пару дней, чтобы понять, что написал DrKW. Цифра в 10 млрд. долларов сразу вызвала большое сомнение: как такая солидная компания могла оценить этот актив столь дешево.

- Во сколько ЮКОС оценивает `Юганск`?
- По оценкам сотрудников самой добывающей компании, этот актив стоит до 30 млрд. долларов. Вместе с тем утверждать, что эта сумма является справедливой, тоже нельзя, поскольку существует возможность отзыва у `Юганскнефтегаза` лицензий на добычу.

Есть оптимистическая и пессимистическая оценка. О бутылке, которая заполнена наполовину, можно говорить, что она наполовину пустая и наполовину полная.

- Можно ли провести аукцион без согласия ЮКОСа?
- Я не знаю всех юридических деталей. Однако акции `Юганска` - это актив третьей очереди. Кроме того, `Юганск` является производственным активом. Поэтому его нельзя продавать для погашения налогов ЮКОСа. В первую очередь необходимо использовать денежные ресурсы компании. Можно было использовать другие ресурсы. Например, 20% акций `Сибнефти`, которые ЮКОС выкупил еще до объявления о слиянии. Мы говорим: продайте эти бумаги, они стоят 4,2 млрд. долларов. Нам в этом отказывают, мотивируя это тем, что наши отношения с `Сибнефтью` слишком запутанны. Но никакой путаницы нет. Есть спорные вопросы по обратной сделке. Так, по обратному обмену акциями существовало несоблюдение сроков, однако эта задержка была согласована с юристами `Сибнефти`.

- Сейчас компания продолжает выплату налоговой задолженности?
- Нам не дают использовать 380 млн. долларов, которые хранятся на наших счетах, для погашения налоговой задолженности как за 2000 год, так и текущей (из-за неуплаты текущих налогов `Юганскнефтегаза` Министерство природных ресурсов намерено отозвать у этой компании лицензии на добычу нефти. - ГАЗЕТА). Мешает этому арест наших депозитов Генпрокуратурой. Это бюрократическая глупость. Начиная с середины июля мы заплатили 2,5 млрд. долларов из налогов за 2000 год. Поэтому мы говорим одно: дайте нам возможность, и мы до конца 2005 года выполним все требования по 2002 и 2003 годам. Если вы хотите зарезать курицу, значит, вы дураки, не умеете грамотно хозяйство вести.

- Кого вы считаете главным претендентом на покупку `Юганска`?
- Мы считаем, что продавать `Юганск` глупо. Вне ЮКОСа это предприятие останется перекати-полем. ЮКОС - это сбалансированная компания по своим возможностям добычи и переработки нефти, а также по сбыту нефтепродуктов.

- Но для кого `Юганск` может быть интересен в первую очередь?
- `Юганскнефтегаз` мог бы стать хорошим подспорьем для укрепления создаваемой государством нефтегазовой монополии (на базе активов `Газпрома` и `Роснефти`). Однако для того, чтобы забрать `Юганск` в эту структуру, нужно заплатить за него деньги. Дальше возникает вопрос: какая его объективная цена и почему хотят продать дешевле, чем он стоит на самом деле? Это национализация или экспроприация? Можно обвинять мажоритарных акционеров во всех смертных грехах, хотя у суда это плохо получается. Однако есть и миноритарии, которых в компании 22%. Если они покупали акции ЮКОСа на рынке, то почему их интересы должны пострадать? Они могут обратиться в суд с иском к тем, кто и устроил продажу. Поэтому нет главного претендента на покупку `Юганска`. Есть лозунг, который использовался еще в Древнем Риме: `Карфаген должен был разрушен`. Этот лозунг произносили в течение 10-15 лет, и в итоге так оно и произошло - Карфаген разрушили. Цель в другом - разрушить компанию.

- Возможно ли использование иностранного капитала для покупки `Юганска`?
- Не думаю. Государство неохотно отдает иностранцам свои сырьевые активы.

- Даже если эти иностранцы будут лояльны к российскому правительству?
- Любая компания должна быть в первую очередь лояльна к своим акционерам.

- Вы ограничили поставки нефти в Китай. Это решение вынужденное или политическое?
- Все считают, что это было использовано в качестве политического шантажа. Но дело не в этом. Китайцы оплачивали провоз нашей нефти от монгольской границы до своих заводов. До монгольской границы платили мы. После того как подняли экспортные сборы до 90 долларов за тонну (с 1 октября. - ГАЗЕТА), мы оказались не в состоянии оплачивать транспортировку по нашему маршруту. Нам стало выгоднее заполнять внутренний рынок нефтью, чем вывозить ее за границу. В июле мы попросили китайскую сторону об авансе на уплату таможенных сборов, поскольку с железнодорожниками, которые транспортируют нашу нефть в этом направлении, мы согласовали условия поставок. Китайцы заявили, что хотят узнать мнение российского правительства по этому вопросу. Через российское посольство в Пекине они отправили запрос в МИД РФ. Это ведомство перенаправило запрос в Минэкономразвития, которое, в свою очередь, отослало его в Минпромэнерго. В результате китайцы не получили ответа и, заявив, что не намерены идти на конфликт с российским правительством, отказали нам в авансе. Мы же были вынуждены сократить свои поставки.

- Вы намерены продолжать `диалог` с властью, пишете письма в государственные ведомства?
- Да, мы продолжаем обращаться к чиновникам. Например, мы обращались к Сергею Шойгу (глава МЧС. - ГАЗЕТА), с тем чтобы его министерство из-за нашей задолженности не прекращало свои профилактические работы для обеспечения безопасности на наших месторождениях. Мы обращались к РАО `ЕЭС`, чтобы оно не прекращало поставки электричества на условиях временного кредитования.

- У компании есть представление о возможном объеме налоговых претензий за 2002-2003 годы?
- Сумма претензий за 2002 и 2003 годы, по нашей оценке, может составить 5-6 млрд. долларов.

- Вы говорили, что ЮКОС сам себя банкротить не будет. Могут ли это сделать кредиторы компании?
- Разумные кредиторы, например синдикат иностранных банков или Group MENATEP (кредиты на 1 млрд. и на 2,6 млрд. долларов соответственно. - ГАЗЕТА), этого делать не собираются. Они понимают, что компания в силах расплатиться.

- Вариант с лжебанкротством уже не действует?
- За это менеджмент и совет директоров могут быть привлечены к уголовной ответственности, поэтому речи об этом не идет.

- Компания обсуждала перспективы работы без `Юганска`?
- Не помню. У нас люди думают, а не просто пакуют чемоданы. Мы должны думать о будущем, о 2005 годе. Этот год уже не будет високосным, поэтому он может сложиться более счастливо для нас. Мы должны планировать поставки нашей нефти как российским потребителям, так и зарубежным. Также приходится задумываться о насущных вещах - замене оборудования.

- Вы не устали бороться с властью?
- Мне гораздо интереснее заниматься ЮКОСом, чем сидеть в Госдуме при конституционном большинстве.


14.10.2004
http://www.gzt.ru/http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован