26 мая 2005
2986

Виктор Кременюк: `Экспорт демократии - это одно из самых благородных занятий`

После долгих лет стагнации постсоветское пространство залихорадило. И, в то время как Россия начала движение к укреплению государства, которое было расценено многими как отступление от демократии, соседние с ней страны, напротив, активно начали сложившуюся систему власти ломать, провозгласив курс на укрепление демократии.

Движение в разные стороны наглядно продемонстрировали события на Украине, вернее участие в них России, длительные пикировки Москвы с Тбилиси, разгоревшийся ныне конфликт с Латвией. Претензии Польши и стран Балтии в отношении признания факта оккупации их территории Советским союзом в 1940 году, поддержка Евросоюзом и США этих требований, а ранее - активная поддержка украинского политического процесса и осуждение российского участия в нем - все это однозначно свидетельствует о том, что разновекторное развитие России и некоторых стран постсоветского пространства, в том числе, прибалтийских республик, вступивших в НАТО и Евросоюз - реальная проблема, разрешить которую мало кто пытается, а некоторые, напротив, продолжают усугублять.

Джордж Буш-старший, посетивший на днях Москву, высказал приятное российскому президенту мнение: "Страны Балтии не должны предпринимать шагов, чтобы осложнять жизнь России", однако добавил: "Страны Прибалтики стали демократическими. Я этому искренне рад". Он также подчеркнул, что "всем сторонам надо смотреть в будущее...".

Но именно с этим у многих российских политиков есть проблемы. Они не желают признавать право бывших советских республик на самоопределение, закрепленное еще в Конституции советского образца, не считают нужным перед кем-то извиняться, и уж, конечно, не собираются позволять кому-то себя учить.

Весьма недипломатичное заявление, сделанное президентом В.Путиным на этой неделе, касалось территориальных претензий Латвии к России и, безусловно, подлило масла в огонь разгоревшегося конфликта между Москвой и Ригой. И хотя многие наблюдатели тут же заявили, что это был всего лишь ответный жест, предпринятый после длительного пренебрежительного поведения Латвии, неприятный осадок остался... И появились вопросы: насколько актуально начинать разбираться с Прибалтикой именно сейчас, насколько необходимо поставить все точки над "i", выяснить отношения до конца?

Может быть, причины наших противоречий совсем другие, и Латвия здесь играет вовсе не главную роль, а второстепенную, и вообще, вся эта история - лишь повод для чего-то другого?

Прокомментировать ситуацию МиК попросил Виктора Кременюка, заместителя директора Института США и Канады РАН, профессора:



- Я думаю, что это, во-первых, повод, чтобы излить свою желчь. А потом уже все, поезд ушел... Потому что Латвия теперь не Латвия, а член НАТО и член Европейского союза. И если у господина Путина возникнут какие-то проблемы, то надо теперь будет обращаться в Брюссель, и с Брюсселем все это дело утрясать, а не с Ригой.

Это можно было делать до принятия их в эти организации - попытаться им какие-то вопросы разъяснить, и выяснить что-то, не дожидаясь акта приема. А когда уже произошел акт приема, латыши будут себе спокойно сидеть, поплевывать на то, что скажет господин Путин, и говорить: идите вы в Брюссель и с ними все выясняйте...

То есть, у нас с ними уже практически исчезает двухсторонняя проблема, а возникают проблемы с этими двумя структурами.



- А насколько эти противоречия - с учетом того, что на стороне Прибалтики сегодня выступают США и Евросоюз, свидетельствуют о том, что западное оппонирование России продолжается, и, возможно, будет активизироваться в будущем?



В политическом смысле, остаточном, эта перепалка ничего не дает. Но работает, безусловно, против имиджа России. Потому что это все больше и больше позволяет говорить о том, что Россия никак не может забыть холодную войну, что она так и осталась в холодной войне, что она все еще мыслит какими-то имперскими категориями, что она не может приспособиться к изменившимся обстоятельствам, понять, что весь мир изменился и что Европа меняется. И она все еще живет прошлым....

А тем не менее, давно пора подвести черту, если нужно - принести извинения и забыть все это прошлое, начав работать на будущее. Но Россия этого никак сделать не может. Вот какой формируется тон...

Почему он важен и почему его формируют? Потому что, в принципе, конечно, обостряется вопрос из-за Украины и из-за Грузии - из-за того, что эти страны рвутся на Запад. Соответственно, Запад, западное общественное мнение и лица, принимающие решения, поставлены перед такой дилеммой - идти на ссору с Россией ради того, чтобы принять эти страны (может быть, к ним еще кто-нибудь присоединится, Молдова, например) в свой круг и тем самым, конечно же, оттолкнуть Россию, а это серьезная вещь? Или, напротив, все-таки продолжать ухаживать за Россией, а вот на эти обращения Ющенко и т.д., не очень обращать внимание...

Вот в свете этой проблемы, конечно, чем сильнее будет создаваться впечатление, что Россия вообще выпадает из хода событий и остается бог знает где, еще в 80-х годах, вот этот аргумент означает, что с Россией сейчас говорить не о чем. И надо говорить с другими странами, и строить систему европейского сотрудничества и безопасности в расчете на эти страны, а не на Россию. Вот, собственно, что происходит и это достаточно серьезно.



- А как Вы прокомментируете создание Джорджем Бушем "корпуса активного реагирования", целью которого является оказание "помощи самым молодым демократиям мира в переходе к миру и свободе, а также рыночной экономике". Многие российские эксперты тут же связали это решение с продолжением процесса экспорта революций на постсоветском пространстве, отнеся его к разряду потенциальных угроз.

Насколько это решение отвечает реальной американской обеспокоенности в отношении процессов, происходящих на постсоветском пространстве?



Понимаете, в чем дело... вот это решение - это первопричина. А то, о чем мы говорили вначале - последствия. Потому что первопричина, конечно, заключается в том, что под влиянием того, что Буш начал делать в Ираке и вокруг Ирака, активизировалось СНГ. Проамериканские тенденции, используемые при становлении демократических режимов, начали приобретать какую-то силу политической реальности. Американцы на это обратили внимание. Они колебались, стоит этим заниматься или не стоит. Затем поняли, что за этим будущее и сейчас безоговорочно этот процесс поддерживают.

Ну, а стенания нашего президента об экспорте или импорте... - пускай он их оставит себе. Всегда экспортировались революции и революционные идеи - и в Америку, и из Америки, и в Россию, и из России. Понимаете, экспорт демократии - это одно из самых благородных занятий. И ее экспортировали и в Японию, и в Германию, и ничего, прижилась и, будь здоров, как живет.

Поэтому, конечно же, Буш очень серьезное внимание придает этой идее экспорта демократии и будет ей заниматься, потому что он понимает, что есть перспектива создания нового дополнительного слоя стран, которые пока еще по уровню развития не тянут на то, чтобы войти в самую высшую группу наиболее развитых стран, но среди стран переходного типа создают такую проамериканскую группировку, в которую пока ни Россия, ни Китай не вписываются. Может быть, впишется Индия.

И вот они усиливают таким образом эту группировку стран продемократической ориентации, стран, которые проводят энергичные экономические реформы, чтобы тем самым расширять свое пространство.

Это, я еще раз повторяю, очень серьезная политика, и она, конечно, ориентирована надолго. Она учитывает мощную тенденцию, которая развалила Советский союз, которая развалила все коммунистическое содружество и которая, в принципе, сейчас очень здорово работает в третьем мире. И вот Буш на этом играет и на этом строит как бы черты мира по-американски, Pax Americana.

Ну, Россия может, конечно, по этому поводу хихикать, потому что, во-первых, России это не грозит, и она не входит в число этих стран, ну а то, что со временем вокруг нее может быть создана дополнительная группа стран проамериканской ориентации, мне кажется, пока этот фактор просто недооценивается. Потому что недооценивается возможность поворота Соединенных Штатов в сторону сдерживания России.

А такая возможность есть, пока теоретическая - что здесь, вблизи границ России, сформируется сильная группа стран типа ГУАМа, и там будут Украина, Грузия, Азербайджан, Молдова, и еще Белоруссию они отхапают... Тогда, конечно же, соблазн заблокировать Россию в Европе и очень серьезно заблокировать, появится. Усилится ли он?

Вот, допустим, сейчас Ширак может вполне потерпеть поражение на референдуме, он надоел французам, ему пора уходить. Следующий президент вряд ли будет столь же пророссийским, как Ширак. И Шредер может слететь, потому что, видите, там, в Германии, повернулись симпатии в сторону, противоположную тому, что делает Шредер. Поэтому может повернуться ситуация так, что для нас Европа, европейское пространство будет вообще наглухо закрыто...

Ну, тогда нам останется воевать и Исламом и любить Китай.

26.05.2005
http://old.iamik.ru/21855.html?%C2%E8%EA%F2%EE%F0__%CA%F0%E5%EC%E5%ED%FE%EA
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован