Круглый стол
Будущее российской экономики: прогноз структурных изменений
Важность долгосрочного прогноза состоит в том, что он позволяет оценить последствия различных вариантов экономической политики, в том числе последствия сегодняшнего выбора.
1. Аналитическое резюме
Подавляющая часть экономического роста России в 1999-2006 гг. была связана с количественным увеличением производства первичных ресурсов и продуктов их первоначальной переработки. Достаточно сказать, что добыча нефти за эти годы увеличилась более чем в полтора раза, производство черных металлов - более чем на 70%.
Дальнейший рост производства первичных ресурсов такими же темпами в принципе невозможен в силу ресурсных и мощностных ограничений. Именно замедление темпов роста производства первичных ресурсов обусловило некоторое замедление динамики роста российской экономики в последние полтора года. Резкое снижение темпов роста производства первичных ресурсов и их экспорта, при неизменности структуры экономики и сохранении высокой динамики импорта, неизбежно приведет к существенному снижению темпов роста ВВП уже в ближайшие годы.
В этих условиях основная нагрузка по ускорению экономической динамики ложится на перерабатывающие отрасли промышленности и часть отраслей сферы услуг. При этом удвоение экономики России в десятилетний период возможно, только в том случае, если эти отрасли обеспечат темпы экономического роста не ниже 10% в год. Двузначные темпы роста производства предполагают, фактически, необходимость утроения выпуска продукции и услуг в отраслях локомотивах производства.
Это означает, что перед Россией стоит задача по переходу от экстенсивного роста к интенсивной модели экономического развития, ключевой характеристикой которой является интенсивность структурных изменений. Ускорение экономического роста невозможно без ускорения структурных сдвигов.
2. Характер структурных изменений
Оценки, учитывающие отраслевую структуру и закономерности динамики различных компонентов конечного спроса, позволяют сделать вывод, что из более чем сотни укрупненных отраслей экономики в состоянии обеспечить рост выше 10% в год не более пятнадцати. В их числе - автомобильная промышленность, ряд отраслей инвестиционного машиностроения и химии, строительство, отрасли сферы финансовых услуг, средств связи и коммуникаций, науки и научного обслуживания. В режиме импортозамещения и при определенной поддержке государства возможно также в течение достаточно длительного периода времени ускоренное развитие легкой промышленности.
Динамичное развитие этих отраслей может обеспечить определенное ускорение динамики роста ВВП. Тем не менее, только за счет этого ограниченного набора укрупненных отраслей невозможно обеспечить действительный рывок в производстве. Существенную часть приращения экономической динамики должны дать изменения во внутриотраслевой структуре производства. Именно внутриотраслевая структура, внутриотраслевая конкуренция, внутриотраслевая специализация являются ключом к общему ускорению экономической динамики агрегированных отраслей и всей экономики. Главная проблема состоит в выявлении и стимулировании этих многочисленных, но весьма дисперсных точек роста. Именно эта проблема должна стать одной из ключевых в новом формате промышленной политики.
3. Качество роста
Высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва с развитыми странами в уровне экономического развития и благосостояния. Необходимо соответствующее качество роста.
Понимание качества роста как улучшение пропорций обмена в результате в первую очередь разнообразных структурных, технологических и иных изменений в экономике дает количественную меру всей совокупности качественных приращений, позволяет в итоге обоснованно корректировать количественные характеристики роста, оцениваемые официальными органами статистики.
Анализ воздействия качественных изменений в экономике на экономическую динамику позволяет сделать вывод, о том, что опережение Россией развитых стран в качественной компоненте роста на 1 проц. п. в год добавляет, в итоге, более 1 проц. п. экономического роста. И, наоборот, отставание - означает вычет этот же процентного пункта.
Таким образом, при разработке стратегии развития, а также в рамках сценарных прогнозных расчетов необходимо учитывать динамику относительного качества продукции на мировых рынках, возможное изменение пропорций обмена, особенно в рамках одноименных групп товаров, и, как следствие, изменение итоговых характеристик роста.
В долгосрочной перспективе возможности решения стратегических социально-экономических задач развития на 70-80% определяются потенциалом качества роста и улучшением пропорций обмена.
Однако факторы, предопределившие определенные качественные изменения в российской экономике в прошедшее десятилетие, практически полностью исчерпаны. Возможность дальнейших качественных приращений в экономике России связана с интенсивностью структурных изменений, инновационными процессами и инвестициями.
4. Цели развития
Следует признать, что в последнее время Россия постепенно начинает формировать и формулировать свои стратегические целевые установки. Это проявляется и во внимании к проблемам демографии, и в начале разработки национальных проектов, и в стремлении увязать государственное финансирование с конечными результатами.
В то же время этот набор идей, на наш взгляд, является далеко не полным и не замкнутым в том смысле, что отсутствуют важнейшая объединяющая компонента.
На наш взгляд такой компонентой, имеющей, безусловно, структурное измерение может стать формирование российского стандарта образа жизни.
Макроэкономические показатели не могут выполнить функцию целевых характеристик развития поскольку они лишь общее следствие целенаправленных действий государства и бизнеса и, в лучшем случае, играют роль итоговых учетно-статистических измерителей.
Межстрановые сопоставления также не могут заменить внятного и структурно определенного формулирования целей развития страны. Обращение к внешним образцам приводит к весьма невыразительным ориентирам, например, догнать США по потреблению мяса или перегнать Португалию по душевому ВВП.
В части формирования российского стандарта образа жизни есть вещи, которые на вызывают сомнения. Это программа масштабного жилищного строительства, второе жилье, автомобилизация, повышение экономической плотности территорий и др. Однако полноценная проработка всех составляющих российского стандарта образа жизни требует коллективных исследовательских усилий.
Следует заметить, что то, как реально формируются экономические и социальные предпочтения нашего общества в решающей степени предопределяет будущие структурные изменения всей экономики России.
5. Ближайшие изменения в экономической политике
Изменение структуры производства и ориентация на отрасли с потенциалом роста, выражающимся двузначными цифрами (10-20% в год) является необходимым условием удвоения ВВП, но, очевидно, не достаточным. Возникает вопрос: что может быть механизмом такого рода структурных и динамических изменений, на что можно опереться? Из того, что уже сейчас реально работает не так уж много. Фактически, это только потребительский спрос населения.
Несмотря на некоторое замедление экономической динамики в 2005 начале 2006 г. мы по-прежнему имеем быстро растущий спрос домашних хозяйств (на уровне более 10% в годовом измерении). Однако, как мы видим, этот спрос, способный порождать такую же высокую по уровню динамику производства, трансформируется лишь в стремительный рост импорта (в 1 квартале 2006 г. на 26% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) , и как следствие, в относительное и, в ряде случаев, абсолютное сокращение внутреннего производства. Проблема в том, что импорт растет сверхвысокими темпами (15 - 20% в год в реальном выражении уже более 6 лет), и если еще в 2002 г. импорт обеспечивал 25% прироста потребления домашних хозяйств, то теперь - более 50%. Если в 2001-2002 гг. рост спроса населения порождал импульс к росту внутреннего производства потребительских товаров и услуг на 7.5-8.0%, то сейчас, даже при несколько более высокой динамике реальных доходов населения, этот импульс, в силу возросшей доли импорта, не превышает 5.0%. Продолжение этой тенденции в течение пяти-семи лет приведет к стопроцентному покрытию прироста конечного спроса импортом и к формированию устойчивой тенденции абсолютного сокращения производства как потребительских, так и инвестиционных товаров и услуг в России.
Можно бесконечно говорить о низкой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Можно неустанно взывать к механизмам рынка и конкуренции. Но если при этом доля отечественных товаров на рынках постоянно снижается, если налицо проявления абсолютного сокращения производства необходимо что-то делать. Потому что еще немного - буквально несколько месяцев и замедление производства скажется на динамике доходов и конечного спроса. Доходы не будут расти без увеличения производства - это азбучная истина. Круг замкнется - экономика вступит в период стагнации без видимых шансов на восстановление значимого экономического роста.
Для того, чтобы не свалиться окончательно в эту воронки самовоспроизводящегося механизма снижения производства, доходов и инвестиций следует в первую очередь поставить правильный диагноз.
Этот диагноз состоит в следующем. Экономика достигла предела доступного ей уровня конкурентоспособности и превзошла этот предел в том смысле, что дальше, без специальных мер государственной поддержки, обрабатывающая промышленность России в целом (а не только отдельные ее неэффективные сегменты) не в состоянии противостоять увеличить товарное предложение на рынке.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени в России практически не проводилось масштабной протекционистской политики. Отчасти это было оправдано, поскольку экономика была защищена относительно низким курсом рубля. Но сегодня бездействие по этому направлению экономической политики является чрезвычайно опасным.
Необходимо мобилизовать и использовать одновременно сразу все макроэкономические и иные инструменты, ориентированные на стимулирование роста внутреннего производства. К числу этих инструментов, на наш взгляд, относятся следующие.
1. Разработка системы масштабных протекционистских мер, обеспечивающих защиту отечественной обрабатывающей промышленности. В качестве первоочередной защитной меры следует ввести запрет на ввоз в Россию (либо резкое ограничение) всех бывших в употреблении товаров, включая автомобили, авиатехнику, одежду, оборудование.
2. Резкое увеличение активности государства в инвестиционной сфере. Анализ перспектив развития российской экономики показывает, что задача удвоения ВВП за десятилетний период решается только в сценариях инвестиционной направленности, поскольку, во-первых, рост инвестиций не имеет столь жестких ресурсных ограничений и, гипотетически, может достигать 15 и более процентов в год, а, во-вторых, только при росте инвестиций в основной капитал на уровне не ниже 12-13% в год возможно решение задачи расшивки ресурсных, мощностных и иных ограничений экономического роста. В условиях недостаточной инвестиционной активности в частном секторе, государство должно взять на себя существенную часть инвестиционных рисков, а также выступить в роли инициатора вложений в основной капитал. При этом, направления вложений, на наш взгляд, не должны ограничиваться лишь инфраструктурными и инновационными проектами.
3. Увеличение масштабов государственного потребления. Учитывая, что бюджетная сфера в целом относится к низкодоходной части экономики и ориентирована на потребление товаров и услуг нижнего ценового диапазона, преимущественно отечественного производства, увеличение непроцентных расходов должно в большей степени стимулировать увеличение производства товаров и услуг, нежели рост инфляции.
4. Улучшение администрирования, в частности использование механизмов бюджетирования, ориентированных на конечный результат. В этой связи можно предложить, например, в качестве ключевой характеристики качества работы вновь назначаемых губернаторов использовать критерий соответствия динамики жилищного строительства в регионе требованию удвоения вводов жилья за 10 лет.
5. Учитывая чрезвычайную сложность и длительность бюрократических процедур, необходимо наделение Правительства особыми полномочиями с тем, чтобы процедура подготовки и принятия решений в ряде случаев была сокращена до минимума.
Когда структурные и стоимостные пропорции в экономике достигли критической черты, угрожающей самой возможности роста, необходимы специальные действия, призванные привести в норму в первую очередь эти самые структурные и стоимостные пропорции. Осуществить эти действия может только исполнительная власть. Причем проблема состоит в том, что осуществлять эти (или какие-то иные) меры по стимулированию внутреннего производства нужно незамедлительно.
Докладчик - В.В.Ивантер, академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
20 июля 2006 г.,
РИО-Центр