Эксклюзив
07 марта 2014
5392

Виктор Шаповалов: Социальная реальность. Жизнь. Управление.

Вступив в новое тысячелетие, человечество вынуждено подчиняться "правилам игры", разительно отличающимся от тех, которые были в прошлом. Не только для того, чтобы занять достойное место в составе мирового сообщества, но и для того, чтобы просто выжить, современное российское общество нуждается в разработке и применении подходов, адекватных современности, не только в политике, но во всех во всех сферах, в том числе в сфере социально-гуманитарных наук. Оно требует решительных прорывов во всех областях социально-гуманитарного знания. Это, в частности, означает применение в социальном познании комплексных методов, интегрирующих в своем составе методы многих социально-гуманитарных наук. Исторически сложившаяся дисциплинарная структура социального знания, т. е. деление его на историю, социологию, политологию, экономическую теорию, социальную философию, теорию государства и права, филологию и др. в наши дни приобрела условный характер и оправдана главным образом системой образования. В рамках университетского образования нельзя, разумеется, учить всему и сразу: нужна специализация, нужны факультеты, готовящие специалистов в определенной области. Однако в рамках научных исследований такое деление все более теряет смысл, поскольку социальная реальность жестко не разделена на отдельные аспекты: она есть единство или интегральная сумма многих составляющих.
Под СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ будем понимать общественную ЖИЗНЬ в единстве ее различных аспектов: социального (в узком смысле), политического, экономического, исторического, языкового и др. Кроме того, в социальную реальность входит та часть природы, которая вовлечена в социальную жизнь, прежде всего, - в хозяйственную. Поскольку любая локальная цивилизация, в том числе, разумеется, и российская существует в рамках общемировой социальной реальности, то ее теоретическое рассмотрение не возможно без учета универсальных свойств социальной реальности как таковой, а также общемировой социальной реальности. Эти свойства одновременно являются самыми общими, наиболее абстрактными (но от этого не теряющими своего значения) характеристиками российской цивилизации. Обратим внимание на одно из этих свойств, а именно: социально-историческая реальность есть ФОРМА ЖИЗНИ.
    
Выражение "общественная жизнь" очень часто употребляется как синоним слова "общество. Однако более правильно - наполнить понятие "общественная жизнь" конкретным содержанием, т. е. рассматривать его именно как жизнь. Однако не в биологическом, а в самом широком, т. е. философском смысле. В таком, предельно широком философском смысле понятие жизни имеет специфическое содержание.

В самом деле, что такое жизнь, - в аспекте не только лишь биологическом, а в тех смыслах, которые имеются ввиду, когда мы говорим "моя жизнь", "общественная жизнь", "смысл жизни" или например, восклицаем: "вот, это жизнь!"?. Мы противопоставляем ее тому, что жизнью не является, а есть всего лишь "жалкое существование", подобие жизни. Дать строгое определение жизни в широком понимании - задача крайне сложная. Поэтому в самых общих чертах наметим только его контуры, выделим некоторые отличительные черты. Их можно выделить путем противопоставления тому, что может быть похожим на жизнь, но в действительности является ее суррогатом, "кажимостью" жизни.
Жизнь - это непредсказуемость, это порыв, это стихийный поток, внутренняя свобода, творчество, это цветущая полнота жизни. Жизнь противостоит всему надуманному, искусственному, "вымученному", МЕХАНИЧЕСКОМУ. Вместе с тем, будучи, с одной стороны, стихией, свободным потоком, жизнь, с другой стороны, - содержит способность к САМООРГАНИЗАЦИИ. Поэтому она есть самоупорядоченность, свободная согласованность частей и функций в рамках единой ЦЕЛОСТНОСТИ.

Признаки жизни и нежизни (кажимости жизни) можно свести в сопоставительную таблицу.

     ЖИЗНЬ                                                              "НЕЖИЗНЬ" (но похожая на жизнь)
1. Непринужденность, органичность                   "вымученность", неорганичность
2. Свободная подвижность                                    механическое функционирование
3. Объемность, стереоскопичность                     однолинейность, одномерность
4 Целостность, самоорганизация                          раздробленность, хаос
5. Многообразие, многоцветность                         Унылое единообразие, серость
6. Духовная энергия                                               Духовная немощь
7. Ясность, отчетливость                                      туманность, расплывчатость

Очевидно, что трактовка социальной реальности как жизни для своего постижения требует комплексного (междисциплинарного) подхода. Важными являются и элементы художественности, поскольку при сухом, строго научном подходе, жизнь будет выхолощена и ее адекватное познание окажется невозможным. "Науки о духе, - писал один из крупнейших мыслителей ХХ века Х-Г Гадамер, - сближаются с такими способами постижения, которые лежат за пределами науки: с опытом философии, с опытом искусства, с опытом самой истории. Все это такие способы постижения, в которых возвещает о себе истина, не подлежащая верификации средствами науки. Философия наших дней ясно осознает указанное положение дел". [ Гадамер Х-Г. Истина и метод. М. 1988. С.39.].
С особой остротой полнота жизни может ощущаться людьми в ситуации на грани между жизнью и смертью, в "пограничных ситуациях" Такая ситуация описана А. С. Пушкиным в трагедии "Пир во время чумы".
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
    Однако надо учесть, что такая острота ощущения полноты жизни может оказаться иллюзией, своего рода опьянением, после которого наступает тяжелое трезвление. Иллюзорное восприятие остроты жизни возникает тогда, когда человек ставит себя и общество на край пропасти искусственно, когда он не борется за жизнь, а разрушает ее. Это происходит, например, при насильственных революциях, когда существующий порядок разрушается резко и радикально, вследствие чего возникает хаос. Некоторое время люди    , участвующие в этом хаосе, ощущают подъем, воодушевление. Однако эти чувства вскоре идут на спад, поскольку приходит понимание того, что жизнь это не разрушение, а созидание.

Очевидно, что можно выделить некоторые объективные критерии различения того, когда общество живет, а когда оно влачит "жалкое существование", т. е. когда жизнь заменяется подобием жизни, ее кажимостью. К таким критериям можно отнести: темпы экономического роста, научно-технический прогресс, общественная и личная безопасность, социальная защищенность, отсутствие острых социальных противоречий, успешное решение экологических проблем и других проблем взаимоотношения общества и природы и др. Однако не менее важными является и СУБЪЕКТИВНЫЙ критерий: самоощущение людей, составляющих данное общество - чувствуют ли они себя удовлетворенными существующим положением, или оно вызывает у них недовольство и даже протест. Но еще более точным критерием утраты обществом и человеком является ощущение ПОДАВЛЕННОСТИ, УНЫНИЯ, АПАТИИ. С точки зрения субъективных критериев, между странами могут быть существенные различия: то, что в одной стране считается большинством населения вполне нормальным, в других - может вызывать недовольство и возмущение, или апатию. В странах-цивилизациях, как крупных сообществах, для людей, идентифицирующих себя с данной цивилизацией, важно восприятие своей страны как значимого фактора мировой жизни, свидетельства такого восприятия со стороны представителей других стран и народов.
Очевидно, что задачей государственной власти, общественных организаций, сферы культуры и образования является поддержание тех общественных тенденций, которые условно помещены в левой колонке. В этом случае, общество будет жизнеспособным, и следовательно, сможет успешно решать стоящие перед ним задачи. Следовательно, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УРАВЛЕНИЕ НЕ является тем, что УКАЗЫВАЕТ, как и что делать, а есть ТО, что НАПРАВЛЕНО НА ПОДДЕРЖАНИЕ существования общества как формы ЖИЗНИ.

В художественной форме взаимодействие жизни с тем, что жизнью не является, показано в картине В. М. Васнецова "Всадники Апокалипсиса". Художник использует христианскую символику цвета. Всадник на БЕЛОМ коне - символ полноты жизни; всадник на КРАСНОМ коне - символ крови, войны, насильственной революции; ЧЕРНЫЙ цвет - абсолютное небытие, т. е. АД. Бесцветный всадник на БЛЕДНОМ коне ("конь блед") - бледная немощь, жалкое подобие жизни - СМЕРТЬ.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован