Будучи с визитом в Египте, президент В.Путин неожиданно заговорил о демократии. Он сказал, что "...демократия не может служить предметом экспорта, иначе она сразу превращается в инструмент достижения преимуществ одной страны над другой. Демократия становится демократией, только если она утверждается в результате развития всего общества". Несколькими днями ранее эта тема доминировала в Послании президента Федеральному Собранию - глава государства говорил о своей приверженности демократическим ценностям, подчеркивал важность развития демократических институтов и гражданского общества в России, напоминал о необходимости соблюдения прав и свобод человека.
Еще ранее, напомним, именно в этом усомнилась госсекретарь США Кондолиза Райс. В ходе своего визита в Москву, предваряющего приезд в российскую столицу президента Джорджа Буша на празднование дня Победы 9 мая, она несколько раз, в разных аудиториях, выразила свою обеспокоенность, сказав об этом, конечно, и Путину.
В этой связи некоторые эксперты предположили: может быть, такой акцент в Послании на демократические ценности был сделан намеренно, чтобы у важнейшего геополитического союзника не было больше сомнений? Тем более что они появились после того, как Джордж Буш в ходе встречи с Владимиром Путиным в Братиславе в феврале во всеуслышанье заявил, что верит Путину, когда тот говорит, что Россия идет по демократическому пути.
Прокомментировать ситуацию МиК попросил Виктора Кременюка, профессора, заместителя директора Института США и Канады РАН:
- Я не вижу большой разницы между тем, как проходила встреча Буша с Путиным, и как прошла встреча Кондолизы Райс с Путиным. Буш был очень критически настроен в канун встречи. Об этом он говорил в Брюсселе, и в достаточно резких и решительных тонах. И затем, в день встречи, с утра в Братиславе, он тоже фактически выразил ту же позицию, но немного приглушил свою критику после того, как встреча состоялась. И, видимо, какие-то договоренности между обеими сторонами были достигнуты.
Но, при этом, конечно, каждая сторона осталась при своих интересах: Буш не полюбил больше то, что происходит в России. Ну, а Путин не стал оправдываться и извиняться за то, что у нас такая адаптированная демократия, но заверил Буша в том, что она есть.
Слова Кондолизы Райс звучали немного более жестко, это правда, но, наверное, это произошло потому, что два месяца прошли, а в общем, никаких признаков того, что здесь что-то меняется в какую-то сторону, нет. И американцы дают понять, что они до бесконечности ждать не будут!
Они, конечно, пока еще не готовы принимать какие-то кардинальные решения, хотя, в общем, вопрос о вступлении Украины в НАТО начал быстро решаться, и можно понять так, что давление и со стороны блока, и со стороны Соединенных Штатов, достаточно активное, на Россию, будет продолжаться. И Россия должна что-то делать! А не отделываться какими-то, даже очень красивыми, словами.
Но, к сожалению, мне кажется, в Москве эта тема сейчас принимает характер какой-то пропагандистской войны, которая уже началась. Ее основными элементами являются заверения в том, что вся эта критика не связана с реальными делами, и на самом-то деле мы с американцами сотрудничаем в Афганистане, сотрудничаем в борьбе с терроризмом, в нераспространении ядерного оружия массового поражения и т.д. То есть, у нас есть целая совокупность вопросов, где мы очень близки и где, в действительности, мы почти союзники.
Ну, есть вопросы, где у нас не совсем близкие позиции, где есть расхождения. Но это же происходит и в отношениях между Францией и Соединенными Штатами, между Германией и Японией, и Соединенными Штатами. И вроде бы ничего страшного нет... Но все эти разговоры - из области пропагандистской войны! И, как мне кажется, это очень серьезная, крупная недооценка того, о чем американцы пытаются сказать нашему руководству!
Их беспокоит не просто то, что у нас какие-то признаки скатывания к тоталитаризму есть - ну, кого-то, может быть, это и беспокоит, есть там люди такие, идеологически настроенные... На самом деле их беспокоит то, что в России тормозятся реформы. Что Россия перестает решать свои проблемы и, наоборот, те решения в духе антидемократическом, без учета необходимости соблюдения демократических процедур, которые принимаются - в области социальной политики, в области экономической политики, в области отношений с регионами - они могут оказаться губительными!
И они боятся - как это было 14 лет назад, когда вдруг, в одночасье, на месте Советского Союза, который рассматривался как возможный и самый желательный партнер Америки в области мирового порядка, образовалась зияющая брешь, потому что страна распалась из-за дурного, неправильного руководства - что, не дай бог, что-то такое может произойти и здесь. Вот где озабоченность, понимаете?
И дело вовсе не в том, что нужны красивые слова о внимании к свободам и т.д. - все научились слова произносить и будут произносить, и их избыточно много. А дело в том, что, так сказать, под аккомпанемент этих слов в России может вновь создаваться мина замедленного действия, которая в какой-то момент рванет, и страна, обладающая тысячами боеголовок, окажется неуправляемой! Вот где проблема. Вот почему беспокоятся американцы.
И они, по-моему, судя по всему, периодически высказывают свое недовольство, так как они не уверены в том, что то, что делает Путин, на самом деле решает российские проблемы. И именно с этой точки зрения надо расценивать выступление Путина с Посланием.
Это хорошее, милое выступление, но в нем не были упомянуты эти проблемы - монетизация, положение стариков, перспективы для молодежи, отношения с регионами! Вообще, как будто, этих проблем нет... Вот это лишний раз, наверное, вызовет озабоченность у американцев. И вызовет новые вопросы: а, собственно, решаются ли проблемы в России? Или опять создается какая-то перспектива, когда здесь будет очередной провал, зияющая дыра, и американцам придется что-то здесь делать?
- А не складывается ли у Вас впечатление, что одним из доминирующих способов воздействия США на Россию станет именно активизация их политики на постсоветском пространстве? Чтобы таким образом, извне, втягивать Россию в этот процесс, показывать, может быть, пример российской элите? В саммите ГУУАМ, например, представители Вашингтона активное участие приняли...
Может быть, и да. Но они же понимают, что в России на все это смотрят с большим неодобрением, подозрительностью, и что это будет восприниматься как чисто антироссийская деятельность.
Другое дело, они начинают понимать, что функция России как, скажем так, "старшего брата" или страны, которая бы брала на себя ответственность за положение дел в бывших советских странах, не состоялась! И вот то, о чем сегодня абсолютно все говорят - что СНГ умирает, что СНГ не выполняет своих функций, что положение в других странах начинает требовать революционных перемен, а оно действительно начинает требовать перемен - все это есть свидетельство того, что Россия ...не тянет, грубо говоря.
А поэтому американцы должны брать на себя эту функцию - на себя или на другие структуры, которые между собой разберутся - что-то возьмет на себя НАТО, что-то Европейский союз и т.д. То есть, они возьмут на себя функцию присмотра за этими регионам, чтобы те тоже вдруг не оказались источниками конфликта, источниками бед, источниками незаконной миграции, и всего прочего...
Понимаете, это признак того, что России больше не доверяют! И не считают, что она может справиться с этими проблемами. А с ними справляться надо.
Поэтому, в первую очередь, я именно этот аспект проблемы вижу, а во вторую, конечно, я согласен с тем, что постсоветская политика Соединенных Штатов - это какое-то, прямое или косвенное, но обращение в адрес Москвы: видите, мы начинаем брать на себя функцию обеспечения стабильности в соседних с вами странах! В той же Грузии, в том же Азербайджане, на Украине - потому что вы там ничего не делаете или делаете только в интересах своих олигархов! А это проблемные страны, и придется нам ими заниматься. Но если нам придется ими заниматься, что забудьте о своем влиянии на этот регион!
Кондолиза Райс о "тревожных" тенденциях в России
Централизация государственной власти в руках Президента и подавление независимых электронных СМИ в России представляют собой "действительно тревожные" тенденции, считает Государственный секретарь США Кондолиза Райс. Выступая перед журналистами 19 апреля по пути в Москву, Райс заявила: "Со стороны демократии тенденции не были позитивными". Однако она также охарактеризовала Россию как "государство, которое еще находится на стадии перехода". "Картина противоречива, но это не Советский Союз", - сказала она.
По словам Госсекретаря, на своих переговорах в Москве в порядке подготовки к намеченной на май поездке Президента Буша в Россию она рассчитывает обсудить все вопросы - от торговли и энергетики до Ближнего Востока. "Очевидно, мы будем говорить о внутренних процессах в России и о сохраняющейся озабоченности в связи с ходом демократизации в России и вопросами, касающимися власти закона, которые важны для обеспечения доверия инвесторов к российской экономике", - добавила она. По ее словам, разговор о демократизации "предполагается вести в духе дружбы и дискуссии, а не в духе критики".
Отвечая на вопрос о целесообразности проведения следующего заседания "большой восьмерки" в России, Райс отвергла как контрпродуктивные любые попытки изолировать Россию в связи с тревожными тенденциями в области демократизации. "С точки зрения каждого Россия, идущая по пути демократии, приверженная принципам свободного рынка и продвигающаяся к этим западным и евроатлантическим структурам, была бы позитивной переменой для региона и мира. Поэтому изоляция России и угроза исключения русских из различных организаций не имеет смысла", - сказала она.
"С другой стороны, мы должны продолжать убеждать русских, что определенные обязанности возникают в связи с членством в "большой восьмерке", которая фактически является группой демократических государств, группой, полностью приверженной принципам свободного рынка, свободе торговли, власти закона", - заявила Райс.
В ответ на просьбу привести примеры нерешенных вопросов, относящихся к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), Райс упомянула проблемы прав интеллектуальной собственности, протекционистские меры в сельском хозяйстве и финансовые услуги. "Мы пытаемся работать с русскими в духе сотрудничества, чтобы они могли провести внутри страны перемены, которые затем обеспечили бы выполнение установленных требований по приему в ВТО", - заявила Райс.
20 апреля в интервью СNN Государственный секретарь Кондолиза Райс сказала: Будущее развитие России и ее отношения с Соединенными Штатами связаны с демократическим прогрессом в России. Президент России Владимир Путин "хочет сделать так, чтобы стране было лучше. Наша цель - постараться убедить его, что сильная, динамичная и жизнеспособная Россия в 21-м веке не может быть основана на государстве, которое так централизовано, которое не допускает альтернативных мнений в СМИ, поскольку величие России на самом деле в ее людях".
Она добавила, что эти дискуссии ведутся "не с обвинительным уклоном, мы не столько критикуем, сколько пытаемся говорить о том, почему демократический прогресс так связан с будущим развитием России, а также с развитием американо-российских отношений".
Райс находилась в Москве для встреч с российскими руководителями с целью подготовки визита Президента Буша в Москву 9 мая на празднование годовщины окончания Второй мировой войны. Однако упомянутые Райс "тревожные тенденции" в российской демократизации заняли видное место в ее выступлении перед журналистами по пути в Москву и в интервью по прибытии.
Как сказала Райс в интервью Си-би-эс, больше всего ее тревожит "то, что в России происходит некое сосредоточение власти в руках Президента, в Кремле, на самом деле за счет таких противовесов, как сильная законодательная или независимая судебная власть или, что, пожалуй, самое главное, подлинно независимые средства массовой информации. А это означает, что, какими бы ни были намерения Президента Путина или его окружения, эти другие институты не имеют возможности контролировать власть".
Телекомпании CNN она заявила, что арест бывшего руководителя нефтяной компании "Юкос" Михаила Ходорковского и суд над ним "вызвали среди инвесторов и в политических кругах серьезные опасения в связи с ролью власти закона и независимого суда в России". "Я бы надеялась, что Россия осознает: люди очень внимательно следят за этим, и это окажет огромное воздействие на то, как будут рассматривать в международном сообществе инвестиционный климат и политическое будущее России", - заявила Райс.
Она указала также, что для России будущее связано с развитием "прозрачных, добрососедских, дружественных отношений" с другими государствами бывшего Советского Союза. "Российское правительство, надеюсь, будет рассматривать эти государства как равных в международной системе, как подлинно независимые государства, - заявила она в интервью CNN. - А эти государства, полагаю, хотят иметь хорошие отношения с Россией, поскольку они глубоко понимают, что хорошие отношения с Россией им нужны".
На вопрос о предполагаемой ядерной программе Ирана и его реакторе в Бушере Райс ответила Си-би-эс, что Соединенные Штаты и Россия провели "полезные беседы" по этой проблеме, вызывающей серьезную озабоченность в связи с возможным распространением вооружений. По ее словам, в своих отношениях с Ираном "русские прошли долгий путь, стараясь внедрить гарантии против распространения, включая снабжение топливом с последующим возвратом отработанного топлива. Хотя это не решает проблему распространения полностью, это означает, что русские осознают, что иранцы не должны обогащать и перерабатывать ядерное топливо, поскольку это действительно создало бы значительный риск распространения". "Думаю, за последние несколько лет мы добились большого прогресса в том смысле, что русские вполне понимают это обязательство", - заявила Райс.
"Демократия в СНГ"
Статья председателя Хельсинкской комиссии США, члена Палаты представителей Кристофера Г. Смита (республиканца из шт. Нью-Джерси), опубликованная 12 января с.г. в газете "Washington Times", в полной мере отражает отношение Вашингтона к процессам, происходящим на постсоветском пространстве:
- В прошлом году страны бывшего Союза Советских Социалистических Республик сотрясло политическое "землетрясение". Грузинская "Революция роз" 2003 года и продолжающаяся "Оранжевая революция" в Украине бросают прямой вызов правящим элитам в России и в других странах бывшего Советского Союза. Они также угрожают пустить под откос проводимую Президентом России Владимиром Путиным политику сохранения как можно большей степени контроля над бывшей советской империей.
Повсюду в этом регионе бывшие коммунистические правители, объединившиеся с олигархическими группами, в той или иной степени захватили контроль за экономической и политической аренами в своих странах. Торжественно обязавшись соблюдать принципы демократии, добровольно взятые ими на себя при вступлении в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1992 году, эти лидеры остались у власти, манипулируя выборами и исключая потенциальных соперников, порой используя любые необходимые средства. Контроль исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями власти, а также силовой аппарат государства позволили путем угроз в значительной степени отбить у общественности охоту заниматься политикой, которая остается игрой "только для своих".
Эта схема неплохо послужила Кремлю. Создание альянсов с лидерами сомнительной легитимности оказалось идеальным способом остановить "вторжение западного влияния" с его раздражающей идеей свободных и честных выборов. Начиная с конца 1990-х годов возглавляемые представителями России делегации наблюдателей от Содружества Независимых Государств (СНГ), как правило, одобряли выборы в странах СНГ, которые наблюдатели от ОБСЕ подвергали критике или хвалили так, что не поздоровится. Таким образом, Москва продемонстрировала столицам других стран СНГ, что, в отличие от США, Россия не будет оспаривать их право править всеми правдами и неправдами и, в отличие от нравоучительного Запада, является для них надежным бастионом.
Поэтому демократическая революция, которая охватила Грузию в прошлом году, ужаснула лидеров других бывших советских республик. Впервые в постсоветском пространстве лидеры оппозиции объединились для мобилизации широкого движения протеста, которое отклонило результаты подвергнутых манипулированию выборов. Появление Михаила Саакашвили, который возглавил грузинскую "Революцию роз" и впоследствии был избран Президентом в результате блестящей победы на выборах, стало сигналом не только конца коррумпированного, отживающего свой век режима Эдуарда Шеварднадзе: г-н Саакашвили стал символом первого всенародного восстания против превалирующей в постсоветском пространстве системы псевдодемократии. То, что сейчас происходит в Украине, является логическим продолжением того, что началось в прошлом году на Кавказе. И каждый успешный прецедент ободряет оппозиционные движения в других странах СНГ и вселяет надежду в обедневшую, разочарованную и, казалось бы, безразличную общественность, доказывая, что реальные перемены возможны.
Вид победившего на выборах Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, возвещающих наступление Нового года на Площади независимости в Киеве, вне всякого сомнения, вызывает тоску у других лидерах СНГ и вдохновляет тех, кто живет при репрессивных режимах в других странах региона. Впервые раскритиковав выборы, проведенные в бывшем Советском Союзе, наблюдатели на выборах от СНГ полностью разоблачили себя, подвергнув хуле повторный второй тур президентских выборов в Украине 26 декабря и поставив под сомнение законность его итогов.
Если "Революция роз" в Грузии была для Кремля достаточно плохим знаком, то "Оранжевая революция" в Украине стала для него сущим кошмаром. Помимо ошеломляющей потери лица г-ном Путиным, который открыто агитировал в поддержку пророссийского кандидата Виктора Януковича, "власть народа" больше невозможно отвергать как аномалию или отклонение, возможное только в такой небольшой, нестабильной и нетипичной стране на диком Кавказе, как Грузия. На этот раз уже и "братья-славяне" в лице европейской Украины также настояли на том, чтобы выборы были честными и отражали волю избирателей. Надпись на кремлевской стене четко гласит: мирные всенародные протесты, поддерживаемые стандартами ОБСЕ в отношении выборов, могут сломить укрепившиеся коррумпированные режимы, которые подтасовывают результаты выборов, чтобы остаться у власти.
Когда остановится распространение этой "заразы"? Встревоженная Москва отреагировала нападками на ОБСЕ. Россия, другие бывшие советские республики и все страны ОБСЕ официально согласились с тем, что демократия, основанная на воле народа, регулярно выражаемой посредством свободных и честных выборов, является единственной приемлемой формой правления для наших стран. Но когда ее система альянсов оказалась в опасности, Россия в июле прошлого года организовала нападки СНГ на "несбалансированный" акцент ОБСЕ на демократии и правах человека, за которыми в сентябре последовал град упреков, помимо прочего, в связи с якобы существующими в ОБСЕ двойными стандартами в отношении выборов. (В ответ 106 правозащитников, в основном из стран СНГ, дали резкую отповедь этим нападкам на главной встрече ОБСЕ по правам человека года, проведенной в октябре.) Теперь Москва угрожает парализовать основанную на консенсусе работу ОБСЕ, если та не пересмотрит и не выхолостит свои традиционные принципы в отношении выборов, под предлогом установления "минимальных стандартов" для определения того, насколько свободными и честными являются те или иные выборы. Россия также проталкивает предложение о преуменьшении роли прав человека и демократии в работе полевых миссий ОБСЕ в странах СНГ. Признавая власть идеалов, стоящих за ее обязательствами перед ОБСЕ, которые она приняла на себя, Россия, по-видимому, исполнена решимости выхолостить демократические принципы, которые являются самой сутью ОБСЕ.
Важно, чтобы США решительно отреагировали на этот вызов, настояв на том, чтобы не было никакого отступления от обязательств перед ОБСЕ и принципов ОБСЕ, для того, чтобы утихомирить г-на Путина, "святого покровителя" постсоветской "управляемой" демократии. Возможно, Москва вознамерилась ускорить кризис в ОБСЕ или даже угрожать самим его существованием. Тем не менее, решительно выступив против манипулируемых выборов в Украине, США и их демократические партнеры по ОБСЕ не должны идти на уступки. Выхолащивание демократической идеи ОБСЕ не только подорвало бы значение этой организации, но и нанесло бы удар по собственно борьбе народа за свободу.
Член Палаты представителей Кристофер Г. Смит, республиканец из шт. Нью-Джерси, является председателем Хельсинкской комиссии США.
Хельсинкская комиссия США является независимым федеральным агентством, которое в соответствии с законом осуществляет наблюдение за реализацией положений Хельсинкских соглашений и поощряет ее. В созданную в 1976 году комиссию входят девять сенаторов, девять членов Палаты представителей и по одному представителю от Государственного департамента, Министерства обороны и Министерства торговли США.
29.05.2005
http://old.iamik.ru/21577.html?%C2%E8%EA%F2%EE%F0__%CA%F0%E5%EC%E5%ED%FE%EA