Генеральный директор Российского агентства по боеприпасам Зиновий Пак доложил председателю федерального правительства Михаилу Касьянову о результатах визита в Челябинскую область 20-22 октября, сообщает Новости ОПК. О содержании предложений, переданных премьер-министру областным правительством и директорами южноуральских военных заводов, рассказал первый вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов"
"Мы остались очень довольны встречей. Общение между генералом Паком, губернатором Петром Суминым, директорами, ведущими конструкторами было очень насыщенным, конкретным и полезным. С воскресенья на понедельник разошлись часа в два ночи, на следующий день - в одиннадцать вечера. Никто не строит иллюзий, но вместе с тем нельзя подвергнуть сомнению, что проведена очень важная, очень большая работа. Многие директора сказали, что уже в понедельник полетят в Москву, будут "добивать" вопросы там. Теперь слово за правительством.
Прежде всего, должен быть, наконец, установлен такой порядок, когда Министерство обороны, которое является заказчиком вооружений, будет согласовывать свои заказы с агентствами. Сейчас картина, прямо скажем, дурацкая. Агентство знает, где выгоднее разместить заказ, где он будет выполнен качественнее, быстрее, дешевле, но он не может влиять на политику заказчика. А в Минобороны рассуждают наобум: "Вот бы нам 152-миллиметровый снаряд. Кажется, их изготовляют в городе Энске? Отдадим заказ туда". Никакого планирования, это же нонсенс!
Проблема еще вот в чем. Какая-нибудь московская лаборатория, которую только под микроскопом разглядишь, получает от Министерства обороны заказ, скажем, на 100 единиц. Сама лаборатория способна изготовить только 10% заказа, остальные 90% она размещает на наших предприятиях. Спрашивается: зачем он нужен, этот посредник, почему крупные военные заказы достаются ему, а не непосредственно заводам?
Зиновий Пак сказал на вчерашнем совещании: никто из правительственных чиновников не хочет читать Закон об обороне. А там все расписано, весь порядок. Согласно этому закону российское правительство обязано ежегодно утверждать программу вооружения и программу финансирования предприятий, выпускающих эти вооружения. Не выполняет.
Вы думаете, кто у нас в правительстве отвечает за состояние мобилизационных мощностей? Министерство экономического развития и торговли, господин Греф. Агентства следят только за текущим положением дел, а стратегией должно заниматься МЭРТ. Вы думаете, - занимается? У них, как выясняется, мобилизационные задания, планы не готовы. Директорам военных предприятий приходится их подталкивать, напоминать. Это все равно, как если бы солдат позвонил в министерство обороны: алло, давайте там военную доктрину готовьте. Наши директора большие государственники, чем некоторые члены правительства.
Холдинги - это технологические цепочки между разработчиками и производителями вооружений, они позволят равномерно загрузить оборонные предприятия. Вчера правительство Челябинской области и директорской корпус в общем одобрили схему распределения наших оборонных предприятий по холдингам, предложенную Агентством по боеприпасам. По большому счету в рамках холдингов должна быть восстановлена стройная система кооперации оборонных организаций, предприятий, которая была разрушена вместе с Советским Союзом.
Сначала предстоит акционировать ФГУП, затем стопроцентные государственные АО войдут в вертикально-интегрированные холдинги, а часть акций, процентов тридцать, государство сможет продать инвесторам.
Конечно, наивно надеться на то, что с появлением холдингов одномоментно решится проблема с государственным заказом. Но надо также отдавать отчет в том, что, если мы не войдем в холдинги, то вообще останемся на обочине. Военное производство все равно надо сохранять. Тем более, что наши предприятия вполне конкурентоспособны и на мировых рынках вооружений. Зарубежные армии охотно делают крупные заказы на боеприпасную продукцию челябинских заводов. Понятно же, что чем больше будет выпущено снарядов во время огневой подготовки, тем больше будет спасено солдат и техники во время атаки, без снаряда и патрона и вертолет, и танк - всего лишь груда интеллектуального метала. За рубежом это понимают, там любят своих солдат, берегут дорогостоящую технику. Наша же армия - диву даешься! - ограничивается абсолютно мизерными количествами, которые нас - не только как чиновников, но и как граждан - совершенно не устраивают.
Государство, с одной стороны, отпускает предприятия на хозрасчет: как хотите, так и выживайте; а с другой, - приказывает им сохранять и поддерживать мобилизационные мощности. Как вы думаете, кто должен платить за содержание мобмощностей, по логике вещей? Правильно - федеральный бюджет. А он практически не платит. И этот груз полностью ложится на плечи предприятий. А это автоматически сказывается на конкурентоспособности их гражданской продукции и далее, по цепочке, - на объемах заказов и производства, на количестве рабочих мест, на зарплате, налогах.
Заводы выкручиваются как могут, молодцы, конечно. Но разве это правильно, справедливо? Например, с Каслинского машиностроительного завода государство вообще ушло, там на базе предприятия-банкрота создано новое ЗАО. А мобилизационные мощности остались, да еще в каких количествах! И государство предупреждает: не дай Бог что с ними случится!
Правительство говорит армии: денег на тебя в бюджете не хватает, так что иди и сама заработай себе на жизнь, а потом возвращайся, вдруг понадобишься. Абсурд! Солдат находится на полном государственном обеспечении, почему же оборонные предприятия отпущены на хозрасчет?
Честно говоря, я не уверен, что создание холдингов - это идеальный вариант: наше государство не зарекомендовало себя как грамотный собственник. Лично я вижу выход в создании казенных предприятий, которые будут работать исключительно по государственной смете, на бюджетные средства, без всякого хозрасчета. И вместе с тем будут освобождены от необходимости, выражаясь фигурально, клепать сковородки, ширпотреб, гражданскую продукцию. Но раз холдинги - значит холдинги.
Мы пробиваем сейчас стопроцентное государственное содержание мобилизационных мощностей. Еще одно предложение - внести изменения в федеральное законодательство, освобождающие оборонные предприятия от уплаты налога на землю. Такая отсрочка действует пока до 1 января 2003 года, но где гарантия, что она будет пролонгирована?
Сейчас обсуждается сама схема организации холдингов, без конкретной проработки по долгам. По крайней мере, при мне этот вопрос не обсуждался. Но, откровенно говоря, я не считаю, что долги - это большая помеха. Для государства это копейки. Тем более, долги во многом накоплены по вине самого государства, из-за просрочек по исполненному гособронзаказу.
24.10.2002
http://www.regions.ru/news/888827/