В Иркутске прошло выездное заседание Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, возглавляемой Николаем Рыжковым. Сенаторы в центр обсуждения вопроса о законодательном обеспечении развития Сибири и Дальнего Востока поставили проблемы хозяйственного освоения территорий в зоне Байкало-Амурской магистрали. О позиции иркутян шла речь в докладах губернатора области Александра Тишанина и председателя Законодательного собрания Виктора Круглова. Своими оценками на это счет поделились Валентин Межевич и Дмитрий Мезенцев, представляющие в Совете Федерации Иркутскую область. В обсуждении докладов приняли участие и руководители ведущих предприятий региона.
Сразу после заседания мы попросили председателя областного парламента Виктора Круглова ответить на наши вопросы.
- Пожалуй, впервые за последние годы столь представительная делегация Совета Федерации побывала в Иркутской области. Видимо, стоит ожидать продолжения разговора, начатого на иркутской встрече?
- Не только продолжения разговора, но, самое главное, конкретных действий. В начале мая мне с группой депутатов довелось вновь побывать в Усть-Куте и Казачинском, проехать через Звездный, Нию, Небель, Улькан, Магистральный. И пришлось пережить двоякое чувство. К гордости за дела строителей примешивалась горечь от сегодняшнего положения. Нет, поезда по БАМу идут, но в глаза бросается запустение, брошенные дома с выбитыми стеклами, тишина на бывших производственных участках. Контраст невольно усиливали воспоминания о недавнем времени, когда здесь жизнь била ключом. Сегодня людей интересует главный вопрос: что их ждет в ближайшее время? Вспомнит ли о нас государство, спрашивают бамовцы, или остается надеяться только на себя?
Проблем в наших северных районах накопилось очень много. Мы их хорошо знаем, поскольку здесь живем. Надеемся, что наши оценки и предложения Совет Федерации учтет в законодательной деятельности. И в этой связи поездку сенаторов в наши края воспринимаем как реальный шаг к оценке накопившихся проблем и принятию практических решений. Речь должна идти о скоординированных действиях государственных органов, реализующих экономическую и политическую стратегию России на востоке страны через комплекс программных документов, которые бы определили государственные приоритеты. И создали бы благоприятный режим частному капиталу для участия в реализации этих планов.
- Участники заседания разделили Ваши оценки, изложенные от имени областных законодателей?
- Они вошли в итоговые рекомендации. Это вселяет уверенность, что в правительстве к ним отнесутся самым внимательным образом. Только надо поспешить с подготовкой этих документов. Опыт показывает, что индустриальная мощь Приангарья создавалась, благодаря реализации крупномасштабных проектов, подготовкой которых по заданию государства занимались ведущие ученые и научные институты при широкой опоре на специалистов-практиков. С прокладкой БАМа появились и реальные планы по созданию еще одного мощного территориально-производственного комплекса - Верхне-Ленского, в который бы вошли территории не только вдоль магистрали, но и соседние, включая наш "дальний север" - Киренск, Бодайбо, Катангу. В частности, открывается отличная перспектива создания в Верхне-Ленской промышленной зоне крупного центра газохимии. С учетом освоения Ковыктинского месторождения, перспектив "Саянскхимпласта" и Восточно-Сибирской газовой компании - это выведет Иркутскую область в число ведущих регионов по развитию газохимии - одной из наиболее эффективных на сегодня отраслей экономики.
Программа, на наш взгляд, должна формироваться в пределах существующих административно-территориальных образований, как с учетом бюджетов территорий, так и различных инвестиционных компаний и финансово-промышленных групп при ведущей роли региональных властей. Важно не просто освоение, а комплексность развития экономики, что предполагает создание в северных местах предприятий переработки, пищевой промышленности, дорожного строительства, промышленности стройматериалов, всей социальной инфраструктуры. В сегодняшней ситуации практически единственным способом реанимировать БАМ, сделать дорогу рентабельной и на этой основе дать перспективу развития северным территориям является интенсификация хозяйственной деятельности в зоне тяготения к магистрали. Бамовская проблема всегда имела ранг крупной общегосударственной задачи, и сегодня ее нельзя рассматривать по-иному.
- Замахнуться можно на многое, но где взять деньги для реализации амбициозных планов?
- Смелее следует использовать возможности частно-государственного партнерства. Нам надо учиться вести достойный диалог между бизнесом и властью, отстаивая интересы региона и государства. Путь к этому лежит через создание инвестиционной привлекательности региона, но это вовсе не означает заигрывания с финансово-промышленными группами, банковскими или иными влиятельными структурами. Бизнес стремится в те регионы, где сохраняется стабильность, имеется надежная правовая база, гарантии сохранения капитала и условия для экономического роста. Но, с другой стороны, финансово-промышленные группы должны знать и выполнять наши условия, касающиеся социального партнерства и социальной ответственности. Конечно, одними увещеваниями тут ситуацию не изменишь, а вот разумная налоговая политика могла бы принести результаты.
- Что Вы имеете в виду?
- Почему бы не ввести особый порядок налогообложения предприятий#184; осуществляющих хозяйственную деятельность в северных районах. За основу здесь должен быть взят принцип самоокупаемости и саморазвития при регулярной и последовательной поддержке государством "базовых" видов деятельности, т.е. тех видов, которые со временем возместят затраты. Однако в особом случае необходимо предоставление налоговых льгот новым предприятиям, занимающимся диверсификацией производства моноотраслевых населенных пунктов, и предприятиям, способствующим повышению самообеспеченности региона конечной продукцией. В то же время целесообразно установить дополнительные местные налоги и сборы. Во-первых, предприятиям, набирающим рабочую силу за пределами зоны БАМа. Во-вторых, предприятиям, допускающим загрязнение окружающей среды выше допустимого уровня. В-третьих, предприятиям, работающим на давальческом сырье, привезенном из-за пределов зоны БАМа, и "передающим" по этой причине основные объемы налоговых платежей на другие территории.
Могут, конечно, быть и другие предложения. Несомненно, одно: требуется законодательное закрепление налоговых льгот для предприятий, занимающихся производственной деятельностью в северных районах. Они вправе рассчитывать на ощутимую государственную поддержку.
- Многие обратили внимание, что в своем докладе Вы сдержанно говорили об экспортных перспективах поставок леса и других природных богатств.
- Нам нужно создавать условия для развития новых производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, и уходить от экспортных поставок сырья, круглого леса. Ресурсы же не беспредельны. И, самое главное, надо помнить о собственных нуждах. У нас под ногами газовый океан, а мы никак не можем привести "голубое топливо" на промышленные предприятия, в теплоэнергетику, дома наших жителей. Любой вид энергоносителей должен в первую очередь обеспечивать комфортность проживания, функционирование отечественной промышленности, использоваться максимально в быту. И только избытки могут направляться на экспорт. Пока же на деле у нас так не получается, хотя имеются реальные планы по газификации области, и северные месторождения в районе БАМа могли бы, как я уже говорил, стать основой для развития в этих местах газохимии и масштабной газификации населенных пунктов. Мы же ни один год топчемся на месте, хотя имеем выгодный для всего Приангарья областной газовый проект.
Нам следует задуматься над тем, как ликвидировать стимулы экспорта энергоресурсов. Для этого их цена на внутреннем рынке должна соответствовать мировому уровню. Но при этом потребителям данного сырья государством должна компенсироваться доля расходов, которая появляется из-за разницы в климатических и пространственных условиях с основными мировыми конкурентами. И это наше предложение вошло в итоговые рекомендации.
- Помимо предложений, касающихся экономических проблем, от имени областных парламентариев были сформулированы и предложения, связанные с социальной сферой, устройством местного самоуправления. Что заставило именно к ним привлечь внимание сенаторов?
- Все наши предложения подсказаны самой жизнью, реальной практикой. Мы завершили муниципальную реформу, выполнив все требования федерального закона, касавшегося реорганизации местной власти. В нем были заложены стандартные требования к формированию территориальной организации местного самоуправления для всех российских регионов - от жаркого юга до крайнего севера. Мы выдержали все требования, в том числе и о пешеходной доступности. В итоге получили муниципальные образования с населением менее тысячи человек, в которых пришлось избирать глав поселений, депутатов, вводить муниципальных служащих, формировать пустой, но самостоятельный бюджет. При отсутствии подготовленных кадров, доходных источников говорить об эффективном решении вопросов местного значения в таких муниципальных образованиях не приходится.
Полагаем, что территории, прилегающие к БАМу, а также иные северные территории, недра которых содержат огромные запасы нефти, газа и других полезных ископаемых, безусловно, являются стратегическими. Очевидно, что органы местного самоуправления здесь не могут и не должны решать вопросы государственного значения. В этой связи границы таких муниципальных районов необходимо устанавливать с учетом стратегических государственных задач, с целью максимально эффективного их решения. И наше предложение касалось создания в границах муниципальных районов административных округов с прямым государственным управлением. При этом, местное самоуправление сохранялось бы только на поселенческом уровне. Надеемся, что наше мнение будет учтено.
- А через предложения, связанные с социальной политикой, красной нитью проходит мысль о том, что главное богатство севера - человек .
- Технологический прорыв при экономическом освоении зоны БАМа не только возможен, но и обязателен. Однако мы должны подумать о том, кто будет решать эти задачи, где мы возьмем кадры подготовленных специалистов. Вот у меня две справки. Усть-Кутский район за три года потерял почти три тысячи человек. В Казачинско-Ленском районе положение получше, но там почти уже не осталось приезжего населения. Естественный прирост в том и другом районах имеет отрицательный показатель.
Что надо делать? Вводить особую государственную демографическую политику с льготным режимом трудовой занятности женщин при сохранении полного финансового обеспечения. А еще надо укреплять базу здравоохранения, развивать социальную инфраструктуру. Северяне вправе рассчитывать на получение квалифицированной медицинской помощи непосредственно по месту жительства, а не в Иркутске. И здесь не надо смотреть в сторону Москвы. Многое по силам и региональной власти.
Не следует забывать и о такой важнейшей задаче, как подготовка кадров. Коммерциализация высшего образования вдвойне губительна для молодых северян. Ведь им помимо платы за учебу потребуются немалые деньги для проезда, хотя бы пару раз в году, домой и к месту учебы, а еще надо на что-то жить, питаться. В итоге мы можем остаться без собственных кадров, для которых север - родной дом. Нам было крайне обидно, когда наш Иркутский технический университет - кузница сибирских инженеров - не смог попасть в число инновационных вузов в рамках национального проекта "Образование". Не хватило при голосовании одного голоса. Вот и задаешься невольно вопросом, нужны ли такие конкурсы, когда во внимание не принимается реальная ситуация в регионе, а все решают закулисные интриги. А ведь получи наш "политех" такой статус, в северных районах появилось бы больше толковых специалистов, готовых к работе в суровых местах, где так нужен молодой задор.
- Был затронут и вопрос о северных пенсиях.
- Как можно было промолчать, если затрагиваются интересы сотен людей, судьбы которых были связаны с севером. По действующему пенсионному законодательству при выезде за пределы северных регионов прекращается учет районных коэффициентов для расчета базовой части трудовой пенсии. Разве это справедливо! Мы настаиваем на том, чтобы при определении размера базовой части трудовой пенсии учитывались "северные" коэффициенты. Независимо от места жительства пенсионеров, вынужденных покинуть северные места. Эта проблема может быть решена только на федеральном уровне путем совершенствования пенсионного законодательства. Наше Законодательное собрание уже обращалось в федеральные органы, но вопрос так и остается открытым.
- Видимо, подобные факты и заставили высказать в докладе критические замечания, касающиеся взаимопонимания с федеральными законодателями.
- Начиная с 2001 года, в Государственную Думу нами направлено свыше 50 законодательных инициатив, в большинстве своем по налогам, бюджету, хозяйственной и предпринимательской деятельности, но наш голос практически так и не был услышан. Как правило, получаем стандартные отписки - "правительство не дало положительного заключения". А ведь мы обращали внимание на ключевые моменты. Возьмем Лесной, Водный кодексы. У нас были убедительные аргументы, свидетельствовавшие о пробелах в порядке государственного контроля над состоянием лесного фонда и использованием водных ресурсов. Стоит отметить, что наши инициативы были поддержаны и законодателями многих других регионов. Сейчас мы добиваемся корректировки Закона "О недрах".
Не удается пока нам доказать правоту в вопросах, связанных с межбюджетными отношениями. Централизация налогов за пользование недрами на федеральном уровне больно бьет по регионам и таким территориям, как зона БАМа. Из-за перераспределения властных полномочий расходные обязательства наших муниципальных образований по итогам 2006 года выросли на 21 процент. У нас только пять муниципальных образований не являются дотационными, а большинство покрывают за счет собственных доходов не более 40 процентов расходных обязательств (а то и намного меньше). Без реального увеличения бюджетной обеспеченности муниципальных образований низового звена реформа местного самоуправления обречена на неудачу.
У нас много городов, образованных на базе одного крупного предприятия. Большинство из них находятся в собственности Российской Федерации. И многие, ранее финансово благополучные, в настоящее время проходят процедуру банкротства. Это ГОК "Мамслюда", Алексеевская и Киренская ремонтно-эксплуатационные базы флота, Осетровский речной порт и т.д. Остановка производства на таких предприятиях влечет за собой массовую безработицу, социальную напряженность. Могу с уверенностью сказать, что в результате неэффективного управления со стороны федеральных органов власти остановлено производство на Тулунском и Бирюсинском гидролизных заводах. В настоящее время акции этих заводов переданы в собственность области, но переданы в тот момент, когда помочь восстановить деятельность предприятий практически невозможно. Предвидя подобное развитие ситуации, областные власти неоднократно направляли в правительство предложениями по преодолению кризиса. И опять нас не услышали, а ведь можно было бы избежать печальных последствий.
04.06.2007
http://www.irk.gov.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=1395