1 ноября "Правда" поместила последнюю часть развернутого ответа на прозвучавшие в "Экономической газете" в статье В.А. Сапрыкина упреки в адрес руководства КПРФ, Г.А.Зюганова в том, что они больше говорят о "православии, нежели о научном коммунизме", обвинения в фидеизме и махровой поповщине. Сегодня "ЭГ" перепечатывает ее (в сокращении).
Г.А.Зюганова упрекают в том, что у него исчезло понятие "марксизм-ленинизм", что он не ссылается на высказывания его основоположников. Конечно, это неверно. В его статьях и докладах множество прямых и косвенных ссылок на их идеи. Но главная его заслуга состоит в том, что он ушел от догматизма, начетнического отношения к теории марксизма, взял на вооружение главное: его метод, то есть материалистическую диалектику. Если бы это было сделано в партии 20-25 лет назад, то, надеюсь, она ответила бы на вызовы времени, общества и не была бы им отвергнута. Уместно спросить: "Где сейчас эти апологеты "развитого социализма", "научного коммунизма", тысячи профессоров, десятки институтов и академий? Почему они, "опираясь" на цитаты, не отстаивают "вечно живое учение? Их просто смела с научной и политической сцены идущая от жизни диалектика.
Зюганов, учитывая этот печальный и поучительный опыт партии, старается избежать упрощенческого стремления всегда быть "правильным". Он диалектически рассматривает происходящее в обществе, точно учитывает меняющиеся процессы, настроения людей, даже перекосы в массовом сознании, в том числе в оценках государственно-церковных отношений. <...>
Россия - особая в этом отношении страна. Здесь значительная часть граждан верующие, значительная - придерживается атеистических взглядов, часть -безразлична к проблемам религии. И лидеру крупной политической партии, КПРФ в целом эту проблему необходимо изучать и в полной мере учитывать в повседневной политической деятельности. А Зюганова часто за это критикуют, приписывая ему то, что он опровергает всем опытом своей жизни.
Да и какие перспективы у политической партии, политического деятеля в гражданском обществе, обществе политического и конфессионального плюрализма, если они демонстрируют свою антирелигиозность? Ведь Вы, Владимир Александрович (Сапрыкин - Ред.),хорошо знаете слова Ленина, что "политика начинается там, где миллионы" (ПСС, т. 36, стр. 16). А миллионы российских граждан и не думают расставаться с религией. Причем это, как правило, не худшая часть общества.
Ошибка, прежде всего моя, состоит в том, что такая уточненная трактовка позиции КПРФ в отношении религии не была включена в Тезисы ЦК КПРФ. Но, поверьте, Владимир Александрович, на протяжении последних 6-7 лет у меня состоялись сотни встреч вне сугубо партийных аудиторий, и там этой проблемы не возникало. Не возникало проблем и в аудиториях исключительно партийных (областные партконференции, партийные активы, расширенные заседания бюро, частные беседы). Здесь достигалось полное взаимопонимание. И трудно было предположить, что именно эта часть деятельности президиума ЦК, его председателя подвергается такой острой критике, с некоторой примесью личной неприязни.
Геннадий Андреевич, лидер не только партии, но и НПСР, как публичный политик занимает активную и наступательную позицию. У него широкий круг общения. Это и лидеры политических партий, видные ученые и производственники страны, бизнесмены, послы, представители традиционных конфессий.
Вы его критикуете за встречу со святейшим Патриархом Алексием II. Уверен, что подобные встречи должны стать постоянными. Я был на этой встрече, как и на встречах с лидерами мусульман России, и видел, какой содержательной была дискуссия двух людей, знающих историю России, ее современные невзгоды, проблемы, которые предстоит решать. Разные высказывались точки зрения, но общим было одно
- необходимо единение для спасения России, ее многострадального народа.
Нелегкий был разговор. Это еще "не единство противоположностей", но уже и не "борьба" их, так как по большинству обсуждаемых политических вопросов точки зрения совпали. Да и критерий оценки их деятельности один
- вера людей, доверие народа. И надо считаться с этим, если мы действительно хотим быть партией народа.
Профессор ВА. Сапрыкин приписывает доктору философских наук Г.А.Зюганову фидеизм, то есть подмену веры в знание, человеческий разум верой в Бога, сверхъестественное. Но сейчас даже верующие в обыденной жизни руководствуются выводами науки, в том числе и в духовной сфере, законы развития которой далеко еще не выяснены до конца. Он обвиняет Г.А.Зюганова в богоискательстве, то есть совмещении религиозной доктрины с научными достижениями. Да, эта бердяевско-булгаковская тенденция, идущая еще от Вл.Соловьева, в основе своей идеалистична. А Зюганов -убежденный материалист, он рассматривает духовность как самостоятельную сферу общественного бытия. И в этой сфере вера - это фиксация Традиции, способ передачи ее из поколения в поколение, средство идентификации личности и человеческого сообщества в целом. Перефразируя известное изречение, можно сказать: "Назови, во что ты веришь, и я скажу, кто ты". Человек без веры - как птица без крыльев. У него нет ни будущего, ни прошлого, да и настоящее его плачевно.
Вас, Владимир Александрович, тревожит, что Г А. Зюганов не отвергает некоторые православные обряды. Но думаю, что В.И. Ленин и Н.К.Крупская не были менее коммунистичными, когда венчались в церкви и скрепляли свой брак обручальными кольцами, сделанными из пятаков местным ссыльным и врученными им священником. Эти кольца они хранили всю жизнь. Имея церковное образование, И.В.Сталин, будучи преданным коммунистическим идеалам, все-таки пришел к однозначному выводу о необходимости поддержки Церкви, встречался с иерархами РПЦ, откликался на их просьбы. В контактах с религиозными деятелями он стремился нащупать мостик между атеистической идеологией, проводимой партией, и мировоззрением подавляющей массы граждан ССОР - верующих. Что же, и убежденного коммуниста Кастро можно за это обвинить в фидеизме и поповщине? Кстати, и Ленин, и Сталин, как и Кастро, были крещеными. <...>
Правильно и дальновидно поступает Геннадий Андреевич, не игнорируя сферу религиозной духовности, близкой миллионам российских граждан. И патриотическая оппозиция приветствовала бы слова духовного лица, который сказал бы о нем так, как сказал гонимый Троцким Патриарх Тихон о Ленине, назвав вождя революции человеком "добрейшей и поистине христианской души". Такую душу должен иметь каждый, называющий себя коммунистом. <...>
Сейчас в бедствующей России политика, в полной мере учитывающая человеческий фактор, должна тесно соприкасаться с религией, в то же время религия, представляя миллионы граждан, защищая их духовные и материальные потребности, сама врывается в политику. Поэтому и лидер партии коммунистов должен учитывать эти жизненные реалии.
Посте ряда поражений в 90-е годы мы научились "разбрасывать камни", то есть искать истину в новых исторических условиях, о возможности появления которых, не предупреждал ни один из официальных идеологов партии, занятых пропагандой убаюкивающей теории "развитого социализма". Отказ КПРФ идти на компромисс с антинародным режимом, решительная защита интересов самых обездоленных слоев общества, верность народным идеалам избавили партию от многих временных попутчиков, неустойчивых союзников и просто беспринципных политиканов, рассчитывавших вместе с партией "войти" во власть. Но партия осталась верна своим идеалам. Была определена стратегическая линия на возрождение страны. Выработаны тактические приемы, способные объединил, вокруг патриотической оппозиции большинство народа.
Уважаемый Владимир Александрович считает, что религия - дело пожилых людей, в лучшем случае маргиналов. Но это не так. Можно привести немало примеров тяги к духовным идеалам тысяч и тысяч молодых, в том числе и сторонников левых взглядов.
Нам в России пора по-настоящему осознать, что мы живем в принципиально ином обществе. Это типичное переходное общество, а, как показывает исторический опыт, переходные общественные состояния усиливают тягу населения к религиозным культам. Тем более что религия сейчас во всем мире меняет свой облик, приспосабливаясь к реалиям современности. Былого противостояния религии и науки сейчас нет. Религиозные организации активно борются за решение социальных, экологических и нравственных проблем. И среди священнослужителей есть немало по-современному образованных, патриотически настроенных и искренне любящих свою паству людей. Мне довелось общаться с такими замечательными людьми. И всякий раз я испытывал чувство гордости, видя, что они с пониманием относятся к позиции КПРФ, разделяют многие ее идеи.
"Богоискатель" Н.Бердяев одним из первых заметил, что у раннего христианства и русского коммунизма много общего. А православие, ведущее свое начало именно от раннего христианства, вполне может рассматриваться как одно из учений, предшествовавших русскому социализму. Русский народ, крестьянский в своей основе, потому так быстро и воспринял коммунистическую идею, что он был подготовлен к этому веками своего соборного существования в рамках православия.
Призывая к борьбе с религией, мы тем самым выступаем и против Традиции, на которой зиждутся культура и менталитет граждан России.
Думаю, не верующие в Бога представляют сегодня опасность для КПРФ, а те, кто ни во что не верит и преклоняется только перед одним кумиром - "желтым дьяволом", по выражению Горького, то есть перед денежным мешком.
Пусть в нашей партии будет больше людей, одухотворенных верой в светлые идеи, в братство между народами, в высшую Справедливость, которая исторически порождена религиозным чувством и неотделима от сегодняшнего существования традиционных религиозных конфессий! Тогда мы сможем выполнить свой главный долг перед народом: помочь ему возродить Россию. На собирание вокруг КПРФ всего честного, одухотворенного высокими идеалами и должны быть направлены наши усилия. Только тогда мы можем рассчитывать на Победу.
Считал бы необходимым на предстоящем VII съезде КПРФ рассмотреть вопрос государственно-церковных отношений в России, осудить немотивированное богоборчество в прошлом и наметить меры по конструктивному сотрудничеству с традиционными конфессиями России, видя в этом залог ее крепости и стабильности в обществе. Стоило бы внести определенные коррективы в программные и уставные документы партии.
Настало "время собирать камни".
Виктор Ильич Зоркальцев, член президиума ЦК КПРФ
N 44 (317) ? ноябрь ? 2000 год
Экономическая газета