30 июня 2006
4253

Виктор Гришин, председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике: Судьбу национальных проектов решат регионы

В обществе уже сформированы большие ожидания, связанные с воплощением в жизнь национальных проектов. Но как-то на задний план отодвинута простая и очевидная истина, что большие ожидания предполагают большую кропотливую работу. И самое главное - конкретную. Что делается для реализации приоритетных проектов, выдвинутых Президентом, в регионах? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с председателем думского Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктором Гришиным .
- Реализация национальных проектов - стратегическая задача. От ее решения зависит повышение качества жизни граждан. Все остальное, хотя и чрезвычайно важное, - производное и сопутствующее. Это задача даже не на десятилетия, а навсегда. Можно сказать, квинтэссенция проблем, от решения которых зависит наше благосостояние и существование как народа и государства.
В этом направлении многое делается, хотя также немало недоработок и ошибок. Так, с 2001 по 2005 годы экономика России выросла почти на 40 процентов; мы добились макроэкономической стабильности; увеличиваются, хотя и недостаточно, доходы населения. Особое внимание уделяется обеспечению условий жизни для пенсионеров, ветеранов войны и труда, малоимущих, детей. По мере роста экономических возможностей государства, а на это направлены все силы, будут существенно увеличены и социальные расходы.
Сейчас нужно обратить особое внимание на реализацию приоритетных национальных проектов в регионах. Анализ получаемой информации с мест свидетельствует, что, к примеру, по проекту "Здоровье" наметился очевидный прогресс. Отмечается существенный рост зарплаты медперсонала родильных домов благодаря реализации программы родовых сертификатов, а также работников других медучреждений. Вместе с тем недостаточно активно ведется работа по доукомплектованию участков терапевтами, не хватает участковых врачей. В Коми-Пермяцком округе, к примеру, только 34 процента сельского населения могут воспользоваться доступной медицинской помощью.
Имеются и перекосы, когда отдельные мероприятия негативно сказываются на работе стационарных медучреждений. В ряде мест медики недовольны тем, что их разделили на получающих и не получающих доплату. На уровне первичного звена здравоохранения сохраняется проблема улучшения качества медицинской помощи.
В сфере образования радует рост зарплаты учителей. Ведется в массовом порядке отбор лучших школ для участия в проекте на получение президентской премии. Так, в Чувашии на премию Президента претендуют свыше 30 школ. В то же время, вероятно, стоило бы включить в этот проект и профессиональное образование. Нам известно, что в ряде республик и областей доплату получают только те классные руководители, которые работают в общеобразовательных школах, а учителя начальных классов в список не попали.
Больше всего проблем с национальным проектом "Доступное жилье", в основном из-за чиновников на местах. Чаще всего речь идет об игнорировании норм федерального законодательства по расселению ветхих и аварийных жилых домов, попадающих в зону строительства. К тому же реализация проекта натолкнулась на барьеры, выставленные естественными монополистами. Не хватает площадок и инфраструктуры для строительства жилья. Особенно неудовлетворительная ситуация сложилась с темпами выдачи ипотечных кредитов.
Немалые средства из федерального бюджета направляются на реализацию проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В текущем году будет дополнительно выделено 500 млн. рублей, а общая кредитная масса, которая попадет в сельхозсектор, составит порядка 100 млрд. рублей. Общий объем финансирования агропромышленного комплекса в 2006 году достигнет почти 33 млрд. рублей против 18,8 млрд. рублей в 2005 году. Довольно широкое распространение приобретает кредитование сельхозпроизводителей через Сбербанк. Вместе с тем обращают на себя внимание такие проблемы, как медленная работа по созданию сельских потребительских кооперативов, агрофирм, других рыночных структур, способных привлечь инвестиции в отрасль. В итоге - низкое пока доверие крестьян к проекту. Кредитная политика недостаточно отработана: условия, под которые предлагается брать кредиты, невыполнимы для большинства личных и крестьянских хозяйств.
- Что нужно делать для успешной реализации национальных проектов?
- Прежде всего продолжать работу по дальнейшей консолидации, сплочению страны.
Вряд ли можно было говорить о таких проектах в 90-х годах прошлого века, когда Россия шла по пути дезинтеграции и распространившегося одностороннего толкования права наций и народов на самоопределение. Сейчас, слава богу, утверждается другое мнение. Отсутствие принципа унитаризма в основополагающих законодательных документах или снижение его значимости в политике государства является основой, в том числе идеологической, для сепаратистских тенденций. Считаю, что можно справедливо и обоснованно говорить об унитарности Российского федеративного государства, понимая под этим государственную и территориальную целостность России, верховенство и суверенитет федеральной власти. Недобросовестная эксплуатация принципа суверенитета субъектов ведет к внутригосударственной дисгармонии, к обособлению регионов.
Реализация же приоритетных национальных проектов возможна только при полном единстве федеральной власти, региональных структур и органов местного самоуправления, то есть при поддержке и конкретной работе всего народа России.
- О каком полнокровном развитии может идти речь, если большая часть регионов находится на дотации?
- Действительно, что делать? Сейчас к развитым относятся только около двух десятков регионов, 40 - являются "середнячками", а более 20 регионов находятся на низком или крайне низком уровне развития. А если взять округа, то разница в темпах роста промышленности между ними составляет 15 раз. Можно сколь угодно долго дотировать так называемые депрессивные регионы, и это делается, но толку нет. Нужно принимать меры по оптимизации социально-экономических возможностей отсталых субъектов.
- Что значит оптимизация?
- Нужны конкретные меры. Во-первых, федеральный Центр старается сделать все необходимое для финансово-экономической самостоятельности регионов в соответствии с принципом бюджетного федерализма и существующим законодательством о разграничении полномочий. Как известно, основные подходы к разграничению полномочий федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления были определены в федеральных законах 95-ФЗ и 131-ФЗ, а Федеральный закон 122-ФЗ закрепил разграничение полномочий применительно к отраслевому законодательству. Однако надо признать, что за Центром по-прежнему сохраняется чрезмерное количество исполнительно-распорядительных полномочий, которые более успешно могли бы решаться на региональном уровне.
Необходимо также признать, что реализация национальных проектов и других важнейших общегосударственных задач будет затруднена, если власть и в Центре, и на местах будет вмешиваться во все и вся, вместо того чтобы сосредоточиться на главном. В связи с этим показательно, что Президент дал указание разработать предложения по ограничению вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, включая прекращение избыточного государственного регулирования. Не будет преувеличением сказать, что деятельность в этом направлении будет тем более эффективной, чем более активной станет борьба с коррупцией. Как подчеркнул недавно Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, "необходимо всемерно ограничить воздействие бюрократической системы на решения, принимаемые в рамках реализации приоритетных проектов".
Немаловажным фактором успеха в последовательном осуществлении национальных проектов должно стать дальнейшее укрупнение субъектов на основе добровольного волеизъявления их населения. При этом я убежден, что этот процесс не противоречит принципу нерушимости административных границ, сложившихся в Российской Федерации. Вместе с тем необходимо уважать и соблюдать право граждан на сохранение своей этнической самобытности, языка и культуры. Главной целью объединения, как подчеркивал Президент, является оптимизация управления, проведение более эффективной социально-экономической политики. Национальные проекты полностью вписываются в рамки поставленной задачи. Ни у кого нет сомнений, что в крупных регионах выше потенциал природных и трудовых ресурсов, мощнее финансовая база и интеллектуальные возможности.
- А как тогда будут решаться проблемы с дотационными регионами?
- Конечно, проблем здесь хватает. Однако, если мы хотим добиться ускорения социально-экономического развития, мы не можем все время ориентироваться на трудности отстающих. Убежден, стоило бы обеспечить поощрение передовых регионов. Можно было бы, к примеру, давать дополнительные преференции таким субъектам по итогам исполнения бюджета.
- Но ведь Конституция говорит о равенстве субъектов?
- Абсолютно верно, о формально-юридическом и политическом равенстве. Но ведь есть реалия - социально-экономическое неравенство, которое было, есть и, я считаю, будет. По известным объективным, да и субъективным причинам тоже. Это не значит, что с таким положением нужно мириться. Надо бороться за приближение отстающих к ведущим. Государственная Дума и Правительство многое для этого делают, каждая ветвь власти на своем уровне и в пределах своей компетенции. Но многое пока недостижимо, я подчеркиваю - пока. Взять, к примеру, Чеченскую Республику. Пока туда не вернутся в массовом порядке квалифицированные кадры - русские, украинцы, татары и прочие, вынужденные выехать в свое время с семьями в центральные районы России, - ничего хорошего, в том числе для Чечни, не получится. Никогда автаркия и стремление поднять собственные традиционные способы решения проблем над общечеловеческими не дадут должного позитивного результата. И даже собственная абсолютная власть над нефтедобычей и реализацией не даст позитива. Лишь обогатит элиту. Я говорю о необходимости дальнейшей последовательной работы по формированию единого политического пространства. Это процесс долговременный. Если общежитие народов регулируется добротными и справедливыми законами, а мы над этим постоянно работаем, то это залог процветания и государства, и народов, его составляющих, какими бы маленькими они ни были.
Беседовал Дмитрий Иванов



Парламентская газета. Москва

30 Июня 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован