10 марта 2007
1501

Виктор Маслов, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий: Власть взял бы Махно

Для историка и социолога постановка вопроса типа "что было бы, если бы..." не так нелепа, как это может показаться на первый взгляд.

Лично я, математик, продумывал вопрос, который касался меня и моей семьи: что было бы, если бы американцы победили в войне с Вьетнамом. Мои рассуждения приводили к тому, что режим Пол-Пота в Кампучии и "банды четырех" в Китае распространился бы на большую территорию Юго-Восточной Азии, в том числе и на партизанские районы Вьетнама.

Вопрос о революции более простой, поскольку все крупные революции шли по одному и тому же сценарию. И вопрос о том, что было бы, если бы Людовика XVI не узнал некий патриот и не остановил бы карету, решается легко. Может быть, король и остался бы жив, но в остальном все было бы то же самое. И ругать кучера Людовика XVI за то, что он оказался дураком и поехал не по той дороге, по меньшей мере нелепо. То, как расставил свои эпитеты и оценки крупнейшим российским деятелям и генералам А.И. Солженицын, не имеет ничего общего с наукой. Шекспир и Пушкин в своих трагедиях создавали образы исторических деятелей, но никоим образом не претендовали в отличие от Солженицына на научное, историческое освещение событий. Кроме того, во время революции за короткий период у людей менялось мировоззрение. Так, А.С. Лукомский не был за Николая II в тот момент, который описывает Солженицын, а стал придерживаться монархических взглядов в момент поражения деникинской армии. Точно так же П.Б. Струве за время революции значительно изменил свое мировоззрение. Что касается А.Ф. Керенского, то он спасал кого мог от озлобленного народа, в том числе пытался переправить семью царя в Англию к его близким царствующим родственникам, но в последний момент неожиданно они отказали в приеме, испугавшись раздражения собственного народа. Особо отмечу таких замечательных и морально безупречных людей, как князь Львов и князь Голицын, несмотря на их совершенно разное мировоззрение. И "Николая Кровавого" я хотел бы защитить тоже. По существу в его окружении никого не было, кто бы поддерживал точку зрения на его призвание как "хозяина Земли русской", кроме верных князя Голицына, графа Фредерикса. Когда Шаляпин, великий русский певец, вместе с хором встал на колени и спел "Боже, Царя храни", от него все отвернулись, перестали здороваться. Знаю, как это переживали близкие Шаляпина. А про те веяния, которые исходили от двора, Мятлев писал так: "Аннушка гадает, Гришка прорицает, про то Попка ведает, про то Попка знает" (А. Вырубова, Г. Распутин и А. Протопопов). На вопрос, что было бы, если бы Михаил не отрекся, ответ один: это ничего бы не изменило. Я знаком со многими детьми и внуками тех, кого так резко заклеймил Солженицын, и хочется сказать, что эта статья никакого отношения к исторической науке не имеет, а выражает лишь субъективное мнение впечатлительного человека. В заключение выскажу свою точку зрения по вопросу, который дискутировался В. Рыжковым и А. Прохановым. Что было бы, если бы вообще не было большевиков? Мой ответ: власть взяли бы анархисты. Но это не означало бы наступления хаоса. Их идеология (идеология Бакунина, Кропоткина, Махно) недостаточно изучена, как и их влияние в Петрограде.



Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4312 от 10 марта 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован