28 апреля 2008
5757

Виталий Третьяков: Алгоритм прыжка в будущее

Main 75406b
Виталий Третьяков, главный редактор журнала "Политический класс"

Какие вызовы встают перед новым президентом

Изменится ли, а если да, то насколько радикально, внутренняя и внешняя политика России после того, как в мае 2008 года главный кабинет в Московском Кремле займет 42-летний юрист Дмитрий Медведев? Этот вопрос в последние месяцы звучал так часто, что явно выдавал желание вопрошающих увидеть в ближайшие годы какую-то другую, а не ту, что проводил Владимир Путин, политику России. Чем бы ни руководствовались те, кто постоянно задает этот вопрос, здоровым любопытством или нездоровыми пристрастиями и фобиями, приходится на этот вопрос отвечать.

Президентский курс 2008 - 2011: неизбежное

Практически в самом начале своего президентства Владимир Путин произнес фразу, не им впервые придуманную и не им впервые оглашенную, но приобретшую значение стержня национальной стратегии именно потому, что эти слова наконец-то были услышаны из уст главы государства: "Либо Россия вновь станет великой державой, либо ее не будет вовсе".

Вот категорический императив политического курса любого президента России, если только он хочет руководить страной, которая по-прежнему является Россией, а не чем-либо иным, и если он хочет удержаться у власти в этой стране.

Политический класс России может сколь угодно долго и яростно спорить внутри себя относительно того, как конкретно реализовывать этот курс, наполнять ли его более либеральным или более авторитарным содержанием. Но этот класс откажет в доверии любому главе государства, который поставит под сомнение сам стержень национальной стратегии, либо, официально не отказываясь от процитированной выше формулы, практической политикой сведет ее к чему-то существенно иному. Еще скорее откажет в доверии президенту, отклонившемуся от "курса Путина", российское общество. Несмотря на то что и внутри общества много критиков завышенных амбиций России, а также "путинского авторитаризма" и сторонников "более скромных, но более прагматических целей" и возвращения в "царство ельцинской свободы".

И никакая "политическая стабильность", никакой "кремлевский авторитаризм", никакой "административный ресурс", никакая "управляемая демократия" не помогут сохранить власть надолго тому, кто, находясь во главе России, принесет в жертву кому-либо или чему-либо постулат: "чтобы быть, надо быть великой".

Можно утверждать, что вариативность политического курса Медведева в рамках реализации основной стратегической цели будет связана скорее с методами ее достижения, с формами и направлениями активности государства ради достижения этой цели.

К вопросу о либерализме Медведева как человека, как политика и как президента

Откуда вообще родилась уверенность в том, что Дмитрий Медведев, в отличие от "авторитарного Путина", демократ прямо-таки западного образца? Разве он хуже Путина знает российскую историю и современность? Разве не он в качестве председателя совета директоров "Газпрома" призван был вернуть эту крупнейшую российскую корпорацию под контроль государства и успешно реализовал эту цель? Разве не Медведев был руководителем администрации президента при Путине, то есть не возглавлял, так сказать, генеральный штаб российской политической системы и российской бюрократии, которые используют, как известно, не только демократические, но и авторитарные методы руководства страной?

Один из истоков, породивших позже специально культивировавшийся имидж Медведева "как демократа и даже либерала", лежит в интервью журналу "Эксперт" двухгодичной давности, где будущий кандидат в президенты России внешне пренебрежительно отозвался о только появившейся тогда концепции "суверенной демократии".

Отвечая на вопрос о своем отношении к этой концепции, Медведев поставил под сомнение ее ценность и, в частности, сказал, что не видит смысла и необходимости присоединять к слову "демократия" какое-либо определение, ибо демократия либо есть, либо ее нет.

Именно с этого момента утверждения о том, что Медведев отверг авторитарную кремлевскую концепцию "суверенной демократии" и выступил в поддержку демократии чистой, западного образца, и пошли гулять по СМИ и интеллигентско-интеллектуальным кругам.

Видеть в современном политическом режиме России, назови его путинским или как-то иначе, некую уже сложившуюся данность, нечто завершенное, а потому вечное, не только бессмысленно, но и глупо. Политический транзит России или, по крайней мере, транзит ее политического устройства продолжается, и принимать силуэт вокзальной постройки на одной из очередных станций этого транзита за архитектуру державного здания главного вокзала в конце магистрали могут только предвзятые наблюдатели, архитекторы из конкурирующих фирм либо уставшие, в пути пассажиры нервно и неровно двигающегося с 1985 года поезда.

Но главное даже не в этом. Концепция "суверенной демократии" содержательно полностью соответствует политическим взглядам Медведева, как только он декларирует их не в обобщенно-теоретическом или футурологическом контексте, а применительно к реальным проблемам и целям российской политики. Ибо концепция "суверенной демократии", если даже Медведев-президент наложит для своих подчиненных табу на использование этого термина, предполагает лишь то, что Россия развивает демократические институты, во-первых, с учетом своих исторических традиций, конкретных реалий современной обстановки и темпами и в сроки, которые она сама определяет; во-вторых, при этом она совершенно исключает внешнее вмешательство в свои внутриполитические дела и процессы, а также претендует на самостоятельную и независимую внешнюю политику, определяемую прежде всего национальными интересами самой России.

Вчитайтесь в тексты выступлений и статей Медведева, и вы увидите, что при гораздо более "либеральной", чем у Путина, риторике, он рано или поздно выходит именно на такое определение политики России.

В одном из последних таких интервью на вопрос о его идеологических предпочтениях и о том, как эти предпочтения скажутся на политике, которую он будет проводить в качестве президента, Дмитрий Медведев ответил в том духе, что он, конечно, рыночник, но и роль государства в развитии сегодняшней экономики, особенно в России, чрезвычайно велика. Что он, конечно, выступает за наращивание демократических тенденций в обществе, укрепление независимости судов, но, говорит Медведев, переходя к внешней политике, когда ты действуешь, как президент России на международной арене, ты должен руководствоваться не собственными идеологическими предпочтениями (это нужно оставить для внутриполитической борьбы), а национальными интересами своей страны.

По-моему, вполне ясно и определенно.

Рамки неизбежного

Рискну предложить список тех направлений российской внутренней и внешней политики, которые при президентстве Дмитрия Медведева будут реализовываться с той или иной степенью последовательности.

1. Продолжение политической реформы с целью приближения к оптимальной схеме политического устройства, единого представления о которой ни в собственно политической, ни в экспертной среде не имеется. Политическое реформирование будет осуществляться методом проб и ошибок при сохранении некоторых уже сложившихся констант: президентская республика, федеративное устройство при сохранении сильных централистских начал для поддержания территориальной целостности страны, формально многопартийная система при сохранении доминантной роли "партии власти", а именно "Единой России", и пр. При этом, безусловно, будет сделана попытка резко усилить независимость судебной власти.

2. Укрепление института частной собственности, форсированное его развитие в части, касающейся мелких и индивидуальных собственников.

3. Сохранение, учитывая социалистические традиции, доминирующие в сознании и поведении значительной части населения, государственного патернализма в отношениях власти и общества.

4. Константой является многократно провозглашенное стремление перевода экономики на инновационный путь развития, связанный с созданием широкой сети наукоемких и высокотехнологичных производств. Но и здесь скорее ясны цели, чем методы их достижения.

5. Госсоставляющая в экономике России останется очень весомой. Как в силу традиций, так и по той причине, что и в политической, и в экономической сфере государство рассматривается как главный инициатор и двигатель реформ и инноваций.

6. Безусловно, Россия будет продолжать процесс создания и вывода на международную экономическую арену своих транснациональных корпораций, рассматривая успех в этом деле как одну из важнейших предпосылок желаемого уровня конкурентоспособности России как субъекта международной политики и экономики.

7. Будет реализована попытка превращения рубля в одну из мировых резервных валют, ибо без достижения этой цели правящий класс России уже не видит возможности сохранения экономической и политической независимости страны.

8. Уровень политических и гражданских прав и свобод при президенте Медведеве понижаться не будет, но не потому, что сам Медведев в отличие от Путина является "большим демократом и либералом", хотя, скорее всего, он все-таки "больший демократ и либерал", а просто потому, что дальнейшее понижение этого уровня не требуется с точки зрения власти и не будет поддержано значимыми слоями общества. Не следует ждать и резкого повышения этого уровня - кремлевские власти, достаточно свободные интеллектуально, опасаются любого проявления политического революционизма как в собственной политике, так и в обществе, предпочитая медленное эволюционирование революционным скачкам.

9. В одном из предвыборных выступлений Дмитрий Медведев сказал, что России требуются несколько десятилетий спокойного мирного развития. Это - желаемый сценарий, который может быть сломан не зависящими от России действиями других главных геополитических субъектов, но которого Медведев будет пытаться придерживаться. Следовательно, совершенно исключено - без какой-либо крайней нужды - инициативное участие России и ее вооруженных сил в войнах, вооруженных конфликтах или силовых противостояниях.

10. Главной проблемой здесь остается непредсказуемость поведения доминирующего субъекта мировой политики, а именно - США и подконтрольного ему блока НАТО. Россия и при Медведеве, безусловно, будет рассматривать как прямую (если она даже "всего лишь" потенциальная) угрозу своей безопасности и как прямое ущемление своих национальных интересов включение в НАТО Украины и Грузии. Причин для этого более чем достаточно, но я назову три главных: 1) переход под контроль США исторических русских территорий, оказавшихся при распаде СССР в составе Украины, а также проживающего на этих территориях русского населения, численность которого достигает 15 миллионов человек, то есть закрепление статуса русской нации как разделенной; 2) превращение соседних с Россией стран в окраины американской империи, территория которых в случае развертывания новых войн между США и исламскими режимами превратится в непосредственный театр военных действий; 3) окончательное превращение Черного моря во "внутреннее озеро" США и НАТО, что фактически полностью поставит под контроль вооруженных сил этих военно-политических субъектов всю южную военную инфраструктуру России. В случае перехода за эту красную для российской дипломатии и российских стратегических национальных интересов черту Москва вынуждена будет - при всем стремлении Медведева к "десятилетиям спокойного и мирного развития" - пойти на признание независимости Абхазии и Южной Осетии, а заодно, возможно, и Приднестровья, а также поставить вопрос о территориальной принадлежности Крыма и других населенных русскими регионов Украины.

11. Продолжение интеграционных процессов на постсоветском пространстве с безусловной целью создания вокруг России как исторического союзообразующего центра данного субрегиона военного, экономического и политического союза государств - желательно в наиболее обязывающей договорной форме.

12. Медведев попытается интенсифицировать попытки найти на условиях, не ущемляющих интересы России, компромисс с Евросоюзом, но опыт показывает, что эта цель - и как раз по вине ЕС и стоящих за его спиной США - недостижима. Это не будет означать, что в результате срыва этих попыток Медведев автоматически переведет Россию в разряд "младших партнеров Китая", но, безусловно, усилит политическую отчужденность в Европе и подвигнет Москву к большему игнорированию запросов и интересов ЕС в пользу других мировых игроков. К этому же приведет и попытка исключения России из "большой восьмерки", за что ратуют сейчас практически все кандидаты в президенты США.

13. Можно категорично утверждать, что Россия будет пытаться наращивать мощь и значение как самостоятельного и независимого центра мировой политики, чтобы при любом повороте событий остаться среди 4 - 5 геополитических центров, к числу которых на данный момент относятся США, Евросоюз, Китай и сама Россия.

14. Россия по-прежнему будет придерживаться принципа соблюдения сложившейся за последние десятилетия системы международного законодательства и определяющей роли ООН. Россия не может позволить, чтобы новая политическая архитектура мира в своих формальных проявлениях складывалась без ее участия и учета мнения.

15. Дмитрий Медведев прекрасно понимает, что главное условие реализации стратегических целей России лежит в сфере демографической политики. Этой политике (в широком понимании) Кремль под руководством Медведева и возглавляемое Путиным правительство будут уделять приоритетнейшее внимание.

Обо что может споткнуться Медведев?

Было бы верхом наивности считать, что Дмитрий Медведев, ставший третьим президентом России хоть и через убедительнейшую победу на всенародных выборах и получивший в наследство от предшественника страну, состояние и международный статус которой гораздо выше и лучше того, что достались Путину при восшествии в Кремль, обречен стать успешным президентом.

Медведев стал президентом "из рук Путина", и этот синдром ему предстоит преодолеть и психологически, и юридически, и имиджево. Уже первые успехи Путина как официального лидера страны были впечатляющими, но еще более впечатляющими выглядели они на фоне неудач и провалов Бориса Ельцина и его политики. Медведева и результаты его действий будут сравнивать не с неудачливым Ельциным, а с успешным Путиным. Прочность президентского статуса Медведева и его политической связки с Путиным будут испытывать многие как внутри страны, так и за ее пределами.

Безусловно, Путин с Медведевым знают об этой опасности, и ими разработан какой-то алгоритм соответствующих демонстративно-публичных и закулисных действий. Этот алгоритм описал российский эксперт Иосиф Дискин, сказавший, что Путин будет некоторое время исполнять роль "старшего брата" при Медведеве, не вмешивающегося в повседневные решения и действия (тем более что они и так будут согласованы), но тут же появляющегося "во дворе", как только кто-либо из "политических хулиганов" попытается словом или делом обидеть или ущемить нового президента.

На международном уровне возможности для защиты будут существенно сужены. А ведь очевидно, что практически сразу после вступления нового президента в должность к попыткам "прощупывания" и "принижения" статуса Медведева приступят лидеры ЕС и НАТО, некоторых западноевропейских стран и многих восточноевропейских, некоторых (и ясно, каких прежде всего) постсоветских государств.

И Путин, и Медведев многократно заявляли, что они уже работали и будут продолжать работать как одна политическая команда, что между ними нет никаких существенных политических противоречий и что их властные полномочия четко разделены статьями Конституции. Но бюрократический аппарат, во-первых, не понимает, что такое два равновеликих начальника, а во-вторых, всегда успешно находит ту щель в этом "равновеличии", воспользовавшись которой можно извлечь максимум выгоды для себя при минимальных затратах своей работы на общество. Даже если представить, что согласованность аппаратов будет максимальной, а развитие страны - успешным, сравнение вклада в этот успех отдельно Медведева ("и его людей") и отдельно Путина ("и его людей") будет постоянно присутствовать как в сознании чиновников и рядовых избирателей, так и в СМИ.

Однако все эти испытания являются по большому счету тактическими, тогда как стратегическая миссия президентства Дмитрия Медведева лежит, как мне представляется, совсем в другой плоскости.

Как пресечь "догоняющее развитие"

Несмотря на все достижения путинского президентства, Россия все равно традиционно продолжает крутиться в парадигме "догоняющего (Запад) развития".

Догнать во всем не удается. Перегнать в чем-то - случается довольно часто. Перегнать раз и навсегда так и не удавалось - кроме одного исторического периода, когда это произошло именно потому, что Россия отказалась от традиционных для нее ориентиров и целей.

Я имею в виду 1917 год и коммунистический эксперимент. Большевики поменяли алгоритм движения страны по траектории прогресса. Они поставили цель не догонять Запад, а перепрыгнуть их. Оказаться в будущем, властно-политически закрепившись там, подтянуть социальные и экономические тылы сразу к тому, чем западноевропейский и американский капитализм станут когда-то. А за это время Советская Россия уйдет еще дальше вперед - в самый коммунизм. Алгоритм "прыжка в будущее", перевода страны из стадии "догоняющего развития" в позицию лидера (идеологического, аксиологического, политического) оказался порочен. Но не порочен, а, напротив, глубоко плодотворен политический и метафизический выбор - отказаться от роли догоняющего, перевести соревнование в иную плоскость. И для многих народов почти до самого крушения СССР (и даже позже), а для многих интеллектуалов Запада - до 1968 года тогдашняя Россия (СССР) статусом исторического лидера обладала.

Отказавшись в конце 80-х годов от большевизма, но не от догматики теории прогресса, мы снова оказались в числе "догоняющих".

Теории прогресса противостоит то, что можно назвать "теорией естественного развития". Ты должен развиваться так, как свойственно именно тебе, а посему никогда не окажешься ни отстающим, ни догоняющим. И однажды, когда догоняющие и догоняемые врубятся лбами в стену или упадут от перенапряжения, станешь лидером автоматически.

Никакой уверенности у меня, конечно, нет, но надежда есть: при президентстве Медведева мы расстанемся навеки как с теорией прогресса, так и с практикой "догоняющего развития". И займемся более важными вещами. Некоторые пассажи в последних выступлениях Путина и Медведева вселяют эту надежду. Кстати, если ей суждено сбыться, это и будет лучшим воплощением любимого новым президентом выражения "Freedom is better than non freedom".

При подготовке статьи автор использовал написанную по заказу итальянского журнала "Лимес" статью о политике России при президенте Медведеве (для специального номера, который выйдет в свет 9 мая), а также более пространный вариант, который будет опубликован в апрельском номере журнала "Политический класс".

"Известия",
28.04.2008, No076
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован