24 ноября 2004
1242

Виктор Сергачев: Актер с принципиальной мудростью

Говорят, в "Современнике" он играл гениально. Его эпизоды врезались в память на годы, а уж большие роли становились театральным событием и входили в энциклопедии. Таков, например, был его Министр нежных чувств в легендарном "Голом короле". Актер крадучись выходил на сцену, преломлялся пополам и доверительно шептал в зал: "Мы в лесочек не пойдем, нам в лесочке стра-а-а-а-ашно!" Он мог довести до истерического смеха и зрителей, и партнеров, а сам не "кололся" никогда. Сегодня ему 70. Я говорю о Викторе Сергачеве.

Юбилеев нынче много, особенно у эстрадников. Кому - 25, кому - 27, кто отмечает 19 лет творческой деятельности, кто - 31 год со дня исполнения своей 11-й песни. У Владимира Винокура, например, в каждом сезоне какой-нибудь юбилей, который он отмечает в концертном зале "Россия". Сегодня у входа в это здание, пожалуй, и плюнуть негде - весь асфальт в звездах. Остался ли кто-нибудь, не увековеченный? Есть национальные достояния и в театре, и в кино, их мы тоже чествуем всей страной, лопаясь от пафоса. А есть такие, которые не на слуху, которым ничего этого не надо. Они вошли в историю скромно, не привлекая особого внимания.

Назовите тех, кто придумал и создал театр "Современник"? Правильно, Олег Ефремов. А еще кто? Их было шестеро, и среди них - Виктор Сергачев. Эта шестерка определяла репертуар, набирала труппу, принимала любые важные административно-творческие решения, порой споря до хрипоты ночи напролет. Все вместе они отказались от почетных званий, вместе снялись в фильме "Строится мост", вместе и растерялись после ухода Ефремова, а потом разбрелись кто куда. Сергачев первым отправился вслед за Учителем во МХАТ и остался верен идеалам "Современника" по сей день. Остальные занялись собой. Звания, ордена, почетные премии, квартиры, машины, дачи.

"Люди повзрослели или даже постарели, - вздыхает Виктор Николаевич. - У них поменялась жизненная программа. Когда актер озабочен жизнеустройством, творчество кончается. Это две вещи несовместные".

Если в юности Олег Табаков говорил о Викторе Сергачеве, что этот студент уже тогда был "чрезвычайно погруженным в немереную сложность избираемой профессии", то с годами Виктор Николаевич только усугубил это погружение. Теперь он знает о профессии все. Поэтому "новая режиссура" прибегает к его услугам редко. Новый стиль работы в театре предполагает стремительность, поверхностность, внешнюю броскость, а не поиск "зерна роли". С театральных подмостков исчезла культура речи, зрители не всегда могут разобрать, какие слова произносит исполнитель, а галерка его вообще не слышит. И когда старый актер Сергачев начинает что-то выпытывать у молодого режиссера Пупкина, на чем-то настаивать, режиссер Пупкин предпочитает расстаться с актером Сергачевым, нежели мотать себе нервы или позориться в глазах других участников спектакля. Да, у Виктора Николаевича характер непростой, но он имеет на это право.

"Зато мне вдруг стало интересно сниматься в кино, в сериалах, играть эпизоды, - признался на днях юбиляр. - Я вспомнил фразу Станиславского: "Нет маленьких ролей, есть маленькие исполнители". Мне стали интересны герои, о которых толком ничего не сказано. Ты фантазируешь их биографию и сам создаешь их мир, независимо ни от чего и ни от кого".

Наверное, актер лукавит. Эту фразу Станиславского он не забывал никогда. Я часто вспоминаю, как он играл Загорецкого в ефремовской постановке "Горе от ума": массовая сцена, он стоит в стороне и внимательно, но вместе с тем пренебрежительно наблюдает за развитием скандала на балу. А вот он - Поэт в пьесе чешского драматурга Когоута "Нули": в общественном туалете, ставшем своеобразным клубом для "лишних людей", идет очередной жизненно важный разговор, а Поэт, вдохновленный беседой, уже строчит что-то на рулоне туалетной бумаги. Актер в образе, он не перестает играть (не играть - жить!) ни на секунду, даже если у его героя еще полчаса не будет реплик. И таким Сергачев был всегда. По воспоминаниям его коллег, очень часто зрительный зал наблюдал за безмолвным Сергачевым с большим интересом, чем за диалогом главных героев.

Его первая великая роль в кино - Пселдонимов в "Скверном анекдоте" Алова и Наумова. Тощий, горбоносый, угловатый, он производил странное впечатление. Собственно, и все остальные персонажи фильмы были фарсовы, но Пселдонимов выглядел совершенно нереальным. Сергачев многие свои роли доводил до абсурда, наверное поэтому ему особенно удавались сказочные персонажи: гном Среда в спектакле "Современника" "Белоснежка и семь гномов", Стихотворец в фильме "Иван да Марья" и Пугало в "Подарке Черного колдуна". Или тот же инопланетянин Икс в новогодней музыкальной теленовелле "Эта веселая планета". В то же время актер с блеском играет и реальных людей (Суслов в "Серых волках" и Троцкий в целом ряде фильмов). Он убедителен в самых разных жанрах - комедиях, драмах, политических фарсах, детективах. А вспомните его мерзавца Ефима Субботу из дилогии "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка".

Виктор Сергачев - режиссер. Он начал ставить еще в "Современнике", во МХАТе создал знаменитый спектакль "Старый Новый год" вместе с Ефремовым и Герасимовым, много лет бился над постановкой "Преступления и наказания". А сегодня

Сегодня Сергачев занят всего в четырех спектаклях МХАТа, где играет небольшие роли. Иногда снимается. Но мы уже привыкли, что многие выдающиеся мастера не у дел. Мы к этому равнодушны. А жаль.

Но я уверен, что для настоящего актера 70 лет - не предел, а пора человеческой и профессиональной мудрости, ну да я об этом уже говорил.

www.utro.ru

Сергей КАПКОВ

24.11.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован