24 января 2004
1343

Виктор Садовничий: Мы сильны, пока университеты автономны

Завтра главному вузу страны, как по праву называют Московский университет, исполняется 249 лет. В день его рождения на Воробьевых горах ожидается шумный и веселый студенческий праздник, но череда праздничных встреч здесь продолжается уже несколько дней" - такова традиция. Вот и сегодня в МГУ торжественно принимают почетных гостей. Всего год до замечательного юбилея, который будет отмечать вся страна. Чем встречает свой праздник старейший и крупнейший университет страны, что вдохновляет его и что тревожит? На вопросы обозревателя "МП" отвечает ректор МГУ им.М.В.Ломоносова, академик Виктор САДОВНИЧИЙ.
- Виктор Антонович, прежде! всего позвольте от имени наших читателей поздравить Московский университет.

- Спасибо. В свою очередь и я хотел бы передать поздравления вашей аудитории, которая-наверняка включает выпускников МГУ. Корнями они навсегда связаны с alma mater, как бы ни сложилась судьба и сколько бы лет ни прошло со времен их студенчества. Но я хочу также поздравить питомцев других вузов, всех, кто так или иначе связан с высшей школой, ведь Татьянин день давно перешагнул границы Московского университета. Ну а для нас этот праздник особенный/тем более в ожидании такого большого юбилея.

- Два с половиной века -серьезный рубеж, с чем идете к нему?

- Это, действительно, очень важная веха, причем не только в истории МГУ, недаром издан указ президента России В. В. Путина о праздновании 250-летия Московского университета. И если говорить о том, как встречаем юбилей, надо отметить, во-первых, преобразования, продиктованные логикой развития самого университета, а во-вторых, те шаги, которые мы осуществляем, опираясь на поддержку федеральных властей, правительства Москвы, целого ряда организации и структур, с которыми сотрудничаем.

Такой вот красноречивый факт: за десять лет в МГУ открылись десять факультетов, сегодня их уже 29. Московский университет в наши дни - это и 15 институтов, 344 кафедры, 255 отделов и лабораторий, 15 учебных и научных центров. Это свыше 20 тысяч сотрудников, в числе которых выдающиеся ученые, почти 10 тысяч докторов и кандидатов наук, более 40 тысяч студентов, аспирантов, стажеров. Сегодня в МГУ выполняется почти 1400 научных тем, на собственные средства осуществляем 32 крупных междисциплинарных проекта - работы на стыке физики, химии, биологии, математики, медицины... Такой объем фундаментальных исследований по плечу лишь очень сильному научному центру, а у МГУ именно такая репутация, причем заслуженная.

Надеюсь, наука в Московском университете получит еще более мощный импульс для своего развития, поскольку усилиями правительства России нам перечислена весьма крупная сумма для закупки научного оборудования. Поставка его уже началась, и это один из самых весомых подарков к юбилею.

- Но не единственный...

- Да. В минувшем году у нас было несколько важнейших событий, в их ряду - закладка камня в фундамент университетской библиотеки на Ломоносовском проспекте, она возводится рекордными темпами, и мы рассчитываем уже к сентябрю получить прекрасное здание общей площадью более 55 тысяч квадратных метров. Впервые у университета будет такая просторная библиотека на 5 миллионов томов, оснащенная по последнему слову техники, с читальными залами, имеющими выход в Интернет, с актовым залом на 1300 мест.

Кстати, предстоящие юбилейные торжества будут проходить также и в этом зале.

Надеюсь, с помощью правительства Москвы в ближайшее время справит новоселье и клиника при факультете фундаментальной медицины МГУ. Таким образом, факультет получит отличную экспериментальную базу для своих исследований, а город - новый медицинский центр, где будут трудиться крупные ученые, где будут использоваться самые передовые медицинские технологии В минувшем году началось также строительство еще нескольких зданий -как учебных, в том числе 3-й гуманитарный корпус МГУ, так и жилых. Это поможет хотя бы отчасти решить наболевшие социальные вопросы, у университетских преподавателей появится возможность для улучшения жилищных условий. Я упомянул только часть нашей юбилейной программы, но она гораздо обширнее, чего стоит хотя бы издание 250 томов классического университетского учебника. Это уникальная серия, в которую вошло все лучшее, что было создано в стенах университета за всю его историю.

- Праздники принято встречать подарками, но у университета есть и будни. Что омрачает их?


- Трудностей хватает. ,Это в первую очередь недостойная оплата труда ученых, вузовских преподавателей, невостребованность результатов исследований, недооценка научного потенциала, что в свою очередь влечет за собой утечку умов... Все это достаточно хорошо известно, обсуждалось не раз, а потому не буду распространяться на эту тему. Но вот вопрос, который гораздо меньше на слуху, и актуальность его чрезвычайно высока: речь идет об автономии университетов. Считал и считаю, что у университетов должно быть больше свободы в решении вопросов, в которых никто не может разбираться лучше, чем сама корпорация.

Глубоко убежден, самая правильная линия власти в отношениях с высшей школой - поддержка университетской автономии. Это та сфера, где любое администрирование, выстраивание всех по одной линийке только во вред. Потому что высшая школа - это сложная система, а сложные системы, как доказал наш великий соотечественник, Нобелевский лауреат Илья Пригожим, подчиняются лишь законам самоорганизации. Убедительный пример - ситуация начала 1990-х, когда вузы оказались фактически брошенными на произвол судьбы. Ждать помощи было неоткуда, но корпорации предоставили свободу действий, и она не только выжила, но развивается, продолжая приносить-пользу. Уверен, мы гораздо больше послужим обществу, если будем автономны. И общество будет оставаться сильным до тех пор, пока университеты сохраняют автономию.

- Можно возразить, что полная свобода действий привела к появлению многочисленных частных вузов, чей диплом - пустая бумажка.

- Это обстоятельство как раз доказывает, к чему приводят решения, принятые без участия корпорации, без учета ее мнения. К таким же печальным последствиям могут привести некоторые поспешные и непродуманные шаги, которые почему-то называются "модернизацией образования ". Новшества, имеющие далеко идущие последствия для всей нации, не могут вводиться без широкого и гласного обсуждения. Это можно сказать, например, о новых образовательных стандартах, вызывающих у специалистов очень много вопросов. Так, введение стандарта по математике для средней школы удалось остановить в последний момент, и совершенно непонятно, почему он так упорно предлагался, когда было известно, что к нему есть очень серьезные замечания со стороны математиков. То же можно сказать об образовательных стандартах по другим школьным дисциплинам.

- Поскольку вы упомянули школы, не могу не спросить: не изменилась ли позиция Московского университета по отношению к единому государственному экзамену, будете принимать его результаты предстоящим летом?

- Нет, позиция не изменилась. Ученый совет Московского университета после долгого и серьезного обсуждения единогласно решил, что в 2004 году мы не участвуем в эксперименте с ЕГЭ. Это означает, что, как и в прежние годы, проведем олимпиады в 60 регионах России, не случайно более половины наших студентов т иногородние. Как обычно, будем ждать абитуриентов на вступительных экзаменах в июле. И, как обычно, в июле же состоится публичное зачисление - в присутствии самих абитуриентов, их родителей, преподавателей, всех остальных "болельщиков". Так будет в этом году, что же касается следующего, пока не знаю. Мы будем внимательно следить за ходом эксперимента, анализировать его.

Если говорить о моем собственном отношении к этому вопросу, оно остается прежним. Считаю, что абсолютизация какой-либо одной формы оценки знаний как единственной и непогрешимой, не может не привести к ошибкам. Считаю, что единой формы экзамена быть не может, потому что такой экзамен показывает только одну сторону мыслительной способности, но у человека много граней, которые необходимо видеть, когда он поступает в вуз. ЕГЭ - это некая форма оценки знаний школьника, оценки школы. Но вузы могут сохранять и иные формы отбора в виде экзамена, собеседования, олимпиад, конкурсов и т. д. -Не исключаю ситуацию, когда школьник, неудачно сдавший единый экзамен -а на то могут быть разные причины: волновался, болела голова, не понял вопроса и т. д. - способен успешно пройти вступительные испытания в вуз. Почему же не предоставить абитуриенту такую возможность? Кстати, уже есть пример, когда выпускник якутской школы по итогам ЕГЭ получил низкий балл по математике, но продемонстрировал прекрасный результат на абитуриентской олимпиаде мехмата, а задачи там, это известно, очень и очень непростые.Почему так вышло? Видимо, обстановка олимпиады помогла школьнику более свободно раскрыться, продемонстрировать умение мыслить, что не получилось во время единого экзамена. Такое вполне может быть. Кстати, многие выдающиеся математики отличались медлительностью. Известно немало историй, когда крупнейшие ученые подолгу искали решение задачи, зато оно оказывалось поистине блестящим...,Должен признать, что дискуссия по поводу ЕГЭ, которая идет в обществе, уже приносит результаты. Позиции сторон в определенной степени сближаются. Так, если раньше утверждалось, что с сертификатом ЕГЭ должны считаться все высшие учебные заведения, сегодня из этого списка уже исключаются вузы культуры, физкультуры, медицинские. Если до сих пор речь шла только о едином экзамене, сегодня уже допускается, что отбор в вузы может вестись и с помощью олимпиад, конкурсов, собеседований и т. д. Полагаю, ведущие вузы имеют право сохранять собственные формы работы с абитуриентами. Так, кстати, происходит в любой стране, говорю об этом, поскольку у нас любят ссылаться на зарубежный опыт. Так вот, это миф, что ЕГЭ победно шагает по планете. В тех развитых странах, где существует такая форма экзамена, действуют одновременно и другие критерии оценки знаний. И уж точно: крупнейшие университеты, как Кембридж, например, или Гарвард, Оксфорд, никто не лишает права самостоятельно принимать решение о зачислении того или иного абитуриента. Вот и я не представляю, как можно по итогам ЕГЭ зачислять, скажем, на механико- математический факультет МГУ, на факультет биотехнологий или факультет наук о материалах, где ведется, можно сказать, штучный отбор...

- Можете дать прогноз, на каком факультете ожидается самый большой конкурс?

- Думаю, на мехмате. На этот факультет из года в год идет самый большой поток абитуриентов. Стабильно высокий спрос и на другие точные науки. Конкурс на гуманитарные факультеты остается на прежнем уровне. В среднем же по университету я прогнозирую 6 человек на место, как и в прошлом году. Правда, у нас есть очень маленькие факультеты, где прием ограниченный, так что там придется выдержать еще более суровую конкуренцию.

- А появится еще один новый факультет?

- Есть такие планы... Думаю, что в Московском университете надо бы вести подготовку элиты государственной службы, ее высшего эшелона. Но пока рано сообщать какие-либо подробности, не могу сказать и название этого факультета. Я просто еще его не знаю, пока нет решения.

- Обещаете рассказать нашим читателям о новом факультете, когда решение о его создании будет принято?

- Обязательно. Не исключено, что наш очередной факультет будет ждать своих первых абитуриентов уже в ближайшее время.

Фото Валерия СКОКОВА.


http://www.msu.ru/info/struct/rectintv.html?2004-01-24_19-55.29e0856

24.01.2004

МП-Интеллект (Москва) , N001. Виола Егикова.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован