Эксклюзив
08 октября 2009
12861

Виталий Цымбал: Социально-экономическая значимость перемен в военно-кадровой политике России

После смены в 2008 году Верховных Главнокомандующих ВС РФ (бывшего - В.В. Путина на нынешнего - Д.А. Медведева) их действия, опирающиеся на работу аппаратов Президента и Правительства РФ, до некоторых пор не вызывали сомнения в существовании единого замысла, охватывающего цепочку событий, начавшуюся с назначения в 2007 году министром обороны сугубо гражданского менеджера А.Э. Сердюкова. Ему и "его команде" дали реформаторские полномочия, которые стали осуществляться при усилении роли Правительства РФ в управлении всей экономикой России, включая военную экономику.

Настоящая военная реформа в РФ давно назрела. И её реальное начало следует приветствовать. Но бывалых людей настораживает скрытность подготовки и скоропалительность мероприятий, осуществляемых по некоему секретному плану. Мало ли каким был "план Путина" в 2007 году?! Экономические и военные события 2008-го уже потребовали многих корректировок, осуществляемых в интересах государства, его военной организации. Будут и другие изменения, по ходу дела.

Отметим ещё одно обстоятельство. Нельзя не учитывать, что мероприятия любой военной реформы, поскольку они проходят через судьбы многих людей и общества, должны учитывать не только интересы государства. Из каких бы умелых интеллектуалов ни состоял засекреченный коллектив государственных управленцев, готовивших замысел и план военной реформы, она не застрахована от возможных ошибок. В том числе и в военно-кадровой политике (ВКП), где интересы общества должны быть учтены никак не с меньшим весом, чем интересы государства.

Под ВКП было предложено (1) понимать деятельность государственных органов и должностных лиц по установлению и осуществлению властных полномочий во всём том, что определяет:

- комплектование военной организации государства (ВОГ) личным составом (прежде всего, военнослужащими);

- подготовку граждан к военной службе и организацию этой службы;

- соблюдение прав и свобод всех граждан (в первую очередь, военнослужащих) в рамках ряда узаконенных ограничений, обусловленных спецификой военной службы;

- обеспечение личного состава ВОГ всеми видами довольствия, предоставление им преференций и статусных привилегий, соответствующих трудностям, опасностям и особенностям их служебной деятельности.

Соответственно, под концепцией ВКП следует понимать отражение основных положений соответствующей государственной политики в совокупности законов, норм, правил и других официальных документов, регулирующих все аспекты отношений между гражданами, обществом и государством в указанной сфере. Конечно, осуществляемая ВКП и её концепция не всегда совпадают. Различие между ВКП и декларациями о ней приходится отмечать потому, что оно не только существует независимо от нашей воли, но и влияет на нашу жизнь. Но начинать анализ перемен в ВКП удобнее всё-таки с деклараций.

Безусловно, страна ждала от нового Президента РФ ответа на вопрос о том, какой будет дальнейшая ВКП, сразу после его инаугурации. Первым официальным документом, подписанным Д.А. Медведевым, было Бюджетное послание (2) И что же? В нём ничего не было сказано о срыве (3) федеральной целевой программы (ФЦП), закончившейся в 2007 году, о недоукомплектованности воинских частей постоянной готовности контрактниками. Как не был отмечен и успех - перевыполнение заданий этой же ФЦП в Погранслужбе ФСБ, переход к её укомплектованию исключительно по контракту. Ответа на волнующие общество вопросы об изъянах призыва и службе по призыву, да и службы новоиспеченных контрактников тоже, в послании не было. Декларировалась только необходимость перевода на контракт плавсостава ВМФ и ещё раз отмечена актуальность укомплектования контрактниками всех сержантских должностей. Сказано о разработке для этого новой ФЦП. Но как? Специалистов удивило не столько ограничение перечня должностей, которые надо перевести на контракт, сколько планируемые сроки - с затяжкой перевода до 2016 года!

Хотя чему было удивляться, если противоречивость взглядов по этим вопросам проявилась даже на самом верхнем эшелоне принятия военно-политических решений. Действительно, обоснование необходимости перемен в системе комплектования армии, которое было опубликовано в Концепции новой ФЦП (4) утверждённой В.В. Путиным, содержало достаточно прогрессивные воззрения. Цитируем. "В ближайшее время планируется поступление в ВС РФ военной техники нового поколения, которая, отличаясь повышенной эффективностью, будет одновременно и значительно сложнее эксплуатируемой в настоящее время, а значит квалификация (профессиональная подготовка) эксплуатирующего эту технику личного состава должна быть повышена, что потребует дополнительных временных затрат на его обучение; переход к военной службе по призыву сроком на 1 год означает, что личный состав после обучения в школах младших специалистов и приобретения необходимых практических навыков эксплуатации военной техники нового поколения в воинских частях будет увольняться в связи с истечением установленных законодательством сроков службы по призыву, то есть постоянно будет осуществляться обучение личного состава, а полностью обученных младших специалистов не будет".

Из этого в Концепции сделан справедливый вывод: "переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации". А альтернативные взгляды по этому вопросу убедительно опровергнуты утверждением о том, что "при сохранении системы смешанного способа комплектования неизбежны:

- уменьшение количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

- дальнейшее снижение привлекательности военной службы в ВС РФ;

- потеря специалистов, способных обеспечивать качественную эксплуатацию военной техники и выполнять поставленные задачи;

- неэффективная работа по подготовке военнослужащих младшего командного звена".

И, тем не менее, из текста вскоре утверждённой ФЦП (5)процитированный выше фрагмент Концепции об ущербности смешанного способа комплектования при сроке службы в 1 год - исключён. В новой программе реализуется именно альтернативный подход к "решению" проблемы с удивительным пренебрежением к перечисленным выше издержкам. В ФЦП заложены такие параметры, которые сохранят систему смешанного комплектования регулярных войск до 2016 года! А если вчитаться в практически одновременно разработанную "Стратегию социального развития ВС РФ на период до 2020 года" (6) то срок этот выносится за пределы 2020 года.

Обратим внимание на хронологию: утверждение новой ФЦП формально произошло 18 августа, т.е. после военных действий 8 - 14 августа в Южной Осетии и Абхазии. Но если вчитаться в содержание ФЦП, то произошедшие события остались неучтёнными. Это относится даже к тому факту, что среди воевавших солдат и среди погибших были лица, проходившие службу по призыву. Произошло это вопреки неоднократным заверениям, что в боевых действиях военнослужащие по призыву участвовать не будут. Как минимум, такое формальное утверждение новой ФЦП "на автопилоте" свидетельствует о безобразной инерционности в действиях нашей бюрократии. Но не только. Даже ещё через месяц, когда руководству стало ясно, что с боеспособностью ВС РФ дела обстоят плохо, когда прозвучало требование Д.А. Медведева как можно быстрее перевести "все боевые части" в категорию "постоянной готовности" - об изъянах новой ФЦП чиновники тоже не вспомнили.

А ведь цель новой ФЦП и до её утверждения и, тем более, после противоречит требованиям времени и ситуации. Если у предыдущей ФЦП в качестве целей указывалось не только "обеспечение перехода ... на новый способ комплектования" воинских частей постоянной готовности, но и "совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей", то в новой ФЦП о повышении боеготовности нет ни слова. Впрочем, это справедливо, поскольку, как следует из опыта российских и зарубежных специалистов, а также из процитированного выше текста Концепции ФЦП, армия, состоящая из даже очень хорошо подготовленных сержантов и необученных солдат, не может обладать высоким уровнем боеспособности.

Узнаем ли мы, кто же именно входит в состав чиновников в аппаратах Президента и Правительства РФ, столь противоречиво представляющих суть проблемы комплектования армии, кто "лоббирует" столь коррупциогенные параметры ФЦП и кто "подсовывает" документы на подпись? Едва ли. Аппаратные "игры" всегда были и остаются тайной.

Не удалось составителям новой ФЦП уйти от последствий замалчиваемого срыва прежней ФЦП. Первой среди основных задач новой ФЦП и направленности планируемых мероприятий значится улучшение условий расквартирования контрактников РМКС, переведенных на контракт в 2004-2007 годах. Второй задачей значится обеспечение привлекательности военной службы по контракту. Обе задачи имеют социально-экономическую значимость. Но в ФЦП фактически предусмотрено решение только той части проблемы, которая касается жилищных условий. О стимулировании денежным довольствием сказано крайне плохо: для матросов плавсостава ВМФ стимулирующая надбавка оставлена на прежнем, давно обесцененном уровне 3300 руб./мес. А у сержантов и старшин - ещё ниже. У них она составит 100% от оклада по воинской должности, который сейчас равен, соответственно, 2304 и 2496 руб./мес. И уже это обрекает новый этап реформы системы комплектования на провал, подобный предыдущему. Но рассмотрим индикаторы новой ФЦП подробнее.

В концепции и паспорте новой ФЦП отражена планируемая динамика увеличения количества должностей, которые предстоит укомплектовать контрактниками (в общей сложности на 64169, из них матросы и старшины плавсостава составят чуть более 21 тыс. чел.), а также количество ранее набранных (по предыдущей ФЦП) и новых контрактников, которых предстоит обеспечить жильём.

Динамика роста численности контрактников рядового и младшего командного состава (РМКС) в военной организации РФ представлена в табл. 1. В ней, по причине уже достигнутой полной укомплектованности, отсутствует Погранслужба ФСБ, зато добавились, по сравнению с прошлой ФЦП, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой), Федеральная служба охраны (ФСО), Главное управление специальных программ (ГУСП) и Служба внешней разведки (СВР). Именно в них, как и в Минобороны и во Внутренних войсках МВД, будет в ближайшие годы смешанная система комплектования должностей РМКС, а значит, и сохранится призыв.


Таблица 1

 

Динамика комплектования контрактниками РМКС по планам новой ФЦП

Ведомства годы20082009201020112012201320142015
Минобороны, в т.ч. сержанты,плавсостав ВМФ (старшины и матросы)424832351718966445902351721073445902351721073445902351721073445902351721073445902351721073652964422321073872166614321073
МВД9649643432793213432170321912519125
Спецстрой100100100485789789789789
ФСО000497497497497497
ГУСП0002555555555
СВР1113535353535
Всего43548456554812353564593986299885797107717

 



Из анализа представленных в таблице данных следует, что, набрав в 2009 году по контракту 2107 матросов и старшин плавсостава (в дополнение к тем 18966, которые должны быть набраны в 2008 г.), органы комплектования Минобороны затем дольше всех намерены "тянуть" с увеличением количества контрактников-сержантов в ВС РФ - до 2016 года. На год раньше выполнят свою часть ФЦП Внутренние войска МВД. ГУСП и Спецстрой наберут нужное им количество сержантов в 2012 году, а ФСО и СВР в 2011 г.

Запланированные расходы на осуществление новой ФЦП суммарно составили 243437,64 млн. руб. Суммирование сделано в ценах текущих лет, что с экономической точки зрения в условиях инфляции некорректно. Но главное - в другом: абсолютно все эти средства уйдут на капитальное строительство. Остаётся загадкой, как это можно было называть ускоренным набором сержантов-контрактников, а наименование ФЦП начинать со слов "Совершенствование системы комплектования".

Ещё более провальный смысл обретают индикаторы ФЦП в сопоставлении с обнародованными новыми параметрами ВКП в части, касающейся офицерского состава ВС РФ. Численность офицерского состава ВС РФ предполагается резко сократить в ближайшее время - в 2009-2012 годы. А ведь сержантов - принципиально новых, специально подготовленных и обученных, соответствующих опыту лучших армий современности - таких сержантов, судя по ФЦП, в войсках ещё не будет! Кто же будет непосредственно руководить боевой подготовкой солдат, воспитывать их, поддерживать порядок в казарме?

Чтобы подробнее оценить ситуацию, воспользуемся методологией совокупного комплексного анализа реализуемости ВКП для всей военной организации РФ и всех категорий военнослужащих. Без совокупного анализа не обойтись, поскольку источник пополнения всех родов войск и всех видов ВС всеми категориями военнослужащих один - это ежегодное поступление 18-летних юношей в состав призывного контингента (ПК) с учётом использования ими единообразных по закону отсрочек и освобождений от военной службы. Говорить только о реформе ВС РФ, обособленно от других войск, воинских формирований и органов (ВВФиО) в этой проблеме неправомочно.

Рассмотрим расчётный вариант предстоящих сокращений, основываясь на отечественных публикациях. Допустим, что и другие ВВФиО тоже не останутся в стороне от процессов совершенствования ВКП. Поскольку нас интересуют принципиальные аспекты и характер рассматриваемого нами явления, а не детали, в абсолютно точных данных нет необходимости. Ориентировочная расчётная программа изменения количеств военнослужащих (тыс. чел.) по категориям представлена в табл. 2.

Представленное в таблицах и использованное в расчётах общее количество военнослужащих, проходящих службу по призыву, возможно, несколько превышает численность фактически призванных, поскольку соответствует заявленной штатной численности, а фактическое комплектование предполагает некоторый некомплект.
По содержанию таблицы отметим следующее. Значения, выделенные полужирным шрифтом, взяты из официальных документов (с округлением) либо из выступлений официальных лиц (7)


Количество сержантов-контрактников соответствует новой ФЦП (см. в табл. 1).

Сокращение численности офицеров, прапорщиков и мичманов в ВС РФ соответствует высказываниям военачальников, а по другим ВВФиО считалось ориентировочно близким к этому, но несколько меньшим в относительном выражении. Хотя нам известно нежелание руководства других ВВФиО сокращать их. Возможно, так и будет. Но в таблице, повторим, представлен приблизительный, расчётный вариант.

Таблица 2

 

Параметры реформы системы комплектования в период 2009-2012 годов

Показатель годы01.01.20092012Изменение
Общее количество военнослужащих, в т.ч.15521326- 226
 – в ВС РФ11341000- 134
 – в других ВВФиО418326- 92
Количество офицеров, в т.ч.515250- 265
 – в ВС РФ355150- 205
 – в других ВВФиО160100- 60
Количество прапорщиков и мичманов, в т.ч.23248- 184
 – в ВС РФ14720- 127
 – в других ВВФиО8528- 57
Количество сержантов и старшин, служащих по контракту, в т.ч.:3044+14
 – в ВС РФ29290
 – в других ВВФиО115+14
Количество солдат, служащих по контракту, в т.ч.296346+50
 – в ВС РФ177231+54
 – в других ВВФиО119115-4
Количество лиц РМКС, служащих по призыву, в т.ч.479638+159
 – сержантов и старшин в ВС РФ85114+29
 – рядовых в ВС РФ341456+115
 - сержантов в других ВВФиО 10100
 - рядовых в других ВВФиО4358+15



Если руководствоваться материалами ФЦП, то сокращение общей численности военнослужащих в военной организации РФ за счёт сокращения численности офицеров, прапорщиков и мичманов при малом росте количества сержантов-контрактников приведёт к необходимости увеличивать количество лиц РМКС, служащих по призыву. Можно, конечно же, предположить, что сокращаемые численности прапорщиков и мичманов попытаются переориентировать на должности сержантов-контрактников, но сделать это трудно, поскольку в новой ФЦП строительство жилья для них не предусмотрено, а жильё, занимаемое сейчас прапорщиками и мичманами при их увольнении вряд ли будет освобождено в нужном количестве.

Но главная "нестыковка" ВКП и новой ФЦП будет связана с укомплектованием РМКС по призыву. Количество служащих в настоящее время по призыву известно, исходя из указов Президента РФ о призыве. Понятно, что количество граждан, которых призовут в 2009 году и в последующие годы, будет возрастать. Хватит ли для этого граждан в призывном контингенте? Попробуем ответить на этот вопрос с учётом других потребностей ежегодного "поглощения" юношей военной организацией РФ.

Ясно, что призывать в ВС РФ вскоре ежегодно придётся не 568/2 = 284 тыс. человек, как ожидалось в начале выполнения прежней ФЦП (8) при ранее задуманном и широко афишированном выполнении прежней ФЦП, а существенно больше, т.к. ФЦП осталась невыполненной. Да и общие замыслы изменились. Кроме того, как и прежде, понадобится призыв ещё и в другие войска. Напомним, что ранее 2/3 общей численности призываемых, по свидетельству руководства ГОМУ Генштаба, поступали в ВС РФ, остальные - в другие войска. Сейчас это соотношение изменится в "пользу" ВС РФ.

Оценим последствия. Общая численность других ВВФиО в РФ, по зарубежным справочным данным, составляла в 2007 году 418 тыс. чел. В это количество входили лица, служащие в структурах ФСБ: 160 тыс. в пограничной службе, 4 тыс. в специальных формированиях. Ещё 170 тыс. служили во внутренних войсках, подведомственных МВД.

Свыше 65 тыс. - в ФСО, включая президентский полк и Службу спецсвязи и информации (Спецсвязь России), остальные - в Спецстрое и в других структурах. По данным на 2008 год (9) ситуация существенно не изменилась.



В любом случае призыв, как и прежде, останется главным в потребностях ежегодного обновления военной организации РФ. Однако и другие категории военнослужащих тоже требуют регулярного обновления. Основываясь на совокупности опубликованных данных, можно составить ориентировочные (подчеркнём ещё раз, не фактические) расчётные сценарии изменения численностей и состава всей военной организации РФ, что показано в верхних строках табл. 3, согласующихся с параметрами 2012 года, представленными в табл.2 (в тыс. чел.).

В оценочных расчётах примем, что офицеры в среднем будут служить 28 лет, оставшиеся прапорщики и мичманы - 25 лет. Это необходимо учитывать при оценке темпов обновления. В соответствии с замыслами ВКП набор в военные училища с 2009 года сократится по сравнению с прошлыми годами, но до 2012 года выпуск останется прежним (около 20 тыс. чел. в год). Откуда иначе взять кадры для увеличения количества младших офицеров? Ведь именно так ставится задача по реформированию структуры офицерского состава ВС РФ!

Как свидетельствует мировой опыт, контрактники РМКС могут служить разное количество лет, что зависит от проявляемой по отношению к ним ВКП. Если, как было до сих пор и как оставлено в новой ФЦП, заинтересованность в службе мала, то контракт может быть подписан не добровольно, а по принуждению. Продление такой службы маловероятно. Тогда её средняя продолжительность будет минимальной - 3 года (вариант 1). Если, как принято в США и во Франции, военнослужащие будут равно заинтересовываться и в продлении контракта и в увольнении из армии с преференциями, то после каждого контракта уходить будет примерно половина, и в среднем получится наиболее эффективная для армии, как обосновывал генерал Шарль Де Голль, продолжительность - 6 лет (вариант 2). В принципе возможен и вариант 3, принятый, например, в Канаде, при котором большинство контрактников РМКС дослуживает до пенсии. Тогда средняя продолжительность их службы, как и прапорщиков, составит 25 лет. Но ФЦП не свидетельствует в пользу такого варианта, поэтому мы его здесь и не рассматриваем.

Потребности обновления соответствующих категорий военнослужащих показаны в средней (по строкам) части табл. 3.

Таблица 3

 

Потребности и возможности обновления военной организации РФ

Категории в/служащих годы2009201020112012
Всего в ВОГ, в т.ч.1552137413261326
Офицеры515450289250
Прапорщики (мичманы)232504848
РМКС всего8058799531028
РМКС-К (по контракту)326347369390
РМКС-П (по призыву)479532584638
Доля контрактников в РМКС, %41403938
Потребности обновления, тыс. чел. ежегодно
 Офицеров20202020
 Прапорщики (мичманы)9222
 РМКС-К вар.1109116123130
 РМКС-К вар.255586365
 РМКС-П479532584638
Суммарно вар.1 617670748790
Суммарно вар.2563612729725
Вхождение юношей в 18-летний возраст843746669620
Вхождение юношей в ПК565500434415

 



В нижних двух строках показаны демографические данные о предстоящем вхождении юношей в 18-летний возраст и в состав ПК - с учётом освобождения по медицинским показаниям и другим причинам (по опыту прошлых лет, это составит около 33%).

Как следует из сопоставления нижней строки таблицы с суммарными потребностями, осуществить обновление военнослужащих военной организации РФ так, чтобы это соответствовало заявленным замыслам военачальников и нынешней ВКП, за счёт подрастающего поколения после 2009 года невозможно при любом варианте ВКП по отношению к контрактникам РМКС. Если учесть, что при осуществлении рассматриваемой нами ВКП другие ВВФиО могут обосновать невозможность их сокращения, подобного сокращению ВС РФ, то ситуация с нехваткой пополнения призывного контингента будет ещё хуже, чем показано в табл. 3.

Значит, прежде всего, ГОМУ Генштаба будет ориентироваться на выпускников вузов. Рассмотрим эти возможности. До недавнего времени в РФ было более 1000 вузов, из них 660 государственных. В вузы ежегодно поступали более 1 млн. чел. (из которых чуть меньше половины - юноши). Всего в вузах обучалось более 7,3 млн. человек, в государственных вузах - более 6 млн. Добавим к этому, что свыше 600 тыс. чел. (половина из них - юноши) ежегодно поступали и столько же заканчивали техникумы и другие учебные заведения среднего специального образования. Это значит, что в рассматриваемые нами годы до 2012 включительно практически каждый юноша после окончания средней школы будет иметь возможность поступить в вуз или техникум. Более того, юношей, закончивших среднюю школу, будет меньше, чем мест в учебных учреждениях. Следовательно, ещё и поэтому большинству выпускников гражданских вузов, которые пользуются сейчас правом на учебную отсрочку, грозит призыв.

Причём служить им придётся на второстепенных солдатских должностях в подчинении у командиров-контрактников, не имеющих высшего образования, или самим становиться сержантами, служащими по призыву, не зная этой службы и не имея знаний для обучения других. Многие юноши обоснованно считают такую службу небезопасной, бесперспективной, бесполезной с точки зрения боеспособности войск, и практически для всех она означает значительный финансовый проигрыш семейного бюджета, а также потерю темпов карьерного роста.

Кроме трудностей призыва выпускников есть и другие аспекты. Некоторое время тому назад Минобороны объявило о таком элементе своей ВКП как выделение части "престижных" вузов в особую категорию, студенты которых будут учиться на военных кафедрах, а выпускники будут становиться офицерами запаса, но без обязательства (!) служить в армии. Это сразу же повысило коррупциогенность системы набора студентов в эти вузы. Самостоятельную борьбу за право попадания в заветный список вузов повели ректоры. В итоге (10) первоначально намечавшееся сокращение количество военных кафедр для таких вузов (с 235 их собирались сократить до 30-35) перешло в обратный процесс: вначале было решено оставить 68 военных кафедр (перечень вузов был опубликован), затем 109. Осуществлялось ли коррупционное взаимодействие чиновников, полномочных расширять перечень, и ректоров - можно только предполагать. А кроме того идёт процесс укрупнения "престижных" вузов за счёт поглощения других - более мелких и "обездоленных".
Возможно, кое-кто из разработчиков такой концепции ВКП уповал на наличие в РФ неисчерпанного призывного контингента (ПК). Действительно, в нынешнем ПК есть граждане, пользовавшиеся отсрочками, причём не только учебными, которые с начала 2008 года отменены. Но согласятся ли с такими замыслами граждане РФ?

Ведь если сейчас молодой трудоспособный отец, как правило, в состоянии принести в семью среднюю заработную плату (СЗП), размер которой превысил в РФ 17 тыс. руб./мес., то после его ухода в армию по призыву, жена с ребёнком на руках получит компенсацию в размере всего лишь 6 тыс. руб./мес., останется на год без мужа, а ребёнок потеряет воспитательное воздействие отца.

Правомочен вопрос: Не логичнее ли было добавить эти деньги нынешнему контрактнику, который ждёт - не дождётся конца контрактного срока, чтобы уйти из армии, дающей ему только 8 тыс. руб./мес.? И тем предотвратить его уход. Заодно раскошелиться и, сделав контрактную службу привлекательной для всех, ускорить набор контрактников и полностью отказаться от принудительного призыва в регулярные войска - по примеру Погранслужбы! Но на этот вопрос есть скрываемый от общества ответ. Он становится очевидным, если вспомнить об интересах структур, паразитирующих на противозаконных освобождениях и отсрочках, если учесть, например, что повесток молодым отцам можно разослать более 90 тысяч, а фактически надо будет призвать (такая сумма компенсаций была заложена в бюджете) только 25 тыс. человек. Значит, мздоимцы рассчитывают, что у 65 тысяч человек будут и желание, и возможность, и экономическая целесообразность откупиться. О методах вскрытия коррупционных замыслов и методах обоснования рациональных планов реформы системы комплектования сказано, например, в публикации (11).

Возможно решение проблемы за счёт сокращения общей численности военной организации РФ. Но об этом речи нет. Зато всё чаще звучат слова о том, что служба по призыву почётна и эффективна. Не возникнет ли вскоре предложение решить проблему за счёт удлинения продолжительности службы?

Есть и другие безответные вопросы. Насколько затормозится создание молодых семей и обзаведение детьми, в том числе выпускниками большинства гражданских вузов после того, как они осознают угрозы предстоящего их призыва в армию на второстепенные должности? Насколько возрастёт "утечка мозгов" за пределы России? И насколько затормозится реальное включение молодых специалистов в работу по специальности после того, как, закончив вуз, они проведут год в казарме? Как это отразится на общей экономике страны? Напомним, что даже в царское время лица с высшим образованием приглашались на военную службу всего лишь на полгода. Было понимание, что они нужнее на другом месте. И призывали их, главным образом, для соблюдения принципа всесословности военной службы (12). А в нынешней России система "престижных" вузов ведёт к расслоению молодёжи.

Перед стартом предыдущей ФЦП, когда представители общественности обоснованно настаивали на том, чтобы денежное довольствие контрактников на 10-20% превышало СЗП, руководство Минобороны добилось резкого увеличения надбавки не лицам РМКС, решающим проблему своего трудоустройства на "рынке труда", а офицерам центрального аппарата. В итоге такой ВКП материальный стимул к заключению контракта был подорван. Именно низкое денежное довольствие и привело к срыву ФЦП.
На уровне денежного довольствия ниже СЗП в период осуществления ФЦП пребывали не только контрактники РМКС, но и младшие офицеры ВС РФ. Это подорвало их представления о справедливости, привело к экономическим правонарушениям и к массовым увольнениям. А в Погранслужбе отток молодых офицеров прекратился!

Сейчас в рамках нового этапа военной реформы нам говорят, что найдены резервные финансовые средства для предотвращения оттока нужных армии офицеров из воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство. И ещё - что совсем не надо дополнительных средств из бюджета для сохранения таких надбавок (премий) офицерам в будущем. Так ли это? Рассмотрим финансовую составляющую ВКП подробнее.

Сегодня на финансовую составляющую ВКП оказывают влияние две реализуемые в настоящее время программы. Во-первых, это намеченное в рамках реформирования военной организации государства сокращение личного состава (13) По скудным данным, которые поступают из Минобороны РФ в СМИ, (само Минобороны до сих пор официально это не подтвердило), намеченное сокращение высвободит денежные средства для реализации второй программы, согласно которой для повышения привлекательности военной службы решено существенно увеличить ежемесячное денежное довольствие офицеров (14).


Расчётные показатели численности и денежного довольствия военнослужащих ВС РФ на 2008 и 2012 годы представлены в табл. 4. Таблица отражает результаты исследования динамики расходов Минобороны РФ при переходе к новой численности личного состава и новым окладам офицеров. Базой для исчисления индивидуального ДД военнослужащего конкретного звания взят приказ Минобороны РФ от 1 февраля 2008 года N 35. На основании указанных в приказе данных рассчитаны размеры ДД военнослужащих всех званий и должностей. Величина ДД, используемая в таблице, вычислена как среднее значение. Новые повышенные размеры денежного довольствия взяты из публикаций в СМИ. Количества военнослужащих одного звания взяты также из СМИ либо получены при помощи вспомогательных расчётов.

Таблица 4

 

Расчет численности и денежного довольствия военнослужащих ВС РФ

Воинские званияДД 2008 г. тыс. руб. в мес. на одногоНа конец 2008 г.ДД 2012 г. тыс. руб. в мес. на одногоНа 2012 г.
Кол-вочел.ДД в год на всех млн. руб.Кол-вочел.ДД в год на всех млн. руб.
Всего 1134000137305,3 100000205729
Генерал армии73,876,2210718
Генерал-полковник70,85042,52001843
Генерал-лейтенант:в ЦАне в ЦА 49,730,541050360161,429,8131,61801362511129424054
Генерал-майор:в ЦАне в ЦА 37,727,9640120520228,754,3174,41607256066513921151277
Полковник:в ЦАне в ЦА 30,424,0256651800238657530,8656,66874,21409114890822415311149513816
Подполковник:в ЦАне в ЦА 25,121,18867829738570522620,8897,221723,61201500012501375021600180019800
Майор:в ЦАне в ЦА 23,019,599550130008655023877,9359120286,91002500062501875030000750022500
Капитан18,39000019725904000043200
Старший лейтенант17,2300006178,5804500043200
Лейтенант16,419000374465120009360
Младший лейтенант15,010001805030001800
Старший прапорщик:в ЦАне в ЦА 16,815,073500100072500132212021301915 1510000010000179601796
Прапорщик:в ЦАне в ЦА 15,814,173500100072500124621891227314,1 14,110000010000169301693
Старшина-К13,28514182013,285141819
Старший сержант-К12,91451770012,914517700
Сержант-К11,958000114711,9580001147
Младший сержант-К11,6011000153111,60110001531
Ефрейтор-К10,4276000950810,4297000121353
Рядовой-К9,66101345117489,6613434215573
Старшина-П0,6053400250,605800058
Старший сержант-П0,5510000660,5517000112
Сержант-П0,49525500151,50,49525000148
Младший сержант-П0,44463002450,4464000338
Ефрейтор-П0,3851551007170,385198000915
Рядовой -П0,31857006690,3258000930

 

 


Анализ расчётных данных, представленных в табл. 4, показывает следующее.

1. Изменения, предлагаемые Министерством обороны (резкое сокращение числа офицеров и прапорщиков), не приведут к высвобождению денежных средств, достаточных для обеспечения выплаты всем офицерам повышенных окладов. При попытке распространить высокое ДД на всех офицеров потребуется резкое увеличение общих расходов Минобороны РФ на военный персонал - в 1,5 раза. Однако дополнительных средств на денежное довольствие в бюджете не предусмотрено. Значит, ДД повысят не всем офицерам, которые будут служить в 2012 году.

2. Судя по выступлениям военачальников, ежемесячное ДД лиц РМКС не будет увеличено ни на рубль. Следовательно, не будет самого важного аргумента для повышения привлекательности военной службы для контрактников - достойного денежного довольствия. А значит, уже сейчас закладывается почва для невыполнения ФЦП по сержантам. В то же время сержанты нужны в армии для воспитания и обучения солдат, так как к 2012 году количество офицеров будет резко сокращено, и они уже не смогут выполнять эти функции.

3. Как следствие, провозглашённая авторами "Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года" цель - сделать военнослужащих по контракту средним классом страны с денежным довольствием, превышающим на 25% среднюю зарплату по стране, - не будет достигнута. Повышенное ДД будет выплачиваться не всем, что и запланировано на 2009-2011 годы. Расчёты показывают, что денег, высвободившихся в результате организационно-штатных мероприятий Минобороны, может хватить на увеличение денежного содержания в указанных размерах не более чем 25% офицеров в их численности на 2012 год.

Выводы:

Заявленная и уже осуществляемая в России ВКП должна быть уточнена. Она ориентируется в нужном направлении, но делается это с искажениями даже тех взглядов, которые были утверждены В.В. Путиным. Нет и должного учёта интересов общества. Если не будет её корректировки, осуществляемая реформа не будет соответствовать основным принципам сбережения народа и консолидации нации, не способствует обеспечению обороноспособности страны и содействует коррупции.

По-прежнему приходится констатировать: в случае продолжения нынешней военно-кадровой политики ситуация чревата ростом социальной напряжённости в обществе и даже социальным взрывом.



________________________________________________________________________________
1. Цымбал В.И., Кардашевский Н.И. Военно-кадровая политика государства как фактор, влияющий на сбережение нации и экономику страны // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 3. Часть II. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - С. 485-491.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года // Правовая система "Консультант Плюс".

3. Цымбал В. Очередной этап реформы системы комплектования военной организации РФ: обобщенная военно-экономическая оценка // Экономико-политическая ситуация в России. Март 2008 года. - М.: Институт экономики переходного периода, 2008. - С. 53-59.

4. Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2008 года N 1016-р.

5. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 года N 621

6. "Стратегия социального развития ВС РФ на период до 2020 года". См.: Приложение N1 к приказу Министра обороны от 28 апреля 2008 г. N 241; Военный железнодорожник. NN 19 и 20. 2008.

7. Например: Общее количество Вооруженных Сил РФ и численность командного состава см.: Барабанов М. Реформа боевого духа // Власть. - М., 2008. - N 41, 20 октября.

8. Актуальные задачи развития Вооружённых Сил Российской Федерации. Доклад на совещании руководящего состава ВС РФ под руководством Верховного Главнокомандующего ВС РФ 2.10.2003 г. - М.: Минобороны, 2003.

9. The Military Balance 2008. The International Institute for Strategic Studies. February 2008. - P.205-221.

10. От редакции: Бронь крепка // Ведомости. - М., 2008. - N 131, 17 июля.

11. Цымбал В. Методология и опыт оценки результативности и некоррумпированности программ, направленных на решение проблем, по-разному значимых для общества и государства // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. Сборник научных работ. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - С. 71-78.

12. Устав о воинской повинности. Вильна, 1874. С.3-4. (См. также В. Крылов, А. Жарский. Николай I: "Когда настанет минута воззвать мне к России, она станет та же, как была в 1812 году". С.19-24).

13. Литовкин В. Публичный день генерала Макарова. Начальник Генерального штаба гарантировал успех военной реформе // Независимое военное обозрение. 17 декабря 2008 года.

14. Соловьев В. Полное собрание сочинений Минобороны на заданную тему // Независимое военное обозрение. 12 декабря 2008 года; Баранец В. Что ждет российскую армию после военной реформы // Комсомольская правда. - М., 2008. - 2 декабря.

Цымбал В.И. - д.т.н., профессор, зав. лабораторией ИЭПП

Трофимова Е.В. - к.и.н.

08.10.2009,
www.viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован