31 июля 2006
790

Виктор Литовкин: Оружие для Венесуэлы - только бизнес

Визит президента Венесуэлы Уго Чавеса в Россию принес немало радости отечественной оборонной промышленности. К уже подписанным соглашениям (контракт на 52 млн. долларов США на поставку 100 тысяч автоматов Калашникова и патронов к нему, два соглашения общей стоимостью 474,6 млн. долларов по строительству в Венесуэле завода по производству по российской лицензии автоматов АК-103 и предприятия по выпуску к ним патронов калибра 7,62 мм), добавились договоренности о продаже Венесуэле 38 российских вертолетов Ми-17В-5 и Ми-35М на 484 млн. долларов. А потом - контракт на поставку Каракасу 24 многофункциональных истребителя СУ-30МК2. По словам министра обороны России Сергея Иванова, сумма этих контрактов превысила 1 млрд. долларов.

Латинская Америка не относится к традиционным российским партнерам в сфере военно-технического сотрудничества. Она всегда считалась вотчиной США, и Вашингтон очень бдительно следил за тем, чтобы никто, тем более СССР, а затем и Россия, сюда не проникали. Множество тендеров на поставку той или иной военной продукции на этот рынок Москва проигрывала только потому, что в игру вступали люди из США. Так было, в частности, и в Бразилии, где АХК "Сухой" раз за разом уступал в тендере на поставку в эту страну своего уникального истребителя Су-35. А Рио-де-Жанейро, в конце-концов, отменял результаты этого тендера, так как тот боевой самолет, который ему навязывает Пентагон, бразильцев не устраивает. И по цене, и по тактико-техническим характеристикам. Но вырваться из "объятий" старшего брата у них никак не получается.

Венесуэла здесь никогда не была исключением. Правда, многое в отношении Москвы и Каракаса изменил приход к власти в стране революционно настроенного и не скрывающего своих антиамериканских убеждений подполковника Уго Чавеса. Он резко повернул вектор военно-технического сотрудничества страны. Поводом для этого стало введенное Вашингтоном эмбарго на поставки запасных частей к американскому оружию и боевой технике, которые стоят на вооружении венесуэльской армии. Фактически вооруженные силы Венесуэлы оказались из-за этого под угрозой полной потери боеготовности. И, по словам Чавеса, в ответ на такие протекционистские действия США, он заменит 21 истребитель F-16 на самолеты российского производства. Тем более, что, как заявляет "мятежный президент", "русский Су-30 - это самый лучший в мире истребитель". А пресловутые F-16 Венесуэлы он обещал продать или подарить Кубе или Китаю.

Так это будет или не так, но перспектива поставок отечественных истребителей на латиноамериканский континент подняла настроение отечественному оборонно-промышленному комплексу, который переживает сегодня не лучшие времена. Российские летчики даже прилетели на двух истребителях Су-30МК2 на празднование 195-й годовщины независимости Венесуэлы, продемонстрировали там чудеса воздушной акробатики в небе над восторженной многотысячной толпой гостей праздника и жителей страны. "Я думаю, это самая надежная реклама как самолету, так и его двигателю", - заявил по этому поводу Сергей Иванов.

Правда, русскими истребителями, вертолетами и стрелковым оружием "аппетит" венесуэльского президента не ограничивается. Он не против закупить у России несколько подводных лодок класса "Амур", зенитно-ракетные системы ПВО для сухопутных войск, такие, как "Тор-М1" и "Оса-10", боевые машины пехоты и другое вооружение. Всего на 3 млрд. долларов. Это практически половина той суммы, которую заработала Россия на поставках своего оружия за рубеж в 2005 году.

И тут нужно сделать небольшую, хотя и очень важную оговорку. Поставки российского оружия в Венесуэлу ничего общего не имеют с демонстративным антиамериканизмом президента Чавеса и вообще со стремлением досадить Вашингтону. Для Москвы - это, как говорится, только бизнес и ничего личного. Данное обстоятельство можно было воочию заметить по тому, как принимал в Кремле своего латиноамериканского коллегу президент Владимир Путин. В отличие от Минска и даже Волгограда и Ижевска, где до Москвы побывал венесуэльский гость, никаких словесных выпадов и, тем более, политических заявлений и критики в адрес Соединенных Штатов не звучало и не могло прозвучать. Президент России строго придерживается объявленной им позиции: "Ни в какие священные союзы мы не собираемся вступать". Россия это и не делает.

- Наше военно-техническое сотрудничество, - сказал Владимир Путин в присутствии президента Чавеса, - не направлено против третьих стран, а направлено на то, чтобы поднимать нашу экономику и уровень жизни населения.

И президент Венесуэлы не возразил против этого тезиса.

Более того, поставки оружия Венесуэле, объем и номенклатура которых, кстати, никак не нарушают сложившийся в регионе баланс сил, не являются для России самоцелью. Планы ее бизнеса в этой стране гораздо шире. "Газпром" выиграл тендер на добычу нефти в Венесуэльском заливе, ЛУКОЙЛ приступает к бурению скважин на реке Ориноко, будет помогать местным нефтяникам добывать там углеводородное топливо, идет подготовка к строительству газопровода из Венесуэлы через Бразилию в Аргентину, до Рио-де-ла-Плато. 8 тысяч километров через джунгли и сельву. За решение такой задачи никто в Южной Америке еще не брался, а стоимость работы оценивается приблизительно в 20 миллиардов долларов... Разве это не свидетельство прагматических двусторонних отношений, построенных на интересах бизнеса и повышения уровня благосостояния обоих народов?

Но вернемся к военно-техническому сотрудничеству России и Венесуэлы. Специалисты задаются очевидным вопросом. Справится ли с такой задачей отечественная оборонная промышленность? "Нахватать" заказы легко - как потом их выполнить? Ведь проблемы, которые висят гирями на ногах российского ОПК, - старение технологического парка и кадрового потенциала, потеря многих передовых технологий, распродажа предприятий, поставщиков комплектующих, особенно четвертого и пятого уровня, груз мобилизационных мощностей, незадействованных в работе, но повышающих себестоимость выпущенной продукции, а, значит, и резко снижающих прибыль, не дающих возможности для обновления производства, - все это никуда не делось. Вряд ли с таким грузом проблем можно будет вытянуть венесуэльские контракты, ведь есть еще обязательства перед Китаем, Индией, Алжиром, другими странами, сомневаются эксперты. А сюда надо добавить и возросший гособоронзаказ для собственной армии. По силам ли ноша?

В Минэкономразвития России отвечают на эту озабоченность коротко. Заказ Каракаса рассчитан не на один год, а, как минимум, на три-пять лет. Он полностью вписывается в производственные возможности задействованных в нем предприятий. А аванс, полученный от Венесуэлы, как и поставки ею нефти в счет оплаты контрактов, помогут "оборонке" и обновить фонды, и подтянуть заводы, поставщики комплектующих, и подготовить новые высококвалифицированные кадры... Когда у тебя есть бизнес-планы на несколько лет вперед, легче рассчитать свои силы и выстроить тактику и стратегию эффективной работы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

31-07-2006
http://pda.rian.ru/analytics/20060731/52052661.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован