25 марта Президенты Украины и Грузии подписали Декларацию о развитии отношений стратегического характера между двумя странами, в которой, кроме всего прочего, говорится о скорейшем урегулировании "замороженных конфликтов" в регионе совместного соседства на основе осуждения сепаратизма, демилитаризация региона Чёрного моря, а также возобновления Балто-Черноморской дуги стабильности и сотрудничества при участии как государств-членов ЕС и НАТО, так и новых независимых государств.
"Замороженные" конфликты - это, в первую очередь, Приднестровье и Южная Осетия. Под "демилитаризацией" подразумевается вывод российских войск и вооружения из региона (мотивация - "стамбульский" Договор об обычных вооруженных силах в Европе). А восстановление Балто-Черноморской дуги (теперь, исходя из Декларации, в её составе ещё и Грузия) - это "перезагрузка" проекта начала 90-х годов (тогда в среде победителей в "холодной войне" носилось много проектов "оформления" пространства между Россией и ЕС (НАТО-бис, "План Кравчука", реанимация "ягеллонской идеи" Межморья, формирование "Балто-Черноморско-Адриатического" треугольника).
Важно отметить, что "балто-черноморская реставрация" началась не с приходом к власти украинской "оранжевой" оппозиции, а ещё где-то с конца весны-начала лета прошлого года, когда после присоединения к ЕС десяти новых членов, а также угрозы более весомого институционирования ЕЭП, США оказались перед опасностью, фактически, полного вытеснения из региона.
Однако, за время "беспризорных" 1990-х годов в "дуге" образовались "слабые места". В первую очередь, это Белоруссия и Приднестровье. Но если подход к первой требует более основательной подготовки ("час икс" для неё - это, судя по всему, выборы 2006 года), то Приднестровье, похоже, на "повестке дня" уже на этот год.
Борьба с "преступными режимами" продолжается
Ещё в ноябре прошлого года заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джон Тефт заявил, что США выступают за скорейший вывод российских войск и вооружения из Приднестровья.
Ну, а недавнее интервью корреспонденту "Свободной Европы" президента Комитета США по НАТО Брюса Джексона просто-таки поражает своей прямотой. Оно очень знаково, так как даёт возможность прочувствовать "стиль" внешней политики американских неоконсерваторов.
В первую очередь американский представитель определил, что "большей частью, приднестровский режим является преступным, и мы должны бороться с этим, а не признавать этот регион в качестве суверенного государства".
Но обвинениями в адрес "преступного режима" дело не ограничилось. "Если кто-то и препятствует быстрому и демократическому решению, - развивает свою мысль президент Комитета США по НАТО, - то это Россия, у которой, кажется, есть выгода от преступной торговли, и для которой приоритетом является нахождение российской армии в этом регионе, а не возвращение этой территории молдавскому народу. Поэтому данная критика должна быть адресована России". И далее: "Приднестровье и Южная Осетия остаются фрагментами советской империи, откуда необходимо эвакуировать оружие, заняться защитой окружающей среды и созданием экономики европейского типа. В то же время, решение этих конфликтов затягивается из-за поддержки этих регионов со стороны России. В своих действиях Россия думает не об интересах населения этих регионов, а о том, как сохранить здесь свои военные базы и влияние - таким, каким оно было в XIX веке".
То есть, законодателями нынешней геополитической моды "на гора" выдана "проверенная" схема с тремя исходными данными: народом, который хочет жить "по-европейски", "преступным режимом", который ему этого не даёт и "рукой Москвы", которая этот режим всячески поддерживает.
Приднестровское урегулирование - "переформатирование" субъектов?
Но вся "загвоздка" в том, что эта самая "Москва" является активным субъектом пятистороннего формата приднестровского урегулирования (кроме России, это ещё, как известно, Украина, Молдова, собственно Приднестровье и ОБСЕ). Новые же "геополитические веяния" в регионе требуют и нового подхода к решению и этого "замороженного" конфликта. Любопытно, что предложение по "переформатированию" участников данной проблемы было изложено именно в середине прошлого года, как раз тогда, когда началась работа по воссозданию Балто-Черноморской дуги.
1 июня 2004 года президент Молдовы Владимир Воронин выступил с инициативой относительно подписания Украиной, Румынией, Евросоюзом, США и Российской Федерацией Пакта стабильности и безопасности для Республики Молдова. Нет смысла пересказывать содержание документа (эта тема уже не раз освещалась), важно то, что хотя пятисторонний формат урегулирования Пактом не отменяется, однако активное вовлечение США, ЕС и Румынии, фактически, формализирует его дальнейшую работу. Как следствие, степень влияния России на процесс приднестровского урегулирования значительно снижается.
Но России сейчас "не до жиру". Она, несмотря на заявления о своей приверженности пятистороннему формату, в целом не возражает по поводу Пакта: позитивно отреагировал на него бывший посол РФ в Молдове (после - заместитель секретаря Совбеза Российской Федерации) Юрий Зубаков и Посол по особым поручениям Валерий Нестерушкин, а в конце прошлого года на "софийском" заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что "Россия готова хоть сегодня подписать Пакт стабильности и безопасности для Молдовы в том виде, как он был первоначально предложен".
Потеряв инициативу, Москва согласна на всё, что хоть чуть-чуть позволит ей удержаться в регионе. А вот США, похоже, намерены всерьёз оттеснить Россию на северо-восток Евразии, подальше от коммуникационных подступов к мировому углеводородному эллипсу.
Поэтому, слишком уж "пресноватый" "Пакт Воронина" на сегодняшний день не вполне соответствует новым геополитическим веяниям, направленным на тотальную борьбу с "форпостами тирании" (Кондолиза Райс).
"Кураторы" Балто-Черноморского пространства
С конца прошлого века сложилась устойчивая традиция вовлечения в орбиту западной цивилизации новых территорий в восточной части Европы, такой себе Ново-Drang-nach-Osten - "принцип снежного кома", или "принцип куратора", когда восточная окраина "иудео-христианского" мира берёт на себя "обязательство" по "цивилизировании" территории, находящейся восточнее от неё (Германия для Вышеградской четвёрки, Италия для Центральноевропейской инициативы, Венгрия для Румынии и Хорватии, Польша для Украины и в перспективе Белоруссии).
Судя по всему, сегодня пришёл черёд взять на себя роль "цивилизатора" и самой Румынии. Ещё в середине 2003 года в Бухаресте была проведена представительская конференция "Румыния и Молдова на новой геополитической карте мира", собственно и заложившая "новый политический курс" в вопросе приднестровского урегулирования, а именно:
приднестровский конфликт является геополитическим явлением и был спровоцирован с целью сохранения Молдовы в сфере влияния России;
нынешняя ситуация в Приднестровье является выгодной "чёрной дырой" для международных преступных элементов;
Российская Федерация должна немедленно вывести свои войска из Приднестровья;
нынешний формат гарантов урегулирования конфликта не способен выполнить взятые на себя обязательства;
для решения вопроса приднестровского урегулирования необходимо привлечь США, ЕС и, разумеется, саму Румынию.
Похоже, апрель 2005 года будет в этом плане временем начала внедрения в жизнь данной "идейной базы". 1 апреля действующий председатель Комитета министров Совета Европы, министр иностранных дел Польши Адам Даниэль Ротфельд заявил в Кишиневе, что Страсбург позитивно относится к расширению переговорного формата по приднестровскому урегулированию и к обеспечению безопасности на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Ну а 22 апреля в Кишинёве запланировано провести саммит ГУУАМ, в работе которого собирается принять участие и "оранжевый" президент Румынии Траян Башеску. Более того, в конце марта на общей с президентом Грузии Михаилом Саакашвили пресс-конференции президент Украины Виктор Ющенко сказал, что в Кишиневе Украина и Грузия представят проект урегулирования конфликта в Приднестровье.
Похоже, у России пока нет эффективного "антидота" этому черноморскому "вызову". Она сейчас больше напоминает боксёра, пропустившего серию нокаутирующих ударов и ждущего, когда прозвенит спасительный гонг.
Это, разумеется, понимают в Приднестровье. И пока Москва "приходит в себя", один из высоких представителей "преступного режима" ПМР - министр безопасности Приднестровья Владимир Антюфеев заявил: "Наш народ и руководство республики будет расценивать попытку введения интернационального контингента как агрессию со всеми вытекающими последствиями. Если Западу нужна горячая точка, он ее здесь получит".
Недооценивать это заявление "победителям" последних геополитических баталий не стоит. С точки зрения истории полтора десятка лет - это как раз тот отрезок времени (период от первого класса школы и до последнего курса в вузе), когда идея "овладевает массами", а фактическая независимость становится "привычкой, выработанной годами".
12 апреля, 2005
http://www.novopol.ru/