01 марта 2005
1731

Виктор Христенко: Авианалет

Интервью министра промышленности и энергетики Виктора Христенко журналу "Итоги", 1 марта 2005 г.

Вскоре на свет появится Объединенная авиастроительная корпорация - российский аналог таких гигантов, как Airbus и Boeing. Сумеет ли Россия составить конкуренцию акулам мирового авиабизнеса? Об этом в новой рубрике "Промзона" - совместном проекте "Итогов" и Министерства промышленности и энергетики РФ - размышляет глава этого ведомства Виктор Христенко

"Отстоять наше место на мировом рынке военных и гражданских самолетов можно только при согласованной работе государства и частного бизнеса"

ДЛЯ ЧЕГО МЫ СОЗДАЛИ ЕДИНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, объединяя под одной крышей все, что имеет отношение к обеим ипостасям авиапрома - гражданской и военной? Ради сохранения отрасли в целом, ради технологической независимости при создании новых поколений техники. Задача - отстоять наше место на мировом рынке военных и гражданских самолетов, на котором доля России составляет 10 процентов (мы входим в первую пятерку производителей). Но добиться этого можно только при согласованной работе государства и частного бизнеса. Российское авиастроение видится как классический случай отрасли, к которой применимы принципы государственно-частного партнерства.

Дело в том, что ни имеющаяся (100-200 миллионов долларов), ни прогнозируемая (500-800 миллионов) емкость внутреннего рынка не позволяет обеспечить эффективное функционирование отрасли. А мировой рынок предъявляет дополнительные требования и к качеству товара, и к его сопровождению. Иначе говоря, российский авиапром пока неконкурентоспособен на рынках развитых стран, а создание самолетов исключительно для внутреннего потребления не окупает затраты отрасли.

Предпринятая нами концентрация мощностей не является российским ноу-хау. В этой области мы серьезно отстаем от США и Европы. Уже доказано, что при объемах продаж менее 5-6 миллиардов долларов в год авиапром становится нерентабельным - слишком велики затраты на поддержание передовой конструкторской базы, разработку и производство новых моделей.

Что означает создание Объединенной авиастроительной корпорации (OAK) наделе? Мы намерены консолидировать имеющиеся ресурсы на двух уровнях - активов и бизнесов. Консолидация активов предполагает проведение технического аудита, определение специализаций отдельных производств, выработку и осуществление плана реструктуризации, а также проведение всех необходимых корпоративных процедур. При объединении бизнесов мы намерены прежде всего заняться распределением прав и обязанностей, а также специализацией производств и, безусловно, созданием единого органа контроля и управления производством. Планируется также и переход на проектный принцип ведения работ.

Основная проблема, которую необходимо разрешить в этой связи, - выбор последовательности действий в процессе объединения. Мое глубокое убеждение, что это следует делать одновременно. В противном случае увеличатся сроки создания объединенной компании по крайней мере вдвое - с двух до четырех-пяти лет. А опыт показывает, что такое затягивание приводит к огромным издержкам, если не к полному провалу проекта.

При наличии политической воли реализации этих планов не препятствует и неурегулированность вопроса собственности. Сегодня мы по крайней мере в состоянии выработать основные принципы управления, договориться по "продуктовому ряду" , назначить ответственных на разных направлениях деятельности и сформировать соответствующие центры компетенции и ответственности под единым системным руководством. Система управления авиастроением станет, таким образом, централизованной. Будут обеспечены необходимая концентрация бюджетных ресурсов на ключевых проектах, переток технологий между секторами, переговорный процесс с иностранными партнерами по кооперации реализован по принципу "одного окна".

В общих чертах объединенная компания будет представлять собой трехуровневую структуру. Первый уровень - головная компания, ответственная за управление акционерным капиталом и формирование позиции на фондовом рынке (включая вывод на рынок акций компании), инвестиционное и продуктовое планирование, выбор важнейших проектов, лоббирование интересов холдинга на внутреннем и мировом рынках. Следующая ступень - субхолдинги с условными названиями "Боевая авиация" , "Гражданская авиация" , "Транспортная авиация" и "Роботизированные системы". Каждый из них будет представлять собой замкнутый цикл по конкретной проблематике - от опытно-конструкторских бюро до предприятий по сборке и испытанию самолетов. Третий уровень - специализированные заводы, производящие отдельные элементы и агрегаты. Последний уровень преимущественно ориентирован на внешний рынок или на снабжение других секторов машиностроения, в частности автомобильной промышленности.

Ожидаемые показатели деятельности компании, а фактически и всего самолетостроения России, выглядят следующим образом: суммарная выручка OAK на первом этапе существования оценивается в 2, 5 миллиарда долларов. При этом соотношение гражданской и военной авиатехники будет примерно 30 на 70. И это понятно: гражданское авиастроение сегодня существенно уступает по конкурентоспособности военному. Но цель Минпромэнерго - обеспечить уровень продаж, необходимый для вхождения в пятерку ведущих мировых игроков. Это означает не только рост объемов продаж минимум до б миллиардов долларов в год (а в долгосрочной перспективе - до 8 миллиардов), но и изменение соотношения между гражданской и военной продукцией до 50 на 50.

Реализовать эти замыслы в условиях относительно малой численности населения России и крайней ограниченности бюджетного финансирования можно лишь путем привлечения иностранных инвестиций, но сохраняя при этом контрольный пакет OAK за государством. Должна получиться в разумной мере открытая отрасль, работающая в партнерстве и с Западом, и с Востоком - странами - импортерами авиатехники, в основном с Индией и Китаем. Для этого понадобятся изменения в нормативно-правовой и финансовой сферах.

Впрочем, зарабатывать деньги - приоритетная задача для OAK, но не единственная. Отечественный авиапром обязан обеспечить техникой прежде всего российский рынок. Большая часть нынешнего парка самолетов была произведена еще в советские годы, поэтому неизбежна постепенная очистка рынка от устаревшей техники. Я против искусственного ускорения этого процесса. Замена авиапарка должна сопровождаться мерами по стимулированию спроса. Должны быть задействованы меры технического регулирования, такие как ограничение ресурса использования авиатехники, применение норм ИКАО по шумам и эмиссии и ряд других.

Целевым показателем увеличения продаж самолетов магистрального и регионального классов является уровень 5, 9 миллиарда долларов к 2015 году. Для этого необходимо сохранить и расширить государственную поддержку продвижения на внутренний рынок отечественных самолетов, находящихся или готовящихся к серийному производству. Поддержка может иметь различные формы -дальнейшая капитализация лизинговых компаний, субсидии лизинговых платежей и процентных ставок, сохранение ввозных пошлин и другие. Все это обеспечит отечественным самолетам относительные конкурентные преимущества и поднимет объем их внутренних продаж с нынешних 17 самолетов в год до 40-50 магистральных и региональных самолетов уже в 2007-2008 годах.

О принципиальном изменении позиций российского авиапрома на мировом авиарынке будут свидетельствовать увеличение ежегодного объема продаж конечной профильной продукции с текущего уровня в 3 раза к 2015 году и создание к этому сроку потенциала устойчивого развития и дальнейшего увеличения продаж в условиях глобального открытого рынка авиационной продукции.

Осталось лишь добавить, что все сказанное изложено в проекте, который в целом был поддержан и озвучен 22 февраля на заседании Госсовета.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован