08 декабря 2005
1301

Виктор Христенко: Три саммита для Владимира Путина в Куала-Лумпуре

На боевых самолетах, как известно, устанавливается электронная система, позволяющая распознавать другие самолеты по принципу "свой-чужой", что очень хорошо известно как российским экспортерам "МиГов" или "Су", так и их покупателям в регионе Юго-Восточной Азии. Но экспорт истребителей в эти страны (прежде всего в Малайзию, Индонезию и Вьетнам) - не единственная причина, по которой они сегодня признают Россию однозначно "своей". Можно уверенно говорить, что их объединяет с Москвой единая философия взглядов на мироустройство. Она, в конечном счете, и привела к предстоящим 13 и 14 декабря событиям, которые пройдут в столице Малайзии Куала-Лумпуре.

Впервые в истории Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) приглашает российского президента на саммит Россия-АСЕАН. Так завершается эпоха перехода Москвы от как минимум "чужой" столицы, какой она была для АСЕАН 15 лет назад, к самому тесному из возможных для АСЕАН партнерств.

Коммунистический Советский Союз, как и коммунистический Китай, и их политика в Азии, были непосредственными причинами, по которым создавалась в 1967 году АСЕАН. Сейчас и Россия, и Китай, так же как Индия, Япония и Южная Корея и другие, оказались в узком круге стран, с которыми в конце осени - начале зимы десять высших лидеров стран, входящих в АСЕАН, проводят регулярные встречи на высшем уровне. США или ЕС, хотя и носят почетное звание "партнеров АСЕАН по диалогу", на уровень саммитов не вышли.

Первый в истории саммит Россия-АСЕАН - часть процесса выстраивания российской "восточной" внешней политики. Приходится постоянно читать чуть ли не обвинения Москве в том, что вместо "западного" крена она все больше "склоняется на восток". Но нужно быть очень плохим дипломатом, чтобы не воспользоваться в своих интересах переменами, происходящими в нашем мире. В частности - невиданным ростом экономической и политической мощи двух азиатских гигантов, Китая и Индии. Так же как и общим ростом влияния тихоокеанских стран, в числе которых и 10 государств АСЕАН.

Наконец, и новая активная политика России в регионе Центральной Азии, вызванная политической и экономической необходимостью, сделала ее более желанным партнером как Китая, так и Индии - и интересующихся новыми возможностями в центральноазиатском регионе стран АСЕАН.

То, что по своим взглядам на мироустройство, на принципы отношения государств друг с другом все упомянутые страны оказались очень близки и образуют некое сообщество единомышленников, можно считать исторической удачей, позволившей Москве чувствовать себя комфортно перед лицом общих тенденций глобальных перемен.

Именно эта тенденция подтолкнула Малайзию созвать в этот раз, впервые в истории, Восточноазиатский саммит, в котором будет участвовать еще более узкий круг стран, чем те, с которыми АСЕАН проводит ежегодные саммиты. Полноправными участниками этого нового форума или организации будут 14 декабря, кроме "десятки" АСЕАН, Китай и Индия, а также Австралия, но не Россия. Дело в том, что она подходит для членства в нем по признаку общности взглядов на мир, но не вписывается по важнейшему критерию - объему экономических отношений.

Восточноазиатский саммит пока что выглядит как идеологическое оформление мощной экономической реальности - создания в регионе некоего общего рынка все более активно торгующих друг с другом государств, среди которых несомненный лидер - Китай, а страны АСЕАН играют роль географического эпицентра такого рынка. И вот в эту реальность Россия, с ее примерно 4 миллиардами долларов товарооборота со всей десяткой АСЕАН, вписывается очень плохо. Потому что масштабы экономического сотрудничества в этом регионе измеряются сотнями миллиардов.

Желание Москвы войти в состав основоположников Восточноазиатского саммита очевидно и понятно. Что касается формальной стороны дела, то можно вспомнить, как 2 года назад именно Малайзия помогла Владимиру Путину принять участие в качестве гостя в проходившем тогда саммите Организации Исламская конференция, и выступить там с речью. В ОИК Россия также желала вступить (в качестве наблюдателя) - но не могла, поскольку мусульмане не образуют большинства ее населения. Компромисс, однако, был найден, наблюдательский статус в ОИК Москвой уже получен, и можно предположить, что нечто очень похожее произойдет и в этот раз.

А вот найти способ увеличить объем сотрудничества России и АСЕАН будет труднее. Известно, что 63,5% российского экспорта составляют "топливно-энергетические товары", то есть по большей части вывоз нефти и газа. Прежде всего - в Европу.

Как заявил, выступая на семинаре в Дели, российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, в ближайшие годы до 30% российского нефтегазового экспорта пойдет, в отличие от нынешней ситуации, в восточном направлении. То есть в Китай, Индию, Японию, Южную Корею. Но - не в Юго-Восточную Азию, которая попросту расположена слишком далеко. Еще Россия известна мировой экономике как экспортер самых разнообразных энергетических технологий (включая сооружение электростанций), поставщик вооружений - и это почти все.

Чрезмерный перекос в сторону вывоза углеводородов давно уже беспокоит Москву, и именно на Азию (в том числе Юго-Восточную) она возлагала большие надежды как на покупателя продукции российского технологического экспорта. Поэтому о технологиях (и туризме) как о ключевых отраслях пойдет речь как на саммите Россия-АСЕАН, так и на сопутствующем ему Деловом саммите, где встретятся главы компаний из России и Юго-Восточной Азии. На нем также выступит Владимир Путин.

Итого, получается, три саммита для российского президента в Куала-Лумпуре, на общую тему дальнейшей активизации восточного направления российской политики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

08.12.2005 г.

Политический обозреватель "РИА Новости" Дмитрий Косырев.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован