Интервью министра промышленности и энергетики Виктора Христенко РИА "Новости"
22 июня 2004 г.
Подводя итоги своих переговоров с главой МИД Японии, Вы сообщили о возобновлении диалога по проекту сооружения энергомоста между Сахалином и Японскими островами. Проект не нов - он обсуждался еще несколько лет назад и был подзабыт. Чем вызвана его актуализация и как он выглядит теперь?
- Проект этот действительно имеет определенную историю и представляет достаточно простую схему - использование газового ресурса Сахалинского шельфа для генерации электрической энергии на юге Сахалина с поставкой ее по подводному кабелю в Японию.
Первоначально проект был прорисован с поставкой на остров Хонсю, сегодня имеется уточнение по возможности направления на остров Хоккайдо - или в качестве этапа или как основной проект. До недавних пор газовый ресурс Сахалина был достаточно гипотетическим. Первое обстоятельство, которое повысило интерес к этому проекту на сегодняшний день - это движение по сахалинским шельфовым проектам. Если по Сахалину-2 схема использования газа уже определена - она связана со строительством завода по сжижению газа и поставкой его в сжиженном виде, то по Сахалину-1, который теперь уже вышел на оценку своих газовых возможностей, есть альтернативы по использованию газа, и одна из них - генерация электроэнергии и поставка ее в Японию.
Кроме того, за это время и в самой Японии с точки зрения структуры генерации электроэнергии стали происходить определенного рода изменения. В первую очередь это касается атомной генерации. Часть блоков АЭС выводится из режима и в структуре доля атомной генерации имеет тенденцию к неувеличению, а скорее к сокращению. Поэтому и у японских деловых кругов, и у нас вновь актуализировался интерес к этому проекту. И, на мой взгляд, он уже имеет значительную долю экономического прагматизма, и некая, существовавшая несколько лет назад, романтика по этому поводу уже покрыта расчетами.
В период до конца года будет идти детализация вопросов, связанных с технико-экономическим обоснованием (ТЭО) инвестиций по этому проекту. С российской стороны этим занимается РАО "ЕЭС России", с японской - основное заинтересованное лицо - компания "Сумитомо". Несколько дней назад они подписали соответствующий протокол.
Значит ли это, что энергомост заменит собой существовавший до сих пор проект строительства газопровода с Сахалина в Японию?
- По крайней мере, это тот вопрос, который стоит на сегодняшний день. Либо транспортировка самого газа, либо транспорт газа до генерации, строительство парогазового цикла и поставка полученной электроэнергии на экспорт. Выбор, конечно, зависит и от уточненных оценок по добыче газа и по объемам генерации - это целый аппарат решений. Но, если говорить реально, то в определенной степени - да, он выглядит как альтернативный проект по использованию этого газа. Можно сказать только одно, что период этого и следующего года - критический период для того, чтобы сформулировать все эти решения. После этого уже точно надо приступать к реализации какого-либо варианта. Иначе просто нельзя будет осваивать Сахалин-1.
Еще один новый проект, связанный с транспортировкой газа, - Североевропейский газопровод. Европейские страны проявляют к нему интерес, но пока говорят только об инвестировании в ТЭО.
- В инвестировании в ТЭО примет участие Европейский Союз - это было подтверждено на последних саммитах. На сегодняшней фазе ничего другого, кроме ТЭО, и не может быть, поскольку только ТЭО даст ответ по возможным маршрутам, по объемам инвестиций и так далее. Поэтому пока рано требовать больше.
Но есть мнение экспертов о том, что на реализации этого проекта Россия будет лишь нести убытки, поскольку с учетом развития других европейских направлений в ближайшие 5-7 лет в Европе предложение газа будет в избытке.
- Во-первых, такого масштаба проекты не реализуют за год. Поэтому, выходя на арктический шельф, выходя на то, что связано со строительством такой непростой системы трубопроводов, надо понимать, что от момента принятия решения до момента реализации пройдет минимум 7-8 лет. А решение о строительстве может быть только после того, как будет готово хотя бы ТЭО инвестиций, на что тоже потребуется время. Поэтому нет на сегодняшний день никакой спешки, но и тянуть не надо. Надо иметь портфель возможностей, которые определяют перспективу, а дальше уже смотреть, в какой момент стартовать. Поэтому арктический шельф, Североевропейский маршрут абсолютно точно должен находиться в этом портфеле возможностей по долгосрочной перспективе. Для того, чтобы он там находился и был в хорошем актуальном состоянии, им нужно заниматься сегодня. А когда непосредственно приступать к составляющим частям - по добыче или транспортировке - можно будет отвечать после ТЭО. А когда эксперты говорят о европейских направлениях в оперативном текущем плане, здесь, кстати, нет никакого противоречия. Газ Центральной Азии - это тот ресурс, который должен найти себе место в общей копилке, обеспечивающей потребности европейского направления. И уже подписанные соглашения и существующие структуры нацелены как раз на то, чтобы в достаточно оперативном режиме обеспечить использование центрально-азиатских, среднеазиатских ресурсов на европейском направлении. Это вещи, которые дополняют друг друга и снятие "противоречий" между которыми означает лишь достаточно четкое выстраивание их графика реализации.
Как будет выглядеть Концепция общего экономического пространства Россия - ЕС?
- Концепция будет представлена в ноябре на саммите Россия - Европейский Союз. Сейчас завершается аналитическая работа в разных секторах. С одной стороны работа шла по сферам регулирования. Как пример - это таможенные правила прежде всего. Что означает унификация, гармонизация этих правил, какие последствия это будет иметь для России и ЕС. И секторальная, отраслевая нарезка - металлургия, сельское хозяйство, автомобилестроение, авиастроение и так далее - какие последствия для этих секторов могут быть при унификации правил регулирования и при либерализации торговых взаимоотношений. Вот такие исследования мы и Европейский Союз заказывали экспертам и имеем сегодня их отчеты.
Если говорить в целом, то общая оценка экспертов по этим отчетам положительная - она говорит, о том что концепция и гармонизация правил регулирования и либерализации дают позитивный эффект для российской экономики. Это является такой подосновой для выработки концепции. Хотя сама концепция предполагает наличие в ней достаточно четко отфиксированных целей - что, зачем, для чего, форм реализации и способов достижения этих целей и, соответственно, контрольных точек, контрольных достижений, определенного рода график, по которым можно будет судить - туда идем - не туда, добились ли чего хотели. При этом параллельно мы, может быть даже чуть глубже, ныряем и в такой глобальный сектор как энергетика.
К ноябрьскому саммиту мы предложим вместе с нашими партнерами по ЕС идею построения продвинутой интеграции, продвинутого энергетического пространства между Европейским Союзом и Россией. Может быть, даже чуть более продвинутую, чем по общеевропейскому экономическому пространству в силу того, что сотрудничество в этом сегменте идет в более развернутых деталях. И при этом при всем энергетика в широком смысле слова всегда везде во всех странах требовала и требует специальных норм для регулирования. К примеру, у нас горохом или металлом торговать можно на основании Гражданского кодекса, а для одной только электроэнергетики понадобилась целая пачка законов, чтобы как-то оформить правовую основу деятельности. И всегда столь значимая тема как энергетика будет формироваться специальным правом, специальным законодательством.
Вы всегда подчеркиваете, что у России и ЕС строится общее пространство, а в "четверке" Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина - единое. Дело не только в терминологии? - Единое экономическое пространство, которое строится сегодня "четверкой", предполагает выделение в наднациональное регулирование достаточно существенных элементов для экономики. В первую очередь, все, что связано с таможенной политикой, а стало быть, и с таможенными тарифами и таможенными правилами и процедурами и с таможенными структурами. А с другой стороны, как минимум, связывание наднациональным образом условий внутренней конкуренции, политики стран. Я имею в виду политику субсидий, тарифную политику, техническое регулирование и так далее. Это предполагает наднациональный уровень, то есть это означает в этой части для каждой из стран утрату суверенитета и передачу его в наднациональное управление.
Общее пространство, которое мы проектируем с Европейским Союзом, такую утрату суверенитета не предполагает. Оно предполагает координацию и гармонизацию законодательных основ, но оставляет право управления каждой из сторон. Вот, собственно говоря, принципиальная разница. Поэтому и глубина интеграции разная.
Интеграция в рамках "четверки" в конечном счете придет к некому подобию Евросоюза?
- Ответ достаточно простой. Для деятельности "четверки" в качестве оснований были, есть и останутся две вещи. Во-первых - собственный опыт, поскольку каждая из стран "четверки" представляет разные интеграционные типы - Россия и Белоруссия - Союзное государство, Россия, Белоруссия и Казахстан - представители ЕврАзЭС, Россия и Украина или Белоруссия и Украина или Казахстан и Украина - СНГ. То есть - собственный 10-летний опыт интеграционных процессов, который очень ценен и который говорит, по крайней мере, о том, что никакой политической доминанты над экономическим прагматизмом быть уже не может.
И второе - это, безусловно, опыт Европейского Союза, поскольку ЕС - это реально единственное действующее единое экономическое пространство с плюсом, я бы сказал. Плюсом этого единого пространства является тот валютный союз или еврозона, которая правда не покрывает всю площадку ЕС. Два этих элемента составляют одно единое в логике "четверки" по интеграции.
Как говорят, что все счастливые семьи похожи друг на друга, так можно сказать, и все счастливые интеграции похожи друг на друга.
На это уйдут десятилетия?
- Во-первых, нельзя сопоставлять опыт ЕС и наш сегодняшний опыт. Поскольку Европейский Союз строился в отсутствии какого бы то ни было опыта, то нам повторять 40-летний период становления ЕС никакой пользы нет, поэтому мы можем сделать гораздо быстрее. А с другой стороны, собственный опыт и уже существующие некие интеграционные формы - уже, надо сказать, мы достаточно серьезный этап в этом смысле прошли.
Наше понимание сводится к тому, что мы теперь можем действовать не последовательно по каждой из свобод (свободы движения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы - цели "четверки" - прим. РИА "Новости"), тихонечко друг за другом, а параллельно. Я считаю, что только в этом вообще может быть какое-то успешное движение. Любая попытка выстроить последовательный график не приведет никуда, кроме как назад.
И все же?
- В принципе, я думаю, что запуск этих процессов и их реализация в том объеме, который на сегодняшний день представляется, может занять период до 2008-2010 года.
В сентябре главы 4-х государств планируют подписать Соглашение о формировании единого экономического пространства. Его проект уже подготовлен?
- Сформирована Концепция единого экономического пространства, комплекс мер по ее реализации. Соглашение - достаточно простой документ - он должен покрыть и концепцию и комплекс мер. Комплекс мер - наиболее техничный документ, который увязывает не просто некую этапность и не просто движение по четырем свободам, а предусматривает целую систему соглашений, на которые надо в определенном графике выходить и которые носят уже правовой характер, которые потребуют ратификации. Вот там пойдет уже юридическая, техническая работа по каждому из них. Таких соглашений для выхода на единое пространство будет несколько десятков. Поэтому тот документ, который построит эту работу, он будет носить такой рамочный характер.