Среди уникальных видов оружия и боевой техники, которые выпускает российская оборонная промышленность, особое место принадлежит реактивным система залпового огня (РСЗО). И среди них самой мощной боевой машине - 300мм РСЗО "Смерч", который еще иногда называют праправнуком легендарной "Катюши". И в этом практически нет журналистского преувеличения.
То, что России принадлежит мировой приоритет в создании РСЗО, - исторический факт. Первый патент за номером 3603 от 9 апреля 1939 года за "Механизированную установку для стрельбы ракетными снарядами различных калибров" был выдан отечественным изобретателям Андрею Костикову, Ивану Гваю и Василию Аборенкову. Создателям того самого "реактивного миномета" под названием "Катюша", что 14 июля 1941 года одним залпом уничтожил несколько фашистских эшелонов с топливом, боеприпасами и бронетехникой на станции Орша. Фактически перемешал станцию с землей. Командовал батареей "Катюш", знают многие, капитан Иван Андреевич Флеров. А выпущены те боевые машины были в самом секретном цеху московского завода "Компрессор" перед самым началом Великой Отечественной войны.
Праправнук "Катюши" РСЗО "Смерч" появился на свет в 1986 году, принят на вооружение в 1989-м, а между ними были БМ-13, БМ-14, система "Град", "Ураган" и их модификации. Эти системы, по словам Николая Макаровца, героя труда, доктора технических наук и генерального директора Тульского ГНПП "Сплав", прародителя, головного разработчика и производителя реактивных систем залпового огня, занимает в оружейном мире второе место по популярности. Уступая пальму первенства только автомату "Калашникова". То, что это утверждение не требует доказательств, свидетельствуют и последние события на Ближнем Востоке.
Правда, упреков в том, что эти системы поставила боевикам "Хезболла" Россия не последовало. Почему? Дело в том, что РСЗО "Град" (пакет из нескольких или двух десятков стальных труб, возможны модификации, размещенных на автомобильном шасси или на каком-либо другом станке, так называемый "партизанский" вариант, стреляющий на 20 км) выпускают и продают по всему миру, в абсолютном большинстве даже без российской лицензии, как контрафактную продукцию, более полутора десятка стран. По советским войскам, находившимся почти десять лет в Афганистане, тоже стреляли "Грады", которые в СССР уже давно прекратили делать. Тульский завод "Штамп", пять процентов продукции которого составляют знаменитые самовары, в обычном и экспортном, с различными картинками, исполнении, а остальные 95 процентов когда-то РСЗО, прекратил выпускать "Грады" и поставлять их за рубеж еще в 80-е годы прошлого столетия.
Так что воюющий мир уже давно обходится здесь без нашего участия. Хотя истины ради, надо заметить, что тот "партизанский вариант", которым обстреливали наши войска в Афганистане местные и пришлые моджахеды, а в нынешние времена его прототип во всю используют арабские боевики, тоже был создан в Туле. "По решению ЦК КПСС в помощь братскому вьетнамскому народу, сражавшемуся с американским агрессором". Именно их переправляли вьюками по тропам Хошимина в тропики Южного Вьетнама северовьетнамские партизаны, чтобы "обстреливать военные базы США и их марионеток".
Но наш рассказ не о тех далеких временах.
Чем же отличается РСЗО "Смерч" от своих предшественников - систем "Град" и "Ураган", а так же от знаменитой американской системы MLRS? В первую очередь, дальностью и эффективностью огня, площадью поражения живой силы и бронетехники. Фактически это оружие нового качественного уровня, значительно превосходящие всех своих "предков" и зарубежных аналогов. Вот один из аргументов, доказывающих это качественное превосходство.
Если "Град" стреляет на 20 км и накрывает площадь в 4 га, а "Ураган", соответственно, 35 и 29, MLRS - 30 и 33, то у "Смерча" дальность залпа из двенадцати ракет составляет от 20 до 70 км, некоторые модификации и до 100 км, а площадь поражения вообще гигантская - 67 гектаров или 672 тысячи квадратных метров. Не позавидуешь никому, кто может оказаться под таким опустошающим стальным тайфуном.
В ракете "Смерча", массой в 800 кг, боевая часть составляет 280 кг (как утверждают специалисты, это тоже уникальное соотношение между маршевым двигателем и поражающими элементами снаряда). В кассете ракеты - 72 боеприпаса весом по 2 кг каждый. Угол его встречи с землей не как у обычного снаряда - от 30 до 60 градусов к горизонту, а за счет особого устройства - строго вертикальный, 90 градусов. Конус из таких "метеоритов" делает башни и верхнее покрытие бронетранспортеров, боевых машин пехоты, САУ и даже трансмиссий танков, где броня не очень толстая, мягко говоря, элементарным решетом.
А если учесть, что возможны и другие варианты боевой части ракеты - от противопехотных и противотанковых мин до зажигательных, объемно-детонирующих и "интеллектуальных" снарядов, способных искать и находить ту цель, для которой они предназначены, то оказаться на поле боя под стальной метелью "Смерча" вовсе не захочется. Есть и еще одна особенность этих снарядов. Они легко "комплексируются" с радиолокационными станциями обнаружения боевой техники противника и наведения на цель боеприпасов РСЗО типа "Зоопарк", с самолетом дальней радиолокационной разведки и наведения А-50 (российский аналог АВАКСА), а так же с беспилотным летательным аппаратом "Кипчак", который, кстати, выстреливается из трубы "Смерча". Он на 20 минут зависает над полем боя, передает на командно-вычислительный пункт батареи РСЗО координаты новых целей, разведанных в квадрате 10 на 10 км. А в комплексе с этими системами РСЗО "Смерч" становится высокоточным оружием и по эффективности огня даже превосходит тактические ракеты, что для залповых систем, в принципе, излишне. Но не мешает.
За счет чего у ракеты "Смерча" такая высокая точность? Ведь всему стреляющему миру хорошо известно, а на этом свойстве ракет споткнулись и разработчики MLRS, - что предельная дальность залповой стрельбы 35-40 км. Дальше начинается неконтролируемый разброс снарядов, после которого говорить об осмысленном ведении огня бесполезно. Но группа конструкторов Тульского ГНПП "Сплав", во главе которых с пятидесятых годов прошлого века стоял выдающийся российский инженер Александр Ганичев, а после его кончины в 1983 году на посту главного конструктора его сменил Геннадий Денежкин (герой труда и лауреат Ленинской премии за систему "Смерч"), создали неуправляемую ракету, которая умеет корректировать свой полет согласно заданному углу возвышения и направления.
За счет решения такой задачи точность и кучность огня "Смерча" возросла в два-три раза даже по сравнению с "Градом" и "Ураганом", которые стреляют гораздо ближе. Любопытно, что "фиксация" ракеты на определенной траектории происходит автоматически в момент занятия боевой машиной позиции для стрельбы, ее ориентации на местности и придания пусковым трубам установки конкретного угла возвышения. А на подготовку к бою системы после получения целеуказания требуется всего три минуты, для полного залпа - 38 секунд. И это тоже уникальный срок, что позволяет расчету РСЗО чувствовать себя неуязвимым от огня противника. Пока тот обнаружит, с какого направления обстреляны его позиции и боевая техника, кто обрушил на него стальной метеоритный смерч, машин РСЗО и след простыл.
Надо сказать, что создавали "Смерч", конечно же, не только в Туле. Хотя этот город и ГНПП "Сплав" были и остаются его прародителями. Реактивную пусковую установку к нему 9А52-2 сделали в Перми, в КБ "Мотовилихинский завод", главный конструктор Юрий Калачников. Твердое топливо для маршевого двигателя, пороха тоже составляли в Перми, в Объединении имени Кирова, главный конструктор Виталий Колесников. Вычислительный комплекс системы - в Ковровском ВНИИ "Сигнал", где генеральным директором был Юрий Сазыкин. Все они за создание "Смерча" стали лауреатами Ленинской премии. А всего в кооперации по производству самой мощной РСЗО калибром 300 мм участвуют 20 организаций. Часть из них из ближнего зарубежья. В частности, из Белоруссии.
Остается добавить, что во времена, когда российская "оборонка", что называется, лежала на боку, заказов на продукцию ГНПП "Сплав" не было, туляки не растерялись и на поточных линиях, где раньше делали снаряды к "Смерчам", стали производить баллоны для сжиженного газа. Из одного 300мм снаряда - три объемных баллона с "голубым топливом". Они шли на "ура" в Западной Европе, не подозревающей, что за установки стоят на их кухнях и в ванных комнатах.
"Смерч", по моим сведениям, поставляется за рубежами России только в Индию и после "Бури в пустыне" в Кувейт. Лицензию на его производство мы никому не передавали и не продавали. На границах Израиля их нет. Но, если кто-то вдруг и обнаружит, надо знать, что Москва к ним не имеет никакого отношения. Это, как и ближневосточные "Грады", - сплошной контрафакт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Блог Виктора Литовкина
04-09-2006
http://pda.rian.ru/analytics/20060904/53495381.html