Динамика комплектования контрактниками РМКС по планам новой ФЦП
Ведомства годы | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Минобороны, в т.ч. сержанты,плавсостав ВМФ (старшины и матросы) | 424832351718966 | 445902351721073 | 445902351721073 | 445902351721073 | 445902351721073 | 445902351721073 | 652964422321073 | 872166614321073 |
МВД | 964 | 964 | 3432 | 7932 | 13432 | 17032 | 19125 | 19125 |
Спецстрой | 100 | 100 | 100 | 485 | 789 | 789 | 789 | 789 |
ФСО | 0 | 0 | 0 | 497 | 497 | 497 | 497 | 497 |
ГУСП | 0 | 0 | 0 | 25 | 55 | 55 | 55 | 55 |
СВР | 1 | 1 | 1 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Всего | 43548 | 45655 | 48123 | 53564 | 59398 | 62998 | 85797 | 107717 |
Из анализа представленных в таблице данных следует, что, набрав в 2009 году по контракту 2107 матросов и старшин плавсостава (в дополнение к тем 18966, которые должны быть набраны в 2008 г.), органы комплектования Минобороны затем дольше всех намерены "тянуть" с увеличением количества контрактников-сержантов в ВС РФ - до 2016 года. На год раньше выполнят свою часть ФЦП Внутренние войска МВД. ГУСП и Спецстрой наберут нужное им количество сержантов в 2012 году, а ФСО и СВР в 2011 г.
Запланированные расходы на осуществление новой ФЦП суммарно составили 243437,64 млн. руб. Суммирование сделано в ценах текущих лет, что с экономической точки зрения в условиях инфляции некорректно. Но главное - в другом: абсолютно все эти средства уйдут на капитальное строительство. Остаётся загадкой, как это можно было называть ускоренным набором сержантов-контрактников, а наименование ФЦП начинать со слов "Совершенствование системы комплектования".
Ещё более провальный смысл обретают индикаторы ФЦП в сопоставлении с обнародованными новыми параметрами ВКП в части, касающейся офицерского состава ВС РФ. Численность офицерского состава ВС РФ предполагается резко сократить в ближайшее время - в 2009-2012 годы. А ведь сержантов - принципиально новых, специально подготовленных и обученных, соответствующих опыту лучших армий современности - таких сержантов, судя по ФЦП, в войсках ещё не будет! Кто же будет непосредственно руководить боевой подготовкой солдат, воспитывать их, поддерживать порядок в казарме?
Чтобы подробнее оценить ситуацию, воспользуемся методологией совокупного комплексного анализа реализуемости ВКП для всей военной организации РФ и всех категорий военнослужащих. Без совокупного анализа не обойтись, поскольку источник пополнения всех родов войск и всех видов ВС всеми категориями военнослужащих один - это ежегодное поступление 18-летних юношей в состав призывного контингента (ПК) с учётом использования ими единообразных по закону отсрочек и освобождений от военной службы. Говорить только о реформе ВС РФ, обособленно от других войск, воинских формирований и органов (ВВФиО) в этой проблеме неправомочно.
Рассмотрим расчётный вариант предстоящих сокращений, основываясь на отечественных публикациях. Допустим, что и другие ВВФиО тоже не останутся в стороне от процессов совершенствования ВКП. Поскольку нас интересуют принципиальные аспекты и характер рассматриваемого нами явления, а не детали, в абсолютно точных данных нет необходимости. Ориентировочная расчётная программа изменения количеств военнослужащих (тыс. чел.) по категориям представлена в табл. 2.
Представленное в таблицах и использованное в расчётах общее количество военнослужащих, проходящих службу по призыву, возможно, несколько превышает численность фактически призванных, поскольку соответствует заявленной штатной численности, а фактическое комплектование предполагает некоторый некомплект.
По содержанию таблицы отметим следующее. Значения, выделенные полужирным шрифтом, взяты из официальных документов (с округлением) либо из выступлений официальных лиц (7)
Количество сержантов-контрактников соответствует новой ФЦП (см. в табл. 1).
Сокращение численности офицеров, прапорщиков и мичманов в ВС РФ соответствует высказываниям военачальников, а по другим ВВФиО считалось ориентировочно близким к этому, но несколько меньшим в относительном выражении. Хотя нам известно нежелание руководства других ВВФиО сокращать их. Возможно, так и будет. Но в таблице, повторим, представлен приблизительный, расчётный вариант.
Таблица 2
Параметры реформы системы комплектования в период 2009-2012 годов
Показатель годы | 01.01.2009 | 2012 | Изменение |
Общее количество военнослужащих, в т.ч. | 1552 | 1326 | - 226 |
– в ВС РФ | 1134 | 1000 | - 134 |
– в других ВВФиО | 418 | 326 | - 92 |
Количество офицеров, в т.ч. | 515 | 250 | - 265 |
– в ВС РФ | 355 | 150 | - 205 |
– в других ВВФиО | 160 | 100 | - 60 |
Количество прапорщиков и мичманов, в т.ч. | 232 | 48 | - 184 |
– в ВС РФ | 147 | 20 | - 127 |
– в других ВВФиО | 85 | 28 | - 57 |
Количество сержантов и старшин, служащих по контракту, в т.ч.: | 30 | 44 | +14 |
– в ВС РФ | 29 | 29 | 0 |
– в других ВВФиО | 1 | 15 | +14 |
Количество солдат, служащих по контракту, в т.ч. | 296 | 346 | +50 |
– в ВС РФ | 177 | 231 | +54 |
– в других ВВФиО | 119 | 115 | -4 |
Количество лиц РМКС, служащих по призыву, в т.ч. | 479 | 638 | +159 |
– сержантов и старшин в ВС РФ | 85 | 114 | +29 |
– рядовых в ВС РФ | 341 | 456 | +115 |
- сержантов в других ВВФиО | 10 | 10 | 0 |
- рядовых в других ВВФиО | 43 | 58 | +15 |
Если руководствоваться материалами ФЦП, то сокращение общей численности военнослужащих в военной организации РФ за счёт сокращения численности офицеров, прапорщиков и мичманов при малом росте количества сержантов-контрактников приведёт к необходимости увеличивать количество лиц РМКС, служащих по призыву. Можно, конечно же, предположить, что сокращаемые численности прапорщиков и мичманов попытаются переориентировать на должности сержантов-контрактников, но сделать это трудно, поскольку в новой ФЦП строительство жилья для них не предусмотрено, а жильё, занимаемое сейчас прапорщиками и мичманами при их увольнении вряд ли будет освобождено в нужном количестве.
Но главная "нестыковка" ВКП и новой ФЦП будет связана с укомплектованием РМКС по призыву. Количество служащих в настоящее время по призыву известно, исходя из указов Президента РФ о призыве. Понятно, что количество граждан, которых призовут в 2009 году и в последующие годы, будет возрастать. Хватит ли для этого граждан в призывном контингенте? Попробуем ответить на этот вопрос с учётом других потребностей ежегодного "поглощения" юношей военной организацией РФ.
Ясно, что призывать в ВС РФ вскоре ежегодно придётся не 568/2 = 284 тыс. человек, как ожидалось в начале выполнения прежней ФЦП (8) при ранее задуманном и широко афишированном выполнении прежней ФЦП, а существенно больше, т.к. ФЦП осталась невыполненной. Да и общие замыслы изменились. Кроме того, как и прежде, понадобится призыв ещё и в другие войска. Напомним, что ранее 2/3 общей численности призываемых, по свидетельству руководства ГОМУ Генштаба, поступали в ВС РФ, остальные - в другие войска. Сейчас это соотношение изменится в "пользу" ВС РФ.
Оценим последствия. Общая численность других ВВФиО в РФ, по зарубежным справочным данным, составляла в 2007 году 418 тыс. чел. В это количество входили лица, служащие в структурах ФСБ: 160 тыс. в пограничной службе, 4 тыс. в специальных формированиях. Ещё 170 тыс. служили во внутренних войсках, подведомственных МВД.
Свыше 65 тыс. - в ФСО, включая президентский полк и Службу спецсвязи и информации (Спецсвязь России), остальные - в Спецстрое и в других структурах. По данным на 2008 год (9) ситуация существенно не изменилась.
В любом случае призыв, как и прежде, останется главным в потребностях ежегодного обновления военной организации РФ. Однако и другие категории военнослужащих тоже требуют регулярного обновления. Основываясь на совокупности опубликованных данных, можно составить ориентировочные (подчеркнём ещё раз, не фактические) расчётные сценарии изменения численностей и состава всей военной организации РФ, что показано в верхних строках табл. 3, согласующихся с параметрами 2012 года, представленными в табл.2 (в тыс. чел.).
В оценочных расчётах примем, что офицеры в среднем будут служить 28 лет, оставшиеся прапорщики и мичманы - 25 лет. Это необходимо учитывать при оценке темпов обновления. В соответствии с замыслами ВКП набор в военные училища с 2009 года сократится по сравнению с прошлыми годами, но до 2012 года выпуск останется прежним (около 20 тыс. чел. в год). Откуда иначе взять кадры для увеличения количества младших офицеров? Ведь именно так ставится задача по реформированию структуры офицерского состава ВС РФ!
Как свидетельствует мировой опыт, контрактники РМКС могут служить разное количество лет, что зависит от проявляемой по отношению к ним ВКП. Если, как было до сих пор и как оставлено в новой ФЦП, заинтересованность в службе мала, то контракт может быть подписан не добровольно, а по принуждению. Продление такой службы маловероятно. Тогда её средняя продолжительность будет минимальной - 3 года (вариант 1). Если, как принято в США и во Франции, военнослужащие будут равно заинтересовываться и в продлении контракта и в увольнении из армии с преференциями, то после каждого контракта уходить будет примерно половина, и в среднем получится наиболее эффективная для армии, как обосновывал генерал Шарль Де Голль, продолжительность - 6 лет (вариант 2). В принципе возможен и вариант 3, принятый, например, в Канаде, при котором большинство контрактников РМКС дослуживает до пенсии. Тогда средняя продолжительность их службы, как и прапорщиков, составит 25 лет. Но ФЦП не свидетельствует в пользу такого варианта, поэтому мы его здесь и не рассматриваем.
Потребности обновления соответствующих категорий военнослужащих показаны в средней (по строкам) части табл. 3.
Таблица 3
Потребности и возможности обновления военной организации РФ
Категории в/служащих годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Всего в ВОГ, в т.ч. | 1552 | 1374 | 1326 | 1326 |
Офицеры | 515 | 450 | 289 | 250 |
Прапорщики (мичманы) | 232 | 50 | 48 | 48 |
РМКС всего | 805 | 879 | 953 | 1028 |
РМКС-К (по контракту) | 326 | 347 | 369 | 390 |
РМКС-П (по призыву) | 479 | 532 | 584 | 638 |
Доля контрактников в РМКС, % | 41 | 40 | 39 | 38 |
Потребности обновления, тыс. чел. ежегодно | ||||
Офицеров | 20 | 20 | 20 | 20 |
Прапорщики (мичманы) | 9 | 2 | 2 | 2 |
РМКС-К вар.1 | 109 | 116 | 123 | 130 |
РМКС-К вар.2 | 55 | 58 | 63 | 65 |
РМКС-П | 479 | 532 | 584 | 638 |
Суммарно вар.1 | 617 | 670 | 748 | 790 |
Суммарно вар.2 | 563 | 612 | 729 | 725 |
Вхождение юношей в 18-летний возраст | 843 | 746 | 669 | 620 |
Вхождение юношей в ПК | 565 | 500 | 434 | 415 |
В нижних двух строках показаны демографические данные о предстоящем вхождении юношей в 18-летний возраст и в состав ПК - с учётом освобождения по медицинским показаниям и другим причинам (по опыту прошлых лет, это составит около 33%).
Как следует из сопоставления нижней строки таблицы с суммарными потребностями, осуществить обновление военнослужащих военной организации РФ так, чтобы это соответствовало заявленным замыслам военачальников и нынешней ВКП, за счёт подрастающего поколения после 2009 года невозможно при любом варианте ВКП по отношению к контрактникам РМКС. Если учесть, что при осуществлении рассматриваемой нами ВКП другие ВВФиО могут обосновать невозможность их сокращения, подобного сокращению ВС РФ, то ситуация с нехваткой пополнения призывного контингента будет ещё хуже, чем показано в табл. 3.
Значит, прежде всего, ГОМУ Генштаба будет ориентироваться на выпускников вузов. Рассмотрим эти возможности. До недавнего времени в РФ было более 1000 вузов, из них 660 государственных. В вузы ежегодно поступали более 1 млн. чел. (из которых чуть меньше половины - юноши). Всего в вузах обучалось более 7,3 млн. человек, в государственных вузах - более 6 млн. Добавим к этому, что свыше 600 тыс. чел. (половина из них - юноши) ежегодно поступали и столько же заканчивали техникумы и другие учебные заведения среднего специального образования. Это значит, что в рассматриваемые нами годы до 2012 включительно практически каждый юноша после окончания средней школы будет иметь возможность поступить в вуз или техникум. Более того, юношей, закончивших среднюю школу, будет меньше, чем мест в учебных учреждениях. Следовательно, ещё и поэтому большинству выпускников гражданских вузов, которые пользуются сейчас правом на учебную отсрочку, грозит призыв.
Причём служить им придётся на второстепенных солдатских должностях в подчинении у командиров-контрактников, не имеющих высшего образования, или самим становиться сержантами, служащими по призыву, не зная этой службы и не имея знаний для обучения других. Многие юноши обоснованно считают такую службу небезопасной, бесперспективной, бесполезной с точки зрения боеспособности войск, и практически для всех она означает значительный финансовый проигрыш семейного бюджета, а также потерю темпов карьерного роста.
Кроме трудностей призыва выпускников есть и другие аспекты. Некоторое время тому назад Минобороны объявило о таком элементе своей ВКП как выделение части "престижных" вузов в особую категорию, студенты которых будут учиться на военных кафедрах, а выпускники будут становиться офицерами запаса, но без обязательства (!) служить в армии. Это сразу же повысило коррупциогенность системы набора студентов в эти вузы. Самостоятельную борьбу за право попадания в заветный список вузов повели ректоры. В итоге (10) первоначально намечавшееся сокращение количество военных кафедр для таких вузов (с 235 их собирались сократить до 30-35) перешло в обратный процесс: вначале было решено оставить 68 военных кафедр (перечень вузов был опубликован), затем 109. Осуществлялось ли коррупционное взаимодействие чиновников, полномочных расширять перечень, и ректоров - можно только предполагать. А кроме того идёт процесс укрупнения "престижных" вузов за счёт поглощения других - более мелких и "обездоленных".
Возможно, кое-кто из разработчиков такой концепции ВКП уповал на наличие в РФ неисчерпанного призывного контингента (ПК). Действительно, в нынешнем ПК есть граждане, пользовавшиеся отсрочками, причём не только учебными, которые с начала 2008 года отменены. Но согласятся ли с такими замыслами граждане РФ?
Ведь если сейчас молодой трудоспособный отец, как правило, в состоянии принести в семью среднюю заработную плату (СЗП), размер которой превысил в РФ 17 тыс. руб./мес., то после его ухода в армию по призыву, жена с ребёнком на руках получит компенсацию в размере всего лишь 6 тыс. руб./мес., останется на год без мужа, а ребёнок потеряет воспитательное воздействие отца.
Правомочен вопрос: Не логичнее ли было добавить эти деньги нынешнему контрактнику, который ждёт - не дождётся конца контрактного срока, чтобы уйти из армии, дающей ему только 8 тыс. руб./мес.? И тем предотвратить его уход. Заодно раскошелиться и, сделав контрактную службу привлекательной для всех, ускорить набор контрактников и полностью отказаться от принудительного призыва в регулярные войска - по примеру Погранслужбы! Но на этот вопрос есть скрываемый от общества ответ. Он становится очевидным, если вспомнить об интересах структур, паразитирующих на противозаконных освобождениях и отсрочках, если учесть, например, что повесток молодым отцам можно разослать более 90 тысяч, а фактически надо будет призвать (такая сумма компенсаций была заложена в бюджете) только 25 тыс. человек. Значит, мздоимцы рассчитывают, что у 65 тысяч человек будут и желание, и возможность, и экономическая целесообразность откупиться. О методах вскрытия коррупционных замыслов и методах обоснования рациональных планов реформы системы комплектования сказано, например, в публикации (11).
Возможно решение проблемы за счёт сокращения общей численности военной организации РФ. Но об этом речи нет. Зато всё чаще звучат слова о том, что служба по призыву почётна и эффективна. Не возникнет ли вскоре предложение решить проблему за счёт удлинения продолжительности службы?
Есть и другие безответные вопросы. Насколько затормозится создание молодых семей и обзаведение детьми, в том числе выпускниками большинства гражданских вузов после того, как они осознают угрозы предстоящего их призыва в армию на второстепенные должности? Насколько возрастёт "утечка мозгов" за пределы России? И насколько затормозится реальное включение молодых специалистов в работу по специальности после того, как, закончив вуз, они проведут год в казарме? Как это отразится на общей экономике страны? Напомним, что даже в царское время лица с высшим образованием приглашались на военную службу всего лишь на полгода. Было понимание, что они нужнее на другом месте. И призывали их, главным образом, для соблюдения принципа всесословности военной службы (12). А в нынешней России система "престижных" вузов ведёт к расслоению молодёжи.
Перед стартом предыдущей ФЦП, когда представители общественности обоснованно настаивали на том, чтобы денежное довольствие контрактников на 10-20% превышало СЗП, руководство Минобороны добилось резкого увеличения надбавки не лицам РМКС, решающим проблему своего трудоустройства на "рынке труда", а офицерам центрального аппарата. В итоге такой ВКП материальный стимул к заключению контракта был подорван. Именно низкое денежное довольствие и привело к срыву ФЦП.
На уровне денежного довольствия ниже СЗП в период осуществления ФЦП пребывали не только контрактники РМКС, но и младшие офицеры ВС РФ. Это подорвало их представления о справедливости, привело к экономическим правонарушениям и к массовым увольнениям. А в Погранслужбе отток молодых офицеров прекратился!
Сейчас в рамках нового этапа военной реформы нам говорят, что найдены резервные финансовые средства для предотвращения оттока нужных армии офицеров из воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство. И ещё - что совсем не надо дополнительных средств из бюджета для сохранения таких надбавок (премий) офицерам в будущем. Так ли это? Рассмотрим финансовую составляющую ВКП подробнее.
Сегодня на финансовую составляющую ВКП оказывают влияние две реализуемые в настоящее время программы. Во-первых, это намеченное в рамках реформирования военной организации государства сокращение личного состава (13) По скудным данным, которые поступают из Минобороны РФ в СМИ, (само Минобороны до сих пор официально это не подтвердило), намеченное сокращение высвободит денежные средства для реализации второй программы, согласно которой для повышения привлекательности военной службы решено существенно увеличить ежемесячное денежное довольствие офицеров (14).
Расчётные показатели численности и денежного довольствия военнослужащих ВС РФ на 2008 и 2012 годы представлены в табл. 4. Таблица отражает результаты исследования динамики расходов Минобороны РФ при переходе к новой численности личного состава и новым окладам офицеров. Базой для исчисления индивидуального ДД военнослужащего конкретного звания взят приказ Минобороны РФ от 1 февраля 2008 года N 35. На основании указанных в приказе данных рассчитаны размеры ДД военнослужащих всех званий и должностей. Величина ДД, используемая в таблице, вычислена как среднее значение. Новые повышенные размеры денежного довольствия взяты из публикаций в СМИ. Количества военнослужащих одного звания взяты также из СМИ либо получены при помощи вспомогательных расчётов.
Таблица 4
Расчет численности и денежного довольствия военнослужащих ВС РФ
Воинские звания | ДД 2008 г. тыс. руб. в мес. на одного | На конец 2008 г. | ДД 2012 г. тыс. руб. в мес. на одного | На 2012 г. | ||
Кол-вочел. | ДД в год на всех млн. руб. | Кол-вочел. | ДД в год на всех млн. руб. | |||
Всего | 1134000 | 137305,3 | 100000 | 205729 | ||
Генерал армии | 73,8 | 7 | 6,2 | 210 | 7 | 18 |
Генерал-полковник | 70,8 | 50 | 42,5 | 200 | 18 | 43 |
Генерал-лейтенант:в ЦАне в ЦА | 49,730,5 | 41050360 | 161,429,8131,6 | 180 | 13625111 | 29424054 |
Генерал-майор:в ЦАне в ЦА | 37,727,9 | 640120520 | 228,754,3174,4 | 160 | 72560665 | 13921151277 |
Полковник:в ЦАне в ЦА | 30,424,0 | 25665180023865 | 7530,8656,66874,2 | 140 | 91148908224 | 15311149513816 |
Подполковник:в ЦАне в ЦА | 25,121,1 | 88678297385705 | 22620,8897,221723,6 | 120 | 15000125013750 | 21600180019800 |
Майор:в ЦАне в ЦА | 23,019,5 | 995501300086550 | 23877,9359120286,9 | 100 | 25000625018750 | 30000750022500 |
Капитан | 18,3 | 90000 | 19725 | 90 | 40000 | 43200 |
Старший лейтенант | 17,2 | 30000 | 6178,5 | 80 | 45000 | 43200 |
Лейтенант | 16,4 | 19000 | 3744 | 65 | 12000 | 9360 |
Младший лейтенант | 15,0 | 1000 | 180 | 50 | 3000 | 1800 |
Старший прапорщик:в ЦАне в ЦА | 16,815,0 | 73500100072500 | 1322120213019 | 15 15 | 10000010000 | 179601796 |
Прапорщик:в ЦАне в ЦА | 15,814,1 | 73500100072500 | 1246218912273 | 14,1 14,1 | 10000010000 | 169301693 |
Старшина-К | 13,28 | 5141 | 820 | 13,28 | 5141 | 819 |
Старший сержант-К | 12,91 | 4517 | 700 | 12,91 | 4517 | 700 |
Сержант-К | 11,95 | 8000 | 1147 | 11,95 | 8000 | 1147 |
Младший сержант-К | 11,60 | 11000 | 1531 | 11,60 | 11000 | 1531 |
Ефрейтор-К | 10,42 | 76000 | 9508 | 10,42 | 97000 | 121353 |
Рядовой-К | 9,66 | 101345 | 11748 | 9,66 | 134342 | 15573 |
Старшина-П | 0,605 | 3400 | 25 | 0,605 | 8000 | 58 |
Старший сержант-П | 0,55 | 10000 | 66 | 0,55 | 17000 | 112 |
Сержант-П | 0,495 | 25500 | 151,5 | 0,495 | 25000 | 148 |
Младший сержант-П | 0,44 | 46300 | 245 | 0,44 | 64000 | 338 |
Ефрейтор-П | 0,385 | 155100 | 717 | 0,385 | 198000 | 915 |
Рядовой -П | 0,3 | 185700 | 669 | 0,3 | 258000 | 930 |
Анализ расчётных данных, представленных в табл. 4, показывает следующее.
1. Изменения, предлагаемые Министерством обороны (резкое сокращение числа офицеров и прапорщиков), не приведут к высвобождению денежных средств, достаточных для обеспечения выплаты всем офицерам повышенных окладов. При попытке распространить высокое ДД на всех офицеров потребуется резкое увеличение общих расходов Минобороны РФ на военный персонал - в 1,5 раза. Однако дополнительных средств на денежное довольствие в бюджете не предусмотрено. Значит, ДД повысят не всем офицерам, которые будут служить в 2012 году.
2. Судя по выступлениям военачальников, ежемесячное ДД лиц РМКС не будет увеличено ни на рубль. Следовательно, не будет самого важного аргумента для повышения привлекательности военной службы для контрактников - достойного денежного довольствия. А значит, уже сейчас закладывается почва для невыполнения ФЦП по сержантам. В то же время сержанты нужны в армии для воспитания и обучения солдат, так как к 2012 году количество офицеров будет резко сокращено, и они уже не смогут выполнять эти функции.
3. Как следствие, провозглашённая авторами "Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года" цель - сделать военнослужащих по контракту средним классом страны с денежным довольствием, превышающим на 25% среднюю зарплату по стране, - не будет достигнута. Повышенное ДД будет выплачиваться не всем, что и запланировано на 2009-2011 годы. Расчёты показывают, что денег, высвободившихся в результате организационно-штатных мероприятий Минобороны, может хватить на увеличение денежного содержания в указанных размерах не более чем 25% офицеров в их численности на 2012 год.
Выводы:
Заявленная и уже осуществляемая в России ВКП должна быть уточнена. Она ориентируется в нужном направлении, но делается это с искажениями даже тех взглядов, которые были утверждены В.В. Путиным. Нет и должного учёта интересов общества. Если не будет её корректировки, осуществляемая реформа не будет соответствовать основным принципам сбережения народа и консолидации нации, не способствует обеспечению обороноспособности страны и содействует коррупции.
По-прежнему приходится констатировать: в случае продолжения нынешней военно-кадровой политики ситуация чревата ростом социальной напряжённости в обществе и даже социальным взрывом.
________________________________________________________________________________
1. Цымбал В.И., Кардашевский Н.И. Военно-кадровая политика государства как фактор, влияющий на сбережение нации и экономику страны // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 3. Часть II. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - С. 485-491.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года // Правовая система "Консультант Плюс".
3. Цымбал В. Очередной этап реформы системы комплектования военной организации РФ: обобщенная военно-экономическая оценка // Экономико-политическая ситуация в России. Март 2008 года. - М.: Институт экономики переходного периода, 2008. - С. 53-59.
4. Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2008 года N 1016-р.
5. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 года N 621
6. "Стратегия социального развития ВС РФ на период до 2020 года". См.: Приложение N1 к приказу Министра обороны от 28 апреля 2008 г. N 241; Военный железнодорожник. NN 19 и 20. 2008.
7. Например: Общее количество Вооруженных Сил РФ и численность командного состава см.: Барабанов М. Реформа боевого духа // Власть. - М., 2008. - N 41, 20 октября.
8. Актуальные задачи развития Вооружённых Сил Российской Федерации. Доклад на совещании руководящего состава ВС РФ под руководством Верховного Главнокомандующего ВС РФ 2.10.2003 г. - М.: Минобороны, 2003.
9. The Military Balance 2008. The International Institute for Strategic Studies. February 2008. - P.205-221.
10. От редакции: Бронь крепка // Ведомости. - М., 2008. - N 131, 17 июля.
11. Цымбал В. Методология и опыт оценки результативности и некоррумпированности программ, направленных на решение проблем, по-разному значимых для общества и государства // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. Сборник научных работ. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - С. 71-78.
12. Устав о воинской повинности. Вильна, 1874. С.3-4. (См. также В. Крылов, А. Жарский. Николай I: "Когда настанет минута воззвать мне к России, она станет та же, как была в 1812 году". С.19-24).
13. Литовкин В. Публичный день генерала Макарова. Начальник Генерального штаба гарантировал успех военной реформе // Независимое военное обозрение. 17 декабря 2008 года.
14. Соловьев В. Полное собрание сочинений Минобороны на заданную тему // Независимое военное обозрение. 12 декабря 2008 года; Баранец В. Что ждет российскую армию после военной реформы // Комсомольская правда. - М., 2008. - 2 декабря.
Цымбал В.И. - д.т.н., профессор, зав. лабораторией ИЭПП
Трофимова Е.В. - к.и.н.
08.10.2009,
www.viperson.ru