Владимир Путин должен сформулировать, какова конечная цель проводимой под его руководством политической реформы, к построению какого политического режима и в какие сроки эта реформа ведет.
"Как ты думаешь, он останется?" Вот вопрос, который в последнее время все чаще задают мне и многим другим людям, занимающимся политической аналитикой. Вопрошающий уверен, что я или кто-то другой, чьим мнением на сей счет он интересуется, прекрасно поймет, о ком и о чем идет речь. Но ведь гораздо более важен не этот вопрос - наше гипертрофированное представление о якобы абсолютном всесилии власти в России выводит его на первый план. Ведь и с философской, и с политической точек зрения и исходя из национальных интересов страны надо, прежде всего, задать другой вопрос: а нужен ли нам, гражданам России, Владимир Путин как лидер страны и нации и после истечения, согласно действующей Конституции, его президентских полномочий в начале 2008 года? Ответив утвердительно или отрицательно на этот вопрос, должно и можно переходить к обсуждению тайных или явных желаний и намерений властных группировок.
Начну с техники оставления Путина у власти. Потому что именно это интересует сегодня публику. Публично обсуждается чисто эгоистический мотив - собственнические интересы властвующей группировки. Однако, кроме корпоративного эгоизма нынешней власти, наблюдается в ее действиях и нечто... Речь идет об отстаивании пусть не слишком четко сформулированных национальных интересов России.
Как оставить Путина у власти?
Есть пять наиболее целесообразных и реальных сценариев решения этой задачи, и сегодня (напоминаю, это опубликовано 11 декабря 2003 года! - В. Т.) трудно сказать, какой из них будет выбран.
Первый сценарий. Через референдум внести поправку в Конституцию, увеличивающую срок пребывания президента у власти с четырех лет до семи-восьми. При нынешней популярности Путина и отсутствии хоть какой-то альтернативной фигуры это наиболее простой способ, но он создает прецедент изменения Конституции, чего многие боятся, да и сам Президент уже успел отвергнуть.
Второй сценарий. Он хорошо известен, ибо описывался еще в ельцинские времена и связан с созданием нового Союзного государства (России и Белоруссии или в более крупном масштабе). В принципе, это идеальный вариант, хотя и требующий для реализации решения очень многих сложных проблем.
Третий сценарий. Превращение де-факто или даже де-юре России из президентской республики в парламентскую. Вот, строго говоря, для чего нужна "Единая Россия" как партия, обладающая большинством в Госдуме. Для реализации этого сценария, кроме партии власти, нужны еще несколько элементов: управляемость Совета Федерации (наличествует), Конституционного Суда (спорный вопрос), неамбициозный и верный наследник на посту президента в 2008 году. По этому сценарию, Путин передает президентскую власть своему человеку, который не сопротивляется тому, чтобы реальная власть в стране перешла к главе правительства, которым становится Путин. Такое продление власти можно осуществить и без изменения Конституции.
Четвертый сценарий - более жесткий вариант третьего. Россия остается президентской республикой, но только президент (что требует изменения Конституции) избирается не прямым всенародным голосованием, а парламентом. Маловероятно, ибо недемократично.
Пятый сценарий сводится к следующему. В ходе второго срока президентства Путин начинает "официально" возглавлять партию власти. Эта партия приводит к власти в 2008 году слабого и неамбициозного политика, но формирует сильное правительство во главе с Путиным. К выборам 2012 года (тогда ему будет лишь 59 лет) глава правительства становится главным кандидатом на пост президента, а Конституция России не запрещает повторного избрания на президентский пост после перерыва.
Хороший ли Путин Президент?
Прелюдией к ответу на этот вопрос должно быть прояснение ситуации с качеством исполнения президентских функций Владимиром Путиным. Если судить по публикациям в центральной российской прессе, беря ее в совокупности всех значимых изданий, то, несмотря на обвинения в том, что Кремль ее контролирует и цензурирует, а также вообще всячески ограничивает свободу ее самовыражения, мы увидим самые противоположные оценки: от положительных до негативных и прямо обличительных. Главные телеканалы, безусловно, в основном, действуют в рамках апологетики путинского курса, что, впрочем, распространяется только на штатных сотрудников, но отнюдь не на всех приглашаемых экспертов. Критика же положения в стране, критика "этой власти" без упоминания самого Путина, но явно подразумевающая, что это "его власть", фактически повсеместна. Во всяком случае, в выступлениях (весьма многочисленных) всякого рода "деятелей культуры", писателей (из числа тех, что давно уже больше выступают по телевизору, чем пишут) и т. п. Кроме того, фактически оппозиционен политике Путина канал REN-ТV. То же самое можно сказать и об НТВ, оппозиционность которого не повсеместна, но вполне ощутима, хоть и выражается, как правило, не в прямой критике Кремля или лично Путина, а в иронии или даже примитивном ерничанье. Фактически оппозиционны и телекомпании, ведущие вещание на третьем канале, правда, эта оппозиционность никогда не распространяется лично на Путина, а всегда - на правительство и значительную часть президентской команды.
Во всяком случае, трудно предположить, что если завтра Путин объявит о желании сохранить власть и после 2008 года, то все или подавляющее большинство общефедеральных СМИ, работающих в них журналистов и экспертов, начнут безоглядно хвалить и приветствовать это решение. Думаю, что поток критических и прямо отрицательных мнений будет очень и очень солидным.
Есть, однако, еще "президентский рейтинг", который, во-первых, несмотря на постепенное снижение, остается очень высоким, а во-вторых, значительно превосходит аналогичные показатели доверия избирателей к какой-либо другой политической фигуре в стране. В общем и целом нельзя отрицать, что рядовой избиратель, который так или иначе и делает погоду на общенациональных выборах, качество работы Путина как Президента оценивает положительно или даже радикально положительно. А это все-таки мнение народа, в конечном итоге - самое важное в политике. При Ельцине было хуже, при Путине стало лучше (в некоторых сферах - гораздо лучше) - это, собственно, и есть синтетическая и универсальная оценка исполнения последним президентских функций.
Альтернативы?
Всех тех, кто уже проявил себя в качестве кандидатов в президенты России на предшествующих выборах, я отметаю скопом. Это - несмотря на различия в возрасте - уходящее, а часто и ушедшее политическое поколение России. Из новичков можно и нужно назвать лишь три фамилии: Касьянов, Рогозин и Иванов (здесь - с именем Сергей). Объективно, по уровню популярности, ни один из них президентом избран быть не может. Даже некоторые из старожилов президентских выборов способны их легко обойти по числу поданных голосов.
Михаил Касьянов просто не публичный политик. Дмитрий Рогозин - политик публичный, но в силу ряда причин, о которых я сейчас говорить не буду, не сможет - без общефедерального административного ресурса - быть раскручен до необходимых рейтинговых высот, чего, конечно, не случится.
Вот Сергей Иванов, и по циркулирующим слухам, и по своим кондициям, премьер-министром стать может. Кроме того, он единственный из всех наших членов правительства и вообще высших должностных лиц позволяет себе делать политические заявления и комментарии, выходящие за пределы его должностной компетенции. Больше, собственно, и назвать пока некого.
Теоретически нельзя исключить появление на нашей политической сцене такой альтернативы Путину, каким в конце 80-х оказался Ельцин для Горбачева. Но практически это крайне маловероятно. Россия уже пережила такую революцию как раз в конце 80-х - 91-ом годах. И с какой стати у нас должен произойти этот исторический дубль?
Главные ошибки Путина
Объективности ради, следовало бы перечислить и главные достижения Владимира Путина, но для краткости всю комплиментарную часть я решил опустить.
Отранжировать по значимости главные ошибки (и недостатки) политики Путина крайне тяжело, поэтому в своем перечне никакой системы придерживаться не буду. Итак, я бы выделил следующее.
Путин так и не сумел решить проблему российской бюрократии (в чем, собственно говоря, и сам признался в последнем своем послании Федеральному Собранию). Суть этой проблемы состоит в том, что бюрократия как была, так и остается единственным правящим классом России. Административная рента, то есть доходы чиновников, получаемые ими - нелегально и противозаконно - сверх официальных зарплат, по объемам своим, безусловно, огромна. Но главное в том, что наша бюрократия при этом чрезвычайно неэффективна и обслуживает, в основном, собственные интересы.
То, что Путин фактически отступил перед данной проблемой, доказывает, на мой взгляд, еще одна ошибка нынешнего Президента, на свершение которой он конечно же пошел сознательно. Я имею в виду отказ не от выборности глав субъектов Федерации, а отказ от ограничения сроков их пребывания у власти.
Еще менее объяснимым представляется мне то, что до сих пор Кремлем не сформулирована ясная и однозначная стратегия национального развития России на более или менее долгосрочную перспективу. Оптимальный вариант требовал бы того, чтобы стратегия национального развития была Владимиром Путиным сформулирована.
Очень большой ошибкой Владимира Путина я считаю практически полное игнорирование, кроме упоминания в отдельных выступлениях, проблемы депопуляции, а точнее, вымирания России. Еще три конкретных ошибки, не требующих долгих пояснений. Запредельная, а порой просто алогичная и бессмысленная закрытость власти. Отсутствие (при наличии гигантских финансовых резервов) набора из хотя бы четырех-пяти общенациональных экономических программ, решающих одновременно проблемы занятости, экономического роста и развития инновационных технологий. Поразительная терпимость по отношению к очевидно неправильным кадровым решениям, в том числе и собственным. Безусловно, переполнена провалами, ошибками и невнятностями, кстати и кадровыми, политика на постсоветском пространстве.
И еще два пункта. Первый: несмотря на неоднократно провозглашенную цель преодоления бедности и достигнутые здесь скромные успехи, все-таки скандально неприличным и политически опасным остается разрыв между уровнем дохода беднейших и сверхобеспеченных слоев населения.
Наконец, последнее, что необходимо отметить, - многочисленные возвраты назад, часто мало чем мотивированные, и невнятица в проведении политических реформ, действительно порой создающие впечатление отступления от демократической тенденции развития.
Реверсивная демократизация
Реверсивная демократизация есть процесс постепенного "размораживания" политических процессов и гражданских инициатив, отчасти свернутых в годы правления Владимира Путина.
В последнем послании Федеральному Собранию Президент, на мой взгляд, близко, местами очень близко подошел к тому, чтобы предложить обществу нечто, подобное тому, что я имею в виду, но все-таки ключевых и главных слов не сказал.
К настоящему моменту можно признать свершившимися два факта:
- во-первых, в связи со снятием остроты большинства <наиболее острых, угрожающих безопасности государства и граждан - Ред.> проблем политика "подмораживания" может считаться исчерпавшей себя;
- во-вторых, эта политика набрала определенную инерцию, и для ее сворачивания потребуются дополнительные усилия.
Некоторые практические шаги по развертыванию реверсивной демократизации.
1. Ограничение срока пребывания на посту глав регионов с момента первого назначения шестью годами.
2. Возвращение к выборности глав субъектов Федерации, в случае если к такому решению придет парламент, в 2017 году.
3. Разработка закона об оппозиции.
4. Предложение Общественной палате в качестве основного направления ее работы выработку текста Общественного договора для России.
5. Переход к выборности членов Совета Федерации путем прямых выборов в соответствующих субъектах Федерации.
6. Учреждение на всех телеканалах, включая государственные, Наблюдательных советов.
7. Создание Общественного телевидения на базе одного из государственных телеканалов.
8. Законодательный запрет для любых органов власти на владение любыми печатными СМИ. Вводится немедленно специальным законом, реализуется в течение ближайших двух лет.
9. Запрет для любых органов власти, кроме федеральной власти, на владение телевизионными каналами. Вводится с 2010 года. Федеральная власть имеет право владеть не более чем двумя общенациональными общеполитическими каналами, причем Наблюдательный совет одного из этих каналов формируется из числа лиц, выдвинутых как минимум всеми партиями, имеющими самостоятельные фракции в Государственной Думе.
10. Введение института парламентского расследования - первоначально по ограниченному составу проблем (уже предложено Президентом).
11. Свертывание системы должностных привилегий до самого узкого списка и для крайне ограниченного, оговоренного специальным законом состава должностных лиц.
12. Государственная программа стимулирования роста профсоюзных организаций, в том числе для госслужащих и военнослужащих.
13. Демократизация законодательства о проведении митингов и демонстраций.
14. Разработка государственной программы радикального укрепления независимости судебной системы как от государственного вмешательства, так и от воздействия бизнес-структур.
15. Введение ограничений на показ зарубежной кино- и телепродукции на ТВ и в кинопрокате (квотирование).
16. Разумное, но радикальное ограничение демонстрации сцен насилия по телевидению.
17. Стимулирование развертывания российских правозащитных организаций при запрете любых форм их финансирования из-за рубежа.
18. Возвращение еженедельных аналитических программ на все государственные телеканалы.
19. Создание общенациональной системы молодежных парламентов, функционирующих в качестве консультативных органов при Президенте, главах субъектов Федерации и главах муниципальных образований.
20. Отказ от планов назначения мэров городов.
21. Всемерное укрепление и максимальная демократизация местного самоуправления, увеличение объемов его финансирования за счет местных налогов.
22. Разработка закона о пределах политтехнологической деятельности в России, включающего, помимо прочего, запрет на деятельность любых зарубежных политтехнологических структур на территории РФ.
23. Усиление борьбы с авторитарно организованными религиозными и иными неформальными организациями.
24. Запрет на ношение военной формы любыми не находящимися на военной или приравненной к ней службе - в том числе и для частных охранных предприятий.
25. Вводится практика составления ежегодных докладов о состоянии прав и свобод граждан и функционировании демократических институтов в различных субъектах Федерации.
Программа реверсивной демократизации объявляется предельно широко, ее реализация максимально растянута во времени - до 15 лет. Демократизация проводится в пошаговом режиме, однако Президент должен указать, какие пункты этой программы будут им выполнены в срок лично его нахождения у власти. Президент провозглашает себя гарантом этого процесса, ежегодно выступая по этому вопросу перед Государственной Думой и в ее здании.
http://www.journalist-virt.ru/2006/1/18.php