Интервью министра промышленности и энергетики Виктора Христенко газете "Строительная газета", 1 января 2005 г.
Для сохранения нынешнего уровня нефтедобычи и постепенного его увеличения в будущем необходимо обеспечивать соответствующие темпы воспроизводства минерально-сырьевой базы. Это одна из приоритетных задач для Минпромэнерго в области энергетики. Решая ее, в этом году мы много занимались совершенствованием регулирования недропользования.
Так, Министерство промышленности и энергетики принимает активное участие в разработке Концепции дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Этот налог призван изымать сверхдоходы, которые возникают в нефтяной отрасли. Однако плоская ставка этого налога оказалась не слишком эффективной с точки зрения регулирования работы нефтяной отрасли. Дифференциация ставки этого налога с учетом горно-геологических, географических и экономических факторов создаст условия для развития конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования, будет стимулировать инвестиционную активность, в том числе привлечет средства в проведение разведки, а также создаст ряд других положительных эффектов. К концу 2005 года мы планируем завершить работу над Концепцией дифференциации НДПИ и предоставить в правительство проекты соответствующих нормативно-правовых актов.
Еще одно важное направление работы в 2004 году - участие в доработке проекта закона о недрах, который был подготовлен Министерством природных ресурсов и уже передан на рассмотрение в Государственную Думу. Хотя окончательный текст законопроекта еще не готов, можно с уверенностью сказать, что в будущем отношения недропользования будут регулироваться на основе гражданско-правовых норм, а не административных. Сегодня в условиях административного регулирования лицензионные соглашения интерпретируются представителями власти, чиновниками, и именно они делают выводы. При разумном переходе к гражданско-правовому регулированию отношений недропользования все претензии друг к другу заинтересованные стороны будут обсуждать в суде. Это значит, что недропользователи-инвесторы получат большую стабильность, предсказуемость в отношениях с владельцем недр - государством.
Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере недропользования тесно связано с проблемой роста цен на бензин. Эта проблема имеет комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей логике?
Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты и даже ужесточение антимонопольного законодательства, могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования; рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают динамику внутренних цен, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.
Хотелось бы сказать несколько слов о нашей работе в газовой отрасли. В этом году Минпромэнерго совместно с Газпромом, другими нефтегазовыми компаниями, заинтересованными министерствами и научно-исследовательскими организациями дорабатывало "Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона" . В рамках доработки этой программы были уточнены сценарии макроэкономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, дана оценка состояния ресурсной базы и возможностей ее развития, уточнены прогнозы по потреблению газа на внутреннем и внешнем рынке. В 2005 году эта программа будет готова.
Кроме того, в первой половине 2005 года Минпромэнерго подготовит пакет документов по реформированию газовой промышленности Российской Федерации в период до 2030 года, в том числе по развитию газотранспортной системы, а также пакет документов по развитию газопроводного транспортного рынка.
Среди основных задач в нефтегазовой сфере выделю следующие; удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы, дифференциацию экспортных маршрутов российского сырья, уход от экспортно-ориентированной модели экономики, развитие нефтепереработки, совершенствование нормативно-правовой базы ТЭК в сфере недропользования с целью повышения эффективности рационального использования природных ресурсов, в том числе недр. А также обеспечение стратегических интересов государства: обороноспособности, экономической безопасности страны, охраны окружающей среды, а также социально-экономического благополучия населения.
- А каковы предварительные итоги работы промышленности в уходящем году и какие задачи стоят перед ней в 2005-м?
- Скажу о базовых отраслях - металлургии и машиностроении.
В целом по итогам 2004 года ожидается рост производства по сравнению с 2003 годом в черной металлургии на уровне 5 процентов, в цветной - 3, 7 процента. Для закрепления положительного эффекта прироста производства в металлургии Минпромэнерго России ставит перед собой ряд задач, направленных на дальнейшее развитие отрасли; создание для отечественных производителей стабильных условий доступа на основные рынки сбыта, в первую очередь в США, страны ЕС и Китая; организацию разработки специальных технических регламентов, обеспечивающих безопасность продукции и процессов производства в области металлургии, в рамках Программы разработки технических регламентов на 2004-2006 годы.
В 2005 году министерство продолжит реализацию инновационных проектов с целью повышения конкурентоспособности российской металлургии. Будем заниматься разработкой подпрограммы "Металлургическое сырье России", реструктуризацией металлургических предприятий отрасли и процессами высвобождения и поддержки занятости работников отрасли.
Позитивные результаты работы металлургии во многом связаны с благоприятной конъюнктурой, прежде всего на мировом рынке. Однако и на внутреннем рынке России наблюдается повышение спроса на металлопродукцию. Например, в последние два года машиностроение развивается ускоренными темпами. Выпуск машиностроительной продукции по сравнению с предыдущим годом в 2002 году вырос на 2 процента, в 2003 году - на 9, 4 процента, а за 7 месяцев 2004 года по сравнению с таким же периодом прошлого года - на 13, 8 процента! В результате мы видим некоторое улучшение структуры промышленного производства - от сырьевой к более высокотехнологичной.
Для поддержки машиностроения Минпромэнерго считает необходимым защищать внутренний рынок от импорта подержанной сельхозтехники и расширять деятельность государственной компании "Росагролизинг" . Надо сказать, что эта компания эффективно начала работать с 2002 года и до 1/3 продукции сельхозмашиностроения было продано через нее (по некоторым видам продукции до 40 процентов). Она и дальше должна развиваться, в том числе за счет усиления финансовой поддержки со стороны государства.
Для повышения инвестиционной привлекательности предприятий машиностроительного комплекса необходимо использовать методы активной промышленной политики. В числе таких мер могу назвать стимулирование платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию на внутреннем рынке, государственную поддержку разработки и производства групп базовых машин для выполнения прогрессивных технологий в машиностроительном комплексе, позволяющих получать конкурентоспособную машиностроительную продукцию. Надо добиваться приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов, обеспечивающих производство конкурентоспособной экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции.
Следует отметить, что переход к производству продукции с более высокой степенью переработки наблюдается не только в металлургии и машиностроении, но и, к примеру, в лесной промышленности, нефтехимической отрасли.
Все это должно способствовать в конечном итоге решению таких общенациональных вопросов, как создание рынка доступного жилья, реформа ЖКХ.
- В связи с этим вопрос: что удалось сделать в 2004 году по программе реформирования ЖКХ? Ваше мнение о положении в этой важной социальной сфере?
- В конце октября Правительство РФ обсуждало первоочередные меры по переводу предприятий и организаций ЖКХ на работу в рыночных условиях. Безусловно, тот факт, что в календаре заседаний правительства этот вопрос рассматривался на стыке осени и зимы, придал дополнительную остроту состоянию и перспективам развития жилищно-коммунального хозяйства России.
Несмотря на слова "первоочередные меры", речь шла уже о завершающих шагах реформы, начало которой было положено в 1992 году. Именно с той поры государство пытается преобразовать "всероссийский собес по распределению воды, газа, тепла и электричества" в современную отрасль народного хозяйства. Цель преобразований - повышение эффективности функционирования ЖКХ, перевод отрасли на условия бизнес функционирования. При этом основной инструмент преобразований - это законотворчество.
Можно сказать, что в области жилищной политики деятельность федеральной власти в последние годы, и особенно в 2004 году, была нацелена на формирование трех рынков: жилья, жилищных услуг и коммунальных услуг.
Серьезный прорыв был сделан в 2004 году в законодательном сопровождении реформ: в 2004 году был принят новый Жилищный кодекс РФ, Закон "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания" и Закон "Об общих принципах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса" .
Федеральные решения носят рекомендательный характер для местных властей. Вместе с тем регионы, которые действовали в русле основных направлений реформирования ЖКХ, достигли позитивных результатов.
Именно благодаря этим действиям формировалась благоприятная среда для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ в Белгородской, Тюменской, Кемеровской, Волгоградской, Пермской, Иркутской, Калужской, Омской областях, республиках Татарстан, Чувашия. Там удалось снизить объемы потребления энергоресурсов в коммунальной сфере на 15 процентов, бюджетные расходы по предоставлению жилищно-коммунальных услуг - на 3-5 процентов, темпы роста задолженности предприятий ЖКХ - на 10-15 процентов в год. Ну и самое главное - там сняты проблемы подготовки предприятий ЖКХ к работе в зимних условиях. И именно в этих регионах частный бизнес активно входит в сферу управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры.
- Каковы основные цели реформирования ЖКХ в 2005 году? Не получится ли так, что, забрав коммунальные услуги от главного монополиста - государства, мы породим другого монополиста - частника?
- Говоря о коммунальном хозяйстве, надо иметь в виду четыре услуги; водоснабжение и канализацию, электроснабжение, газоснабжение и теплоснабжение. Вокруг этих услуг сегодня и разворачивается основная дискуссия, именно они требуют принципиальных решений. Главная сложность состоит в том, что эти услуги базируются на сети, которая является уникальной, неконкурентной системой для муниципальных образований.
Сегодня у нас нет юридически оформленного потребителя услуг, который может предъявить свои претензии, потребовать должного качества. А товарищества собственников жилья составляют на данный момент всего лишь 0, 45 процента от всех домостроений. Потребитель как таковой на этом рынке отсутствует, а поэтому отсутствует и субъект рынка ЖКХ. Бизнес уже сейчас готов прийти на этот рынок и управлять сетью. Но возникает вопрос: а с кем выстраивать отношения, если на рынке потребитель как таковой отсутствует.
Существует еще один вопрос: чья сегодня сеть? Ответ: в основном - муниципалитетов. Считаю, что сети и должны оставаться в муниципальной собственности. Но это не означает, что в жилищно-коммунальном секторе не может быть частного бизнеса. Конкуренция в этой сфере должна быть за право на долгосрочное управление инфраструктурой. По-другому это называется концессией. Сегодня наше законодательство, к сожалению, не упоминает слово "концессия", а упоминает арендные отношения. А срок аренды не превышает пяти лет, в течение которых никто из инвесторов не в состоянии реально что-то улучшить на таких объектах, как коммунальные сети.
Понятно, что эти проблемы необходимо решать. И на федеральном уровне возможны следующие механизмы воздействия на процесс реформирования ЖКХ муниципальными образованиями: первое - законодательное сопровождение реформ, второе - финансирование из федерального бюджета обязательств государства по федеральным льготникам, третье - создание современных механизмов государственной поддержки местных властей, успешно осуществляющих преобразования в сфере ЖКХ.
Следующим законодательным шагом должен быть закон "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ", который предотвращает воспроизводство задолженности, и закон о регулировании оборота имущества в ЖКХ, предусматривающий ограничения на приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Закон об обороте имущества, по сути, ликвидирует МУПы, благодаря чему образуются совершенно другие институты, акционерные общества, рыночные инструменты, которые можно "запускать в оборот" .
Однако для того, чтобы перевести предприятия ЖКХ на рыночные условия, необходимо провести инвентаризацию. По нашим оценкам, только в жилищной сфере насчитывается многоквартирных домов порядка 9 млн., а всего в России -19 млн. строений. А по объектам коммунального хозяйства на порядок выше - 47 млн. объектов.
Их все нужно учесть, описать и зарегистрировать. Сейчас нет зарегистрированного имущества, поэтому все договоры аренды краткосрочные. Нужна упрощенная регистрация имущества коммунальных предприятий.
В Минпромэнерго разработана и в скором времени будет утверждена новая концепция бюджетирования ЖКХ. Она предусматривает создание в структуре федерального бюджета специализированного фонда, для финансирования которого в том числе предусматривается привлечение займа МБРР в размере 200 млн. долларов США. Сам факт финансовой поддержки субъектов Федерации из специализированного фонда будет являться необходимой гарантией для бизнеса.
- Теперь о том, что волнует многих наших сограждан не меньше, если не больше, чем реформа ЖКХ: как, хотя бы пока по предварительным данным, выполнена жилищная программа нынешнего года?
- Здесь можно отметить некоторые позитивные тенденции. В первом полугодии 2004 года в стране введено 13161, 4 тыс. кв. метров, что составляет 103, 6 процента к первому полугодию 2003 года. Только в июне введено порядка 3647, 9 тыс. кв. метров.
В настоящее время уже практически сформирована основная правовая и институциональная база рынков жилья и ипотечного кредитования. Значительный вклад в эту работу должен внести пакет законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Он снимает большую часть препятствий для развития ипотеки в России, снижает риски кредитования, создает благоприятный налоговый режим и повышает привлекательность инвестиций в жилищную сферу.
Положительным фактором для развития ипотечного кредитования является рост платежеспособности населения в сочетании с психологической готовностью брать кредиты.
Сделан важный шаг: создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Это 100-процентная государственная структура. Ее основная задача - запуск системы долгосрочного кредитования для граждан. На данный момент совокупный объем ипотечных кредитов в России составляет пока около 0, 1 процента ВВП. Хотя, например, в странах Восточной Европы ипотечное кредитование составляет от 5 до 12 процентов. Если планы правительства будут реализованы, мы сможем использовать потенциал ипотеки для решения задачи удвоения ВВП.
- Но для этого надо еще и увеличить объемы жилищного строительства...
- Стройиндустрия - это одна из сфер экономики, наиболее способная к быстрой трансформации. Первоочередная задача по формированию рынка доступного жилья - это увеличение роста жилищного строительства и индустрии стройматериалов. Сейчас надо как можно больше строить! По нашим прогнозам, рост объемов ввода жилья в 2005 году по сравнению с 2003 годом составит 115-120 процентов, это примерно 42-47 млн. кв. метров общей площади. Инвестиции в производство строительных материалов должны составить в 2005 году 16, 3 млрд. рублей, в строительство - 85 млрд. рублей, в жилищно-коммунальное хозяйство - 389 млрд. рублей.
В Минпромэнерго мы разрабатываем комплекс мер, обеспечивающих вовлечение в инвестиционный процесс внебюджетных средств, внедрение в процесс строительства схемы ипотечного кредитования. Необходимо сократить продолжительность строительства, снизить затраты на производство строительной продукции. Только при выполнении всех этих условий можно обеспечить конкурентоспособность российских строительных организаций, дальнейшее реформирование жилищно-коммунальной сферы.
- Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты в 2005 году?
- Прежде всего хочу поздравить всех с Новым годом и Рождеством! Будьте здоровы, счастливы и успешны во всех делах. Пусть в новом году исполнятся все ваши планы и желания. И, конечно же, хочу пожелать всем нам, чтобы в 2005 году Россия стала экономически сильным и процветающим государством.