Брестская церковная уния (1596)- решение ряда епископов православной западнорусской Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте. Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами западнорусской Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал "отступников" анафеме
Брестская уния привела к возникновению Греко-католической церкви. В 1700 году к греко-католической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году- Луцкая епархия, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в греко-католицизм.
В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали НА СТОРОНУ УНИАТОВ, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам. С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Русским государством.
Подписание Брестской унии привело к долгой и временами КРОВАВОЙ БОРЬБЕ на западнорусских землях. Четверть века православные Речи Посполитой, не принявшие Брестскую унию, оставались без митрополита. Православная Киевская митрополия была восстановлена лишь в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви со стороны ПОЛЬСКОЙ Короны, однако впоследствии ДИСКРИМИНАЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ в Речи Посполитой вновь усилилась.
На территории Российской империи, в частности после присоединения Правобережной Украины и Белоруссии в конце XVIII века, шли процессы по ликвидации Брестской унии. На Полоцком церковном соборе 1839 года с Русской православной церковью ВОССОЕДИНИЛИСЬ более 1600 украинских (Волынь) и белорусских приходов с населением до 1,6 миллионов. В 1875 году в православие возвратились 236 приходов с населением до 234 тысяч на Холмщине. Этот процесс продолжался и в дальнейшем.
В марте 1946 года на Львовском церковно-народном соборе Украинской греко-католической церкви Брестская уния была на территории СССР упразднена, а деятельность УГКЦ находилась под запретом советских властей до 1990 года. ЗАПРЕТ был связан с поддержкой со стороны УГКЦ в период Второй мировой войны дивизии СС "Галичина" и Украинской повстанческой Армии (УПА), воевавших на стороне гитлеровцев и активно участвовавших в акциях по уничтожению мирного населения Украины и Белоруссии.
В настоящее время греко-католичество представлено Украинской и Белорусской греко-католической церковью - поместными католическими церквями восточного обряда.
В постсоветское время Украинская униатская церковь совместно с римско-католической, - также получившей распространение на западной Украине (во время ее нахождения в составе Польши), - заняла резко АГРЕССИВНУЮ позицию по отношению к Русской православной церкви Московского Патриархата. При попустительстве и прямой поддержке Киевских властей (особенно при президенте Ющенко) униаты стали вести активную антирусскую и антироссийскую пропаганду.
ПРОБЛЕМА УКРАИНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
"Галиция, с 1349 г. оторванная от остальной Украины, изрядно ополяченная, - отмечает Н. Нарочницкая, - покочевавшая и в Австрию, вообще не делила с православной Украиной ее судьбу. Она стала буфером между православно-западнорусскими и польско-католическим культурным типом. Именно феномен греко-католика - ни русский, ни поляк - основа САМОИДЕНТИФИКАЦИИ УКРАИНСТВА КАК АНТИМОСКОВИТСТВА. Именно поэтому в свое время на Галицию в Вене возложили надежды как на украинский Пьемонт еще ПЕРЕД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ - проект, который в случае победы австро-германского блока сулил отрыв Малороссии от России. Отрыв Киева от Москвы и окатоличивание восточного славянства были устремлениями И ПЕРЕД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ.
Вторя папе Урбану 8, Митрополит Андрей Шептицкий, благославлявший Бандеру и дивизию СС "Галичина", обращался в 1929 г., т. е. задолго до пакта Молотова-Риббентропа, к вверенному ему духовенству: "Многим из нас Бог еще окажет милость проповедовать в церквах Большой Украины... по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск." (Нарочницкая Н. А. Русский мир. СПб. 2008. С. 279.)
"Сторонникам сугубо прозападного курса Украины и поворота ее от России... важно было бы осознать следующее: ИМЕННО отождествление "украинства" с антимосковитством наделяет украинскую идею комплексом "младшего брата". Так она никогда не выйдет из стадии самоутверждения, расточая национальную энергию и интеллект на поиски антропологических и культурных различий от москалей. Этот комплекс, навязанный галицийской идеологией, подрывает единство Украины и является препятствием к ее подлинному самовыражению во всеукраинском национальном проекте." (Там же, с. 280)
"Не лучше ли Украине стать связующим звеном между ЕС И Россией? [а не "яблоком раздора" - В. Ш.]... За это и идет внутренняя борьба на Украине, ибо ЕЕ НЕЗАВИСИМОСТИ НИКТО И НИЧТО НЕ УГРОЖАЕТ (выделено мной - В. Ш.). Но раздвоенность политики и исторического сознания Украины в ее нынешних советско- постсоветских границах естественна и неизбежна." (Там же)
У русских и украинцев различия в языке МЕНЬШЕ, чем, например, у баварцев и саксонцев в Германии. Поэтому "братские отношения" - не вымысел, но сложнейший социокультурный феномен с притяжением и отталкиванием, с различиями и взаимной дополнительностью.