Только-только минувший Первомай, последний перед сменой президентов, одарил наблюдателей странным политическим зрелищем под названием "партийные манифестации".
Воплощение идеи оказалось отмеченным парадоксальным содержанием, достойным иронии Высоцкого. "Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача", телезрители увидели, как высшие и просто высокие партийные начальники, вышедшие к народу и, главное, к телекамерам под синими знаменами стали требовать резкого повышения благосостояния - от опережающего инфляцию роста зарплат до банального увеличения пенсий.
Парадокс же заключается в том, что эти призывы должны были быть обращены к самим ораторам. Разве не они и их единомышленники принимают законы, согласно которым определяются минимальные зарплаты и размеры пенсий? Разве не они и их соратники слывут "правящей элитой", а значит, группой людей, вырабатывающих в том числе социальные и экономические параметры нашей жизни? Кому, какому Богу обращали они свои молитвы, если ниже никого и нет, кто мог бы помешать претворить решения партии в жизнь? Или же на каких-то этажах власти засели вредители и иностранные шпионы, злокозненно запускающие цены ввысь, а зарплаты - долу?
Впрочем, российская политическая сцена достаточно давно приучила зрителей не удивляться подобным метаморфозам. Тем не менее каждый раз спрашиваешь, поеживаясь, себя и окружающих: можно ли, скажем, вот так, не стесняясь, требовать от неопознанных анонимов того, что сделать должен сам?
Ключевые слова здесь - "не стесняясь". Относятся они, конечно, к сфере морально-этической, состояние которой вроде бы ничем не измеришь. Но все же мир живет по неким нравственным законам, выработанным за столетия не в "деловых играх" политтехнологов, а самими отношениями между людьми, между людьми и Богом. А о том, как соблюдаются эти законы, говорят и личные наблюдения и ощущения, и данные социологических опросов.
Один из них недавно, в апреле, провел ВЦИОМ. Так вот, десять христианских заповедей знают всего лишь 2 процента россиян, не могли вспомнить ни одной - 33 процента, причем среди последователей православия - четверть опрошенных. Согласно другому опросу, подавляющее большинство соотечественников (79 процентов) считают, что за последние годы нравственный облик российского общества изменился в худшую сторону.
Россия, не секрет, страна "верхушечная", чувствительная исключительно к импульсам сверху и почти безразличная к низовым инициативам и чаяниям. Отсюда, верно, и еще один социологический показатель: 93 процента россиян уверены, что перевоспитанием общества, его нравственным здоровьем заниматься должно правительство, а не сам социум.
Мысль здравая, если только заложить в нее другую, не менее здравую и ей вторящую: если уж браться государству и его мужам исправлять общественную нравственность, то начинать следует с себя любимых. С выучивания (в идеале - с применения) хотя бы нескольких заповедей: "не убий", "не укради", "не лги" ("не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего"), "не сотвори себе кумира", "не желай имущества ближнего своего"... (Оставляю читателю возможность приложить к каждой из них собственные наблюдения за текущей жизнью.)
Разговор вроде бы далекий от вчерашнего события - первой в новейшей истории России очной, прямой передачи власти от одного президента к другому. И в то же время - разговор, на мой взгляд, весьма актуальный, поскольку выводит на тему, которую я бы обозначил, следуя модным штампам, как "план Медведева".
Вместе с атрибутами власти и ядерным чемоданчиком теперь уже законный глава государства получил в наследство полный портфель тактических и стратегических ориентиров, заявленных еще бывшим президентом, а также кадровый набор, составленный за последние восемь лет. То есть более или менее сбитую программу действий, которую тем не менее Медведеву политически необходимо дополнить (а то и доформулировать) собственными усмотрениями и ориентирами. И увенчать всю эту конструкцию опять же собственной сверхзадачей - по возможности вернуть изначальные, базовые значения таким основополагающим понятиям, как добро и зло, правда и ложь, свобода и несвобода...
Если хотите, назовем эту сверхзадачу формулой, близкой сердцу нового президента и бывшего первого вице-премьера,- приоритетный национальный проект.
Еще раз, с расширением: приоритетный национальный проект "Нравственное здоровье общества".
Больших расходов он не потребует (хотя многих, облюбовавших места на берегах финансовых потоков, это и расстроит). Не надо будет даже создавать "рабочую группу" по выработке критериев нравственного поведения, тем более - комиссии и советы по наблюдению за нравственностью. Мы ведь уже проходили и "моральный кодекс строителя коммунизма", и товарищеские суды - с известным эффектом. Десяти заповедей вполне достаточно, государство же - не проповедник, а менеджер, призванный создать условия для их соблюдения и сам их соблюдающий.
Условия простые.
Обеспечить честные выборы, в полном соответствии с лучшим, на мой взгляд, определением демократии, которое сформулировал один из патриархов американской политологии Роберт Даль: демократия - это конкуренция, открытая для всех. И, добавлю, везде - на политическом, экономическом, общественном, информационном полях. Хотя бы потому, что монополия, в тон нашей теме, безнравственна и менее эффективна.
Защитить слабых - инвалидов, детей, пенсионеров, одиноких. Не подачками, не первомайскими речами, не очередным мизерным повышением пособий, приходящимся, как правило, под выборы или под праздник, а выстроенной социальной политикой, предполагающей не сиюминутность, но ясную и понятную ее пользователям перспективу.
Унять сильных, считающих себя монопольными и несменяемыми собственниками истины во всех сферах бытия. Обеспечить тем самым ту "нравственность власти", о которой на вчерашней церемонии говорил Владимир Путин. Перестать делать из истории "продажную девку", легко откликающуюся на любой запрос политической конъюнктуры. Усвоить, что стабильность стабильности рознь. О чем еще четыре века назад говорил Спиноза в своем "Политическом трактате": "Одно дело мир, который обеспечивается процветанием граждан, и другое - когда он сохраняется пассивностью граждан в условиях загнивания общества... Но если рабство, варварство и запустение называть миром, то для людей нет ничего печальнее мира..." Не чураться мирового опыта, выйдя наконец из состояния "осажденной крепости", на штурм которой со всех сторон света собираются вражеские стаи. "Больше всего, - вспомним теперь и отечественного классика Салтыкова-Щедрина, - достается тут Франции, которая, как известно, выдумала две вещи: ширину взглядов и канкан. Из того числа: канкан принят Митрофаном с благодарностью, а от ширины взглядов он отплевывается...". Ну пусть сегодня не Франция, а какая-нибудь Великобритания... И еще из Салтыкова-Щедрина: не путать "Отечество" и "Ваше Превосходительство"...
А в общем-то, не такая уж и заковыристая задача - разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Самый простой совет дал Владимир Владимирович (Маяковский): "Буду делать хорошо и не буду - плохо".
08,05,2008
http://www.rg.ru/2008/05/08/obozrevateli.html